Конспект открытого занятия по теме: «Приобщение детей старшей группы к истокам народной культуре через игровые и творческие формы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ахмадова Элина Жамалаевна

Данное ООД направлено на приобщение детей к истокам русской культуры через игровые и познавательные активности. Способствует формированию интереса к народной культуре и воспитывает любовь и уважение к традициям русского народа, к труду. Программа также мотивирует детей на сохранение и продолжение этих традиций и способствует развитию дружеских отношений между детьми и трудолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_1.docx129 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»

дошкольное отделение детский сад №51

(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад Nº51)

Конспект открытого занятия по теме:

«Приобщение детей старшей группы

к истокам народной культуре

через игровые и творческие формы»

Составил:

Воспитатель Ахмадова Элина Жамалаевна

Горки-10, 2023 г.

Цели:

  1. Приобщение детей к истокам русской культуры.
  2. Формирование интереса детей к народной культуре через игровые и познавательные активности.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с культурным наследием русской культуры – народно-прикладным искусством.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа, к труду.

3. Мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций;

4. Способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

Ход ООД

Сюрпризный Момент: воспитатель включает народную музыку.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас особенное занятие- квест! Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир народной культуры. Готовы к приключению? (Дети отвечают)

Воспитатель:

- Первый этап квеста, это «Поиски сокровищ». Перед вами лежат кружочки трех разных цветов, возьмите кружок и сейчас мы разделимся на три команды, по цветам. Первыми я приглашаю всех, у кого красные кружочки. А теперь у кого желтые. Ну и теперь команда «Зеленых».

Теперь у нас три команды и я сейчас каждой команде раздам конверты с заданиями. Встаем в кружок и все внимательно смотрим на задание – на нем изображен тот предмет, то сокровище, которое вам предстоит найти! Раньше его в группе не было!

Сразу скажу, все сокровища спрятаны в группе, в игровых уголках мальчиков и девочек. И еще, вы команда разведчиков – а это значит, что все задания вы выполняете тихо, незаметно, что бы никто не услышал!

Итак, все ознакомились с заданиями? Всем понятно какое сокровище ищет ваша команда? Запомнили условие, тихо ищем, тихо приносим и кладем на мой стол сокровище. И садимся на свое место. Сейчас заиграет музыка и команды отправляются на поиски.

Помните, что у каждого из вас есть свое уникальное сокровище. Вперед, ищите!

(Дети под музыку ищут предметы и приносят, подготовить стол для предметов)

Воспитатель:

Отлично, разведчики! Давайте делиться знаниями!

  1. Знакомство с сокровищами (5-7 мин), по одному ребенку от команды.

Воспитатель:

- Расскажи, какое сокровище вы нашли.

Ребенок:

- Мы нашли валенки – это зимняя обувь. Очень теплая и удобная.

- Правильно, валенки – это обувь, теплые, зимние сапоги. Они служили нашим предкам надежной защитой от холода. Они отлично сохраняют тепло, не промокают и прекрасно вентилируют ногу. Валенки создаются из овечьей шерсти. Сам процесс создания валенок очень трудоемкий. Сначала нужно собрать шерсть, для этого нужно специальными ножницами состричь шерсть с овец. Затем эту шерсть очистить и размять, пока она не станет мягкой. Раньше это делали вручную, а сейчас использовать специальные станки. После чего материал помещали в горячий соленый раствор на некоторое время, а потом надевали на форму для обуви и сбивали валиками до нужного размера. Валенки изготовляются без единого шва. Сейчас валенки украшают различными узорами и крепят резиновую подошву, что бы они не намокали во время слякоти. А раньше их можно было носить только в морозы, когда снег был «сухой».

Скажите мне пожалуйста, каким свойствами обладает валенок, то есть какой он? (дети отвечают мягкий, теплый, удобный, красивый)

Второй ребенок:

- Это платок. Его носят на голове или на плечах. Он согревает голову и тело в холодную погоду. А еще он очень красивый.

- Правильно, это павловопасадский платок, он так называется по названию города, в котором его изготавливают. Этот город называется Павловский Посад - город на берегу реки Клязьмы, недалеко от Москвы. В чем красота Павловских платков?

Платок славится своими насыщенными узорами и мотивами, отражающими природу, цветы и национальные традиции

Чем украшены платки, какими цветами? Совершенно верно, раскинув перед собой платок, вы увидите дивный садовые цветы, чаще всего яркие розы. Цветы как будто лежат в ярких зелёных ласточках и дополняют их мелкие цветы: голубые, сиреневые. Какого цвета бывают платки? Цвет фона у платка может быть бардовым, кремовым, зеленым и т.д.

Вся красота родной природы перенеслась на платок. Павловские платки известны во всем мире.

Скажите мне пожалуйста, каким свойствами обладает платок, то есть какой он? (дети отвечают мягкий, теплый, удобный, красивый)

Ребенок:

- Это – Матрешка. Это яркая, красивая игрушка и она непростая, в ней спрятаны еще другие.  

Воспитатель:

- Действительно, Матрешка – это игрушка с сюрпризом. Внутри самой большой Матрешки может прятаться до 8 меньших размеров. Я вам немножко расскажу о происхождении Матрешек. Они впервые появились в России в конце 19 века и сразу стали популярными. Одна из особенностей матрешек – это форма, внутри каждой большей куклы скрываются еще меньшие. Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать». Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена. Это имя очень любили на Руси. С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой. Традиционная роспись матрешек часто включает в себя яркие цвета, цветочные узоры и элементы национального орнамента.

3. Игра в русскую народную игру (3 мин):

Воспитатель: В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. А еще играли в разные народные игры. Что-то и мы с вами засиделись. Давайте поиграем. Ребята, следующий этап квеста – это сыграть в народную игру. Строимся на коврике в пары. Игра называется «Ручеек»

Отдохнули? А я знаю народную мудрость: «Играй, играй, да дело знай». Давайте и мы с вами займемся делом. Возвращайтесь на свои места.

4. Отгадывание отрывков из народных сказок (5 мин):

Воспитатель:

- И вновь интеллектуальный этап нашего квеста. Я сейчас зачитаю вам отрывки из народных сказок, а вы отгадайте название и назовите персонажей из народных сказок. Давайте сделаем это вместе!

Отрывки:

  1. Дед бил, бил -

Не разбил.

Баба била, била -

Не разбила.

(русская народная сказка "Курочка Ряба")

2. А Машенька из короба:

- Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке.

(русская народная сказка "Маша и медведь").

3. А зайчик говорит:

- Как же мне не плакать?

Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

(русская народная сказка "Заюшкина избушка").

  1. Я мышка-норушка, а ты кто?

- А я лягушка - квакушка.

Ступай ко мне жить.

Стали они жить вдвоем.

(русская народная сказка «Теремок»)

  1. Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком.

(русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")

  1.  Прорубил лёд, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

- Вот уха будет сладка.

(русская народная сказка "По щучьему веленью").

  1. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.

- Яблоня, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего лесного яблочка.

(русская народная сказка "Гуси - лебеди").

  1. . Козлятки отопрут дверь и впустят мать.

Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

(русская народная сказка "Волк и козлята").

Молодцы, все верно справились с заданием. Переходим на новый уровень.

5. Отгадай мелодию (3 мин):

Воспитатель:

- Следующий этап нашего квеста - «Отгадай мелодию». Я сейчас буду включать различную музыку, а вы должны отгадать, современная она или народная. Но не словами, а движениями. Если звучит народная музыка – вы поднимаете руки над головой, делаете фонарики и качаете головой. А если современная – вытягиваете руки вперед и шевелите пальчиками. Слушаем музыку внимательно.

Отрывки музыки: 5 отрывков.

Великолепно, все справились с заданием.

Заключение (2 мин):

Воспитатель:

- Браво, мои маленькие исследователи! Вот и закончился наш маленький культурный квест. Сегодня вы не только узнали много интересного о народной культуре, но и отлично поиграли вместе. Мы прошлись по трём удивительным символам русской культуры: матрешкам, валенкам и павловопосадскому платку. Пусть эти национальные сокровища будут вдохновением для нас, сохраняя традиции и красоту родной страны и наши сердца всегда будут наполнены любовью к родной культуре!

Давайте поаплодируем друг другу! До новых встреч в мире народных традиций!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшей группы На тему: «Удивительное яйцо»

Конспект открытого занятия по ФЦКМ для детей старшей группыНа тему:  «Удивительное яйцо»Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расш...

Конспект открытого занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в сфере дорожного движения Тема: «Прогулка по городу»

Цель: Знакомить детей с назначением дорожных знаков: «Пешеходный переход». «Осторожно, дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Остановка п...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой город Тихвин – моя малая Родина»

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Воспитание...