Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
методическая разработка по рисованию на тему

Нечаева Ольга Александровна

Пояснительная записка к планированию занятий в изобразительной студии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к  планированию занятий в детской студии изобразительного искусства  с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

Преподаватель изодеятельности: Нечаева О.А.

Цель программы: развитие  у детей дошкольного возраста  изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами.

                                     

                                      « В одном мгновенье видеть вечность

                                         Огромный мир – в зерне песка

                                         В единой горсти – бесконечность

                                         И небо – в чашечке цветка».

                                                                      Уильям Блейк

Задачи программы:

  1. Формирование всесторонне  развитой личности:

        - развитие коммуникативных качеств;

        - развитие воображения, как основы творческой деятельности;

        - развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;

        - развитие речи;

        - формирование нестандартного мышления;

        - развитие координации и мелкой моторики;

  1.  Сохранение и укрепление психологического здоровья ребёнка.
  2.  Развитие изобразительных навыков и умений.
  3.  Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Рассчитана на детей с 3  до 7 лет.  

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Творческий процесс предполагает наличие технических навыков и знакомство с различными изобразительными техниками.

            Освоение технических навыков

 С 3 до 4 лет – правильно держать карандаш и кисть  в руке тремя пальцами не слишком близко к концу; правильно обмакивать кисть в краску и промывать ее в воде; отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой; обучение правильным приемам закрашивания.

С 4 до 5 лет-  формирование осознанного умения менять положение карандаша или кисти при различных приемах рисования; обучать детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий; овладение навыком изменения направления движения руки при рисовании.

С 5 до 6 лет – научить по-разному, держать карандаш и кисть при различных приемах рисования; учить использовать в рисунке линии разной интенсивности, что достигается регуляцией силы нажима на карандаш; отрабатывать ритмичность при повторности однородных движений.

С 6 до 7 лет – освоение движений быстро изменяющих направление на противоположное; отработка навыка регуляции силы нажима на карандаш; учить передавать пропорциональное соотношение предметов на рисунке.

          Знакомство с различными изобразительными техниками

С3 до 4 лет - Пальчиковая живопись, аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, рисование мыльными пузырями, мятая аппликация, печать по трафарету.

С4 до 5 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету.

С5 до 6 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету, граттаж,  работа акварелью по-сырому, печать засушенными листьями, изонить.

С6 до 7 лет – Аппликация, рисование разными материалами, работа восковыми мелками и акварелью, тестопластика, пластилинография, мятая аппликация, печать по трафарету, граттаж,  работа акварелью по-сырому, печать засушенными листьями, изонить, флористика, картины из перьев, круп, ниток и разного бросового материала.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.  Комплектование групп

Группы детей комплектуются с учетом желания родителей и, что немаловажно, детей. Ребенок сам осознает, хочет он заниматься изодеятельностью или нет. Сомневающиеся или нерешительные дети могут посетить одно-два занятия и принять решение. В группе обычно 8-10 человек. Формирование происходит с учетом, особенностей развития детей в изобразительной деятельности и психологических характеристик, присущих каждому возрасту.

   2.    Организация занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю.  Длительность занятий зависит от возрастных особенностей детей.

      С 3 до 4 лет – 15-20минут.

      С 4 до 5 лет – 20-25 минут.

      С 5 до 6 лет – 25-30 минут.

      С 6 до 7 лет – 30-35 минут.

Этого времени достаточно, чтобы дети настроились на изобразительную деятельность. Занятие включает в себя игровые и релаксационные приемы, пальчиковую гимнастику,  физкультминутки, упражнения для глаз, просмотр экспонатов, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки.                                                  

Структура  занятия  может  быть  гибкой  и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
В
основной части  или  практической дети выполняют  задание,  при  необходимости  помогаю советом и  провожу индивидуальную работу.
Очень  важна  
заключительная  часть, в ней  подводиться  итог  занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие  успешного развития  детского изобразительного  творчества.  Во-первых, детям  это нравится, а во-вторых, позволяет  ребёнку полнее  осмыслить   результат  своей   деятельности,  учит  его  задуматься  над  тем,  что у    него   получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Свою работу строю на следующих принципах:

  1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  3. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
  4. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

 3.   Взаимодействие с родителями

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. В течение нескольких лет мы являлись участниками городских и районных  выставок, оформляли выставки в городской детской библиотеке и детском саду. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.
Так   как  профессиональная   деятельность   любого   педагога   может   быть    по-настоящему результативна,  лишь  в  том  случае,  если  родители  являются его активными помощниками и единомышленниками. Моей задачей было заинтересовать родителей перспективами  развития детей,  сделать их союзниками в своей работе.
Взаимодействие с родителями может быть индивидуальными и коллективными. Коллективная работа  требует особой деликатности  и осторожности, так как неточно сказанное  слово может глубоко ранить родителя.  В работе с родителями нужно учитывать:

  1. разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
  2. находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей;
  3. уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
  4. доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
  5. по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.

Все мы, родители и педагоги хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом хотели бы видеть личность. Интересную личность. А личность, это, прежде всего знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек