Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к традициям и обычаям родного края»
методическая разработка

Жидкова Ирина Васильевна

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов на тему:

«Приобщение дошкольников к традициям

и обычаям родного края»

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами  надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

 Дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий.

Работу по приобщению детей к родному краю необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, краю.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание должны уделять знакомству с русской народной избой. Проводить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызвать интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал - предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии, подготовленные родителями, который в последующем должны использовать в работе с детьми в приобщении к народной культуре края. Знакомить детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой, как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством, народным промыслом. Изготовлять игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным нам народным промыслам, а затем организовывать выставки детского творчества.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому игры как нельзя лучше подходили для знакомства детей с родным городом, его достопримечательностями. Во время игр дети знакомились с такими понятиями, как уважение, любовь к родному городу, любовь к своей семье, своему дому. Во время организованной образовательной деятельности дети знакомятся  с жизнью города, горожан, узнают о том, что Благодарный славен своей историей, традициями, достопримечательностями,

памятниками, знаменитыми людьми.

Беседы и экскурсии, по принципу от простого к сложному, от

знакомого к неизвестному. Начинать с территории детского сада, с того

места, которое знакомо и близко дошкольникам. Дети узнают о том, кто

делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на

территории, для чего это делается. Они узнают, сколько труда и сил

вложили сотрудники детского сада в свою работу.

Далее диапазон экскурсий необходимо расширить. Гуляя по городу вместе с родителями, дети получат положительный эмоциональный настрой, увидят красоту города, важность, значимость труда горожан для его процветания, у них расширятся знания о родном городе, представления о профессиях горожан, уважение к результатам их труда, к подвигу

советских солдат, защищавших Родину во время ВОВ.

Участие воспитанников группы в проводимых мероприятиях, посвященных Дню Победы, стимулирует развитие гражданской позиции,

сопричастности к судьбе малой родины, закладывает предпосылки

гражданских качеств. Использование различных методов и приемов,

разнообразных форм работы, позволяет обобщить и систематизировать

знания детей о родном городе, о правилах поведения на городских улицах, в

общественных местах, подвести дошкольников к пониманию того, что любовь к родному городу на деле, а не на словах, - это, прежде всего, стремление быть заботливым и неравнодушным хозяином. Формирование

патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с

семьей. Родители должны принимать участие в организации экскурсий по родному краю, краеведческий музей, в организации «Мини-музеев». Изготавливать своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.

Организация совместных творческих домашних заданий - создание

фотоальбома «Мой город и я», выращивание комнатных цветов для группы,

придумывание и изображение герба своей семьи, объединит  родителей и

детей, обогатит общение между ними и доставит радость. С родителями проводить беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к народной культуре.

Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи, как проводника социализации. Совместно с родителями, приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

В результате дети должны получить первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей своего народа. Иметь представление о народных традициях и праздниках. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей малой Родины.    Я глубоко убеждена, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.

Для участия в мастер-классе я приглашаю желающих педагогов.  -

1. А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Поздороваемся».

Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.

2. Разминка «Мудрые мысли»

На столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка).

 «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).

«Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Нет места милее родного дома» (Цицерон).

 «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

 «Своя земля и в кулачке родная»

«Уважай отца и мать будет в жизни благодать»

( Собрав высказывания педагоги выразительно читают их)

Молодцы, справились с заданием!

3. Девицы-красавицы отвечаем на мои вопросы (тренинг):

- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);

- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);

- Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);

- Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);

- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);

- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);

- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг, наслаждение)

4 Игра «Жаворонок»:

По читалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие и бегает в нём. Все говорят:

- В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине, прятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт, будет весел целый год.

Играющие закрывают глаза, «Жаворонок» выбегает за круг и осторожно кладёт колокольчик за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

5. Упражнение «Наполним душу ребѐнка»   

        Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.  А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребѐнка.  

            Педагог кладѐт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким.  Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе,  любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)  

Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребѐнка.  

6. Рефлексия. В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного.

Сегодня я узнала, что…

Было интересно…

Я выполняла задания…..

 Я поняла, что ….

Я приобрела…

У меня получилось….

Я попробую….

Меня удивило….

Мне захотелось….

Спасибо вам за внимание и общение! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Русские народные подвижные игры   просто необходимы детям дошкольного   возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер- класс для воспитателейна тему:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»...

Семинар для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ РУССКОГО НАРОДА»

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.Задачи: воспитывать патриотические чувства; воспитывать позитивные отношения к народному творчеству; пополнять копилку народных игр, загадо...

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Народные традиции в системе воспитания и празднования народного праздника «Широкая масленица» с дошкольниками»

- демонстрация игровых технологий в системе воспитания и празднования праздника «Широкая масленица» на основе традиций народа...

Мастер- класс для педагогов по теме Знакомство дошкольников с нетрадиционными техниками лепки.

Цель:- учить педагогов нетрадиционным техникам лепки и их использование в работе с детьми...