Научная статья "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ."
проект (старшая, подготовительная группа)

Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса нравственно-патриотического воспитания детей периода детства в условиях игровой деятельности на материале изобразительного искусства. Мировоззренческой основой данного подхода выступает идея передачи базовых национально-культурных традиций и нравственных ценностей в отношении человека, семьи, общества и государства, как весьма ценных, почитаемых. Важным элементом дидактической игры является нравственная беседа, в процессе которой у детей возникает мотивация к рассуждению, высказыванию собственного мнения, активизируется выработка эмоционального отклика. В статье приводятся примеры произведений изобразительного искусства, фрагменты которых используются в содержании дидактических игр, позволяющие выстроить процесс нравственно-патриотического воспитания на основе освоения эмоционально-образного переживания нравственных ценностей, присущих социокультурному и этнокультурному окружению ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Сафронова Оксана Юрьевна

DIDACTIC GAME IN THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN.

Safronova Oksana Yurievna

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса нравственно-патриотического воспитания детей периода детства в условиях игровой деятельности на материале изобразительного искусства. Мировоззренческой основой данного подхода выступает идея передачи базовых национально-культурных традиций и нравственных ценностей в отношении человека, семьи, общества и государства, как весьма ценных, почитаемых. Важным элементом дидактической игры является нравственная беседа, в процессе которой у детей возникает мотивация к рассуждению, высказыванию собственного мнения, активизируется выработка эмоционального отклика. В статье приводятся примеры произведений изобразительного искусства, фрагменты которых используются в содержании дидактических игр, позволяющие выстроить процесс нравственно-патриотического воспитания на основе освоения эмоционально-образного переживания нравственных ценностей, присущих социокультурному и этнокультурному окружению ребенка.

ABSTRACT. The article is devoted to the theoretical substantiation of the process of moral and patriotic upbringing of children in games on the basis of fine art. The ideological basis of this approach is the idea of transferring basic national and cultural traditions and moral values to a person, family, society and the state, as they are very valuable. An important element of the didactic game is a moral conversation, in the process of which children have a motivation for reasoning, expressing one's own opinion, and showing an emotional response. The organization of game activity is based on didactic principles, such as culture, education, culture-centricity, axiology, which allows you to build a system of basic national values-based on the content of works of art. The article contains examples of works of fine art, fragments of which are used in the content of didactic games, allowing to build the process of moral and patriotic education on the basis of mastering and emotional-figurative experience of moral values-inherent in th child's sociocultural and ethno-cultural environment.

Одной из ключевых задач современной государственной политики является воспитание личности, укорененной в национальной культуре и ответственно относящейся к судьбе своей страны. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также заложена основа нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представлений о Малой Родине и Отечестве, формированием социокультурных ценностей нашего народа, традиций. «Нравственно-патриотическое воспитание» представляет собой объемное понятие, в содержании которого объединены две составляющие воспитания − «патриотическое воспитание» и «нравственное воспитание», которые являются взаимосвязанными.

Патриотическое воспитание рассматривали известные философы, педагоги, психологи (А.Н.Радищев, В.А. Сухомлинский, В.Г.Белинский, Н.Ф.Виноградова, Н.К.Крупская, С.А.Козлова, К.Д.Ушинский, Р.И.Жуковская).

Т.Н. Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, Т.А. Ротанова занимались проблемой патриотического воспитания. Изучая этот вопрос, ученые делают акцент на необходимости приобщения детей к культурному достоянию народа.

Патриотизм как нравственное чувство вырастает из культуры и человеческого бытия, особенностей образа жизни, уклада народных и семейных традиций, закрепляется в системе ценностей личности.

В дошкольном возрасте, все то, что окружает ребенка − природа, семья, общество, народ, влияет на воспитание его как личности. Нравственно-патриотическое воспитание начинается, прежде всего, с любви к родной семье, родному городу, родному краю.

