Проект по патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай"
проект (средняя группа)

Сидоренко Юлия Александровна

Проект по патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_2.docx994.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

По нравственно - патриотическому

воспитанию

http://primwiki.ru/images/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%BB_156.jpg

                                                                                Подготовила проект:

                                                                                воспитатель

                                                                             Сидоренко Юлия Александровна

Название проекта: «Родной свой край люби и знай».

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: в течение года. 

Возраст детей: 4-5 лет

Участники проекта:

  • Воспитанники средней группы;
  • Воспитатели группы;
  • Специалисты ДОУ;
  • Родители воспитанников.

Актуальность:

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  • обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  • формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта:

«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ».

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города  и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема.

Дети не задумываются о том, что край, в котором они живут – это их малая Родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Обоснование проблемы:

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Патриотизм начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Но следует помнить, что патриотическое воспитание – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родине. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. И эта работа даст больший эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту деятельности. Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников. По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы  разработали патриотический проект «Родной свой край люби и знай», целью которого стало формирование чувства патриотизма у детей среднего возраста.

Любить Родину – значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, города, мы тем самым формируем глубокую привязанность к малой Родине , чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше чувствовать родной город и край, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Гипотеза.

Если в воспитательно – образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомлённость в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Воспитывать у ребёнка любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер. Пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

Уточнить и закрепить знания детей о родном городе, крае;

Проведение бесед с детьми о Приморском крае;

Знакомство с Красной книгой Приморского края;

Оформление и рассматривание фотоальбома:  «Уссурийская тайга» (заповедники, животные, растения);

Рассматривание папок:  «Мой любимый город Артём», «Край в котором я живу»;

Знакомство с картой Приморского края.

«Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать основы национального самосознания;

Прививать любовь к родному городу,  краю;

Развивать эмоциональную сферу ребенка;

Развивать память, внимание, речь.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Лепка и рисование животных и птиц  Приморского края;

Создание аппликаций, коллажей на тему наш край, город, Уссурийская тайга;

Создание папки рисунков «Наш город и край»;

 «Речевое развитие»: 

Беседы с детьми на темы:  «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья», «Дом в котором я живу», «Мои друзья», «Мой город», и т.д.;

Знакомство с творчеством детских писателей о Родине

Составление творческих рассказов;  

Рассматривание иллюстраций;

Описывание животных и растений  Приморского края;

Разучивание стихотворений о родном городе, крае, Уссурийской тайге, животных и растениях.

«Физическое развитие»:

 Совершенствовать навыки выполнения основных видов движений;

 Способствовать общему укреплению здоровья детей:

Улучшать функции внешнего дыхания, осуществлять профилактику нервно-эмоционального напряжения.

Цель:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, городу, детскому саду,  своей семье;

Формирование духовно-нравственных ценностей.

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи:

  • Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и  словарный запас.
  • Развивать представление детей  о значении семьи в жизни ребёнка, вызывать интерес к истории семьи, с которой начинается любовь к родному краю;
  • Формировать потребность в приобретении новых знаний о себе, семье, родном крае, городе, детском саде;
  • Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Воспитывать у детей любовь  к родному городу, краю.

Предполагаемый результат:

 Для воспитанников:

  • Расширение знаний о родном городе и крае, его истории и культуре;
  • Формирование устойчивого интереса к малой родине, уважение к землякам, потребность в сохранении красоты родных мест;
  • Воспитание у детей любви и привязанности к родному городу, краю;
  • Воспитание чувств патриотизма.

Для родителей:

  • Повышение активности родителей в получении информации о своей малой родине;
  • Достижение взаимопонимания и, как следствие этого, достижение эффективного сотрудничества в ходе совместной работы.
  • Беседы с родителями о важности данной проблемы
  • Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
  • Изготовление семейных альбомов
  • Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
  • Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Приморского края ”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края»

Для педагогов:

  • Приобретение опыта самостоятельного выбора творческо - исследовательской деятельности, оценки и самооценки полученных результатов;
  • Повышение репутации педагогов и имиджа ДОУ.

Для всех участников образовательного процесса:

  • Создание необходимых условий для организации совместной деятельности детей, педагогов и родителей;
  • Выстраивание партнёрских отношений с семьёй в вопросах патриотического воспитания.

Предварительная работа:

  • Знакомство с картой Приморского края;
  • Рассматривание иллюстраций о родном городе, крае;
  • Просмотр иллюстраций и  проведение бесед о природе и животном ми-           ре Приморского края;
  • Чтение и разучивание стихов и  рассказов о Приморском крае и природе Приморья;
  • Загадывание загадок о животных и растениях родного края;
    Просмотр презентации об Амурском тигре, Уссурийской тайге.
    Дидактические и подвижные игры: («От какого дерева лист?»,  «Что лишнее?»,  «Отвечай правильно»,  «Листопад»,  «Мы – деревья», «Солнышко и дождик», и т.д.)

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор исторической литературы,
  • подбор произведений русского народного творчества,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка разного вида бросового материала
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические игры,
  • выставки книг, рисунков, поделок,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)

Этапы реализации проекта:

I Этап: организационно - диагностический.

Цель: мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив;

установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей;

составление перспективного плана мероприятий;

подготовка к проведению мероприятий.

  • На первом этапе разрабатывается паспорт проекта, определяется его цель и основные задачи. Определяются  участники проекта - воспитанники средней группы, педагоги,  родители.  
  • Определяется содержание проекта, разрабатывается перспективное планирование по работе с детьми, составляется  план взаимодействия с родителями.
  • Создаётся наглядная информация для детей и  родителей:

II Этап: формирующий (основной).

Цель: Создание  эмоционально - благополучной  атмосферы дома и в детском саду. Формирование  у детей интереса  к родному городу, краю.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, изготовление наглядного материала.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводили занятия  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с малой родиной.

Непосредственно – образовательная деятельность:

  • «Труд взрослых в детском саду»
  • «Моя семья»
  • «Мой родной город»
  • «Животные Уссурийской тайги»
  • «Край, в котором я живу»
  • «Морские обитатели»
  • «Знакомство с Красной книгой Приморского края»

Творческие рассказы:

  • «Моя семья»
  • «Как я помогаю дома»
  • «Что мы делали в детском саду»
  • «Город, в котором я живу»

Беседы:

  • Беседа «Кем работают мои родители»
  • Вечер загадок о растениях, животных, птицах родного края
  • «Где родился, там и пригодился»,
  •  «Чем помочь родному городу?»,
  • «Достопримечательности родного города»,
  • «Улочки - закоулочки.
  • Заучивание стихов

Познавательная деятельность:

  • «Что такое детский сад? »
  • «Животный и растительный мир родного края»
  • Чтение стихов и небольших рассказов Приморских  писателей.
  • Чтение пословиц и поговорок о малой  Родине, загадки.

