интегрированное занятие по рисованию "На севере диком"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

занятие построено в свете требований ФГТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ДСКВ № 6 «Солнышко»

Конспект интегрированного занятия по рисованию

«На севере диком»

Старшая группа.

Воспитатель: Командрина М.М.

Проектировочный компонент

Цель: познакомить детей с творчеством И.И. Шишкина

Задачи:

Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать  творческие способности;

Обратить внимание на композиционную выстроенность картины, выделение главного (расположение сосны и вертикальное расположение полотна).

Учить детей техническим навыкам рисования гуашью (всей кистью и её концом).

Учить находить характерные отличия между деревьями.

Закреплять навык детей располагать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («далеко» и «близко»), небольшими группами;

Развивать умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным.

Воспитывать интерес к живописи, умение видеть и понимать картину. 

Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.

Материалы:   Картина  Шишкина И.И. «На севере диком»;

              Образцы деревьев, силуэты деревьев, мольберт.

             ЭОР:       магнитофон,  аудизапись А. Вивальди «Зима»

Предварительная работа.  

интеграция образовательных областей:

Направление - Физическое развитие

«Здоровье» -  разучивание физминуток, упражнений для глаз, пальчиковой гимнастике, психологического тренинга;

Направление Социально-личностное развитие

«Социализация» - повторить правила поведения на занятии,  научить детей доброжелательно оценивать работы своих друзей,  уступать место девочкам, пропускать их вперед;

«Труд» - научить самостоятельно подготовить свое рабочее место и убрать за собой все пособия для рисования;

«Безопасность» - тихо, спокойно наливать воду в пластмассовую баночку и ставить на стол;

Направление – Познавательно-речевое развитие

«Познание» 

- сенсорное развитие – узнавать  по форме, строению и величине деревья, совершенствовать глазомер;

- ФЭМП – научить ориентироваться на листе бумаги; сравнить, на какие геометрические фигуры похожи кроны деревьев, счет до пяти;

- ознакомление с окружающим – познакомить с музеем «Третьяковской галереей», с профессией художника и его художественными материалами.

- ознакомление с природой - Наблюдение и рассматривание  деревьев, кустарников, в разные времена года и времени суток.

«Коммуникация»

- учить свободно общаться со взрослыми,

- словарная работа – познакомить и объяснить с художественными терминами: жанр, пейзаж, колорит, линия горизонта, перспектива, передний и задний план;

Объяснить и обогатить словарь  детей новыми словами и выражениями: на севере диком, стоит неприступно, снегом сыпучим, приземистый ствол, силуэт, риза;

- Грамматический строй речи - лексически грамотно выражать свои мысли

- связная речь - высказывать свое мнение, правильно строить диалогическую и монологическую речь, составлять рассказ по картине;

«Чтение художественной литературы»

- чтение стихов о зиме, научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, соотносить по настроению живописный образ с поэтическим; отгадывание загадок; заучивание стихов к физминуткам и пальчиковой гимнастике;

Направление «Художественно – эстетическое развитие»

«Художественное творчество»

- продуктивная деятельность – продолжать учить делать подмалевок  к пейзажу, способствовать овладению композиционными умениями, рисовать кистью разными способами, рисование некоторых деревьев (береза, ель)

- развитие детского творчества – развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира; развивать  мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), наблюдения за явлениями природы и их динамикой;

- приобщение к изобразительному искусству – беседы о  жанрах (пейзаже) изобразительного искусства, со средствами выразительности и материалами художественной деятельности;

Познакомить с художником И.И. Шишкиным и его пейзажными картинами.

«Музыка»

Знакомить с музыкальными произведениями различных композиторов, развивать интерес и любовь к музыке, сопереживать ей, соотносить по настроению живописный образ с музыкальным и поэтическим.        

Организационный компонент

Подготовка к занятию

Перед занятием группа проветрена, выполнена влажная уборка. Столы расставлены в соответствии СанПиНу, высота столов и стульев соразмерна росту детей, освещенность в соответствии требованиям СанПиНа, провода от магнитофона изолированы, доступа детей к ним нет.

- Для рисования - тонированные листы бумаги формата А-4, кисти № 2, № 5; гуашь, вода, салфетки, указка.

На отдельном столе дополнительные баночки с водой для смены загрязненной, дополнительные листы бумаги на случай быстрого выполнения задания одного или нескольких детей, или испорченного листа. Для воспитателя лист бумаги, для индивидуального показа.

По ходу занятия запланирована динамическая смена деятельности и поз детей. Дети входят в группу, садятся за столы. На мольберте картина закрыта накидкой.

Ход занятия.

Вы хотите узнать, что мы сегодня будем рисовать? Воспитатель загадывает загадки:

Много рук,                             Весной веселит

А нога одна.                           Летом холодит

                                                 Осенью питает

                                                           Зимой согревает.               (дерево)

- Правильно, вот вам ещё загадки. Постарайтесь по силуэту определить, что это за деревья (береза, дуб, елка, сосна).

- Скажите, а как вы догадались, что это эти деревья? (Обобщить ответы детей)

- Каждое дерево имеет свой характерный признак, свое строение и поэтому,  любое дерево можно узнать по его силуэту.

У березы крона имеет овальную форму в виде листочка, ветви свисают вниз, как кудри.

У дуба могучий, толстый, приземистый ствол, крона круглой формы.

