Развитие детского творчества по средствам нетрадиционных техник рисования
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Власова Валентина Анатольевна

Опыт работы . Нетрадиционные техники рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file464.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

  Актуальность моей работы связана с тем, что  жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы  творческие  личности,   обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…» [1., С.1].

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей  ребёнка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

2.  Сформировать изобразительные навыки и умения;

3.  Развить творческие способности дошкольников.

С какого же возраста следует развивать творческие способности?  Психологи называют различные сроки -  от полутора до пяти лет. Я придерживаюсь гипотезы, что творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.  Дело в том, что мозг особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни ребёнка. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию.

Поэтому считаю необходимым начинать работу по развитию творческих способностей с детьми двухлетнего возраста. А почему же средствами нетрадиционного рисования? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Чтобы этого не происходило, я  стала использовать нетрадиционные техники рисования. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [2., С.4]. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Очень нравится детям техника «рисование по сырой бумаге». Рисовать акварелью для детей сложнее, чем гуашью, но очень интересно! Ведь рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой и чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике  море, как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

Такие техники нетрадиционного рисования, как  монотипия и диотипия (техника печатки), помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисуем «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Восхищение,  удовольствие, интерес испытывают дети, когда видят  как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина!

Детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования с разнообразными  игровыми  приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др.  Считаю, что рисование - это не только обучение, это, в первую очередь, игра. И в моих играх есть  определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!». Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.

Для развития творческих способностей, воображения, мышления использую следующие задания:

1. «Рисование музыки».  Во время прослушивания музыкального произведения предлагаю сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка. К примеру, после прослушивания произведения «Времена года» П. И. Чайковского дети рисовали осенний пейзаж, летящую тройку лошадей, просыпающуюся природу, поющего в небе жаворонка.

2. Нарисуй «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д.  При  рисовании в технике «пальцеграфия» на тему: «Самое необычное» дети  ярко проявили свою индивидуальность и в нашей группе появились «мамластики», «фокотусы», «цимбалики»!

3. «Рисуем вместе!». В этом задании предлагаю первому ребенку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй ребенок предполагает, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен дорисовать линию в соответствии со своим замыслом.

4. «Дорисовывалки». Вместе  с детьми обводим свои ладошки и при помощи нетрадиционного рисования превращаем их в забавных животных, птиц, рыб и т.д. Еще интереснее и веселее дорисовывать кляксы!

На втором этапе дети имеют возможность самостоятельно подбирать листы бумаги (разного размера, формы и  цвета),  материалы для рисования.

Больше разнообразия вношу и в организацию деятельности: дети могут  рисовать сидя за отдельными столами или стоя за мольбертами; могут сдвинуть вместе столы по два и т. д.    Важно, чтобы организация соответствовала санитарным нормам и правилам (левостороннему освещению, расстоянию до доски, углу обзора) и чтобы, конечно, детям было удобно и интересно вместе работать!

Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности!

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.  

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Занимаясь  в  кружке «Мастерилка» они получают разнообразные практические знания и умения, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

После такого плодотворного сотрудничества с родителями обязательно провожу выставки совместного творчества детей и родителей: «Мы все талантливы!», «В гостях у сказочных героев», «Мой зеленый город» и т. д., выполненные в технике нетрадиционного рисования. Участники выставки выступают в роли экскурсоводов и рассказывают в какой технике, при помощи каких материалов было создано произведение.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь -  обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития.  Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

В настоящее время мои дошкольники  владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество и  фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрос интерес к окружающему миру.   И это не могло не сказаться на результатах работы -  детские рисунки стали более оригинальными, интересными, разнообразными и украшают выставки не только в нашем детском саду, но и побеждают в  городских, областнх  и всероссийских конкурсах!

Теоретическое обоснование опыта с точки зрения разных авторов .

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детст-ве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Арис-тотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного воз-раста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание чело-веком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет ре-зультат деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок–дошкольник создает для себя субъективно новое. Но субъективная ценность его значи-тельна. Работая над изображением, ребенок приобретает знания, уточняются и углуб-ляются его представления об окружающем. Он не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребе-нок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изобра-жение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие вырази-тельные средства, внося интересные дополнения и т. п.  Поясню эту мысль: идет занятие, дети рисуют яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно дорисовать ему листик, или закрасить яблоко другим цветом (желтым, зеленым), для него это уже творческое решение.  По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. И в этой ситуации положительное отношение педагога к твор-честву ребенка - важный стимул его творчества. А отечественные психологи Г. Урунтаева  и Ю. Афонькина предлагают диагностировать проявления творчества в рисунке по пока-зателям представленным в таблице 1.

