конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Березка русская."
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Ступа Наталья Александровна

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми

подготовительного возраста

«Берёзка русская»

 

Технологии: физминутка, хороводные и дидактические игры, ЭОР,

 

 

 

 

Воспитатель Н.А. Ступа

 

 

2013

 

 

 

Задачи психолого – педагогической работы:

1.                Учить детей рассматривать художественное произведение на заданную тему.

2.                Обогащать словарный запас за счет внесения новых слов: береста, колодезь, лучина.

3.                Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями и праздниками.

4.                Познакомить детей с техникой рисования по ткани – батиком.

5.                Закрепить умение изображать конкретное дерево с характерными признаками.

6.                Закрепить умение использовать изобразительные умения и навыки в собственном творчестве.

7.                Развивать образное эстетическое и художественное восприятие.

8.                Воспитывать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке.

Наглядно-демонстрационный материал:

.ЭОР, рассматривание картины И Левитана «Березовая роща»

.иллюстрации с изображением березовой лучины, березовым соком

.иллюстрация с изображением народного праздника - Троица

.поделки из бересты

.запись народных песен о березе

.запись «Времена года»

Раздаточный материал:

. подготовленный батик,

. простой карандаш,

. набор гуашевых красок,

. кисти,

. поролоновые тампоны,

. стакан с водой,

. салфетки.

Оборудование:

.компьютер

Предварительная работа:

·                   наблюдение за березой во время прогулок;

·                   заучивание стихотворений С.Есенина «Белая береза», А.Прокофьева «Люблю березку русскую»;

·                   рассматривание картин И.Шишкина «Ручей в березовом лесу», И.Остроухова «Березы».

·                   прослушивание русских народных песен о березе

 

 

 

Ход совместной образовательной деятельности:

Воспитатель.

-Ребята, мы много с вами говорили о деревьях, рассматривали их на прогулках. -Какие деревья вы знаете? (ответы детей)

-А, как вы думаете, какое дерево издавна особо почитаемо на Руси? (Мнения детей).

-О берёзе слагали стихи, пели мелодичные песни, писали картины, восхищаясь её  красотой. А ещё это дерево хранит много секретов, о которых мы сегодня и поговорим.

-Но сначала отгадайте загадку: «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки» (Березки).

-Как вы догадались? (Дети находят в загадке признаки берёзы)

-Посмотрите внимательно,  давайте запомним загадку при помощи таблицы.

(загадка демонстрируется приёмом мнемотехники), давайте проговорим её по таблице.

-Молодцы ребята отгадали загадку правильно.

Воспитатель.

-Березка является символом России, символом красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, загадок.

-Дети, а вы знаете стихи о березе? (Ответы детей).

Чтение детьми стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую».

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

 

Люблю, ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится.

 

-Молодцы, ребята, садитесь.

 

Воспитатель.

- Художники часто прославляют березку на своих полотнах.

На экране появляется картина И. Левитана «Березовая роща».

Воспитатель.

-Это картина художника И.Левитана «Березовая роща». Полюбуйтесь картиной. (Дети любуются картиной).

-Вам нравится эта картина? Как художник передал нам свое очарование березовой рощей? (Ответы детей). Обратите внимание на стволы березок. Какие они? (Белые). Какая трава? (Густая, зеленая с искорками луговых цветов).

- Можно ли сказать, что на картине изображен солнечный день? ( Да, мы видим полоски солнечного света на траве, их много).

После ответов детей воспитатель с детьми делает обобщение:

-На картине И.Левитана изображен солнечный день. Белые стволы стройных березок ярко выделяются на фоне густой зеленой травы с искорками луговых цветов. Нежные листочки будто трепещут от легкого ветерка. Игра солнечных пятен на траве привлекает  нас, заставляет долго любоваться картиной.

Воспитатель.

-Мы с вами рассмотрели  картину. Как называется эта картина? (Ответы детей). Художник нашел свои средства выразительности, вложил в картину свои мысли и чувства о красоте березовой рощи.

Проектор выключается.

-Ребята, я вам покажу таблицу, а вы скажите правила игры. (ответы детей)

 -Давайте поиграем.

Игра: «Ассоциации»

(в центре таблицы изображена береза, вокруг нее предметы и действия которые связаны с этим деревом; дети должны определить связь ,найти что-то общее между березой и этими предметами. Например: какая связь между березой и лаптями, или ,что общего между березой и лыжами и т.д.)

Воспитатель.

-Береза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про ее достоинства загадку. Она хранит секреты этого дерева, а вот какие, давайте отгадаем.

Игра по картинке «Угадай»

(воспитатель показывает картинку, на которой изображено четыре домика, в каждом домике живет отгадка)

-Слушайте первую загадку:

 – от темной ночи свет,

Издавна деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки, туеса.

(открывается домик и воспитатель показывает детям лучину).

-Слушайте вторую загадку:

 – некопаный колодезь,

- из некопаного колодезя вкусный и полезный для здоровья березовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок в разные емкости и потом с удовольствием пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы береза не истекла соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.

(открывается домик и воспитатель показывает детям березовый сок в банке).

-А теперь третья : - старому здоровье,

-здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать.

(открывается домик и воспитатель показывает детям березовый веник)

-А, теперь последняя:. - разбитому связь.

-ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбилась и служила подольше.

(открывается домик и воспитатель показывает детям поделки из бересты).

Воспитатель.

- Для каждого человека есть очень важное слово, которое ему дарят родители на всю жизнь. Что это? (Имя).

-А кто же назвал берёзу берёзой? (предположения детей)

-Свое название береза получила от древнего слова «Бер». Оно означает «светлый», «белый», «ясный». - Хорошо гулять по березовой роще, воздух в ней чистый, прозрачный, от него можно набраться сил и здоровья. В народном календаре есть праздник – Троица. Он знаменует прощание с весной и встречу лета. В этот день люди шли в лес. Девушки «завивали березку», сплетая березовые ветви, украшали ее яркими разноцветными ленточками, водили вокруг березки хороводы, пели песни.

Воспитатель показывает картинку с изображением народного праздника. Дети рассматривают её.

-- Воспитатель:

 -А чтобы нам весело было народ

Давайте станцуем скорей хоровод

Проводится физкультминутка «Березка».

Мы вокруг березки встанем в хоровод, Радостно и звонко каждый запоет:

Дети берут разноцветные платочки и идут по кругу.

Ай да березка, белый ствол!

Зеленей, зеленей ты листвой.

Дети идут в круг, поднимают платочки вверх.

Яркие платочки в руки мы возьмем

У березки стройной пляску заведем.

Дети идут назад, опустив руки.

К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!»

Дети, стоя в кругу, машут платочками.

Ты без нас, березка, в поле не скучай.

Ай да березка, белый ствол!

Дети идут в круг, поднимают платочки вверх.

Зеленей, зеленей ты листвой.    

Дети идут назад, опустив руки.

После физкультминутки дети садятся за столы.

Воспитатель.

-Вы уже знаете, что художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющем тканевую основу. Мы тоже сегодня  с вами превратимся в маленьких художников будем рисовать на ткани. Такой способ изображения называется батик. При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил:

- не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась по ткани,

- работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные, одинаковой толщины

-чтобы придать объем изображаемым объектам, можно воспользоваться приемом примакивания, тогда контуры получаются объемными и расплывчатыми.

-На столах у вас лежит ткань и все материалы, необходимые для работы. -Предлагаю вам нарисовать свою картину на тему: «Ай, да березка, белый ствол!».

-давайте рассмотрим мою березу,у моей березки ствол тоненький,высокий;ствол я рисовала кончиком кисточки,краски много не набирала,чтобы она не растекалась;(показываю прием на листе бумаги),веточки на моей березе растут от середины ствола,на середине самая длинна,а к макушке они уменьшаются; чтобы придать объемность листве дерева пользовалась приемом примакивания поролоном, по это крона и получилась такая пушистая.Для того,чтобы рисунок получился аккуратным и красивым вы сначала нарисуйте контур березки простым карандашом .

-Пожалуйста приступайте к работе.

Дети выполняют работу.

Этапы работы:

.нарисовать простым карандашом контур ствола березы-тонкий, стройный, заостренный на конце

.нарисовать контуры веток, начиная с середины ствола, (длинные внизу ,короткие наверху) дополнить боковыми веточками

.обвести контур рисунка гуашью

.для выполнения листвы использовать поролоновые тампоны

.внести в рисунок дополнения

Во время работы детей звучит музыка Чайковского «Времена года»

По окончании занятия воспитатель предлагает детям разместить свои работы на выставке.

Воспитатель.

- Давайте подойдем к выставке наших работ. У нас с вами получилась целая березовая роща, в которой хочется погулять, послушать пение птиц. Какие у нас березки? Что вам хочется сказать о них? (Ответы детей).

 

- КАК приятна березовая гряда,

Бьет зеленый прибой у дороги

Им без устали моет вода

Без того побелевшие ноги.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "Чтобы глаза видели"

Тема: «Чтобы глаза видели»Цель: Предоставить  детям возможность показать свои знания о строении глаза и о их пользе.Образовательные задачи:Дать детям знания о функциях органов зрения их внешнем с...

План - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "Чтобы глаза видели"

Тема: «Чтобы глаза видели»Цель: Предоставить  детям возможность показать свои знания о строении глаза и о их пользе.Образовательные задачи:Дать детям знания о функциях органов зрения их внешнем с...

Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знаменитые петербуржцы"

Расширить представления детей о знаменитых петербуржцах, которые жили и работали на Васильевском острове.  (В.В. Бианки, И.А. Крылов, Ю.А. Васнецов). Познакомить с их творчеством через чтение худ...

Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, посвящённое 300-летию Санкт-Петербурга. Тема "Помним и благодарим".

Патриотическое воспитание. Расширить представления детей об истории своей страны. Привить любовь к своей Родине, своим близким бабушкам и дедушкам....

Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. "В стране гномов"

Это методическая разработка - конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, направленный на следующие цели:- развивать фонематический слух, фонематический анализ и...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...