Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»
материал по рисованию по теме

Булатова Ирина Николаевна

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

«ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

 

Составила и провела педагог дополнительного образования

Булатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань

 

Одной из главных задач ДОУ является развитие  у детей доброты сердца, чуткости души, действенной любви ко всему прекрасному, художественного вкуса, творческой актив­ности, ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа.

Оказать помощь в  решении этой задачи может декоративно – прикладное искусство, что позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Работа над этой проблемой  осуществлялась по проекту; «Золотые россыпи России».

 

ЦЕЛЬ: Формирование у  детей  эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества на основе ознакомления с народным декоративно- прикладным искусством.

ЗАДАЧИ:

Ø  Развивать представление детей о декоративно- прикладном искусстве, основных его видах и особенностях. (Хохломская, дымковская и Городецкая росписи)

Ø  Упражнять детей в создании стилизованных образов (растений, птиц, животных) для создания декоративных украшений

Ø  Совершенствовать представления детей о выразительных особенностях  декоративного  колорита, используя ритм, симметрию в композиционном решении.

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

1 этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Выстраивание единого целостного педагогического процесса: составление плана для работы с детьми, разработка конспектов занятия, подбор дымковских, Городецких и хохломских изделий народного промысла, иллюстративного материала и слайд программы с народными промыслами, подбор игр, художественной литературы.

 

2 этап ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ:

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

Формирование обобщенных знаний и умений: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: дымковской, Городецкой, хохломской. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

Умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

 

3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

Обобщение материалов и результата работы, полученных в процессе реализации проекта. Оформление собранного материала.

 

Занятия организованы по принципу циклического планирования:

Ø  первый цикл - Дымковский промысел;

Ø  второй  цикл - Городецкий промысел;

Ø  третий цикл  - Хохломской промысел.

Такая организация за­нятий позволяет сформировать у детей систему зна­ний, помогает лучше усвоить подаваемый материал, который  применяется в течение все­го учебного года.

 

  

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ГРАФИК  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

 

Мероприятия     Месяцы

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1. Создание мини-музея декоративно-прикладного искусства.

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

2. Оформление образцов декоративно-прикладного искусства  по дымковской росписи. Цель: познакомить детей с особенностями росписи дымковской игрушки.

 

 

 

 

 

   +

 

 

 

 

3.Блок  занятий по мотивам дымковской росписи   в средней группе

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

5. Блок  занятий по мотивам дымковской росписи   в старшей  группе

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

6. Блок  занятий по мотивам дымковской росписи   в подготовительной  группе

 

 

 

 

 +

 

  +

 

 

  

 

 

 

 

 

7. Развлечение «Умелец да рукоделец сам себе и людям радость несет»

 

 

 

 

 

 

 

 

   +

 

 

 

 

 

8. Блок  занятий по мотивам Городецкой  росписи   в старшей  группе

 

 

 

 

 

 

 +

 

 +

 

 

 

 

9. Блок  занятий по мотивам Городецкой  росписи   в подготовительной  группе

 

 

 

 

 

 

   +

 

 +

 

 

 

10. Тематический день

«Золотые россыпи России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

11. Блок  занятий по мотивам хохломской  росписи   в старшей   группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 +

 

+

 

12. Блок  занятий по мотивам хохломской  росписи   в подготовительной   группе

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 +

 

+

 

13. Посиделки   родителей и детей «Веселая ярмарка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 +

 

14. Оформление выставки художественно-творческой деятельности детей «Золотые россыпи России»

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

  +

 

 

15. Сбор и оформление материала по проведенной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЫМКОВСКАЯ РОСПИСЬ

 

РИСОВАНИЕ  В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

 

1.ТЕМА: «ДОРОЖКА ДЛЯ КОЗЛИКА»

П-С: Учить детей составлять узор на полосе, состоящий из кружков, точек и  полос. Развивать у детей чувство композиции, располагая кружки с точками  в  середине,  а по краям две  полосы.  Упражнять в рисовании  концом кисти. Воспитывать у детей художественный вкус, чувство цвета, ритма.

 

2. ТЕМА: «САЛФЕТКА ДЛЯ МИШКИ»

П-С: Учить детей расписывать    квадратную форму по мотивам дымковской  росписи,   используя   разные   элементы:   пересекающиеся   вертикальные   и   горизонтальные линии, кружки с точками. Формировать у детей чувство цвета,    ритма. Развивать художественный вкус, умение рассказывать о своей работе и работах сверстников.

                                                                                                                                                 

З.ТЕМА: «УКРАСИМ ТАРЕЛОЧКУ ДЛЯ МИШКИ»

П-С: Познакомить детей с новым элементом дымковского узора « кольцо». Закрепить знакомые элементы: точки, кружки. Учить детей строить узор на новой форме - круге, уметь находить середину круга, края, располагая кружки и кольца в определенной последовательности: вверху, внизу, слева, справа. Развивать чувства цвета, интерес к выполняемой работе.

 

 

РИСОВАНИЕ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.                               

 

1.ТЕМА: «УКРАСИМ ТКАНЬ ДЛЯ ЮБКИ ДЫМКОВСКОЙ

БАРЫШНИ»

 

П-С: Вспомнить элементы дымковской росписи, с которыми знакомились

в средней группе,   используя разные элементы: кольца, точки, кружки. Учить  детей   наносить   одну   краску   на   другую.   Формировать   умение   замечать  выразительность цвета и узора. Развивать эстетическое восприятие.                       

 

2. ТЕМА: «КОЗЛИК»

П-С:  Учить детей расписывать     узорами игрушку - фигуру по народным   

дымковским   мотивам.   Познакомить   детей   с   новым   элементом   росписи - волнистой линией. Закрепить рисование знакомых   элементов: прямые линии, кружки  с  точками,  кольца,  мазки.  Упражнять  в  рисовании концом  кисти. Формировать у детей   чувство цвета, ритма. Развивать художественный вкус, умение рассказывать о своей работе, и работах сверстников.                                  

 

З.ТЕМА: «ОЛЕШЕК»

П-С: Учить детей расписывать   узорами игрушку - фигуру олешка   по народным дымковским мотивам. Учить детей выделять основные элементы

узора, их расположение. Закрепить умение изображать волнистые линии,        умение накладывать одну краску на другую. Побуждать упражняться в        технике рисования концом кисти и плашмя (мазки) Закрепить знание о        цвете: теплых и холодных тонах. Воспитывать у детей художественный        вкус.                                                                                                                    

 

4.   ТЕМА:   «УКРАСИМ   КОСЫНКУ   ДЛЯ   ДЫМКОВСКОЙ        БАРЫШНИ»                                                                                       

П-С: Учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи на        треугольной форме, заполняя середину и углы, середину и края. Учить        детей самостоятельно    создавать    узор    из    предложенных    элементов        дымковской росписи:  точек,  колец,  волнистых линий,  мазков,  прямых        пересекающихся   линий.   Закрепить   умения   рисовать   концом   кисти.        Побуждать детей к творчеству.

 

 

РИСОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ.

 

  1. ТЕМА: «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ»

 П-С: Продолжать знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской росписи, с которыми знакомились в старшей группе, используя разные элементы: кольца, точки, кружки, прямые и волнистые линии. Закрепить приемы рисования  концом кисти и плашмя. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Развивать чувство симметрии, ритма.                                                                    

 

2. ТЕМА: «ПЕТУШОК»

П-С: Закрепить умения детей расписывать узорами игрушку - фигуру петушка; по народным дымковским мотивам. Закрепить рисование знакомых элементов:  прямые и волнистые линии кружки с точками, кольца, мазки. Познакомить с  новым элементом росписи - сеточка. Упражнять в рисовании концом кисти.

Формировать у детей чувство цвета, ритма. Развивать художественный вкус.

 

З.ТЕМА: «ИНДЮШКА»

П/С: Учить детей расписывать   узорами игрушку - фигуру индюшки   по народным          дымковским     мотивам.     Учить     изображать     сложной и волнистообразной формой украшения бороды и хвоста, располагая узор по кругу. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Закрепить знание о цвете: теплых и холодных тонах. Воспитывать у детей художественный вкус.

 

4.   ТЕМА:    «УКРАСИМ   ДИВАННОЕ   ПОКРЫВАЛО   ДЛЯ

ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ»

 П-С: Учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи на прямоугольной форме, заполняя середину и края. Учить детей самостоятельно создавать узор из предложенных элементов дымковской росписи: точек, колец, волнистых линий, мазков, прямых пересекающихся линий и сеточки. Закрепить умения  рисовать концом кисти. Побуждать детей к творчеству.

 

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

 

РИСОВАНИЕ  В СТАРШЕЙ    ГРУППЕ.

 

1.ТЕМА: «УЗОР НА ПОЛОСЕ»

П-С: Познакомить детей с элементами городецкой росписи. Дать представление о Городецких мастерах. Познакомить с элементом узора «бутон», используя голубой и розовый цвета. Учить изображать узор на полосе желтого цвета. Развивать технику рисования концом кисти. Развивать умение находить удачное сочетание цветов.

 

2. ТЕМА: «УКРАСИМ БОКАЛЬЧИК»

П-С: Продолжать формировать представления детей о Городецкой росписи. Закрепить рисование бутонов и познакомить с рисованием цветка «розан», обратить внимание на расположение листьев цветка. Уметь передавать колорит городецкой росписи. Воспитывать интерес к народному искусству.

 

З.ТЕМА: «УЗОР НА КВАДРАТЕ»

П-С: Учить детей составлять узор в стиле городецкой росписи на квадрате, заполняя середину и углы формы. Закрепить рисование элементов бутоны и розан, используя традиционную для данной росписи гамму цветов. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Воспитывать у детей аккуратность в работе при нанесении одной краски на другую и любовь к народным мастерам.

 

4. ТЕМА: «УЗОР ДЛЯ  КУХОННОЙ ДОСКИ»

П-С: Продолжать воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, учить изображать узор на прямоугольной форме, ритмично заполняя углы стороны и середину знакомыми элементами: бутонами, розаном, листьями с оживками. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. Воспитывать у детей художественный вкус.

 

РИСОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ    ГРУППЕ

 

1.ТЕМА: «УЗОР НА ПОЛОСЕ»

П-С: Вспомнить с детьми элементы городецкой росписи, усвоенные в старшей группе. Познакомить с элементом узора «яблочко», закрепить рисование розана и бутонов, используя голубой и розовый цвета. Учить изображать узор на полосе желтого цвета. Развивать технику рисования концом кисти. Развивать умение находить удачное сочетание цветов.

 

2. ТЕМА: «КУХОННАЯ ДОСКА»

П-С: Учить детей передавать образ сказочной птицы, замечать ее характерные особенности в отличии от реального изображения. Уметь передавать колорит городецкой росписи, дополняя узор бутонами, уменьшающимися по величине снизу вверх. Воспитывать интерес к народному искусству.

 

3. ТЕМА: «УКРАСИМ ТАРЕЛОЧКУ»

П-С: Учить детей составлять узор в стиле городецкой росписи на круге. Учить детей передавать образ лошадки по шаблону, отображая ее особенности. Закрепить рисование элемента «яблочко», умение располагать цветы в виде дуги по краю круга и использовать традиционную для данной росписи гамму цветов. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Воспитывать у детей аккуратность в работе при нанесении одной краски на другую и любовь к народным мастерам.

 

4. ТЕМА: «УЗОР ДЛЯ ТУЕСКА»

П-С: Продолжать воспитывать интерес к искусству городецких мастеров, учить изображать узор на прямоугольной форме, ритмично заполняя углы знакомыми элементами: бутонами, листьями с оживками. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. Воспитывать у детей художественный вкус.

 

 

            ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

 

РИСОВАНИЕ  В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ.

 

1.ТЕМА: «ЗАКЛАДКА ДЛЯ КНИГ»

П-С: Познакомить детей с хохломской росписью, с ее характерными особенностями. Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Учить изображать узор на полосе черного цвета несложными элементами хохломской росписи: ягоды рябины и листья, равномерно их чередуя. Развивать технику рисования концом кисти. Развивать умение находить удачное сочетание цветов.

 

2. ТЕМА: «УКРАСИМ ЧАШКИ ДЛЯ 3 МЕДВЕДЕЙ»

П-С: Продолжать развивать интерес к хохломской росписи. Формировать умение видеть и рассказывать о составных элементах и композиции узора. Познакомить с новым элементом росписи красная и черная смородина. Упражнять в рисовании концом кисти. Формировать у детей чувство цвета, соотнося цвет узора с фоном бумаги. Развивать художественный вкус.

 

З.ТЕМА: «ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ ДЛЯ 3 МЕДВЕДЕЙ»

П-С: Учить детей составлять узор в стиле хохломской росписи. Упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на округленной поверхности. Учить изображать знакомые элементы и познакомить с новым - «клубничка».  Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Воспитывать у детей аккуратность в работе при нанесении одной краски на другую.

 

4. ТЕМА: «ХОХЛОМСКИЕ ТАРЕЛКИ»

П-С: Закрепить знания детей об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора из цветов и ягоды « клубнички» на черном фоне, располагая узор по кругу. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. Воспитывать у детей художественный вкус.

 

РИСОВАНИЕ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ.

1.ТЕМА: «УЗОР НА ПОЛОСЕ»

П-С: Вспомнить с детьми элементы хохломской росписи, усвоенные в старшей группе. Познакомить с элементом узора « крыжовник», закрепить узор «рябинка». Учить изображать узор на полосе черного цвета,  равномерно его, чередуя: ягоды, листья, завитки. Развивать технику рисования концом кисти. Развивать умение находить удачное сочетание цветов.

 

2. ТЕМА: «КРУЖКА»

П-С: Продолжать развивать интерес к хохломской росписи. Познакомить с новым элементом росписи — цветок и трехпалый лист. Упражнять, в рисовании концом кисти. Учить располагать узор по всему объему кружки. Формировать у детей чувство цвета, соотнося цвет узора с фоном бумаги. Развивать художественный вкус.

 

З.ТЕМА: «ВАЗА»

П-С: Учить детей составлять узор в стиле хохломской росписи. Упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на округленной поверхности. Закрепить умения изображать знакомые элементы цветок и трехпалый лист и познакомить с элементом «Кудрина» Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Воспитывать у детей аккуратность в работе при нанесении одной краски на другую.

 

4. ТЕМА: «ХОХЛОМСКИЕ ПОДНОСЫ»

П-С: Закрепить знания детей об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора из листьев, ягод рябины и рыбок на черном фоне, располагая узор по прямоугольнику. Побуждать упражняться в технике рисования концом кисти и плашмя. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. Воспитывать у детей художественный вкус.

 

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

 

ТЕМА: «УМЕЛЕЦ ДА РУКОДЕЛЕЦ СЕБЕ И ЛЮДЯМ РАДОСТЬ НЕСЕТ»

С использованием предметов декоративно-прикладного искусства.

 

Цель: Продолжать знакомство  детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

 

Под русскую народную мелодию «коробейники» дети свободно входят в зал, где их встречает Дымковская барышня.

Барышня: Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ,

 А на ярмарке товары продаются самовары.

Продаются вилы, санки и конфеты, и баранки.

 Покупают люди сушки, а на дивную игрушку

Долго смотрят не дыша, до чего же хороша!

Милости просим, гости дорогие!

Заходите, не пожалеете, коли время имеете.

Я давно жду гостей, заходите поскорей!

 

ХОРОВОД «НА ГОРЕ - ТО КАЛИНА»

Вед: Скажите, пожалуйста, а откуда вы приехали на ярмарку?

 Барышня: Я приехала из села Дымково.

Вед: А чем же славится ваше село? И почему оно так странно называется Дымково. Барышня: Дым идет в селе столбом, точно в дымке все кругом

Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, в селе у нас рождались сказки.

Вечера зимой длинны и лепили мы из глины...

            Вот игрушки не простые, а волшебно-расписные (показывает)

Белоснежны, как березки: кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Вед: И пошла о дымке слава, заслужив на это право

Говорят о ней повсюду:

Удивительному чуду мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

Барышня: Проходите, будьте как дома! Добрый гость всегда впору. Проходите посидеть, побеседовать. (Дети рассаживаются возле столов, где стоят дымковские игрушки)

Вот веселые игрушки предлагаю напоказ и о них ведем рассказ

Кто смел, выходи и потешку расскажи. (Выходят 4 детей в руках дымковские игрушки или же рисунки)

1 ребенок: Посмотри, как хороша, эта девица - краса

Гугая черная коса, щечки алые горят

Удивительный наряд: сидит кокошник горделиво

Девица эта очень красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

2 ребенок: Вот индюк нарядный, весь такой он ладный

У большого индюка все расписаны бока,

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

3 ребенок: Стоит олень на стройных ногах

Вся краса у оленя в рогах.

4 ребенок: Козлик ме-ме! Ме-ме! Что у тебя на уме?

            Капуста в огороде, да не полезешь при народе?

Барышня: (Берет изделия Хохломы)

Ребята, сюда посмотрите, какие узоры глядят,

Здесь вьются рябина, малина и радует наших ребят.

Стаканчики, вазы, стульчики, ложки - все это делают знаменитые мастера из города Семенова, центра искусства хохломской росписи. Мастера отвозили свою посуду на ярмарку, в местечко которое называлось Хохлома. По названию села роспись стала называться хохломской.

(Выходят 2 детей с хохломской посудой)

1 ребенок: Посмотрите всем на диво и цветов и ягод тьма,

Каждый знает, как красива золотая Хохлома!

2 ребенок: Звонкие, резные ложки расписные

От зари и до зари веселятся ложкари.

Хохлома, хохлома наше чудо дивное

Погляди на хохлому красоту невиданную.

Барышня: На берегу реки Волги раскинулся город Городец. Живет там веселый народ. А почему веселый? Да потому, что разрисовывают там мастера ворота и ставни домов, мебель и посуду яркими сказочными цветами, птицами. Мастеров так и называют Городецкими.

1 ребенок: Ой, люли, ой, люли кони на лужок пошли

Кони удалые гордые, лихие.

2 ребенок: Ой, какие чудо - птицы, расскажите небылицы

Что вы видели вокруг к нам скорей слетайтесь в круг!

ИГРА-ХОРОВОД «ВОРОН»

(Под русскую народную мелодию входит Скоморох)

Скоморох: А вот и ребятишки.

Здорово, парнишки!

Здорово славные девчушки!

Быстроглазые вострушки!

Ну, разве я плох Няганский ваш Скоморох?

Много знаю я потех, будет шутка, будет смех.

Представленье - пятак, лотерея - пятак

Меняю серебряники на пятаки и прочие медяки

Полуплатно, полу даром торгуем сегодня любым товаром!

Барышня: Слушай, Ерема - скоморох прежде чем покупки делать. С ребятами поиграй, покажи свою удаль да ловкость.

Скоморох: Горница наша мала, да хоровод велик.

Хоровод велик, поиграть велит.

Солнце разгорается - игра начинается.

ИГРА - АТТРАКЦИОН «КТО ВПЕРЕД ПЕРЕНЕСЕТ ШАРИКИ НА ЛОЖКАХ» Скоморох: Что ж, ребята, вы сидите иль гулять вы не хотите?

Засиделись, чай с утра песни петь пришла пора.

ПЕСНЯ О РОССИИ

Скоморох: Покупайте-ка игрушки барыни и зверушки

Посмотрите, как живой конь красивый удалой Всех на ярмарку зову- я игрушки продаю!

Барышня: Постой, постой Ерема-скоморох, а что это у тебя за сундучок в руках такой красивый?

Скоморох: Сундучок мой не простой в нем товар расписной.

Веселы и ярки примите их в подарки (отдает не расписанные силуэты игрушек) Барышня: Говоришь, веселы и ярки, ничего яркого не вижу. Они же не расписаны? Что будем делать?

Скоморох: Что же делать, ребята? Хотел вас порадовать, а вышло все наоборот.

Ведущая: Не огорчайся Ерема - скоморох. Мы тебе поможем. Есть у нас небольшая мастерская. Мы там с ребятами расписываем игрушки. Правда, мы только учимся. Но вы увидите, что получится из этих игрушек, когда дети их разрисуют. (10 детей садятся за столы разрисовывать игрушки-силуэты)

Скоморох: Нам грустит нельзя. Пора шутки начинать

Песни петь и танцевать.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

ТАНЕЦ « СУДАРУШКА»

ИГРА - АТТРАКЦИОН «КТО ВПЕРЕД НА КОЛЕНЯХ ДО ФЛАЖКА?»

ИГРА «БЕГ С МЯЧОМ» - мяч зажат между лбами играющих.

 Барышня: Большие чудеса создают руки народа

Умные руки - основа успеха

Руки - это лицо человека,

Руки о многом они говорят.

Глаз только видит, а руки творят.

О труде много пословиц сложил русский человек. Ну-ка, кто пословицы о труде мастак сказывать?

ПОСЛОВИЦЫ:

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2. Умелые руки не знают скуки.

3. Не печь кормит, а руки.

4. Кто любит трудиться — тому без дела не сидится.

5. Хорошая работа 2 века живет.

6. Умелец да рукоделец себе и людям радость несет.

7. Мала пчела, а та работает.

8. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож.

Барышня: Вот и подошла к концу работа в нашей мастерской. Наши мастеровые тоже хорошо потрудились, как тут не сказать: Умелец да рукоделец себе и людям радость несет. Скоморох: Ну, мне пора, пришло время расставанья. До свиданья! До свиданья! Барышня: Тише дудки, тише домры, до свиданья, люди добры

Умолкает барабан, закрываем балаган! (Уходят)

Ведущая: Мы гордимся стариной, стала она нам родной.

Вечно радует кого-то наших прадедов работа.

А теперь все вставайте, дружно пляску начинайте. Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.

 

Тематический день - «День художественного творчества»

для подготовительной группы

 

УТРО:  выставка изделий народных умельцев: предметы городецкой, хохломской, дымковской росписи.

 

Цель: Познакомить детей с особенностями и своеобразием декоративно-прикладного искусства Хохломы, Дымково и Городца.

В гости к детям приходит Марья - Искусница:

Не далек мой путь, не близок

Шла я, шла. поклон вам низок.

Я, Марьюшка — Искусница

Из сказки к вам пришла

Умение, старание с собою принесла.

Красны девицы, да добры молодицы

Собирайтесь, наряжайтесь.

Ко мне в гости отправляйтесь!

Дети   под  русскую  народную  мелодию  идут  па  выставку,   где  собраны   изделия народных мастеров.

Марья — Искусница: Как называется эта роспись на кухонных досках? Особую любовь вложили мастера в эти прекрасные изделия, которые создали своими руками. Сегодня я хочу рассказать вам о мастерах из славного города Городец, что раскинулся над рекой Волгой. Живет в этом городе веселый народ. Почему веселый? А потому что разрисовывают мастера ворота и ставенки, мебель и посуду яркими цветами и сказочными птицами (показ досок, лошадок разрисованных узором) Городецкие изделия из дерева знают и любят во всем мире. Это наша гордость, потому что создано это все у нас в России, руками замечательных русских мастеров. Городецкие художники узоры придумывают сами, внимательный глаз художника замечает вокруг птиц, скачущих лошадей, великолепные цветы. А некоторые умельцы расписывали свои дома, ворота затейливыми речными судами, лошадиными, львиными головами, красочными петухами, глухарями. Все что нравилось художнику, он рисовал на дереве, сплетая из цветов сложные узоры. Городецкие мастера и в наше время украшают детскую мебель: столики, стулья, шкафы, кроватки своими яркими узорами, чтобы помнили люди о былой красоте. По названию города Городца и роспись стали называть Городецкой. Сейчас эти изделия славятся повсюду.

Ребята, а вы сами хотите нарисовать такие необыкновенные цветы? Тогда проходите в мою художественную мастерскую.

 

Занятие по рисованию «Узор на полосе»

Цель: Познакомить детей с городецкой росписью, ее характерными особенностями (цвет,    фон)    Дать    представление    об    основных    элементах,    используемых художниками,   упражнять   в   составлении   узора,         в   рисовании   концом   кисти. Развивать чувство композиции.

ХОД: Цветок, находящийся в середине полоски называется розан. Эти маленькие цветочки - бутоны.  Какие  цвета  вы  видите  на полосе?  Правильно,  Городецкая

роспись этим и отличается от любой другой, что она выполняется в голубом или розовом цвете. Набрав розовую краску, рисуем большое розовое пятно, а для бутонов по 3 кружка слева и справа. Пока краска подсыхает рисуем листочки попарно между бутонами зеленой краской, а прожилки - черной. Розовое пятно подсохло, теперь сделаем дугообразный мазок красной краской на розане и бутонах. Когда все высохнет, белой краской наносим оживку, волнистообразные линии. Узор выполняется на желтом фоне, так как Городецкие мастера украшают своим узором деревянные изделия, а цвет дерева - желтый. Когда полоску вы украсите, и она подсохнет, мы склеим ее и превратим в бокал. Приступайте к работе. (В конце работы дети выкладывают свои изделия на общий стол и любуются их красотой.)

Вед.: Спасибо, тебе Марья Искусница за то, что детей наших научила такой невиданной красоте.

Мы гордимся стариной стала нам она родной

Вечно радует кого-то наших прадедов работа.

Марья Искусница: Пришло время расставанья: До свиданья! До свиданья!

ПРОГУЛКА: Русские народные подвижные игры:

Цель: Познакомить детей с русской народной игрой «Палочка выручалочка» Дети стоят в кругу. Выбирается с помощью считалки водящий. Он стоит возле стены, считает до 10. около водящего лежит палочка выручалочка. Закончив счет, водящий стучит палочкой, и говорит: «Палочка пришла, живого не нашла». Кладет палочку и идет искать спрятавшихся. Найдя кого-либо, водящий бежит к палочке и стучит ей об стенку: «Палочка выручалочка, нашел Нину!» Каждый спрятавшийся может выбрать удобный момент, чтобы выбежать и взять палочку, стукнуть ей об стенку и сказать: «Палочка выручалочка, выручи Нину!», и тогда водящий галит снова. Если все играющие найдены, игра продолжается с другим водящим, тем, кто был найден первым.

«Городки», «Горелки», «Пятнашки», «Лапта» описание игр в книге «Детские подвижные игры народов СССР».

ВЕЧЕР: «Путешествие в картинную галерею». Сегодня, ребята, я приглашаю вас в картинную галерею.

(Идут в кабинет изобразительной деятельности, где заранее развешаны картины И.И. Шишкина «Зима», И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» и «Февральская лазурь»)

Отшумела ярко — желтой листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Прошел и ноябрь, который называют в народе предзимником. Короткие серые дни, похожие друг на друга, леса стоят полупустые, «грустя по птичьим голосам».

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы

А. Пушкин.

Начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Зимы бывают разные, и год на год не похож. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты - в словах, композиторы - в звуках, художники - в красках. Давайте-ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки — зимы.

Посмотрите, какую картину о зиме нарисовал художник Иван Иванович Шишкин.(дается время, чтобы дети внимательно рассмотрели картину) Так о чем же нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу. Что покорило, удивило, порадовало его? Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега. Какой же это лес? Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят - «еловый бор». Почему мы решили, что это старый и дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу — не продерёшься сквозь нее. А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое-где стволы уже наклонились, но еще не упали. А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Да, они чуть виднеются из-под снежных шубок.

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит, -

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, - сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован, легкой цепью пуховой...     

Ф. Тютчев.

Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот, громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная, не громкая.

Тишина! - шепнула белая поляна.

Тишина! - вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель...      

 С. Черный.

Полюбуемся, еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (Включить отрывок из пьесы А. Вивальди «Зима») Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, что навевает картина?

Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, к какой из картин оно подходит больше.

Разукрасилась Зима на уборе бахрома

Из прозрачных льдинок, звездочек — снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье, шепчет заклинанье:

«Лягте мягкие снега, на леса и на луга,

Тропы застелите, ветви опустите!»      

М. Пожарова.

 

Правильно, эти стихи больше подходят к картине И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Что вам хотелось делать, глядя на эту картину? (ответы детей: петь, танцевать, легко и плавно кружась, нарисовать такую же прекрасную картину.) А вам в жизни приходилось видеть деревья, покрытые инеем? Художник услышал нежную, радостную и изящно - волшебную песню зимы и передал это в своей картине.

А сейчас посмотрите на картину этого же художника. Она называется «Февральская лазурь»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин.

Какую мелодию зимы здесь услышал художник? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Выслушать 2 -3 детей) да, это февраль - конец зимы, ее последний праздник! Праздник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой бездонной синью в вышине. Солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы. Послушайте, как об этом рассказал композитор Петр Ильич Чайковский. (Включается отрывок пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»). Что вам слышалось в музыке? Доставила вам радость эта мелодия?

Мы с  вами  увидели, услышали,  как  художники,  поэты,  писатели,  композиторы почувствовали и в своих произведениях передали разные напевы зимушки - зимы. То тихие, спокойные, то нежные,  изящные, сказочно - волшебные, то громкие, звонкие, то грустно - печальные. А сейчас, кто хочет, может взять краски и нарисовать свою песню о зиме.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.  Князева О.,  Маханева М,  Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

2.  Комарова Т., Народное искусство в воспитании детей.

3.  Скоролупова  О. А., Знакомство  с русским  декоративно прикладным искусством.

4.  Швайко Г.С., Авторская программа.

5.  Трофимова М. В., Тарабарина Т.И., И учеба, и игра изобразительное искусство.

6.  Карачунская     Т.Н.,  Музейная   педагогика   в    изобразительной деятельности в ДОУ.

7.  Ветлугина Н. А., Художественное творчество в детском саду.

8.  Логинова В. Л, Саморуков П. Г., Дошкольная педагогика.

9.  Костина Л.В., Методическое пособие. «Истоки творчества». Ю.Григорьева   Г.Г.,    Буянова   Е.И.,   

10. Боброва   З.А.,    Практикум    по изобразительной деятельности дошкольников.

11. Безубцева Г.В., АндриевскаяТ.Н., Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму.

12.  П.Комарова Т.С., Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

13. Сакулина   Н.П.,   Комарова Т.С.,   Изобразительная   деятельность   в детском саду.   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально - нравственное воспитание детей через художественно - творческую деятельность"

Сегодня социально - нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста, направленная на понимание его роли, его личности в окружающем мире. В основу моей р...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Проект «Сказка как средство социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Проект разработан для детей 2 младшей группы.  Позволяет исользовать возможности сказок в социально-нравственном развитии дошкольников 4-го года жизни....

Проект по социально – нравственному воспитанию «Корабль дружбы» (для детей 5-6 лет)

Тип: познавательно- практико- ориентированный.Возраст:  старшая группа  (5-6 лет)Срок: краткосрочный -  25.07 – 29.07.2016. УЧАСТНИКИ: родители, дети, воспитатель...

Проект по социально- личностному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Живи в веках, моя Россия!"

Название проекта: «Живи в веках, моя Россия!»Вид проекта: игровой, творческий;По областям– речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстет...

Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью "Чистый ручеек души"

Социальный проект направлен на: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников, укрепление ...