«Дидактические игры из нетрадиционного ма-териала как средство развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие по рисованию (младшая группа) по теме

Жидких Наталья Владимировна

Цветовосприятие является высшей психологической функцией. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. По словам Я.А.Каменского «Интерес к цвету формируется у детей постепенно и строиться с учетом их возрастных возможностей».

Ребенок постоянно знакомится с многообразием форм, цвета и разных свойств предметов. Конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает красоту окружающего мира. Но если её усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Поэтому последовательное, планомерное ознакомление с разнообразием цвета, осуществляемое  через  дидактические игры и игры из нетрадиционного материала, способствует формированию у детей младшего дошкольного возраста  устойчивого зрительного образа цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_03.doc713 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59»

«Дидактические игры из нетрадиционного материала как средство развития цветовосприятия  детей младшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

Разработала воспитатель

Жидких Наталья Владимировна

Перечень модулей

  1. Психолого-педагогические условия организации опыта.
  2. Актуальность опыта.
  3. Сущность опыта.
  4. Ведущая идея опыта.
  5. Новизна опыта.
  6. Теоретическая основа опыта.
  7. Технология опыта:
  •  Цель;
  •  Задачи;
  •  Принципы работы;
  •  Методы, приемы и формы работы;
  1. Результативность.
  2. Адресная направленность.
  3. Трудоемкость.

Используемые источники:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для младшего дошкольного возраста. М.: « Просвещение», 1991.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М.: Просвещение, 1991.
  3. Венгер Л.А.и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет», М.: Просвещение, 1988.
  4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников», М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5.  Кузнецова А. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. Серия Учимся играючи. Рипол классик дом 21 век Москва, 2006.
  6. Новоселова С.Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», М.: Просвещение, 1987.
  7. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные развивающие занятия для детей 3 лет», М.: Книголюб, 2007.
  8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, Владос, 1995.
  9.  Энциклопедия воспитания и развития дошкольника /под редакцией Л.Ю. Субботиной. Академия развития, Академия Холдинг, 2001.  
  10. Венгер Л. А. «В мире вещей», Дошкольное воспитание, № 1/1994г.
  11. «Мы - карандаши» инсценировка, Дошкольное воспитание, № 4/1998 г.

Психолого-педагогические условия организации опыта

Опыт формировался в условиях типового дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад № 59». В работе принимали участие дети младшего возраста. Проблема рассматривалась в период с сентября 2012 г. по май 2013 г.

Актуальность

Цветовосприятие является высшей психологической функцией. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. По словам Я.А.Каменского «Интерес к цвету формируется у детей постепенно и строиться с учетом их возрастных возможностей».

Ребенок постоянно знакомится с многообразием форм, цвета и разных свойств предметов. Конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает красоту окружающего мира. Но если её усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Поэтому последовательное, планомерное ознакомление с разнообразием цвета, осуществляемое  через  дидактические игры и игры из нетрадиционного материала, способствует формированию у детей младшего дошкольного возраста  устойчивого зрительного образа цвета.

Новизна

Была изучена научно-практическая литература по проблеме развития устойчивого зрительного образа цвета у детей младшего возраста и, адаптирован к условиям работы в дошкольном учреждении.

Разработаны и  систематизированы дидактические игры как традиционные, так и с использование нетрадиционного материала.

Их распределение обосновано в соответствия с психолого - педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Разработанный материал позволяет интегрировать образовательные области «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация»

Теоретическая основа опыта

В основу опыта была заложена мысль Ф. Фребеля «Ребенка не столько привлекает внешняя сторона цветов, сколько их соединение. Нужно использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Необходимо предоставлять детям возможность выбирать тот или иной цвет».

Я.А.Коменский считал, что рассматривать цвет надо независимо от формы предмета, знакомить детей с каждым из них постепенно. Переходить к работе с новым цветом не следует, пока не освоен ранее предложенный цвет. Знакомство следует начинать с основного цвета, затем ввести оттенки (светлые, темные, яркие тона).

М. Монтессори считала, что необходимо включать активные действия самого ребенка, которые должны быть направлены на получение сенсорного опыта. Усвоение ребенком цвета происходит успешнее, если ему предъявить сразу два, ибо контраст способствует лучшему запоминанию.

Крупный ученый и исследователь детского творчества Н.П.Сакулина определила возрастные возможности детей в усвоении цвета и использовании его в творческой деятельности. В младшем дошкольном возрасте у детей возникают предпосылки для усвоения системы основных цветов и некоторых оттенков.

Ведущая педагогическая идея

Развитие устойчивого зрительного образа цвета у детей младшего дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется с помощью системы традиционных дидактических игр и игр из нетрадиционных материалов.

Технология опыта

Цель:

Создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста устойчивого зрительного образа цвета через дидактические игры и использование нетрадиционных приемов обучения.

Задачи:

  • Разработать систему  направленную на овладение детьми цветовосприятия.
  • Формировать первоначальные представления об эталонах цвета.
  • Знакомить с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак цвета и  ориентируясь на этот признак называть их.
  • Формировать условия для привлечения внимания родителей к проблеме развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
  • Воспитывать эстетический вкус.

Принципы построения работы с детьми

  • Принцип научности - обучение на современном уровне развития образования.
  • Принцип доступности - предполагает адаптацию материала к восприятию дошкольниками.
  • Принцип сознательности и активности - обучение, опирающиеся на сознательное, заинтересованное отношение ребенка к предполагаемым ему формам деятельности.
  • Принцип системности - обуславливает цикличность и непрерывность деятельности.
  • Принцип наглядности - понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

Методы и приемы работы

  • Методы организации учебно-познавательной деятельности.
  • Методы словесной передачи и слухового восприятия.
  • Методы передачи готовой информации о цвете окружающих предметов.
  • Методы наглядной передачи и зрительного восприятия.
  • Методы практической передачи и тактильного восприятия.
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Этапы работы

по развитию цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста

Этапы

Задачи развития

Содержание дидактических игр

1 этап

  1. Познакомить детей с основными цветами: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный;
  2. Развивать интерес к цвету;
  3. Обучать приемам наложения и приложения.

  • НОД «Встреча с принцессами цвета»;
  • Дидактическая игра «Воздушные шары»;
  • Дидактическая игра «Спрячь мышку»;
  • Игры с нетрадиционным материалом:
  • Веселые червячки
  • Жучки на полянке
  • Торт
  • Гусеничка
  • Развлечение «В гостях у принцессы цвета»

2 этап

  1. Учить различать основные цвета и дополнительные (коричневый, оранжевый);
  2. Закреплять умение правильно называть цвета;
  3. Упражнять детей находить цвет по образцу и слову;
  4. Развивать умение выделять цвет в окружающих предметах.
  • Дидактическое упражнение «Найди предмет»;
  • Дидактическая игра «Бусы для куклы»
  • Дидактическая игра «Курочка и  цыплята»;
  • Дидактическая игра «Составь букет»
  • Подвижная игра «Беги ко мне»;
  • Подвижная игра «Разноцветные ленточки»;
  • Интегрированное занятие «В гостях у курочки»;
  • Подвижная игра «Найди свой домик»;
  • Игра малой подвижности «Зажги фонарик»;
  • Дидактическая игра «Радуга;
  • Дидактическая игра «Грибочки»
  • Игры с нетрадиционным материалом:
  • Прищепки;
  • Веселые крышки;
  • Игры с ложками;
  • Витаминки;
  • Подбери пуговицы к платью.

3 этап

  1. Познакомить детей с изменениями цвета по тону (светлый, темный, самый темный);
  2. Познакомить с оттенками цвета: голубой, розовый.
  • Дидактическая игра «Окраска воды»;
  • Дидактическая игра «Цветной волчок»;
  • Дидактическая игра «Назови цвет»;
  • Подвижная игра «Прыг-скок»;
  • Дидактическая игра «Разноцветные ленточки»;
  • Игры с нетрадиционным материалом:
  • Игры с платочками;
  • «Веселые уточки»;
  • Оденем малыша на прогулку»;
  • Цветная мозаика (губки);
  • «Пуговицы для барышни»;
  • «Мышеловка».

Результативность

Проведенная работа, направленная на развитие устойчивого зрительного образа цвета позволила увидеть положительные результаты. Дети проявляют интерес к цветам предметов в окружающем мире, различают и называют цвета и оттенки. Проявляют интерес к играм с нетрадиционным материалом.

Диагностика цветовосприятия

Сентябрь, 2012г.

Май, 2013г.

Педагоги - в процессе реализации опыта расширили, систематизировали свои знания в области сенсорного развития. Родители - используют методы и приемы, игровой материал для сенсорного развития детей.

Адресная направленность

Содержание опыта может найти применение у педагогов дошкольных учреждений и родителей, интересующимся проблемами развития устойчивого зрительного образа цвета у детей младшего дошкольного возраста.

Трудоемкость

Работа по данной теме предполагает подготовку большого количества демонстрационного и раздаточного материала, развивающих игр.


Диагностика

(Автор Печора К.Л.)

Материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостик», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).

Пример инструкций.

  1.  Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек.
  2.  Покажи, где красный (синий, зеленый, желтый лепесточек).
  3.  Назови, какого цвета этот цветочек?

Формы работы

Совместная деятельность:

  • Дидактические игры из нетрадиционного материала;
  • Настольные игры;
  • Игровые упражнения со словами;
  • Художественное слово;
  • Подвижные и малоподвижные игры;

НОД:

  • Образовательная деятельность с группой детей;
  • Развлечения.

Самостоятельная деятельность детей:  

  • Игры с предметами;
  • Дидактические игры из нетрадиционного материала;
  • Настольные игры.

Работа с родителями:

  • Консультация;
  • Беседа;
  • Круглый стол;
  • Родительское собрание;
  • Мастер класс;
  • Развлечение совместно с детьми;

Приложение 1

Символическое значение цветов.

Синий – состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональная стабильность и удовлетворение.

Личностные характеристики: честность, справедливость, невозмутимость, доброта.

Зеленый – волевое усилие и настойчивость, высокий уровень притязаний и самоуверенность, стремление к самовыражению и успеху, настойчивость и упорство в достижении целей.

Личностные характеристики: самостоятельность, невозмутимость.

Красный – сила воли, активность, стремление к успеху через борьбу, потребность действовать и расходовать свои силы, лидерство и инициативность, возбужденность.

Личностные характеристики: отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, дружелюбие, общительность, раздражительность, обаятельность.

Желтый – активность, стремление к общению и восприимчивость ко всему новому, свободу и оптимизм, радость и раскрепощенность, оригинальность.

Личностные характеристики: разговорчивость, естественность, общительность, энергичность.

Коричневый – стремление к уюту и спокойствию, физическую легкость и сенсорную удовлетворенность.

Личностные характеристики: уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность.

Черный – отрицание, неприятие, протест.

Личностные характеристики: непривлекательность, молчаливость, замкнутость, упрямство, независимость, враждебность, нелюдимость.

Мир, окружающий детей, наполнен цветом. У ребенка рука тянется к игрушкам, приятным для глаз.

Любимые и нелюбимые цвета влияют на самочувствие, на эмоциональное состояние ребенка.

У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. Даже если ребенок заплакал, видя игрушку определенного цвета, это говорит о том, что мы использовали неудачный цвет. Как добиться соответствия жизни ребенка с цветом?

«Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в движении - гармония в жизни» - известный постулат японских педагогов. Добиться этой гармонии, можно используя разноцветные физкультминутки.

Перед началом разноцветных физкультминуток эффективно использовать сюрпризный момент - появление «гостя». Сначала надо дать детям насладиться цветом, а потом уже предлагать упражнения.

Красный цвет - эго сила. Этот цвет огня, жажды жизни и скорости. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Он излучает тепло, оказывает тонизирующие действие на нервную систему.

Оранжевый цвет это теплый, активизирующий цвет. Оказывает благоприятное воздействие на замкнутых, недоверчивых детей, помогая им раскрыться. Оранжевый способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверия и чувству единения.

Желтый цвет - этот цвет полон оптимизма и радости. Стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием, дисциплиной.

Зеленый цвет - цвет самой природы, вечного обновления. Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции. Зеленый обладает усыпляющим действием, способностью успокаивать расшумевшихся. Воздействие зеленого создает ощущение мира и равновесия, радость, умиротворенность, чувство безопасности.

Голубой цвет - это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатление легкости, чистоты, воздушности. Этот цвет учит, это цвет мира, он тих и спокоен. Он способен оказать помощь в решении любой проблемы.

Синий цвет - предполагает мягкость, терпение и самообладание. Синий цвет вдохновляет на творчество, служит проводником в таинственный мир интуиции.

Коричневый цвет - надежность и прочность. Он успокаивающий и сдержанный. Позитивные качества коричневого цвета - это целостность, надежность, уверенность в себе. Этот цвет дарит спокойствие, помогает снять беспокойство и тревогу. Это цвет защиты.

Белый цвет - цвет очищения. Он оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных детей. Он помогает при общении.


Приложение 2

Дидактическая игра из нетрадиционного материала «Веселые крышки»

Задачи:

  •  Учить детей производить откручивание и закручивание крышек, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
  •  Воспитывать интерес к обучению, усидчивость.

Оборудование.

Деревянные основы со встроенными в них горлышками для крышек ( прямоугольная основа рассчитанная на 6 крышек, расположенных в 2 ряда; основа рассчитанная да 3 и 4 крышек), наборы крышек различного цвета, карточки - схемы с вариантами чередования крышек по цвету.

Ход игры.

Педагог кладет перед ребенком основу, тару с крышками и карточку - схему. Затем показывает, как нужно выполнять это задание, при этом делая акцент на последовательности действий (рассматривание схемы, нахождение необходимой по цвету крышки, определение ее места на основе, закручивание крышки). Дел ее педагог предлагает открутить крышки и приступить к выполнению следующего варианта схемы.        .

Дидактическая игра «Цветные шарики».

Задачи:

  • Учить детей нанизывать шарики с отверстиями на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков.
  • Развивать мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать учебные навыки.

Оборудование

Деревянные основы с закрепленными в них стержнями, в зависимости от длины рассчитанные на 8 и 10 шариков; набор шариков разного цвета; карточки - схемы с различными вариантами чередования шариков по цвету.

Ход игры

Педагог может заниматься с одним или двумя детьми. Вначале он показывает принцип нанизывания шарика с отверстием на стержень, затем демонстрирует ход действий: анализ схемы, нахождение нужного шарика, нанизывание его на стержень. После показа педагог предлагает ребенку продолжить игру. Далее меняются карточки - схемы.

Дидактическая игра «Волшебный шнурок».

Задачи:

  • Учить детей натягивать шнурок по схеме вокруг фишек.
  • Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, мелкие движения рук, зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Материалы

Деревянная основа с фишками (силовые кнопки разного цвета), расположенными по определенной схеме; шнур с наконечником.

Ход игры

Педагог может заниматься с одним ребенком или несколькими детьми. Вначале предлагается рассмотреть доску, провести пальчиком по дорожке из фишек. Затем педагог показывает, как нужно натягивать шнурок вокруг фишек. Далее дети начинают самостоятельную работу, в случае затруднений, педагог приходит на помощь. В конце игры оцениваются успехи детей.

Дидактическая игра « Забавные прищепки».

Задачи:

  • Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
  • Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
  • Воспитывать        эмоциональное        отношение         к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудование

Силуэты персонажей (ежик, солнце, елочка, рыбка, цветочек, петух).

Педагог может предложить играть сразу двум детям. Вначале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть - закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.


Дидактическая игра « Ложки - девочки».

Задачи:

  • Учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план - схему, подбирать по цвету резинки, соблюдать последовательность их нанизывания.
  • Закреплять знания цветов и оттенков.
  • Развивать мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость.

Оборудование.

Набор резинок различных цветов (для волос), одноразовые пластмассовые ложки с лицами кукол; карточки - схемы с вариантами чередования резинок по цвету.

Ход игры

Игровые задания:

  1. « Подбери платье для девочки - ложки, в соответствии с образцом.
  2. Подбор цвета по слову, педагог называет цвет, ребенок выбирает соответствующую резинку по цвету и нанизывает на ложку.
  3. Подбери платье для девочки, как цвета у радуги. Последовательное расположение цветов в спектре.

Дидактическая игра « Гусеница»

Задачи:

  • Учить детей производить действия застегивания кнопок, согласовывать движения обеих рук.
  • Формировать умение контролировать свой выбор, сравнивать объекты, устанавливая их сходства и различия, развивать произвольное внимание.
  • Развитие цветовой        гаммы (знакомство с названиями основных и дополнительных цветов).
  • Воспитывать познавательный интерес, усидчивость, целеустремленность.

Игровые действия. Подбор цветных шариков и соединение их в гусеницу, в соответствии с игровыми заданиями.

Ход игры.

Игровые задания:

  1. Составь гусеницу из цветов, каких ты хочешь.
  2. Составь гусеницу по названию цвета: красный - синий; желтый - фиолетовый; оранжевый - зеленый; синий- белый; черный- желтый; синий- оранжевый; оранжевый- желтый; синий- фиолетовый; черный- фиолетовый; зеленый- синий.
  3. Составь гусеницу по образцу.

Дидактическая игра « Жучки на полянке».

Задачи:

  • Закреплять названия основных и дополнительных цветов.
  • Дать представление детям о том, что цвет - признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
  • Развивать соотносящие действия, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование.

Цветы из белой бумаги с цветными серединками по цветам спектра; жуки выполненные из ткани разных цветов; полянка - зеленая ткань. Игровые действия. Подбор предметов однородных с использованием приемов наложения и приложения.

Ход игры.

Игровые задания:

  1. « Помоги жучку найти свой домик».
  2. « Назови цвет». Педагог показывает жука и просит ребенка назвать какого цвета у него домик.
  3. «Жучки играли в прятки и перепутали свои домики».

Дидактическая игра « Оденем куклу на прогулку».

Задачи:

  • Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
  • Развивать аналитическое восприятие (ребенок учится анализировать задание, представлять и запоминать порядок его выполнения).
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитывать познавательный интерес, целеустремленность.

Материал.

Куклы - пупсы, одежда разных цветов.

Ход игры.

Игровые действия:

  1. « Одень свою куклу в какую хочешь одежду».
  2. «Разбери по цвету одежду».
  3. Педагог называет определенный цвет, ребенок выбирает нужный, одевает куклу, объясняя свои действия словами.

Дидактическая игра « Веселые червячки».

Задачи:

  • Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных.
  • Закреплять        умение группировать предметы по цвету, знакомить с  последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Материал.

Червячки (связанные из цветных ниток) 11 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого, голубого и розового.

Ход игры.

Игровые действия:

  1. Педагог дает перемешанные произвольно червячков четырех цветовых тонов и предлагает двум детям взять себе червячка любого цвета и найти такого же. После выполнения задания дети меняются червячками.        
  2. Предлагается        сортировка предметов других цветовых тонов.        
  3. Педагог размещает червячков перед собой дорожкой в следующем порядке: черного, красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и белого цветов (гармония цвета, которую видят дети, необычайно радует их). Предложить каждому ребенку самому придвинуть к общей дорожке отобранные им червячка.

Дидактическая игра « Разноцветный поезд».

Задачи:

  • Закреплять представления о цветах.
  • Учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Материал. Картонные коробки оклеенные цветной бумагой, скрепленные нитками - получился поезд с разноцветными вагонами; мелкие картонные силуэты игрушек из цветного картона.

Ход игры.

Игровые действия: Поезд поедет только в том случае, если цвет предметов, помещенных в каждый вагон, будет совпадать с цветом вагона. Например, в коробку, оклеенную желтой бумагой, можно класть все игрушки желтого цвета и т. д. Загрузив все вагоны, отправляйтесь в « путешествие».

Дидактическая игра « Посади цветы»

Задачи:

  • Учить детей различать цвета, закрепить в активном словаре их названия.
  • Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Материал. Цветы, связанные из цветных ниток, четыре прямоугольника - клумбы.

Ход игры.

Предложите ребенку помочь садовнику рассадить цветы по клумбам - на каждой клумбе должны расти только одинаковые цветы. Попросите ребенка называть цвет каждого цветка.

  1.  Рассадить цветы по клумбам, на одной только красные и синие; на другой оранжевые и зеленые; и т. д.
  2.  Предложить ребенку рассадить цветы по его желанию.

Дидактическая игра «Сделай радугу»

Задачи:

  • Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, расширение активного и пассивного словаря ребенка.

Материал. Бархатная бумага, разноцветные шерстяные нитки, образец радуги.

Ход игры. Предложить ребенку выложить такую же радугу из ниток, закрепляя их на бархатной бумаге. При этом ребенок должен сам выбрать нитки нужного цвета и расположить их в соответствии с образцом. Ребенок называет каждый цвет радужного спектра.

Дидактическая игра «Какой остался?» ( Чудесный мешочек)

Задачи:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  • Закреплять знания детей о цвете, развитие мелкой моторики.
  • Воспитывать учебные навыки.

Материал. Мешочек, три разноцветных кубика (три кубика или три кирпичика, три шарика).

Ход игры. Перед игрой рассмотрите кубики вместе с ребенком. Положите в мешочек три кубика. Попросите ребенка достать два кубика. Кубик какого цвета остался в мешочке? Усложняя задание, прячьте четыре и более кубиков. Таким же образом можно играть с разными геометрическими фигурами и любыми другими предметами.

Дидактическая игра «Мыши и сыр».

Задачи:

  • Учить детей узнавать и запоминать названия цветов.
  • Развивать мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.
  • Воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Материал. Мышки с цветными хвостиками (бумажные полоски склеенные пополам, с нарисованными мордочками, хвостики из ниток); из желтого картона вырезаны кусочки сыра, на них наклеены разного цвета круги - отверстия в сыре.

Ход игры.

1. В эту игру играют вдвоем. У каждого игрока свой « сыр», в коробке - кладовой сидят мышки по две каждого цвета. Игроки по очереди вытаскивают по одной мышке, называют цвет хвостика. Затем ищут отверстие в сыре такого же цвета, после чего игрок имеет право посадить свою мышку на отверстие в сыре. Если отверстие уже занято, ход не засчитывается. Перед ходом обязательно перемешайте мышек в коробке. Выигрывает тот, кто первым заполнит мышками все отверстия в своем « сыре».        

2. Предложить ребенку отыскать в «кладовой» мышек только с красными хвостиками и т. д. Ребенок называет цвет.        

3.        «Найди мышку с таким же хвостиком, как у меня кружочек». Ребенок отыскивает мышку и называет цвет хвостика.

Дидактическая игра «Матрешки в сарафанах»

Задачи:

  • Закреплять знания цветов.
  • Использовать знакомые приемы лепки.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Материал. Куклы из пластиковых бутылок в бумажных цветных сарафанах, с отверстиями для пуговиц, цветной пластилин для лепки пуговиц.

Ход игры. Предложить детям « пришить» пуговицы на сарафан. Выбрать пластилин такого же цвета, как цвет сарафана, скатать кусочек пластилина круговыми движениями между ладонями, используя прием сплющивания. Закрепить готовые пуговицы на отверстия сарафана. Предложить детям поводить кукольный хоровод.

Приложение 3

Кто сказал, что кухня - это не место для игр?! Большинство детей так не считает! Эти рекомендации и игры помогут вам и вашему ребенку с пользой провести время на кухне.

Игры с кастрюльками и тазиками

  • Поставьте две кастрюли на некотором расстоянии друг от друга. В одну кастрюлю положите разные предметы (мягкую игрушку, кубик, пластмассовую баночку из - под лекарства, маленький мячик и т.д.).
  • Дайте ребенку поварешку, шумовку, ложку или щипцы.
  • Его задача - переложить предметы из кастрюли в кастрюлю, не прикасаясь к ним руками и ничего не уронив.
  • Можно ввести элемент соревновательности и засечь время. Так можно проверить, насколько быстро малыш справляется с заданием.

Ощущения

Положите в кастрюлю разные овощи, фрукты (все, что попадется под руку) и накройте кастрюлю полотенцем. Ребенок должен на ощупь определить содержимое кастрюли.

Эйфелева башня

Необходимый инвентарь: пластиковые стаканчики, баночки из-под йогурта.

Предложите ребенку построить из стаканчиков башню, а затем посчитать, из скольких блоков - стаканчиков она получилась. А в следующий раз?

Роспись посуды

Необходимый инвентарь: набор одноразовой посуды, несмываемые маркеры.

- Обыденные одноразовые наборы посуды можно сделать уникальными, если дать юному художнику порисовать на них несмываемым маркером.

- Пусть он сделает набор для себя, для мамы, папы, других родственников; придумывает сюжет или узор, который подходит именно тому или иному члену семьи.

Конструктор из губок для посуды

Необходимый инвентарь: 5-10 упаковок губок для мытья посуды разного размера и цвета.

  •  Губки - это отличный дидактический материал: оригинальный, легкий и экономичный.
  •  Из них можно строить башни, домики, дороги, города - все для развития способностей юного архитектора!

Съедобные фигурки

Необходимый инвентарь: овощи, фрукты, зубочистки.

  •  Попросите ребенка сделать из овощей(например, очищенного картофеля) фигурку снеговика. Детали можно скреплять между собой с помощью зубочисток.
  •  Затем из груши сделать Дядюшку Грушу, из помидора - Сеньора Помидора и т.д.
  •  Из нарезанных овощных кружочков можно выложить фигурки зверушек, машинок или человечков.

Закрой глаза – открой рот

- Ребенок с закрытыми глазами на вкус определяет, что вы ему предложили. Это может быть кусочек яблока или банана, огурца, лимона и даже чеснока. К полному маминому удовольствию, даже нелюбимые овощи в качестве тестируемых образцов проходят на «ура».

- Потом обязательно поменяйтесь ролями. Допустите пару ошибок, и бурный восторг ребенка вам точно гарантирован.

Золушка

Необходимый инвентарь: фасоль, горох, контейнер для яиц или стаканчики из - под йогурта, щипчики.

- Щипчиками (или пинцетом) ребенок должен рассортировать фасоль и горох по ячейкам (или стаканчикам).

Красная печать

Необходимый инвентарь: долька свеклы, шероховатая бумага.

  • Покажите ребенку, какой красивый и заметный след на бумаге оставляет после себя свекла.
  • Если выжать свекольный сок, то можно порисовать им пальцем, с помощью кисточки или веточки укропа.

Тихоход

Необходимый инвентарь: жестяная кружка, бусины (или горох).

  • Положите в жестяную кружку три крупных бусины.
  • Попросите ребенка пройти по кухне как можно более осторожно, чтобы бусины не загремели.

Рисуем крупой

Необходимый инвентарь: манка, поднос (не белый).

Зажатую в кулачок манку ребенок высыпает на поднос тонкой струйкой в виде узоров.

Картина из крупы и макарон

Необходимый инвентарь: разные крупы, макароны, картон, пластилин.        - Намажьте лист картона тонким слоем пластилина.

На эту основу ребенок разными крупами и макаронами может наносить любой придуманный им рисунок.

  • Это может быть ваза с цветами, машина с грузом, дерево, поезд и т.д.
  • Можно заранее обозначить контур рисунка, чтобы ребенку было проще выложить, например, загадочный подводный или космический мир.

Макаронные бусы:

Необходимый инвентарь: крупные макароны, шнурки.

  • Пусть ваш ребенок начнет с нанизывания крупных макарон на нитку или шнурки от ботинок.
  • Приобретя опыт, можно будет перейти к нанизыванию макарон меньшего размера.

Цель: развитие памяти, пространственного воображения, сообразительности, мышления.

Дети составляют из 2/3 -х уголков домики, стены, елочки, диван, ворота. Если детям это будет очень просто, можно предложить то же самое из 9 элементов, после чего составить из них объемные фигуры - крепости, дворцы.

Игра «Три медведя».

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Материал: три медведя - силуэты, комплекты игрушек трех размеров, столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула. Рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (дети называют). Кто это? (ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? ( Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Ми шутка? (маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату.

Здесь будет жить самый большой медведь - Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул и т.д. для Михаила Ивановича? В случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя». « Есть у вас кровать, стул для Мишутки?». Дети устраивают ему комнату. «А эти предметы для кого остались? (для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем, для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи своё жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний?». Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки.

Игра «На что похоже»

Задачи: Развитие смекалки, умения видеть характерные признаки предметов; выделять, обследовать и называть круг, квадрат и треугольник по двум признакам.

Дети выясняют, на что могут быть похожи эти картинки. После ответов рисунки раздаются детям; предлагается дорисовать картинку. После этого дети рассказывают, что у них получилось.

Игра « Сложи листик».

Задачи: развивать умение различать цвет, составлять одно целое из частей.

Материал: конверты с разрезными листьями двух цветов.

Дети получают конверты с двумя листьями разного цвета, разрезанные на 4 части. Дети отбирают части по цвету, затем составляют листья.

Игра « Загадки».

Задачи: освоение умения классифицировать множества по двум свойствам( цвет и форма; размер и форма).

Винни-Пух приносит « Чудесный мешочек».

Я - чудесненький мешочек, вам, ребята, я, дружочек, очень хочется мне знать, как вы любите играть? Если отгадаете, то узнаете, что в мешочке.

Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо, кто же я такой? (круг).

Он давно знаком со мной. Каждый угол в нем прямой, все 4 стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, а зовут его...( квадрат).

Три угла, три стороны могут разной быть длины. Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам (треугольник).

Дети рассматривают, что в мешочке. Доставая фигуру, определяют ее форму и цвет. Затем дети закрывают глаза, а взрослый прячет фигуру в мешочек. Каждый ребенок на ощупь определяет форму фигуры, называя ее.

Игра « Шарик на горке».

Цель: развивать мышление.

Материал: горка из кубиков, шарик, ниточка.

Небольшая горка из кубиков. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Соревнование «Чей шарик точнее докатится до черты?».

Игра « Составь цветок».

Цель: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Материал: одинакового размера, но разного цвета круги (середина цветка); наборы крупных геометрических фигур (лепестки).

Мишка просит детей собрать красивые цветы. У цветка есть серединка, а еще что? Серединка - это круг, а лепестки мы сейчас подберем.

Девочки собирают цветки с треугольными лепестками, а мальчики - с круглыми. Воспитатель просит показать лепестки и спрашивает, какой они формы и какого цвета. Какой формы лепестки у цветка, который сделали девочки? Мальчики ? Потом поменять задание и вновь спросить о форме лепестков и их цвете. Можно посчитать лепестки. Похвалить за правильно выполненное задание .

Игра «Волшебное дерево».

Цель: освоение умения классифицировать предметы по цвету, фигуры по форме.

Воспитатель обращает внимание детей на дерево, предлагает украсить его , чем можно украсить? Какого цвета и размера нужны листья? (желтые, зеленые, большие и маленькие). Детям дают задание повесить желтые листья на правую сторону, зеленые - на левую; слева - красные листья, справа - желтые; слева - большие, справа - маленькие. Дерево волшебное, на него можно развесить не только листья, но и разные предметы. Предлагается развесить все круглые предметы справа, а квадратные - слева; все большие - справа, а маленькие - слева.

Игра « Запомни узор».

Цель: тренировать зрительную память.

Материал: кошка, таблица с узором.

Кошечка принесла картину с узором и хочет поиграть с вами. Воспитатель показывает картину с узором: квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат, круг. Дети рассматривают 1-2, а затем рисуют точно такой же по памяти.

Игра « Сбор грибов».

Цель: различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой.

Ежик шел по лесу, на обед грибы нашел... Ежик приходит с корзиной, показывает детям грибы, предлагает детям поиграть с ним. Ежик на каждую зеленую елочку накалывает грибок, при этом иногда ошибается, дети исправляют. Затем воспитатель « срывает» грибок у елочки и кладет под елочку; обращает внимание детей на расположение и соотношение грибов и елочек, их количество.


Приложение 4

« В гостях у курочки»

Цель. Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Материал. Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход игры.

Взрослый начинает с чтения потешки:

  •  Курочка - рябушечка, куда ты пошла?
  •  На речку.
  •  Курочка - рябушечка, за чем ты пошла?
  •  За водичкой.

Курочка - рябушечка, зачем тебе водичка?

  •  Цыпляток поить!
  •  Курочка - рябушечка, как твои детки просят пить?
  •  Пи - пи -пи - пи -пи - пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики т говорит, « Курочка у нас будет белого цвета». Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: « Желтого цвета будут цыплятки».

В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еще раз напоминает, что курочка будет такого, белого цвета. Следом за белой мозаикой помещает одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и устроить его рядом с братишкой - пусть идут следом за мамой - курочкой.

Если        ребенок неуверенно выполняет задание, взрослый помогает ему и просит найти еще двух - трех цыплят. После того, как все цыплята будут найдены и размещены гуськом позади курочки, ребенок еще раз выполняет задание самостоятельно.

Развлечение « В гостях у губок»

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие тактильной чувствительности и зрительно - двигательной координации;
  • развитие интереса к цветам предметов, к краскам.

Оборудование: игрушечный котенок; две цветные губки (для каждого ребенка); мяч среднего размера; баночки с красками (красной, желтой, зеленой, синей, коричневой, черной); баночки с водой, кисти, губки.

Ход.

Воспитатель показывает детям игрушечного котенка и говорит:

  •  По очереди подойдите к котенку, пожмите ему лапку и, представив себя ласковым именем, скажите, например: « Здравствуй, котеночек! Я - Светочка». (Дети выполняют задание.) А сейчас мы поиграем с подарками из волшебной страны Красок.

Упражнение « Картина»

На столах - разноцветные губки.

Воспитатель предлагает детям сделать из них на полу одну общую картину:        - Возьмите по две губки, сядьте на пол в круг. А теперь мы начнем выкладывать картину. Поочередно ставим или кладем губки в центр круга туда, куда вам захочется. Одну губку нужно класть одной рукой, а другую - другой. (Воспитатель следит за тем, чтобы дети клали губки по очереди и не мешали друг другу.)

По окончании детям задаются вопросы:

  •  Посмотрите на картину. Нравится ли она вам? Как вы думаете, что на ней изображено? (Дети отвечают.)

Давайте наведем порядок, услышав свое имя, вы осторожно берете из картины одной рукой одну губку и другой рукой другую и отдаете их мне. Дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью его выполнения.

Работа с красками

На столах - баночки с водой, краски, кисти и губки. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и, сопровождая свой рассказ соответствующими действиями, говорит:

  •  Я беру кисть около металлического колечка, аккуратно набираю ее концом краску, которая мне нравится, из баночки. Баночку с краской придерживаю другой рукой. Затем мою кисточку в баночке с водой. После этого нужно примокнуть кисточку о губку и положить ее на стол. Детям предлагается самим выполнить показанные действия.
  •  Давайте посмотрим, что получилось. Какого цвета вода? (Дети отвечают).

Упражнение « Большая лента»

Все встают в круг и берутся за руки. Воспитатель говорит:

  •  Мы стоим рука в руке,

Вместе мы - большая лента.

Можем мы большими быть (поднимают руки),

Можем маленькими быть (опускают руки),

Но никто один на будет (кивают, улыбаются друг другу, пожимают руки).

Игра « В нашей группе»

Воспитатель берет мяч и говорит:

  •  Садимся в тесный кружок. Сейчас тот, к кому я покачу мяч, поймает его и обхватит обеими руками, скажет какого цвета одежда. После этого вы покатите мяч другому ребенку.

Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого ребенка. Прощание. Воспитатель напоминает детям некоторые моменты, хвалит каждого ребенка, предлагает сказать краскам « До свидания!».


Тема: « Встреча с принцессами цвета».

Цель:

Создание положительного эмоционального настроя в группе. Обратить внимание детей на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Задачи:

Познакомить детей с основными цветами: красный, желтый, зеленой, синей.

Развивать интерес к цветам.

