Конспект НОД в разновозрастной группе(5-7лет) «Русская народная игрушка - Матрешка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шишкова Елена Геннадьевна

Цель:

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке матрешке, символе русского народного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- Обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы-матрешки, народных игрушках.

- Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства и семьи.

- Закрепить понятия "ярмарка", "сувенир", "символ".

- Закрепить знания о разных видах матрешек: Семеновской, Сергиев-Посадской, Хохломской, Гжельской.

Развивающие:

- Развивать любовь к русской народной музыке и танцу, декоративно-прикладному искусству.

- Развивать связную речь, обогащать активный словарь детей по теме.

- Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России.

- Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.

Воспитательные:

- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

- Воспитывать любовь к народным игрушкам и народному искусству.

- Воспитывать любовь к Родине.

  Приобщение детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке Матрешке – символе русского народного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_igrushka-_matryoshka_1.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  НОД  в разновозрастной группе(5-7лет)

«Русская народная игрушка - Матрешка»

Цель:

  Приобщение детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке Матрешке – символе русского народного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- Обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы - Матрешки, народных игрушках.

- Расширить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.

- Закрепить понятия: «ярмарка»«сувенир»«символ».

- Закрепить разные виды матрешек: Семеновская, Сергиев-Посадская Хохломская, Гжельская.

Развивающие:

- Развивать любовь к русской народной музыке и танцу, декоративно – прикладному искусству.

- Развивать связную речь, обогащать активный словарь детей по теме.

- Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России.

- Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.

Воспитательные:

- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

- Воспитывать любовь к народным игрушкам, народному искусству.

- Воспитывать любовь к Родине.

Коррекционные:

- Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров, игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение стихов, загадок о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, разучивание танца «Матрешки», рассматривание платков с разным узором, русских народных костюмов, разных видов матрешек: Семеновская, Хохломская, Гжельская. Приобщение родителей к оформлению выставки «русские народные игрушки».

Материал:

- Аудиозапись русской народной песни «Русская матрешка»«Карусель».

- Русские народные игрушки (дымковские, матрешки, тряпичные куклы и др.).

- Иллюстрации с изображением разных видов матрешек.

- Материал для практической деятельности

- Колонка

Ход занятия:

(Под русскую народную музыку, дети входят с воспитателем в русском народном костюме)

Воспитатель: 

Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли,
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются).
Обратите внимание на мой красивый наряд. Как он называется? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно ребята, это русский народный костюм.

 Я приглашаю вас на ярмарку русских народных игрушек!

Голос: «Внимание, внимание, внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Веселись, честной народ, в гости Ярмарка идёт!

Народ собирается – Ярмарка начинается!»

 Воспитатель: Ребята, а что такое ярмарка?

 Дети: Ярмарка - это место, куда люди приносят товары на продажу, сделанные своими руками. Это посуда, игрушки, вещи, продукты. Еще на ярмарке устраивали представления с песнями, танцами, играми, развлечениями.

              (Звучит русская народная мелодия, открывается занавес).

 1. Скоморох: «Эй, девчушки-хохотушки,

                           Развеселые болтушки!

                           Эй, ребята-молодцы,

                           Озорные удальцы!

 2. Скоморох: Подходите, подходите

                           На игрушки посмотрите

                          Все игрушки хороши

                          Полюбуйтесь от души!».

(Дети рассматривают игрушки).

Воспитатель: Ребята, здесь выставка русских народных игрушек. Они вам все знакомы. Назовите их.

Дети: филимоновские,  дымковские, городецкие, богородские игрушки, тряпичные куклы…

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Дети: Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

Воспитатель: А как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

Дети: Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Дидактическое упражнение «Что из чего сделано?»

Воспитатель: Игрушки сделаны из разного материала. Подумайте и скажите мне, если игрушка сделана из бумаги, значит она какая?..

Если игрушка сделана из глины, значит она …                                                                    

Эта игрушка сделана из стекла, значит она…

Если  игрушка сделана из дерева, значит она…

Эта игрушка сделана из металла, значит она …

Эта игрушка сделана из соломы, значит она…

Дети садятся

Воспитатель:

 А здесь, народная игрушка платком цветастым накрыта. Что это за игрушка угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

    «Алый шелковый платочек,

     Яркий сарафан в цветочек,

     Упирается рука в деревянные бока,

     А внутри секреты есть:

    Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко

    Наша  русская …

Дети: Матрешка (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Правильно, это матрёшка. Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Воспитатель:  Самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.  Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья (показ картинки). Что вы ещё можете рассказать о матрёшке? Из чего она сделана?

Дети-воспитатель: Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разбирается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до нескольких куколок.   Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.  Фигурки вытачиваются из высушенных заготовок дерева. Вначале делается самая маленькая, затем больше, больше и доходят до самой большой. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью. И в конце матрешку покрывают лаком 3 раза, чтобы краска крепче держалась, и чтобы матрёшка блестела.

Воспитатель: А из каких пород древесины изготавливают матрешку?

Дети-воспитатель: Из березы, осины, липы. Их спиливают ранней весной, сушат 2 – 3 года и только потом распиливают на кусочки, из которых будут вытачивать заготовки матрешек.

Воспитатель: У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.  

Воспитатель: А какие Матрешки?  Чем они похожи? Чем отличаются?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: А как вы думаете, почему деревянную игрушку назвали «матрешкой», а ни каким – то другим именем?

Дети: Художник расписал куклу по образу милой  девочки, которую звали Матрена. Это имя было очень распространенно в то время. Вот и прозвали куклу Матрешкой.

   Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы. Во что одета матрешка? (платок на голове, передник, украшенный цветами и узорами)

 И почему у нее не видно ног?

  Дети: Раньше русские женщины носили длинные сарафаны, поэтому у матрешки не видно ног.    

 Встаю  и показываю длинное платье, из-за которого не видно ног

 Воспитатель: Любят  в народе Матрешек. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки  разные получаются,  и названия их зависят от того места, где их расписывают. 

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц.

Семеновская матрешка. 

Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

 Хохломская матрёшка

Эта матрёшка расписана в хохломе. Отличительная черта хохломы растительный орнамент, выполненный чёрной, красной и золотой краской.

Обязательный элемент – присутствие золотых листочков

Гжельская матрёшка

Гжельская роспись отличается прежде всего своим цветом, синий на белом фоне. Всего одна краски,  а какая нарядная и праздничная матрёшка получилась

 Динамическая пауза

 Воспитатель: Ой, ребята, нас музыка приглашает немного отдохнуть и повеселиться. Мы же с вами находимся на ярмарке, а на ярмарке можно петь и танцевать. И мы сейчас станцуем под русскую народную мелодию. Мальчики нам будут  аккомпанировать, а девочки наденут косыночки и превратятся в матрёшек.

        

Практическая часть

Воспитатель: Ребята, сегодня на ярмарке я встретила очень грустных матрешек. Оказалось, что озорной ветерок сдул с них все узоры и перемешал.  Надо их разобрать и каждой матрёшке отдать свой узор. Поможем матрёшкам стать нарядными и красивыми. (Работа детей) 

 Воспитатель: Давайте отойдём немного и полюбуемся нашими матрёшками

Вот наши матрёшки и засияли своей красотой.

Воспитатель: Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Что такое сувенир?

Дети: Сувенир - это подарок на память.

Воспитатель: Сегодня мы еще раз поговорили о русской народной игрушке – Матрешке, вспомнили историю возникновения игрушки, виды матрешек, танцевали, играли, а вот про веселую карусель – то забыли. Приглашаю всех на весёлую карусель.

Музыкальная игра «Веселая карусель».

Воспитатель: ребята, вам понравилось на ярмарке? Что вам понравилось?

 На ярмарке принято было гостям подарки дарить. Вы любите подарки?

Эй, скоморохи, несите подарки!

 Заключение: «Вот и солнце закатилось –

Наша Ярмарка закрылась!»

Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями

Звучит музыка, дети прощаются с гостями и уходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой»

Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Ра...

Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой- Матрешкой"

Конспект " Знакомство с русской народной игрушкой_ Матрешкой" Выполнила воспитатель Жалилова Гульфия Махмутовна...

Конспект открытого просмотра ООД во второй младшей группе на тему: «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №28 «СОВЕНОК»муниципального образования городской округ Люберцы Московской области140006. Московская об...

Конспект занятия по аппликации в средней группе "Русская народная игрушка. Матрешка"

Конспект НОД по аппликации в средней группе Тема «Русская народная игрушка - Матрешка»Цель: - познакомить детей с русскими народными игрушками -  создать интерес к народной ...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию Рисование «Русская народная игрушка – матрешка»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Русская народная игрушка - матрешка». Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем знания детей о народных игрушках, ...

Конспект НОД по познавательному развитию "Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой".

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям.Задачи:Образовательная:Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдел...