Конспект по изобразительной деятельности на тему "Подводное царство" (нетрадиционная техника рисования "гратаж")
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Сосик Татьяна Анатольевна

В конспекте "Подводное царство" дети знакомятся с работой техники гравирования ("гратаж" - процарапывание по воску). Данный способ работы выполняется путем процарапывания пером или острым инструментом на поверхности бумаги или картона, залитых воском и тушью с гуашью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.31 КБ
Файл prilozhenie_1.docx10.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 34 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.

Конспект по образовательной деятельности на тему «Подводное царство»

Нетрадиционные техники рисования «граттаж»

Выполнила педагог дополнительного образования по живописи ГДБОУ Детский сад № 34

Сосик Татьяна Анатольевна

Адрес учреждения: 195248, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 44/2

Тел.: 222-97-43

Дом. адрес: 195248, г. Санкт-Петербург, ул. Петра Смородина д. 20, кв. 19

Дом. тел: 662-04-72

Моб. тел: +7 911-933-19-10

Санкт-Петербург

2012 г.

Конспект. Тема «Подводное царство»

     Цель. Воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции и  фантазию, развивать мелкую моторику рук.

     Материал. Иллюстрации и эскизы с изображением морских животных, растений. Бумага, свеча, черная тушь или гуашь + жидкое мыло, деревянные палочки для процарапывания, фонограмма муз. Н. Римсгого-Корсакова «Садко».

    Ход встречи.

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в подводное путешествие к морскому царю Нептуну. Он и его дочки-русалочки решили устроить праздник и пригласили на него всех жителей подводного царства. Море прекрасное, сильное, огромное. Оно удивляет и восхищает. Там в глубине вод у царя много друзей: дельфины, нарядные и веселые рыбки, смешные морские коньки, огромные осьминоги. Закройте глаза и представьте картину морского мира (тихо звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Садко»). Педагог читает стихотворение Г. Лагздынь «Море голос подает»

Мчатся белые барашки,

Гальку круглую жуют!

Полосатые тельняшки

Мне покоя не дают.

Я лежу на берегу,

Дом из гальки стерегу!

А вода – качается…

А глаза – сли-па-ют-ся…

Волны ластятся ко мне…

Что такое? Я – на дне!?

Вот сверкнули плавники.

Это рыбьи косяки –

Иваси, теска, селедка,

Еж на дне лежит как щетка!

Ярко-синие иголки

У него тверды иголки.

Вот медуза, студнем блуза,

Вся прозрачная без груза.

Абажуром ходит блуза,

Бант на блузе с бахромой.

Вот несется осьминог,

Пара глаз и восемь ног.

Звезды плавают по днищу,

Звезды в море ищут пищу.

Толстый краб ползет, спешит,

Рыб пугает и смешит.

Обхватив хвостом травинку,

За коралловый пенек,

Хочет сесть в воде конек.

Одноглазой камбале

Хорошо лежать на дне.

Только много ль належишь?

Хоть бочком, а побежишь!

Проплывает мимо скат –

Электрический заряд.

Каждой рыбке с детства ясно:

Встреча с ним всегда опасна.

У кальмара десять ног,

Но кальмар не осьминог.

Он сидит среди актиний,

Фиолетовых и синих,

Плавно щупальцами крутят,

Дно морское тихо мутят.

Поднялась со дна вдруг тина!

В море – грохот! В море – гул!

Нападают на дельфина

Кровожадных пять акул!

Загоняю хищниц в трал.

Что со мной?

Никак я спал?

Шепот гальки, шум прибоя…

Море голос подает!

Это море! Знаю – море!

Усыпляет и зовет!

    А теперь откройте глазки и скажите, кого вы видели под водой? (Ответы детей). Педагог выставляет иллюстрации с этими обитателями моря. Дети описывают морских жителей, их внешний вид, их цвет и форму. Молодцы! Давайте в подарок царю Нептуну нарисуем его подводное царство. Он будет очень доволен. Сейчас я вам раздам листочки и кисточки. Но, что случилось? Почему листочки стали черными и где кисточки? Чем мы будем рисовать?

 Дети фантазируют.

Педагог. Знаете, я догадалась. Царь Нептун говорил мне, что недавно в их подводное царство заплыла рыбка-колдунья. У нее не было друзей, и она стала злой и коварной. Рыбка-колдунья не любит веселье и праздники, поэтому она решила заколдовать подводное царство, превратив его из прекрасного в черное. Что же нам делать, ребята? Как помочь Нептуну? (Ответы детей). Ну что ж…. Другой бумаги у нас все равно нет, рисовать можно и острыми палочками. Я знаю один очень интересный способ. Давайте попробуем расколдовать подводное царство, чтоб оно стало видимым. Посмотрите. Держим палочку таким образом, чтобы тупой край был спрятан в кулачке. Поцарапаем острием по бумаге, и чернота исчезнет. Эта техника называется «граттаж» (процарапывание). На лист бумаги наносится цветная краска, после того как она высохнет, надо натереть воском весь лист, покрыть его несколькими слоями черной туши или гуаши, смешанной с жидким мылом. А потом заняться процарапыванием. Дети процарапывают морских обитателей, делая объем штриховкой. Ребята, передайте в своей картине всю красоту подводного мира, чтобы царь Нептун смог подарить ваши рисунки все морским жителям на своем празднике. Педагог помогает детям советами. По окончании работы педагог интересуется у каждого ребенка, что интересного он нарисовал. Дети рассматривают рисунки и объединяют их в единую композицию «Подводное царство». Молодцы, ребята! Теперь царь Нептун и его гости могут спокойно веселиться на празднике. В конце занятия дети играют в подвижную игру «Осьминожки» (рыбки плавают, а по сигналу всплывают осьминожки и ловят рыбок).



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Практическая часть.

I этап. Белый лист бумаги весь покрыть цветной гуашью. Дать высохнуть.

II этап. Натереть лист свечой и покрыть черной гуашью или тушью + жидкое мыло.

III этап. Процарапать острой деревянной палочкой рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) в средней группе на тему «Осенний рисунок ветра»

Задачи:     С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.     Учить детей рисовать осеннее дерево...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной изобразительной деятельности дошкольников средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования «по мокрому» и «цветные кляксы» по теме: «Осенний коврик»

Конспект совместной изобразительной деятельности дошкольников средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования «по мокрому» и «цветные кляксы».         Зна...

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).

статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у...

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...

Конспект по изобразительной деятельности в средней группе Тема: " Пришла Весна" (нетрадиционной изобразительная техника)

расширять представления о сезонных изменениях в природе;- упражнять в умении дорисовывать листья, используя метод «примакивания»  с помощью ватных палочек к листу бумаги;- у...