Таблица 1

Проявления творчества в рисунке

Компоненты

рисования

Возраст детей

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Средства выразитель-ности

(цвет, форма, ритм, композиция и т.д.)

Подбирают цвет, соответствующий предмету. Главное в рисунке выделя-ют пространствен-ным расположе-ниием объектов на листе бумаги. Относительно пра-вильно передают пропорции. Пос-тепенно в рисуках появляется детализация предметов.

Для создания выразительного образа (зимний лес) применяют сочетание цветов. При изобра-жении сложных предметов правильно передают в рисунке расположение частей и их со-отношение по величине. Рас-полагают объекты в ряд на одной горизонтальной линии на всем листе. Главное в рисунке выделяют с помощью цвета, величины, пространственного расположения. Передают неко-торые индивидуальные приз-наки объектов (котенок поло-сатый и пестрый) и отдельные признаки сказочности предмета или ситуации (необычность формы, цвета деталей, расположения в пространстве).

Для отображения особенностей объектов, своего настроения и отношения к изображаемому используют разнообразие цветов и цветовых сочетаний. Правильно передают форму, пропорции, расположение частей и окраску предметов. Располагают изображения на всем листе бумаги, на одной линии, на широкой полосе, ближе и дальше. К 6,5 – 7 годам выделяют близкий, средний и задний план, линейную перспективу. В рисунке отражают свузи между изображенными объектами.

Замысел

Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.

Замысел создают до  начала ри-сования, формулирую его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобрази-тельные и выразительные сред-ства. Замыслы устойчивы и разнообразны.

А именно нетрадиционные графические техники обладают необъятной широтой средств выразительности.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и уме-ния, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опы-та. Академик А.В. Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков – не всегда ре-зультат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях пе-дагогов и психологов, в частности Б.П. Юсова, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко.

Заслуга Н.А. Ветлугиной в том, что она сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Сегодня дети сталкиваются с качественно новыми условиями бытия, необходимо-стью постоянно решать жизненные задачи. Предпосылки, заложенные в период дошколь-ного детства, задают растущей личности социально ценный вектор развития. Этим объяс-няется внимание и педагогов, и психологов к феномену детской личности, ведь дошколь-ное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного обучения.

Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы соз-давать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприят-ные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и со-вершенствует свои способности. А мы, педагоги, должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта  задача реализуется мной через определенную тех-нологию педагогического сотрудничества с детьми в многогранном мире изобразитель-ных техник, представленную в опыте работы.

Основные принципы реализации задач по развитию творчества посредством       нетрадиционных графических техник.

Алгоритм поэтапного осуществления педагогической деятельности по                       заявленной проблеме.

Развитие детского творчества посредством нетрадиционных графических техник

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Наш сад работает по программе “От рождения до школы ”Н.Е.Веракса. Работая воспитателем детского сада, и одновременно веду студию детского творчества по нетрадиционному рисованию с детьми старшей группы. Занятия в студии художественного творчества строятся так, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, выразить свои творческие возможности в рисунке.

Заняться проблемой детского творчества нас подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества. Применяя диагностику, позволяющую определить уровень творческого воображения и световосприятия детей, выявить уровень технических навыков и умений и строить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребенком. Пришли к выводу, что необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Развитие дошкольников должно подходить через научный подход к исследованию детского возраста.

Цель исследования: Исследовать практически особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

Задачи исследования.

Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.

Изучить развитее творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе использования методов нетрадиционного рисования.

Объект исследования: Процесс развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: Развитие творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования.

Методы исследования.

Анализ литературы;

Анализ продуктов деятельности;

Лонгитюдный метод.

Гипотеза: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии:

Создание системной, регулярной работы с детьми;

Использование нетрадиционных форм рисования.

Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Цель нашего опыта – развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разработали перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. В работе с детьми используем метод, который не требует от детей профессионального изображения. Работа в кружке по рисованию повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники, и расширили творческие возможности малышей.

Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан и систематизирован комплекс дидактических игр, для развития воображения и фантазии (Приложение 2).

Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного и нестандартных изотехнологий.

Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей. Проводили с родителями консультации (Приложение 3), беседы и родительские собрания.

Для исследования творческих способностей дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось в три этапа, на базе МБДОУ – Детский сад № 135 №Радужный», г. Брянска. Количество испытуемых 30 человек. Дети старшей группы, которые были поделены на две подгруппы. В одной из них, дети, где занятия проводились традиционно по программе “Радуга”. Вторая подгруппа, дети, посещающие студию детского творчества с использованием нетрадиционных технологий.

1 этап. Направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Для проведения 1 этапа исследования нами были использованы диагностические методики. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией Т.С. Комаровой.

Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Были составлены сводные таблицы (Таблица 1 – 4, приложение 1), в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

2 этап. Направлен на выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для проведения 2 этапа исследования нами было использовано тестовое задание с дорисовыванием кругов. Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.

Данное диагностическое задание было предложено детям в конце учебного года в подготовительной группе детского сада и детям, посещающих кружок. Полученные результаты изложены в таблицах 5 и 6 (Приложение 1).

Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей второй подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Высший балл заработали 9 детей, средний балл – 5 детей, а низкий всего один ребенок.

В первой подгруппе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем дети второй подгруппы, посещающие студию детского творчества. Средний балл – 6 детей, и низкий балл – 5 детей. Отсюда можно сделать вывод, что уровень развития воображения у ребят первой подгруппы менее высок, чем у детей второй подгруппы, посещающих студию.

На последнем 3 этапе была проведена итоговая диагностика “Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования”. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты рисунков прошли анализ и были занесены в таблицу (см. таблицу 7 и 9, приложение 1). В течение года все техники нетрадиционного рисования были изучены и апробированы в работе с детьми. Для записи данного исследования использовалась диагностическая карта “Художественно-эстетическое развитие” (см. таблицу 8 и 10, приложение 1).

Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы и детьми второй подгруппы, посещающих студию детского творчества (см. диаграмму 1, приложение 1) в начале года. Можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что у детей второй подгруппы, посещающих студию, средний уровень составляет 67 % , а у детей первой подгруппы – 53% детей. У детей второй подгруппы, посещающих студию, преобладает еще высокий уровень, который составляет 13%, а низкий – 20%. В первой же подгруппе, у детей, не задействованных в студии, высокий уровень отсутствует вообще, а низкий уровень составляет 47%.

После проделанной работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей подготовительной группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы, посещающих студию, значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний – 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы, не задействованных в студии.

Результаты анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (см. диаграмму 2, приложение 1). Уровень умения рисования нетрадиционными техниками во второй подгруппе, у детей, посещающих студию выше, чем у детей первой подгруппы, не посещающих студию.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.

Приложение 4

Библиографический  список:

  1. Алексеевская Н.А.  Карандашик озорной – М.: «Лист», 1999.
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др.  Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль.: Академия Холдинг., 2001.
  3. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте:     Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.
  4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.    
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Гурович Л.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.
  7. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 4. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.                
  8. Комаров Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.
  9. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.
  10. Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.
  11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф.  Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
  13. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.//Нетрадиционные техники.  – М. Творческий центр, 2006. –  187с.
  14. Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. –  264с.
  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930. – 117с.
  16. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004. – 203с.
  17. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. – 193с.

Детское изобразительное творчество

Отбор художественно-эстетического содержания в соответствии с основными задачами развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами

Создание динамичной предметно-развивающей среды, обеспечение необходимыми инструментами и материалами

Создание или выбор методов, технологических приемов в работе с детьми

Интеграция художественно-творческого воспитания

Виды деятельности

Самостоятельная практическая деятельность детей. Основная в учебном процессе. Ее цель – творчество.

Совместная деятельность детей и педагога по обсуждению творческих работ (не путать с оцен-кой). Помогает ре-бенку видеть мир не только со своей точ-ки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Специально организованная деятельность - занятия по обучению детей но-вым способам худо-жественной деятельности с новыми ма-териалами и инстру-ментами через твор-ческие задачи.

Организация сменных выставок

Подгрупповая форма организации

Индивидуаль-ная форма организации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

«Развитие детского творчества через элементы нетрадиционной техники рисования»

"Поддержка детской инициативности и самостоятельности через нетрадиционные техники рисования"....

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования». Авторы проекта: Бушмакина Е.Н. Юдина А.Г.

Участники  проекта:  воспитатель,  родители  и дети средней  группы.Целевая  группа:  дети  средней  группы.Срок  реализации: с  января  201...

презентация "Развитие детского воображения по средствам нетрадиционных техник рисования"

Опыт работы свидетельствует:рисование необычными материаламии оригинальными техникамипозволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....

ПРОЕКТ на тему: Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к позн...

ПРОЕКТ на тему: Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к позн...