Нравственно-патриотическое воспитание базируется не только на формировании патриотизма в ребенке, но и развитии его нравственных качеств. Одним из результатов нравственного воспитания является нравственность − личностная характеристика, которая объединяет в себе совокупность качеств: доброту, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения по отношению к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, самому себе и труду. Нравственное воспитание, как и патриотическое воспитание, представляет собой целостный процесс, в ходе которого формируются все составляющие нравственно-патриотического воспитания, включая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент отображает в себе знания о своей Малой Родине, о Родине, о своей семье, на основе которых формируется эмоциональное отношение к родным и близким людям, к своей Родине. В основе эмоционального компонента лежит осознание своих переживаний, связанных с различными аспектами получения опыта в процессе взаимодействия со своей семьей, родным краем, его природой, познанием культурных традиций. Поведенческий компонент отображает в себе умения и навыки, связанные с проявлением чувств по отношению к своей Родине, желании осуществлять охрану природы родного края, участвовать в социально полезной деятельности. Совокупность компонентов нравственно-патриотического воспитания формируется в результате осуществления деятельности с детьми дошкольного возраста, в рамках которой соединяются воедино познание, эмоциональные переживания и действия. Одним из таких видов деятельности выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Разные виды игр обладают определенным потенциалом с точки зрения нравственно-патриотического воспитания, но наименее изученными являются возможности дидактических игр, как средства нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой уникальное средство обучения и развития ребенка дошкольного возраста. Она является разновидностью игр с правилами, в которых дидактическая задача реализуется через игровую задачу, что создает стимул для детей и активизирует познавательную деятельность. Рассматривая возможности использования дидактических игр в нравственно-патриотическом воспитании детей, основное внимание необходимо акцентировать на взаимодействии в процессе игры, так как содержание игры стимулирует у детей определенное взаимодействие, влияющее на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста, составляющих их нравственную основу.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в воспитании патриотизма и при правильном руководстве педагогов может успешно решать задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Особое место в системе дидактических игр занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе и культуре родного края. В системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста значимое место занимает формирование представлений о родном городе, как части целостного процесса становления национально-культурного сознания подрастающего поколения.

Среди обязательных условий формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в современном ДОУ можно выделить:

1) необходимость формирования целостного представления о родном городе за счет интеграции пространственного, исторического, социокультурного, художественно-эстетического и нравственно-патриотического аспектов;

2) значимость использования всего комплекса дидактических игр в процессе формирования представления о родном городе, а также вариативности методов и приемов работы;

3) необходимость при отборе дидактических игр учитывать интересы и особенности познавательного развития детей, а также максимальную наглядность материала.

Родной город – это не только улицы, здания, площади и мосты, но и памятники архитектуры с их уникальной историей, разного рода достопримечательности, придающие каждому городу неповторимый индивидуальный характер.

Для реализации обозначенной выше цели, все дидактические игры, используемые в образовательном процессе, можно условно разделить на несколько групп:

1) Географические – «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Помоги Маше найти дорогу домой» и др. – расширяют и систематизируют знания детей о топографических особенностях родного города, учат ориентироваться в пространстве, расширяют знания по топонимике, знакомят с достопримечательностями.

Так, например, в процессе игры «Путешествие по городу» воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

2) Культурно-исторические игры - к этой теме относятся такие игры, как «Четвертый лишний», «Собери картинку», «История родного города», «Герб города» и др. – ставят своей целью закрепить у детей представление об истории родного города, его военной славе, значимых событиях исторического прошлого.

3) Нравственно-эстетические – «Заколдованный город» – обращены к формированию представления детей об архитектуре современных и старинных зданий и сооружений; созданию целостного представления об архитектурных особенностях города.

В игре «Заколдованный город» используются карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Игровая задача – «расколдовать» город. Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

Как называется наша страна?

Как называется город, в котором вы живете?

Как давно был основан город?

Какие улицы города вы знаете?

Как называется улица, на которой ты живешь?

Какие памятники нашего города вы знаете?