Оформление игротеки дидактических игр:

  • «Давайте познакомимся»
  • «Клубочек»
  • «Ищем клад»
  • «Назови друзей леса»
  • «С какого дерева лист»
  • «Кто лишний?»
  • Когда это бывает?»
  • «Кому что нужно для работы?»
  • “Узнай, где я нахожусь?»
  • «Собери картинку»,
  •  «Бабушкин сундучок»
  •   «Город будущего»
  • «Мой край родной»
  •  «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Идём в детский сад»
  • «Семья»
  • «Магазин»
  • «Больница»
  • «Пожарные»
  • « Экскурсия по городу»

Подвижные, речевые игры:

  • «Путь-дорога»
  • «Ты мне, я тебе»
  • «Доскажи словечко»

Игры-драматизации по сказкам:

  • «Репка»
  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Козлята и волк»
  • «Три медведя»
  • «Волк и семеро козлят», и др.

Строительная игра:

  • «Дом в котором я живу»
  • «Мебель для дома»
  • «Наша улица»
  • «Большой мост»

Экскурсии:

  • По детскому саду
  • Вокруг детского сада
  • По улице, на которой находится детский сад

Организация уголка краеведения в группе:

  • Изготовление альбомов с фотографиями города и семьи
  • Подбор иллюстраций и литературы по тематике «Моя малая Родина»

Труд:

  • «Трудовой десант» детей и родителей на территории детского сада (уборка мусора, благоустройство участков д/с)

Ручной труд

  • Поделки из овощей и фруктов
  • Изготовление макета «Мой город»

Художественное творчество:

  • Лепка: животные, птицы нашего города
  • Рисование: «Моя семья», «Мой дом» и др.
  • Аппликация: изготовление подарков к праздникам
  • Изготовление коллажа «Природа родного края»

Здоровье и физическое развитие:

Спортивные развлечения, праздники

  • «Мама, папа, я – спортивная семья»        
  • Альбом-эстафета «Здоровая семья - здоровые дети»
  • Неделя здоровья

Беседы

  • «Полезные привычки»
  • «Лечебный чай»

Взаимодействие с родителями:

  • Участие в выставках плакатов, рисунков, фотокомпозиций; конкурсах
  • Помощь в организации экскурсий
  • Семейный досуг «Вечер дружной семьи»
  • Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства»
  • Подготовка электронных презентаций для детей

Открытое мероприятие:

Интегрированное занятие по теме:  «Край мой любимый»

 III Этап: обобщающий  (заключительный)

Цель: Проведение мониторинга по результатам проектной деятельности, анализ и подведение итогов работы.

IV Этап: Рефлексивный. (подведение итогов)

В ходе реализации проекта удовлетворяется потребность детей в получении знаний о своём родном городе. У них появляется чувство осознанной радости, гордости за свой город. Происходит это благодаря разнообразным формам работы с детьми, их родителями и педагогами детского сада. «Подлинные встречи» с культурным наследием города помогают раскрывать интеллектуальные и творческие способности детей, у них формируются некоторые суждения и оценки, характерные для данного возраста.

У детей наблюдается:

  • Рост познавательной активности;
  • Повышение качества усвоения знаний о родном крае;
  • Повышение уровня социализации. Дети являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду.

Необходимые условия реализации проекта:

  •     Интерес детей и родителей;
  •     Методические разработки,
  •     Интеграция со специалистами детского сада.

Методы и приёмы

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения;
  • элементарный анализ;
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод проектной деятельности;
  • метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;
  • метод повторения – дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

Методы  коррекции и уточнения:

  • Повторения;
  • Упражнения;
  • Наблюдения;
  • экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

Метод обобщенного ответа на вопрос:

  • индивидуальная беседа;
  •  сравнительный анализ;
  • оценка;
  • разъяснение;
  • совместный поиск выхода из ситуации;
  • обсуждение способа действия.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор исторической литературы,
  • подбор произведений русского народного творчества,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • подготовка разного вида бросового материала
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  • дидактические игры,
  • выставки книг, рисунков, поделок,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  • Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
  • И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
  • Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
  • Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей  дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  • М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
  • Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
  • З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  • Материалы Интернет.

http://i03.fotocdn.net/s3/38/gallery_l/88/2399950629.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №33»

АРТЁМОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Интегрированное занятие

в средней группе

Тема: «Край мой любимый»

                                                               Воспитатель:

Сидоренко Юлия Александровна

                                                                     

Интегрированное занятие

 «Край мой любимый»

(Средняя группа)

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие », «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».  

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, художественная.

Возрастная группа: 4-5 лет

Длительность НОД: 15 - 20 минут.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Словесный (чтение, беседа);

2. Наглядный (демонстрация, показ);

3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная);

4. Аудиозаписи.

Область «Познавательное развитие»:

Цель:  Формирование  у детей представлений о родном крае.

Задачи образования:

Формировать представление детей о географических и климатических  особенностях   Приморского края;

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

 Задачи развития:

Развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.

Развивать внимание, образную память, мелкую моторику рук.

Закрепить знания о Красной книге Приморского края

Обобщить знания детей о растительном и животном мире Уссурийской тайги.

Задачи воспитания:

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Воспитывать умение замечать красоту родной природы в любое время года.

Планируемые результаты:

Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

 Словарная работа:

Уссурийская тайга, Красная книга, гималайский медведь, леопард, женьшень, лотос.

Предварительная работа:

Знакомство с картой Приморского края;

Рассматривание иллюстраций о родном городе, крае;

Просмотр иллюстраций и  проведение бесед о природе и животном мире Приморского края;

Чтение и разучивание стихов и  рассказов о Приморском крае и природе Приморья;

Загадывание загадок о животных и растениях родного края;
Просмотр презентации об Амурском тигре, Уссурийской тайге.
Дидактические и подвижные игры: («От какого дерева лист?», «Что лишнее?»,  «Отвечай правильно»,  «Листопад», «Мы – деревья», «Солнышко и дождик», и т.д.)