Елка по строению похожа на треугольник.

У сосны высокий, стройный ствол, ветви отходят  от ствола в стороны горизонтально.

- А где много растет деревьев? (в лесу)

Давайте  разойдемся  по  ковру и превратимся в деревья.

       Физминутка.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти стряхнули

Ветер сбивает росу

Ветер тихо деревья качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел дремучий бор.

- Ребята подойдите к мольберту. Хотите узнать, что здесь? Тогда скажите, что такое пейзаж?

- Сегодня мы будем учиться рисовать сосну. Но сначала я хочу показать вам какую сосну нарисовал художник Иван Иванович Шишкин. Однажды он прочел стихотворение  Михаила Юрьевича Лермонтова. Стихотворение ему очень понравилось, и под его впечатлением он нарисовал свою картину. (Тихо звучит отрывок А. Вивальди «Зима» педагог читает стихотворение)

                               На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

- Как вы думаете, почему художник нарисовал этот пейзаж, что интересного и удивительного увидел художник? (Обобщение ответов, под музыку  А. Вивальди )

  На переднем плане, на обрыве скалы стоит величавая сосна. Странная, одинокая красавица принарядилась в богатые, пышные снежные одежды. Она горда и неприступна. Пушистый, рыхлый снег покрывает горные вершины.

 На втором плане

– Глубокая ужасающая тьмой пропасть и ночное сине-зеленое небо, на котором повисли облака. И лишь одинокая луна освещает желтовато – зеленым светом неприступную красавицу.

Свой пейзаж художник так и  назвал «На севере диком».

- Понравилась вам картина? Хотите нарисовать такую сосну?

Садитесь за свои рабочие столы.

- Давайте подготовим глазки к рисованию

                                               Зрительная гимнастика.

Вот стоит зимний лес!

В нем много сказок и чудес!             (Выполняют круговые движения глазами).

Слева - сосны, справа – ели.      (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Дятел сверху, тук да тук.               (Выполняют движения глазами вверх – вниз).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой.                      Имитация бега указательного и безымянного

                                                             Пальцев, двух рук.

- Сосну будем рисовать на середине листа. Для этого надо от верхнего края листа отступить немного вниз. Начинаем рисовать кончиком кисти, ведем тонкую линию вниз, затем слегка нажинаем на ворс, линия становиться шире и к земле ствол становиться широким, толстым. Потом мы рисуем ветви, они растут от ствола в стороны. Вот что про себя говорит сосна:

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

Затем рисуем хвою, ее можно нарисовать двумя способами: «примакиванием» или методом «тычка». Можно нарисовать одну или несколько сосен, кто захочет, может нарисовать и другие деревья. Не забывайте, что рисуем по всему листу бумаги одни деревья находятся близко к нам на переднем плане, они большие высокие, другие деревья на дальнем плане, они маленькие стволы у них тонкие. Чтобы рисунок получился красивым и интересным деревья можно располагать небольшими группками.

- Ну что превращаемся в художников.

                         Один, два, три, четыре, пять

Я умею рисовать

На бумаге, на холсте,

На свету и в темноте.

- В воздухе нарисуем сосну, и начинаем работать.

Музыка вам поможет нарисовать свою картину, свой пейзаж.

В конце занятия рассмотреть работы детей.

- На каком рисунке самая высокая сосна?

- У кого сосна получилась самая пушистая?

- Найдите самую стройную сосну. На чьей работе красиво расположены деревья.

- На каком рисунке нарисованы и другие деревья.

 Вам понравилось быть художниками и рисовать свой пейзаж? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно для вас?

Похвалить детей, все постарались.

Рефлексивный компонент

Занятие прошло хорошо,  но на будущее я думаю, что можно было бы использовать ветки сосны, они дополнили бы эмоциональное впечатление и обонятельное восприятие детей.

Дети на протяжении всего занятия были заинтересованы и активны, работы получились интересные. По завершении работы дети не устали и хотели  нарисовать  еще один пейзаж.

Я думаю показать родителям занятие по рисованию. Порекомендовать родителям Тимофея А., Маши В., Саши И. потренировать  детей дома в рисовании деревьев. Дать консультацию родителям «Учимся рисовать вместе», «Домашний мини музей живописи»

Для педагогов провести мастер класс по теме «Рисуем пейзаж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по теме "Зима". "Дикие животные"

Занятие подготовлено и проведено в подготовительной к школе группе  с общим недорозвитием речи. Это занятие отражает образовательную область: познание (формирование целостной картины мира). Полно...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в царство диких зверей"

Конспект интегрированного занятия с детьми с ЗПР в подготовительной группе....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Дикие животные»

Развитие элементарных математических представленийу дошкольниковпри ознакомлении с окружающим...

интегрированное занятие (музыка, окружающий мир) "Дикие и домашние животные"

Цель: закрепление имеющихся знаний детей о диких и домашних животных.Программные задачи:1.      Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их н...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Дикие животные»

Занятие на закрепления знаний о диких животных. Знакомство с особенностями жизни бобров....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дикие животные и птицы зимой»

Закрепить знания детей об известных им диких животных степи и зимующих птицах, изучить их особенности  поведения в зимний период; развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, мышление; вос...

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Дикие животные»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАОрганизованная образовательная деятельностьВоспитатель : Тютяева Светлана Ивановна -  первая квалификационная категорияТема: интегрированное занятие по познавательному развит...