"Природа в детском творчестве"
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Шилоносова Наталья Владимировна

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_v_detskom_tvorchestve.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Природа в детском творчестве

Шилоносова Наталья Владимировна

МБДОУ «Савинский детский сад»

воспитатель

Карагайского района

 “Пойми живой язык природы, -

 И скажешь ты: прекрасен мир”.

И. С. Никитин

Природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствует тому, что педагогика всех веков и народов использует ее как важнейшее средство развития личности ребенка. Являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы, природа заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности.

Благодаря контрасту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает информацию, которая входит в него даже через такие ощущения, как удовольствие и неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цветов и звуков, к пластике предметов. Чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, тем лучше закладываются основы для эстетического, духовно-нравственного развития.

Для того чтобы решить задачи эстетического воспитания детей, необходимо следующее:

- заинтересовать детей красивым природным объектом;

- получив согласие, предоставить им возможность самостоятельно рассмотреть его;

- поинтересоваться отношением детей к рассматриваемому объекту;

- просто и искренне выразить собственное эстетическое отношение;

- предоставить детям возможность еще раз самостоятельно рассмотреть объект.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации, приводит к углублению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами, появляются новые темы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительные эмоциональные отношения к жизни и творчеству, формируются эстетические , духовно-нравственные чувства.  

Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы следует рассматривать как творческую деятельность. Предложение изобразить пейзаж, животных, растения, всегда встречает у детей положительный отклик. Ребята вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веток; лепят рыбок, птиц, зверей. Для того, чтобы ребенок мог изобразить все это, необходимо сформировать у него отчетливые представления об объектах природы. Необходимо давать детям правильное представление о жизни животных и растений, природных явлений. Вместе с тем следует подчеркивать красоту этих явлений, каждого цветочка, дерева, воспитывать искреннюю любовь и уважение к ним..

Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.

В каждом детском саду работа ведётся в своем направлении, исходя из климатических, региональных и экономических условий.

Наш детский сад работает по комплексной программе развития и воспитания детей  «Детство»,реализуя образовательную область «Художественное творчество» по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Одной из задач программы является создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Каждый учебный месяц в программе связан с природой. Например, в сентябре мы рисуем то, что видели летом. Октябрь - это осенние листья, листопад,   овощи, фрукты и т.д.    

С наступлением зимы появляются зимние пейзажи, морозные узоры. Не забываем морских обитателей, птиц, насекомых.

С приходом весны изображаем первые цветы, красоту зеленого мая.

Через развитие творческих возможностей, наблюдательности и стимуляции исследовательского опыта у дошкольников формируется любовь к природе. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов,  тестопластика, пластилинография, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.

 В детском саду существуют свои традиции. Каждую осень старшие дети ходят в поход, где любуются природой, играют, убирают мусор. Дети, родители и педагоги являются активными участниками районных экологических мероприятий, акций, конкурсов: убирают лес от мусора; с помощью воспитателей выпускают листовки, плакаты на экологические темы.  «Заяц-беляк», «Речная лента», «Осенняя икебана», «Лесное царство», «Зеленая красавица своими руками» - вот далеко не весь список конкурсов, в которых с удовольствием и интересом участвуют наши воспитанники и их родители.

Всем известна пословица «Яблоко от яблони недалеко падает», очень многое ребенок несет из семьи. Поэтому духовно-нравственное просвещение родителей играет немаловажную роль. Для них проводятся консультации, практикумы, конкурсы, творческие мастерские, детско-родительские викторины и тематические праздники.  

Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка. Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Природа в детском творчестве".

Рекомендации родителям о том, как привить детям любовь к природе через занятия по изодеятельности; что могут сами родители для привития любви к природе....

Природа в детском творчестве

Вся жизнь человека наполнена произведениями искусства, которые формируют его эстетические представления. Чтобы народное искусство стало ближе и понятнее людям, следует не забывать о том животворящем и...

Природа в детском творчестве

Консультация для воспитателей...

Природа в детском творчестве.

Значение природы в детском творчестве....

Перезентация по теме "Образ природы в детском творчестве"

Эстетическое восприятие образа природы как основа развития творчества дошкольников...