Какие памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

Откуда ты это знаешь?

Кто тебе об этом рассказал?

Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Краеведческого музея – фотография музея. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

Последовательное сочетание дидактических игр вышеперечисленных групп создаст максимально эффективные условия формирования целостного образа родного города в сознании дошкольника.

Среди основных видов дидактических игр, используемых в образовательном процессе современного ДОУ, особенно популярны игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В процессе формирования представления о родном городе эффективны сюжетно-дидактические игры и игры инсценировки. В игре «Автобус», ребятам предлагается заочная экскурсия по родному городу, сопровождаемая озвучиванием названий остановок того или иного маршрута. При этом функции водителя, кондуктора и пассажиров варьируются в свободном порядке.

Среди настольно-печатных игр распространение получили «парные картинки», «лото», «пазлы». В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач.

Например, игра «Моя дорога в садик» предполагает, что ребенок устно должен описать маршрут от своего дома до детского сада, при этом происходит поиск необходимых лексических и синтаксических конструкций, позволяющих слушающим визуально выстроить маршрут этого путешествия.

В продаже достаточно игр по патриотическому воспитанию, которые отражают знания детей о России, национальностях, праздниках и т.д. Но игр, которые знакомят детей с родным городом, практически нет.

В процессе реализации долгосрочного проекта «Мой город- мой интерактив», уже с первых знакомств дошкольников с некоторыми объектами нашего города Южно-Сахалинска, возникла идея изготовления такой дидактической игры. Игра изготовлена в совместной деятельности с детьми: дети вырезали и наклеивали круги для определения ходов, вместе с ними выбирали объекты, которые будут располагаться на игровом поле. Как правило, это объекты, с которыми дети уже познакомились в результате бесед, рассматривании иллюстраций, экскурсий.

При организации игры «Мой интерактивный город» предлагает детям в игровой форме, с помощью фишек и кубика, совершить прогулку по городу Южно-Сахалинску, расширяя знания о достопримечательностях родного города.

Игра «Мой интерактивный город» понятна и проста, но и своей простоте способствует формированию у детей способности понимать и принимать правила очерёдности, умения считать; воспитывает умение сопереживать, договариваться и работать в команде, и конечно формировать представления детей о городе, в котором они живут, о его достопримечательностях , воспитывать чувство гордости за малую Родину.

Все игровое поле содержит яркие иллюстрации с достопримечательностями города Южно-Сахалинска, оно является хорошим ориентиром на местности. Наша настольная игра – не просто один из видов развлечений, а важный инструмент для формирования у дошкольников не только личностных качеств, необходимых в жизни, но и для развития представлений, в том числе о родном городе.

Таким образом, чем разнообразнее дидактический материал, а также методы и приемы работы по формированию представления о родном городе у детей дошкольного возраста, тем эффективнее процесс познавательного развития ребенка с учетом нравственного и социально-коммуникативного компонентов.

Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании нравственно-патриотических качеств у дошкольника. Этот вопрос стал особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что игровые технологии представляют собой одно из эффективнейших средств нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Высокая продуктивность игр объясняется их личностной ориентированностью, творческим характером ведущего типа деятельности, высокой технологичностью, нацеленностью на реальный практический результат.

Литература:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Зеньковский В.В. О национальном воспитании / В.В. Зеньковский // Дошкольное воспитание. – 2013. – №10. – С. 30-35.

Литература: Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. — М.: Просвещение, 2012. — 176 с. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2011. — 160 с. Бородина Е. Н. Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2014. № 12.

Гладкова Ю. А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: авторская концепция // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. № 6. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой. М.: Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей.

занятие по окружающему миру, знакомящий детей с традициями русского народа...

Деловая игра « Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Воспитание  нравственно – патриотических чувств  у детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Собери народный костюм", для детей 6-7 лет.

Данная игра поможет закрепить знания деет йо костюмах русского, татарского и башкирсого анродов расширить словарный запас деетй....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...