Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Любимый город, мой Смоленск»
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Шпенглер Ирина Викторовна

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей. Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Цель проекта: Развивать начала духовно-нравственного воспитания через приобщение к истории и культуре родного города.

Воспитание уважения к своему городу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за город-герой Смоленск. Закрепить знания о знаменитых земляках, их творчестве и делах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smolensk_proekt.docx707.68 КБ
Файл smolensk.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №80 «Веснушка» города Смоленска

Педагогический проект

для детей

старшего дошкольного возраста

«Любимый город, мой Смоленск»

hello_html_m26814fb3.png

        Воспитатели:

Баркаускене Т.К., Шпенглер И.В.

Любимый город, мой Смоленск,

Как я мечтаю, чтобы дети

Твои узнали: нет на свете

Другой отчизны – ты их дом.

Вид проекта: творческо-информационный, практико-ориентированный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: 

дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет; родители; педагоги групп; специалисты.

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей. Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Цель проекта: Развивать начала духовно-нравственного воспитания через приобщение к истории и культуре родного города.

Воспитание уважения к своему городу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за город-герой Смоленск. Закрепить знания о знаменитых земляках, их творчестве и делах.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях;

2. Познакомить со знаменитыми земляками;

3. Воспитывать любовь к родному городу, уметь видеть прекрасное и гордиться им;

4. Познакомить с культурой и традициями Смоленской области;

5. Развивать духовно – нравственные качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитать уважение к труду людей, создающих красивый город;

6. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного города.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Дети знают имена знаменитых людей Смоленщины.

2. Могут применять знания о Родине в добрых делах и поступках на благо родного города.

3. Знание культуры и традиций Смоленской области.

4. Накопление опыта жизни, усвоение норм, правил поведения и взаимоотношений между людьми.

5. Знание улиц, памятников, истории возникновения и развития своего города.

6. Сплочение детей и родителей.

Разработка проекта.

1. Донести до участников проекта возможность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для театрализованной деятельности.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Составить перспективный план мероприятий.

Выполнение проекта.

Принципы реализации проекта:

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.

Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного и школьного возраста.

Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.

Принцип амплификация содержания, позволяет  расширять и углублять знания детей  по данному направлению работы

Образовательные области

Художественно-эстетическое развитие

- Прослушивание музыкальных произведений: гимн Смоленска,

- песни о Смоленске;

Выставка рисунков: «Тебе посвящаем наш любимый город».

Рисование «Каменное ожерелье города».

«Салют над городом», «Моя улица»

Коллективная аппликация «Вечный огонь», «Крепостная стена»

Лепка «Герб Смоленска». «Башни крепостной стены»

Конструирование «Крепостная стена»

Познавательное  развитие

Виртуальная экскурсия «Памятники Смоленска».

Непосредственно – образовательная деятельность

«Край мой Смоленский».

Виртуальная экскурсия: «Путешествие в Смоленский парк».

Беседа: «Знаменитые люди Смоленщины».

Беседа: «Флаг Смоленской области».

Непосредственно- образовательная деятельность:

«Кто помогает нам узнать мир».

Беседа: «Смоленск – город воинской славы».

Виртуальная экскурсия: «На родину Твардовского».

Подбор и рассматривание открыток и иллюстраций с видами города; «Сложи   Смоленский герб»

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсии по иллюстрациям по родному городу

Дидактические игры:  «Какой наш город», «Кто что делает», "Прогулка по городу",  лото "Знаешь ли ты свой город",  "Любимый город",   «Подбери словечко»  и т.п.

Мы – строители",  "Почта", "Библиотека", "Мы – экскурсоводы",  "Наша улица", « Больница».

Речевое развитие

Смоленск - рассматривание иллюстраций, составление рассказов

Заучивание стихотворений о Смоленске

НОД «Мой город»

Развитие речи «Таинственная сказка в стволе дерева».

Беседа «Герб Смоленщины».

Чтение произведений «Наш земляк Твардовский».

Знакомство со сказками смоленского края.

Конкурс чтецов «Стихи смоленских поэтов».

Чтение художественной литературы (сказки смоленского края, произведения А. Т. Твардовского, А. Мишина, Г Ражнева и т.д.) и стихов о городе Смоленск;

Внеситуативно-личностные беседы на темы: «Моя семья», «Любимый детский сад», «По улицам города», «Район, в котором я живу», «Мой город», «Достопримечательности города», «Знаменитые люди Смоленска»;

Работа с родителями

- Оформление родительских уголков.
- Консультации для родителей «Познакомьте детей с символикой, историей Смоленска».
- Рекомендации родителям для домашнего чтения.

Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. «Смоленск. Краткая энциклопедия». Редакционная коллегия: Д. И. Будаев – гл. редактор, В. В. Ильин, В. Б. Козлов и др.

2. «История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца 18 века». Г. А. Ластовский.

3. «Смоляне». Составители Е. Алфимов и А. Мишин.

4. «Смоляне в искусстве». Автор С. М. Яковлев.

5. «Сказки Смоленского края». Составитель А. Мишин.

6. Введение в народоведение «Родная земля». М. Ю. Новицкая.

7. «Как помочь дошкольнику найти своё Я». Е. Рылеев.