Материалы и оборудование:       

Магнитофон, аудиозаписи песен и музыки;

Карта Приморского края;

Картинки с изображением  животных Уссурийской тайги;

Трафареты листьев деревьев

Лист ватмана с изображением деревьев;

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в группу под песню «С чего начинается Родина?»

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними  поздороваемся (дети здороваются).

Воспитатель:

- А сейчас поздороваемся друг с другом и со всем, что нас окружает:

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка – Земля,

Здравствуйте, мои друзья.

Дети рассаживаются на стульчики.

Ребёнок читает стихотворение:

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина – это тоже Родина.

Воспитатель:  

- О чём это стихотворение?

Дети:

- О Родине.

Воспитатель:  

- Дети, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

- (Ответы детей)

Воспитатель: - Да, дети,  вы хорошо и правильно говорили, что Родина для вас - это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад,

город в котором вы живете, наш край.

Воспитатель:  

- Как называется край, в котором мы живем?

Дети: Приморский край

Воспитатель:

-  А в каком городе живём мы с вами?

Дети: в городе Артёме.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся  в путешествие по нашему родному краю. Нам посчастливилось родиться и жить в удивительном месте - Приморском крае.

Воспитатель: 

- Как вы думаете, почему он называется Приморским?

- (Ответы детей).

Воспитатель:

- Давайте  послушаем стихотворение  о нашем крае.

Ребенок читает стихотворение:

Над сопками солнце встает величаво,

Умывшись крутой океанской волной.

Здесь нового дня и исток, и начало.

К нам первым рассветы стучаться в окно.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я хочу проверить,  хорошо ли вы знаете свой родной край.

Викторина:

  1. Какие города есть в Приморском крае?

 (Находка, Уссурийск, Большой Камень, Владивосток).

  1. Как называется главный город Приморского края?

(город Владивосток).

  1. Как называются леса Приморского края?

(Уссурийская тайга).             

  1. Какие животные обитают в Приморском крае?                            

 ( тигр, соболь, бурый и гималайский медведь, пятнистый олень, леопард).

  5.    Какие растения растут в Уссурийской тайге?

(Амурский бархат, лимонник, кедр, женьшень)

Воспитатель:

- Ребята, я загадок много знаю и сейчас вам одну загадаю:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит.
Дети: (тигр)

Воспитатель:

Их осталось очень мало,

Ловят их и до сих пор.

Эту кошку все считают

Символом Приморских гор.
Воспитатель:

- Тигра называют хозяином Уссурийской тайги - это очень красивое животное. У него длинные когти, большие и крепкие зубы.  Тигр - это самая крупная кошка на Земле.  Он не боится воды, великолепно плавает. Он хорошо лазает по скалам, быстро бегает, высоко прыгает.

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами поиграем в д/игру:  «Отвечай правильно».
Отвечайте мне в ответ,
Слово «да» или слово «нет».
У него большие лапы?
Носит он пальто и шляпу?
У него огромный хвост?
А большой скажите рост?
Пьет какао по утрам?
Ест морожено без меры?
У него мясной обед?
Понимает нашу речь?
Мы должны его беречь?

Воспитатель:

 - Многие животные  нашего края занесены в Красную книгу. В книгу заносятся животные и растения, которых на земле осталось мало, и они могут исчезнуть совсем.

Воспитатель: 

- Ребята, а как вы думаете, почему такую книгу назвали Красной  и окрасили обложку в красный цвет?

- (Ответы детей)
Воспитатель: 

- Правильно, красный цвет обозначает опасность, поэтому люди должны беречь и охранять родную природу.

1 Ребенок читает стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2 Ребенок читает стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты,

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты,

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Воспитатель:

- Ребята, а какое сейчас время года?

Ответы детей: осень.

Воспитатель:

- Осень в нашем крае необычайно красива. Вы заметили, как красиво нарядились парки и улицы осенней листвой? Почему листочки становятся желтыми и красными, а затем опадают?

Дети: Становится холоднее, деревьям не хватает тепла и света,  они постепенно засыпают.

Воспитатель:  

- Погода у нас, то теплая и солнечная, то дождливая и ветреная.

- Давайте поиграем в п/игру:  «Солнышко и дождик».

(Проводится игра под музыку: «Солнышко и дождик).

 (после игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

- Ребята, давайте послушаем стихи, которые приготовили наши дети:

1 ребёнок:

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2 ребёнок:

Из жёлудя вырос дубок молодой,
Могу я верхушку потрогать рукой.
А годы пройдут, а годы пройдут,
И будет расти здесь развесистый дуб.

3 ребёнок:

Клён под солнышком купался,
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла,

 Все ладошки обожгла.

Воспитатель:

- О чём прочитали стихи наши дети?

Дети: о деревьях.

Воспитатель:

- Ребята, у вас под стульями лежат осенние листья. Возьмите их, рассмотрите и скажите, от каких деревьев эти листочки?

(дети берут листья и рассматривают).

Воспитатель:

- Какие это листочки?

Дети:

- Листья разные: кленовые, дубовые и березовые.

Воспитатель:

Я вам сейчас буду  загадывать загадки о деревьях, а вы будите поднимать нужный листочек.

Д/и: «От какого дерева листок?»

  1. За могучий рост и силу дерево мне это любо.

Ищут желуди ребята, под листвой большого….дуба

(ПОКАЗ ЛИСТИКА)

  1. В осень золотом одета, а зимою спит в морозы.

Белый ствол, как лучик света, у красавицы……береза

(ПОКАЗ ЛИСТИКА)

  1. Протянул ко мне ладошку – красный, солнцем озарен,

Только выше он немножко. Здравствуй, друг мой, добрый….клен

(ПОКАЗ ЛИСТИКА)

(листья убираются под стулья).

Затем обращает внимание детей на столы, на которых приготовлен лист ватмана с наклеенными деревьями - это «Уссурийская тайга», подносы с картинками животных Приморского края, клей для аппликации.

Воспитатель:

- Ребята, это макет Уссурийской тайги, но здесь чего-то не хватает, кто живёт в тайге?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Давайте попробуем создать аппликацию, слушая музыку, пусть она нам помогает в работе.

Дети выполняют аппликацию – коллективную работу:

 («Животные Уссурийской тайги»).

Воспитатель:

- Посмотрите, как красиво! Каких животных вы  использовали в аппликации? Давайте будем беречь животных и растения родного края, ведь они такие красивые, и тоже хотят жить и всех радовать!

Воспитатель:

Я живу в краю богатом:
Море, тигры и тайга,
Называется - Приморье!
Это Родина моя!

Посмотри, как он хорош,
Край, в котором ты живешь,
Край, наполненный свежей листвой,
Береги его, он твой.

                                       

Приложение №2

       Тема «Хозяин тайги»

C:\Users\Светлана\Desktop\работа\картинки\i (2).jpg

Конспект

по образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

Тема: Хозяин тайги

(средняя группа)

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие,  речевое,  физическое.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная.

Цель: в игровой форме познакомить детей с представителем дальневосточной тайги – уссурийским тигром и формировать заботливое отношение к нему.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закрепить у детей представление о диких животных.
  • активизировать словарь по теме «Дикие животные».
  • пополнить знания детей о тигре.
  • учить отвечать на вопросы полным ответом.
  • упражнять в образовании относительных прилагательных, в умении  согласовывать существительные с прилагательным.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию слухового, зрительного внимания.
  • способствовать развитию логического мышления.
  • способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики.
  • формировать правильное речевое дыхание.
  • закреплять правильное произношение звуков.

Воспитательные задачи:

  • стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
  • стремиться воспитывать уважение детей друг к другу.

Предварительная работа: НОД «Животный мир Приморья»; Дидактическая игра «Домашние и дикие животные», Беседа «Кто живет в лесу», Беседа «Как животные готовятся к зиме», Беседа «Мое Приморье», Чтение сказок   о животных,  рассказы и рисунки детей: «Животные леса», обсуждение ситуации: «Зачем животные меняют шубу?», разучивание песни  «У природы бесполезных нет».

Оборудование и материал: мольберт, магнитная доска, картинки диких животных (на всех детей), картинки тигрят (на всех детей), проектор, экран, ноутбук, магнитофон, красная книга, стаканчики для воды, кисточки, салфетки, краски медовые, карта, ёлочки, веточки, разрезная картинка.

Ход занятия

1.Вступительная часть

Организационный момент.

Воспитатель - Здравствуйте ребята. Сейчас у нас с вами будет интересное занятие-путешествие в лес для знакомства с дикими животными.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

Путешествие в тайгу

Воспитатель. Ребята, мы отправимся в путешествие в лес – этот лес необычный, его люди называют тайгой (Уссурийской тайгой).  Тайга — удивительное создание природы. В «зеленом океане» нашей Родины она занимает особое место, пройдем по местам, где обитает тигр. Сейчас мы с вами отправимся на вертолете в экспедицию в уссурийскую тайгу.

Занимайте свои места, пристегнитесь, мы взлетаем. А чтобы быстрее очутиться  в тайге, я вам загадаю загадку:

Дел у меня немало-   Я белым покрывалом 
Всю землю одеваю,    В лёд реки укрываю,
Белю дома, поля,     Зовут меня …(
зима)

Верно, ребята, это зима. Посмотрите какая она.(картинка зимы на экране) Ребята, а давайте вместе расскажем о том какая бывает зима. Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать:

  • зима может быть…(холодная, суровая, снежная,…)
  • мороз может быть …(сильный, трескучий,…)
  • снег может быть …(белый, пушистый, мягкий,…)

2.Основная часть.

Рассматривание  слайдов (деревья тайги)

Оглянитесь вокруг, вот мы и прилетели.  Давайте с вами внимательно рассмотрим, какие деревья встречаются в уссурийской тайге. (Кедр, сосна, лиственница, ель).

Воспитатель может задать другие вопросы по теме. (Например, чем отличается тайга от обычного леса? Каких деревьев в тайге больше? Почему деревья называются хвойными?)

Беседа о тигре ( рассматривание слайдов)

Здесь в знаменитой уссурийской тайге, ребята, живет тигр. Его любимые места обитания — горные кедрово-широколиственные леса. Особенно любит тигр леса со скалами, каменными нишами и пещерами. Здесь он охотится, с высоких точек обозревая свои владения.  Ребята, а вы знаете, что тигра называют хозяином уссурийской тайги. (Обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением тигра). Необычное это имя было дано еще в древние времена коренными жителями Дальнего Востока, удэгейцами, которые жили и охотились в уссурийской тайге. Они поклонялись дикой кошке по имени Амба, её  считали  мудрым, священным, неприкосновенным животным. Охотники никогда в нее не стреляли. Прошли годы, и дикая кошка получила от людей еще одно имя, которое все вы хорошо знаете — тигр амурский.

Амур — это большая дальневосточная река, в бассейне которой живет тигр. Тигр — символ богатства и красоты Дальнего Востока — гордо ступает по сопкам Сихотэ-Алиньского хребта, главной горной системы Приморского края.

На охоте тигр полагается на замечательно острое зрение и слух.  Он подкрадывается к добыче неслышно и прыгает. А если под лапой сучок хрустнет, всё, добыча убежит и тигр останется голодным. (воспитатель обращает внимание детей на слайд)

 Посмотрите пожалуйста, это карта нашего Приморского края. А кто знает, почему наш край называется Приморским?

Дети – рядом море.

Воспитатель – Наш край это земля при море. Отсюда и название – Приморский.  Берега края омываются водами Японского моря. Леса на территории нашего края напомню вам, называют уссурийской тайгой. Богат и разнообразен животный мир уссурийской тайги. Здесь живут разные звери. Скажите, а как можно назвать одним словом зверей, которые живут в лесу, тайге?

Дети – это дикие животные.

Воспитатель – Предлагаю вам, поиграть в игру кто живет рядом с тигром в тайге.

Дидактическая игра «Кто живет в тайге»

Воспитатель – Посмотрите, я для вас приготовила картинки диких животных, давайте их поселим в нашей Уссурийской тайге. Смотрите лес у нас по всему краю, на карте он обозначен зелёным цветом.  Встаньте полукругом, будем говорить по одному, не перебивать друг друга. Каждый по очереди называет животное и размещает его на карте.(например – волк – это дикое животное). Дети расселяют животных по карте, рассматривают слайды.

Воспитатель – Молодцы, смотрите, сколько зверей разных живет в тайге вместе с тигром.

Обратите внимание кругом огромные сугробы, нелегко, наверное, сейчас животным в лесу. А почему?

Дети – холодно, голодно им в лесу зимой.

Воспитатель – Да, верно. Трудно им зимой. Скажите, а что нужно животным в тайге, чтобы выжить?

Дети – тёплая шуба, хорошее зрение, хороший нюх.

Воспитатель – Верно, острый нюх очень помогает животным. Ведь если заяц вовремя не учует лису, то и не успеет убежать от неё. А чтобы и у нас носики хорошо дышали, давайте тоже подышим носиками.

Дыхательная гимнастика. Вдохните носиком глубоко, почувствуйте аромат ёлочки, выдохните через рот. Ещё раз вдохните и выдохните, и ещё раз вдохнули и выдохнули. Пахнет лесом? А ещё диким животным помогает умение ходить так, чтобы другие звери их не услышали, очень им это помогает. Чтобы зайцу быстрее убежать, тигру добычу поймать, тигр  ходит очень, очень осторожно.

А давайте и мы попробуем пройти по «тигриной тропе»  (небольшая часть пола длиной 2-3 метра и шириной 40-50см, на которой разбросаны веточки так, чтобы между ними можно было пройти, не наступив. Демонстрируя мягкую, крадущуюся походку, дети по очереди проходят по этой тропе. Задача – пройти так, чтобы не хрустнула ни одна веточка.) Идём друг за другом, мягко, как тигр.

И пришли мы с вами по тигриной тропе на полянку, пора бы, и поразмяться нам немного.

Физкультминутка «Мы – тигрята»

Воспитатель

– Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.

Прибежали все тигрятки                     Дети выполняют все движения, описанные в речёвке
И все начали зарядку –ррррр-               звук –р- произнося на выдохе.
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. –ррррр-
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.- ррррр-
Вот пришёл конец зарядке,
Улыбнулись все тигрятки.- ррррр-

Молодцы ребята, вам понравилась звериная зарядка?

Посмотрите-ка, а что здесь под ёлочкой? Похоже разрезанная картинка. Давайте вместе соберём её и посмотрим, кто получится.

Игра «Собери тигра» (дети на ковре собирают картинку большого тигра)

Давайте рассмотрим тигра. Расскажите, какой он.

Дети – тигр большой, полосатый, у него есть глаза, уши, хвост, лапы.

Воспитатель – да, верно. Посмотрите, какие у него сильные лапы. А знаете, что тигру полоски помогают в охоте, маскируют его. А вот интересное наблюдение: если у тигра уши вверх торчат- то тигр спокоен, если уши в стороны – значит, прислушивается, а если уши прижаты к затылку – тигр готовится к прыжку. А ещё тигра называют санитаром леса, он охотиться на слабых и больных животных. Давайте, посмотрим, как тигр живёт в тайге. Дети смотрят слайды на которых изображён тигр в своей среде – в тайге.

Беседа о Красной книге.

Несмотря на то, что тигр такой большой и сильный, но он тоже нуждается в нашей защите. Посмотрите, я хочу показать вам красную книгу. Это особая книга, в неё заносят животных, которых осталось очень мало. Они могут скоро исчезнуть с земли, если о них не позаботиться сейчас. Тигр тоже занесён в эту книгу охраны природы. Тигр большое и сильное животное, хозяин тайги, но его жизнь находится под угрозой. Браконьеры, убивают животных, наносят большой вред природе, а лесники всегда борются с браконьерами, защищают природу, тушат пожары, разрушающие жилище животных, следят за порядком в лесу.

Численность тигров увеличиться, если мы будем охранять, защищать их. И не только тигров, но и всех животных. И, конечно же мы с вами знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети – нельзя в лесу шуметь, разрушать гнёзда, рвать, топтать цветы.

Ребенок читает стихотворение:

Лесные правила.

      Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

     Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,  

     Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

     Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

     Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай  

     Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

      Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

      Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

     Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Творческий этап.

Воспитатель - обратите внимание на слайд – на нём тигр с тигрятами. А у нашего тигра тоже есть маленькие тигрята, вот они. (Воспитатель раздаёт детям картинки маленьких тигрят) Посмотрите на них, похожи они с большим тигром?

Дети – да, похожи, только у них нет полос и усов.

Воспитатель – Может быть это можно как-то исправить?

Дети – можно нарисовать красками полосы и усы тигрятам.

Воспитатель – Хорошо, давайте нарисуем. Проходите к столу, присаживайтесь. Но перед тем как начать работу подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель - пальчики приготовили, теперь приступаем к рисованию. Посмотрите на стол. Сейчас мы нарисуем нашим тигрятам полоски. Какие они будут?

Дети - горизонтальные, вертикальные, узкие, широкие.

Воспитатель - каким цветом будем рисовать полоски?

Дети - полоски будут чёрного цвета.

Воспитатель - я рисую тигрёнку горизонтальные и вертикальные полоски. У меня получился полосатый тигрёнок. А теперь приступаем к работе. Не забудьте: сидим ровно, спина прямая, кисточку держим правильно. (Дети рисуют полоски тигрёнку)

Воспитатель - Заканчиваем работу, приводим рабочее место в порядок. А сейчас подойдите ко мне. Молодцы, у вас получились замечательные тигрята, можно и выставку оформить, когда на ваших работах высохнет краска.

К сожалению, наше путешествие заканчивается.

3.Итог занятия.

Понравилось вам наше занятие-путешествие? Отвечайте полным ответом. Вам было интересно? Где мы путешествовали? Что нового вы ещё узнали о тигре? Как он ведёт себя, как охотиться? О каких ещё животных мы говорили? Как назвать всех животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

В заключении нашего занятия давайте встанем в круг, потрём наши ладошки, почувствуем их тепло, взявшись за руки. Мне было очень приятно с вами работать. В начале занятия мы дарили друг другу улыбки, и сейчас тоже давайте подарим друг другу улыбки и споем песню (мелодия песни «Улыбка»)

У природы бесполезных нет,   Все в лесу родном полезны и любимы,

И природу нашу охранять,      

Несомненно, дружно все должны мы.

И тогда, наверняка,   Будут жить в тайге всегда

Олененок и тигренок, и мышонок.

Будет каждому еда, И жилище и вода,  

И зверями лес наш будет полон.                           Спасибо!

Приложение №3

Конспект интегрированного занятия

в средней группе.