8. «Как научить детей любить Родину». Составители Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.

9. «С чего начинается Родина?». Автор Г. В. Ражнёв.

10. «Народная культура». Т. А. Пигилова.

11. «Русский детский фольклор». М. Н. Мельников.

12. «Воспитание маленького гражданина…». Г. А. Ковалёва.

13. «Дошкольнику – об истории и культуре России». Г. Н. Данилина.

14. «Народные игры и хороводы Смоленского края».

21. Ресурсы интернета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смоленск – город воинской славы

Слайд 3

Смоленск, что в имени твоём? – ненастье Священным трепетом причастья, Разволновавшее сердца, Ну, и, конечно же, отрада Души и наслажденье взгляда: Холмы, овраги без конца.

Слайд 4

Смоленску в этом году исполняется 1158 лет

Слайд 7

22 июня 1941 года Всё было раздавлено, скомкано, смято Внезапно нахлынувшим горем – войной.

Слайд 8

В эти грозные дни сотни смолян вступали в народное ополчение, добровольцами уходили на фронт

Слайд 10

Я видел груды битого стекла, Я видел горы каменных развалин... Здесь городская улица была, И нет ее: здесь немцы побывали. А.Т.Твардовский

Слайд 11

Воины и мирное население покидают город

Слайд 12

Оккупация Фашисты в городе

Слайд 13

Я видел все, что видеть мне пришлось, Что враг терзал без всяких сожалений... Но ни на миг ему не удалось Тебя, Смоленск, поставить на колени. А.Т.Твардовский

Слайд 14

Фашисты разрушили 12 городов, 5 рабочих поселков, 3 районных центра. Сотни деревень были стерты с лица земли. Немцы уничтожили 151319 мирных жителей, 230137 военнопленных, 164630 человек угнали в Германию на каторжные работы. Были сожжены вместе с жителями 20 деревень области.

Слайд 16

25 сентября 1943 года жители Смоленска возвращаются в свой разрушенный город Город встречает победителей

Слайд 18

Памятные места Смоленска: Обелиск Штык Мемориальный знак Танк Т-34 Памятник-надгробие «Скорбящая мать» Памятник партизану В.Куриленко Памятник А.Т.Твардовскому и В.Тёркину Музей Великой Отечественной войны Сквер Памяти героев Вечный огонь Награды города-героя Смоленска

Слайд 19

Обелиск Штык Установлен в честь воинов, героически сражавшихся с фашистскими захватчиками за город в июле 1941года. Находится в нескольких десятках метров от пересечения улиц Фрунзе и 12 лет Октября.

Слайд 20

Мемориальный знак Защитникам города в войне 1941 - 1945г.г. Памятный знак в честь освободителей Смоленска и Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков был торжественно открыт в областном центре 25 сентября 1967 года на перекрестке улиц Дзержинского и Октябрьской революции.

Слайд 21

Памятный знак Танк Т-34 Установлен в ознаменование тяжёлых боёв за Смоленск в июне 1941 и сентябре 1943г.г . Танк Т-34, расположенный на въезде в Смоленск со стороны трассы М-1, появился здесь 24 сентября 1967 года в канун 50 годовщины Октябрьской революции и за день до 24-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

Слайд 22

Памятник-надгробие Скорбящая Мать Находится в Реадовском парке. Создан в 1970 году на братской могиле, в которой захоронено более 3 тысяч патриотов. Автор проекта – скульптор А. Сергеев, художник С. Новиков, архитекторы А. Стемпаржитский и Г. Соосар .

Слайд 23

Памятник партизану В.Куриленко Его именем назван партизанский отряд. Владимиру Куриленко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза . В честь него в городе названа улица.

Слайд 24

Памятник А.Т.Твардовскому и Василию Тёркину Памятник был открыт в Смоленске накануне празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Место для него было выбрано неслучайно: 25 сентября 1943 года над зданием, которое находится справа от монумента (здание Арбитражного суда), развилось красное знамя - город был освобожден более чем от двухлетней фашистской оккупации.

Слайд 25

Музей Великой Отечественной войны один из самых посещаемых музеев города; он интересен как молодежи, так и людям старшего поколения. В музее собраны и представлены подлинные фотографии и документы первых месяцев войны, страшного периода оккупации на Смоленщине, подполья и партизанского движения, освобождения Смоленской области.

Слайд 26

Сквер памяти героев 41 плита - 41 могила Здесь захоронены 4 Героя Советского Союза Бюст Героя Советского Союза М.А.Егорова

Слайд 27

Вечный огонь Товарищ, помни: здесь погребены Твоей Отчизны верные сыны, Что за неё не пожалели жизни. Они свой долг исполнили сполна, Прочти и повтори их имена. И, как они, учись служить Отчизне.

Слайд 28

Награды города-героя: Орден Великой Отечественной войны 1 степени, Орден Ленина, Звезда города-героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»

Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Любимый город в витраже".

Данная презентация в доступной форме рассказывает детям, что такое витраж, где его можно встретить в Санкт-Петербурге, а также прилагается инструкция инструкция о том, как создать витраж самостоятельн...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя Малая Родина – мой любимый город»

Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного р...