                    Тема: «Дикие животные Приморья -

                                  уссурийские тигры» 
Цель: Создать условия для эмоционального восприятия флоры и фауны Приморского края, дать детям знания о тигре: его внешнем виде, повадках, способе питания, месте обитания. Закрепить понятие «дикое животное», «хищник». Формировать представление о лесе, различать и называть деревья (береза, дуб, клен).
Активизировать речь детей: хищник, тайга Уссурийская, тигрята, тигрица.
Учить рисовать фигуру тигра, правильно передавая строение, пропорции тела. Закрепить цвет – оранжевый. Воспитывать аккуратность. Закрепить правила поведения в лесу
Воспитывать бережное отношение к природе , к животным ; развивать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа.
- Чтение стихотворений. Рассказов о тигре
- Рассматривание альбома «Дикие животные»
- Чтение загадок.
- Рассматривание следов животных
Подготовка
- Картина « Тигры»
- Слайды «Природа Приморского края»
- Аудиозапись « Голоса животных».
- Лабиринт «Следы».
- Загадка «Тигры»
- Листы бумаги
- Цветные карандаши.
Ход занятия:
Вос–ль: Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю. А называется наш край - Приморский.
(показ карты Приморского края )
Вос-ль:- Наш край расположен у берегов Океана. И большую его часть занимает горный хребет Сихотэ-Алинь. На сопках растут деревья. Какие деревья вы знаете?
Дети: Ответы.
Вос–ль: Все они растут в тайге, и называется она « Уссурийская», потому что в этих местах протекает река « Уссури».
(Просмотр слайдов с изображением таёжных пейзажей )
Вос-ль :Ребята, любите ли вы путешествовать?
Дети : Да.
Вос-ль : Зачем люди путешествуют?
Дети: Чтобы узнать что-то новое.
В-ль И сегодня мы превратимся в путешественников и отправимся в «Уссурийскую тайгу». (дети под музыку идут по « тропинке»)
Вос-ль :-Вот мы и в тайге. Деревья растут густо, сплошной стеной, под большими, высокими, деревца поменьше, внизу кустарник, а в просветах зеленеют травы. (показ слайдов с изображением густых участков леса ).
-А какой воздух! Закройте глаза, послушайте звуки леса и вдохните лесной аромат.
Вос-ль:- Пойдем дальше. (дети идут по тропинке, подходя к стенду с изображением животных)
Вос-ль: Ребята мы познакомились с богатым растительным миром Уссурийской тайги, но животный мир тайги тоже очень богат. В ней живут такие животные: лиса, белка, медведь, олень,
Сегодня я хочу вас познакомить с одним главным обитателем Уссурийской тайги. ( идут дальше по тропинке, под деревом сидит Лесовик)
Вос-ль :- Ребята, кто это под деревом сидит?
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я Лесовик – охраняю лес и смотрю за порядком.
Дети : - здороваются
Лесовик : Зачем пожаловали в мои владения.
Вос-ль: Лесовик, мы путешественники. Познакомились с растениями, которые
растут в тайге, и хотим увидеть ее главного обитателя, но вот не знаем кто он
Лесовик: Ну что ж я помогу вам, но нужно выполнить мои задания.
-Отгадаете загадку, узнаете кто этот зверь.
Зверь живет в лесу дремучем,
По - кошачьи не мяучит.
Для зверей тот зверь, что слон,
И рычит он, словно гром.
Зверь тот в желтую полоску-
Все равно зовется кошкой.
Дети :- ответы.
Лесовик: - правильно. У нас на Дальнем Востоке обитают Амурские тигры - редчайшие в мире звери. Их сохранилось всего 200 или 300 особей. Они занесены в Красную Книгу, куда попадают исчезающие виды растений и животных. (показ Красной книги Приморья )
Лесовик : -пойдемте дальше. Вот 2 задание – нужно узнать по голосу тигра среди других зверей. (Диск « Голоса животных )
Дети :- Ответы.
Лесовик : - Правильно, молодцы. А теперь следующее задание. Нужно распутать следы тигра. Игра- лабиринт «По следу»
Лесовик :- Молодцы! А вот и тигры.
(открывается картина «Тигры», вос-ль предлагает рассмотреть картину.)
Беседа по картине
Вос-ль:- ребята, скажите все ли тигры одинаковые?
Дети:- ответы.
Вос-ль :- А какие они?
Дети:- ответы.
Вос-ль: - А как зовут маленьких зверей?
Дети :- ответы.
Вос-ль - Правильно. Большая – это тигрица, а маленькие - это тигрята. Тигрица – заботливая мать. В логове, укрытом высокими скалами и непроходимыми чащобами, у нее появляется  2-3 тигренка, полгода тигрица кормит их молоком и ещё 3 года они ходят за ней - учатся охотиться.
В-ль: - Чем покрыто тело тигра?
Дети: ответы.
В-ль:- Какого она цвета?
Дети: ответы.
В-ль: - Такая окраска делает тигра незаметным среди камышей, высокой травы и кустарника.
В-ль:- Посмотрите, что есть у тигра?
Дети: ответы.
В-ль:- У тигра круглая голова, вытянутое гибкое туловище, длинный хвост. Лапы у него большие и сильные с длинными острыми когтями. Ходит быстро, бегает галопом. Неслышно крадется к добыче. А чем тигр питается?
Дети: ответы.
В-ль: Где же он его берет?
Дети: ответы.
В-ль: Тигр охотник . Он охотится на других животных: оленей, кабанов, косуль, зайцев, а как называются животные, которые нападают на других животных?
Дети: ответы.
Вос-ль : Тигры – это хищные животные, а теперь давайте поиграем .
Упражнение « Тигр на охоте» ( Кряжева стр. 11)
Вос-ль: - А на кого похож тигр?
Дети :- ответы (на кошку).
Вос –ль: Только тигр огромный и сильный зверь. Это самая крупная дикая кошка на Земле, взрослый тигр весит около 300кг. Представьте, если мы все вместе встанем на весы, это будет почти столько же. Помогает ему охотиться необыкновенный ум, тонкий слух и сила. Охотятся гигантские кошки по ночам. От их громкого рева трепещет все живое. А сейчас я хочу рассказать вам стихотворение.
Тигр – огромный полосатый.
Это знают все ребята.
На охоту он идёт –
Устрашающе ревёт.
Зверь могучий, очень умный,
Красться может он бесшумно.
В три прыжка мелькнёт как тень,
И в зубах его – олень.  (Шорыгина стр. 159 )
Лесовик:- А теперь я хочу узнать, что вы запомнили о тигре.
Упражнение «Хлопни в ладоши, услышав слово, подходящее для тигра»
Вос–ль: - Лесовик, а мы знаем, что в Приморском крае отмечают « Праздник День Тигра» Лесовик: - молодцы, а теперь я приглашаю вас на художественную поляну нарисовать тигра. (дети подходят к столам)
1. Воспитатель показывает этапы рисования тигра.
2. Физ. минутка.
Недавно в зоопарк мы свей семьёй ходили,
И пятерых тигрят мы видели в вольере.
Вот пятеро тигрят. Один ушёл – и нет его,
Ну нет его и нет, котят осталось четверо.
Вот четверо тигрят. Один ночной порою,
На дерево залез – тигрят осталось трое.
Но где-то запищал мышонок, тонко-тонко
Тигрёнок услыхал – осталось два тигрёнка.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,
А самый умный – тот, оставшийся, последний –
Он к миске подошёл и, как и должно киске,
Лакать за пятерых стал молоко из миски.
3.Закрепление приемов рисования.
4.Под музыку дети выполняют работы.
5. По окончанию рисования входит Тигр (ребёнок). Дети рассказывают, какие знания получили на занятии, и дарят свои рисунки.

                                           

Приложение №4

Конспект интегрированного занятия

с использованием регионального уклона

по экологическому воспитанию

детей средней группы

Тема: «Птицы Приморского края»

Задачи:  

Образовательная:

  • Способствовать обогащению и уточнению представлений о птицах.
  • Учить устанавливать отношения сходства и различия в парных картинках, классифицировать по одному признаку.

Воспитательная.

  • Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам.

Развивающая.

  • Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке во время прогулок, изготовление кормушек детьми с родителями.
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Курица», И.Токмакова «Десять птичек – стайка» и др., В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок», русская народная сказка «Гуси – лебеди» и др.; «Где обедал воробей» из цикла «Детки в клетке» и др.; потешки «Сорока – белобока», «Считаем ворон», «Голуби – сизари» и др.;
  • Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Узнай по описанию» и др.; рассматривание альбома «Птицы».
  • Рисование: «Украсим дымковскую уточку».
  • Подвижные игры «Воробушки и кот», «Птички и птенчики», «Птички в гнёздышках» и др.

Приемы работы:

  • Игровой, словесный, наглядный.

Демонстративный материал: дерево на ватмане; птицы: сорока, синица, вороны, снегирь, дятел, поползень, воробей (плоскостное изображение); разрезные пополам картинки (синица, сорока);  аудиозапись голосов птиц: сороки, голосов лесных птиц, синицы, вороны, снегиря, дятла, поползня, воробья.

Раздаточный материал: разрезные картинки, тарелочки с крупой (пшено).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят полукругом на стульчиках. (Звучит фонограмма голоса сороки). Раздаётся стук в окно.

В.: Дети, посмотрите, кто залетел к нам в группу?

Дети: Это сорока.

В.: Дети, а сорока - это кто? (Птица). Как вы узнали? Чем птица отличается от животных? (Есть крылья). Чем покрыты тельце и крылья птицы? (Перьями). Наташа, опиши нам сороку, пожалуйста.

Наташа: Сорока большая птица, у нее чёрная спинка, белые бока. Сорока – белобока.

В.: Ребята, мы с вами живём в Приморском крае, а в наших лесах живут разные птицы и животные.  Сорока принесла нам приглашение познакомиться с птицами, которые живут в лесах Приморского края. Давайте закроем глаза, и музыка перенесёт нас на опушку леса. Смотрите, нас уже встречают его жители. Вы узнали эту маленькую птичку? (Звучит фонограмма голоса синицы)

Дети: Это птичка - синичка.

В.: Правильно, послушайте про синичку небольшое стихотворение.

Синица – мастерица все лето веселиться.

Охотница, певица, в лесу  она - царица. 

В.: Даня, расскажи нам про неё, пожалуйста.

Данил: Синичка маленькая птичка, у нее синие головка и спинка, желтая грудка.

В.: Молодец! Дети, синичка предлагает вам поиграть.  Лесные птички  приготовили для вас свои  фотографии, но они разрезанные. (Синица, сорока). Давайте узнаем, кто же на них спрятался. Кто получился? (Ответы детей).

В.: Ребята, к нам ещё одна птица летит, может, вы её узнаете по голосу?  (Звучит фонограмма голоса вороны)

Дети: Это птица ворона.  

В.: Правильно. Вороны большие птицы, серого цвета. Ворона живёт в других краях. А у вороны есть дружок - ворон, он житель Приморского края. Это тоже большая птица, но чёрного цвета. А вот и еще птичка прилетела. (Звучит фонограмма голоса снегиря). Я вам загадку загадаю про эту птичку.

На снегу сидит, блистая, Красногрудых птичек стая.

Бросим крошек поскорей Для красавцев …

Дети: Снегирей!

В.:  Петя, опиши эту птицу, пожалуйста.

Петя: Это снегирь. На голове у него чёрная шапочка, а грудка красная.

В.: Молодец, Петя! Пришла пора поиграть.

Физминутка «Птички – невелички»

Птицы в гнездышке сидят, И на улицу глядят.

(дети сидят на корточках и поворачиваются вправо и влево)

Погулять они хотят, И тихонько все летят.

(дети встают и начинают летать).

В.: Отдохнули? Садимся, ребята, правильно, спина прямая, ноги ровно. Послушайте, кто – то ещё летит!  (Звучит фонограмма стука дятла).

Дети: Это птица дятел. У него красная шапочка. Он целый день стучит по дереву, ищет червячков.

В.: Правильно, это большой пёстрый дятел. Его тоже можно увидеть и услышать в лесах Приморского края. А кто вспомнит, как его ещё называют?

Дети: Его называют санитар леса, дятел деревья от жучков спасает, лечит их.

В.: Давайте посадим его в свой домик, в дупло дерева. Эти птицы дупла выдалбливают себе сами. А вот вам и самая трудная загадка:

По стволу вниз головой, Ищет корм свой под корой.

(Звучит фонограмма голоса поползня)

В.: Ребятки, вы узнали эту птичку, она тоже к нам на участок прилетала? (Нет). Я вам про неё расскажу. Эта птичка зовётся косматый поползень, её родина – Приморский край, где мы с вами живём. Поползень - толстенькая серая птичка с короткими цепкими ножками и горбатым длинным клювиком. Поползень гнездится в дуплах, очень часто занимают дупла, оставленные дятлами. Питается насекомыми, семенами. Поползень может передвигаться по стволу дерева в любом направлении - вверх, вниз, в сторону. В этом ему помогают толстенькие, короткие, но очень сильные лапки. Вика, посади его на дерево, рядом с дятлом. Ой, а кто это так шумит? Тише, ребята, слушайте! (Звучит фонограмма голоса воробья).

Дети: Это птичка воробей чирикает! Он маленький, у него коричневые и серые перышки.

В.: Дети, а воробьишко, замерз, он просит, чтобы солнышко выглянуло. Давайте для всех птичек нарисуем солнышко. А рисовать будем на солнечной крупе, называется она – пшено. С чего мы начнём рисовать солнышко?

Дети: Сначала нарисуем круг.

В.: Затем, что нарисуем?

Дети: Нарисуем солнечные лучики.

В.: Давайте, чтобы приготовить к работе наши пальчики, поиграем с ними немного.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей, На морозе не робей.

(сцепить большие пальцы и махать ладонями, имитируя полет птицы)

По кормушке клювом бей,

(поставить округленную кисть правой руки  подушечками пальцев на левую ладошку, постукивать по ней подушечкой указательного пальца).

Наедайся поскорей!

(поставить округленную кисть левой  руки  подушечками пальцев на правую  ладошку, постукивать по ней подушечкой указательного пальца).

А сейчас каждый из вас подойдет к лесному столику, нарисует солнышко, и тогда в лесу станет теплее. (Дети подходят к тарелочкам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе). Какие замечательные солнышки получились! Нашим новым знакомым птичкам сразу стало теплее! А каким птичкам, назовите их. (Дети называют). Где они живут? (В лесах Приморского края). Вы все молодцы, очень хорошо справились со всеми заданиями. А Петя правильно описал птицу снегиря, молодец. Знаете, что прострекотала мне сорока на прощанье? Вы ей очень понравились,  и она послала нам в садик посылку - сюрприз. Давайте обратно полетим, как птички? Чем мы будем махать? (Крыльями). В добрый путь!

Приложение №5

Конспект интегрированного занятия

в средней группе.

Тема: «Кто живёт в глубинах вод»

Программное содержание: научить различать звуки моря и ручья; расширять запас слов по теме «Море»; продолжать знакомить детей с представителями моря; закреплять знания детей о морских обитателях, узнавать и называть их; развивать познавательный интерес и формировать положительное отношение к миру моря; аккуратно и красочно раскрашивать силуэты медуз, создавая коллективную композицию.

Подготовка: коллективная работа детей «Мир моря»; плакаты-задания; иллюстрации о морских обитателях; силуэты медуз, изобразительный материал для раскрашивания и наклеивания изображений;

План образовательной деятельности:

1. Игровой момент.

2. Рассказ воспитателя о Приморском крае; о медузах;

3. Самостоятельная деятельность детей:

- игра «Волшебная ракушка;

- игра «Кто спрятался на картине? »;

- рисование и аппликация «Медузы»;

4. Совместная деятельность с воспитателем:

- игры «Придумай рифму», «Море волнуется»;

- динамическая пауза «Медузы».

5. Домашнее задание: придумать вместе с родителями короткое

стихотворение о любом морском обитателе.

Ход занятия:

Под звуки морского прибоя дети заходят в групповую комнату.

- Дверь тихонько открывайте

И сюда все заплывайте.

Здесь кругом одна вода,

Вижу берег все сюда.

Обсыхайте, отдыхайте

На вопросы отвечайте.

– Дети, наш край самый красивый и удивительный! Как он называется? Какое море омывает берега Приморского края? (Японское море) Каким бывает море?

Медитативная пауза «Звуки моря».

- Кому из вас знакомы эти звуки? Где их можно услышать?

Вокруг нас – море. Посмотрите, какое оно разное, прекрасное, величественное. Кого здесь только не встретишь!

Педагог показывает картинки морских обитателей, дети называют их.

Игра «Волшебная ракушка».

Дети передают по кругу ракушку и называют морских обитателей.

Игра «Кто спрятался на картине? »

На ватмане нарисованы силуэты морских обитателей: кит, морской конёк, морская звезда, медуза, дельфин и др. Дети называют их.

Игра «Придумай рифму».

Придумывание детьми рифм к словам: КИТ, ДЕЛЬФИН, ЗВЁЗДОЧКА, КОНЁК, МЕДУЗА.

Рассказ педагога о медузах.

Чтение стихотворения

В. Коржикова «Медуза»:

Кочует солнце в глубине

Пролива Лаперуза…

На колыхающей волне

Колышется медуза.

Важна, степенна, холодна –

А сквозь неё вода видна.

Вода синей-

В ней синь сильней.

Вода светла-

Она бела.

Лишь только тронь-

Дрожит!

Возьмёшь-

Скользит!

Куда волна,

Туда она.

- Медузы – морские обитатели, их не найдёшь в пресной воде. Они имеют форму зонтика или колокола. Питаются медузы мелкими рачками, личинками, которых ловят своими щупальцами. Живёт медуза на небольшой глубине, в зарослях морской травы. Есть опасные и безопасные медузы. «Медуза-крестовик» (3-4 см.) - опасна для человека, она обитает в Японском море.

Медуза «Львиная голова» - обжигает сильнее крапивы. Красив их наряд, но в щупальцах бывает яд!

Примета: задолго до приближения шторма медузы уплывают от берега в глубину.

Динамическая пауза «Медуза»:

С длинным шлейфом в движении плавном

Я перед вами – медуза.

Купол мой ярко окрашен.

Щупальца нежно развеяны.

Но будь внимателен, не тронь!

В них скрыт жгучий огонь.

Дети стоят в кругу, вытянув ладони. Педагог в красивой шляпе, с цветными ленточками в руках пытается дотронуться до ладошек, «обжечь». Дети должны убрать ладошки.

Игра «Море волнуется».

На слова «Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура – замри! » - дети свободно двигаются по группе, в конце останавливаются, приняв позы «морских обитателей».

Творческая работа «Медузы».

Дети раскрашивают и наклеивают на композицию «Мир моря» силуэты своих медуз.

- На нашей композиции много разных медуз – значит нам шторм не грозит.

- За таких чудных медуз, большая МЕДУЗА дарит вам картинки-наклейки морских обитателей.

Домашнее задание.

- Дети, придумайте вместе с мамой короткое стихотворение по картинке, которую вы выбрали. Когда работы будут готовы, мы сделаем книжку ваших стихотворений «Кто живёт в глубинах вод».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!

Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек»  Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма

Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...

Проект на тему «Родной свой край люби и знай» .

Проект на тему «Родной свой край люби и знай» ....