Оборудование:

Разноцветный мячик; ванночки с красками; тазы с водой комнатной температуры; полотенца; длинные узкие листы бумаги (или куски обоев).

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Воспитатель говорит:

Ребята, вы готовы отправиться в страну цвета? Закройте глазки: наше путешествие начинается. Раз - два - три! Мы в гостях у принцесс цвета. Откройте глазки.

Работа с красками

На полу - ванночки с красками (красной, желтой, зеленой, синей) и листы бумаги. Дети и воспитатель стоят босиком.

Воспитатель показывает детям краски и называет их цвета, после чего наступает в ванночку с краской ногами и идет по бумаге, сопровождая свои действия рифмовкой:

  •  В страну цвета по дорожке

Идут большие ножки: топ, топ, топ.

После этого воспитатель моет ноги в тазике, стоящем в конце «дорожки», вытирает их полотенцем и обращается к детям:

А маленькие ножки наступают поочередно в понравившуюся ванночку и под приговорочку топают: топ, топ, топ.

Дети выполняют задание. В конце « дорожки» воспитатель помогает детям вымыть, вытереть ножки, обуться.

Дети встают около « дорожки», воспитатель говорит:

  • У кого такие большие ножки? У кого такие маленькие ножки?

Покажите свои следы. Какого они цвета?

Упражнение « Прикоснись к цвету».

Воспитатель предлагает детям встать на ковер и говорит:

  •  Посмотрите на свою одежду. Какие у вас красивые цветные платья, футболки, шортики! Найдите глазками цвет, который вам нравится, а затем потрогайте его рукой. Хорошо. Молодцы!

Прощание

Воспитатель говорит:

  •  Сегодня мы с вами встретились с разными красками из волшебной страны. Ребята, а с какими красками мы сегодня познакомились? (Дети отвечают.) А сейчас мы говорим краскам - принцессам « До свидания!».

Тема: « Кукла Настя и ее подружки».

Задачи:

  • Познакомить детей с предметами четырех цветов.
  • Обратить их внимание на цветовые свойства игрушек.
  • Учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.
  • Продолжить обучение словам «цвет», « такой же», « не такой», « разные».

Материал: куклы, одетые в наряды четырех цветов: красный, желтый, зеленый, синий.

Ход.

Воспитатель вносит в группу в красном костюмчике.

Ребята, это кукла Настя, у нее вся одежда красного цвета: шапочка красная, кофточка красная, штанишки красные. Но она пришла не одна, с ней ее подружки - Лена, Наташа и Даша. Посмотрите, все куколки одеты одинаково: шапочки, кофточки, штанишки. Но одежда у них разного цвета. Кукла Лена одета в зеленую одежду. Какого цвета у Лены шапочка?        Дети. Зеленая.

Воспитатель, у куклы Наташи синяя шапочка, синяя кофточка, синие штанишки. Какого цвета у Наташи кофточка?

Дети. Синяя.

Воспитатель. У куклы Даши желтая шапочка, желтая кофточка, желтые штанишки. Какого цвета у Даши штанишки?

Дети. Желтые.

Воспитатель. Ребята, видите, куклы принесли с собой корзину с мячиками разного цвета. Кукла Настя, в красной шапочке, любит играть красным мячиком. Кукла Лена, в зеленой кофточке, любит играть зеленым мячиком. Кукла Наташа, в синей шапочке, играет синим мячиком. Кукла Даша, в желтой шапочке, любит играть желтым мячиком. ( Говоря это, воспитатель дает по одному мячику соответствующего цвета каждой кукле.)

Воспитатель. Посмотрите, дети, остальные мячики в корзине перемешались. Давайте поможем куклам найти еще по мячику.

У куклы Насти какого цвета шапочка? (Красная). Найди такого же цвета мячик (Правильно). Какого цвета у куклы Лены кофточка? (Зеленая). Правильно, найди ей такого же цвета мячик. Какого цвета у куклы Наташи? (синие.) Правильно, найди такого же цвета кукле мячик. Какого цвета у куклы Даши штанишки? (желтые). Найди такого же цвета мячик для Даши.        

Ребята, куклы благодарят вас. Вы помогли им найти мячики. А теперь мы тоже поиграем мячиками.

Проводится игра « Мой веселый, звонкий мяч...»

Разноцветный быстрый мячик

Без запинки скачет, скачет...

Часто, часто, низко, низко,

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок,

Не скачи под потолок!

Скок и скок, стук да стук,

Не уйдешь из наших рук.

(Дети бьют об пол своими мячиками.)


Приложение 5

Работа с родителями

Консультация « Игры - занятия на развитие восприятия цвета»

Маленький Человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Не секрет, что развитие ребенка невозможно без участия взрослого. Взрослые знакомят малыша с новыми предметами, обращают его внимание на те или иные характеристики окружающего мира, своим поведением, образом жизни подают ребенку пример, показывают, что такое хорошо, и что такое плохо.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно использовать самые разнообразные приемы. Например, облечь занятие в сказочный сюжет или предложить соревнование. Очень полезен метод смены привычных ролей, когда ребенок из обучаемого, ведомого превращается в обучающего, ведущего. Да мало ли что еще можно придумать! Не ограничивайте себя, проявляйте фантазию. Оптимальная продолжительность занятия для детей 2-3 лет, составляет 8-10 минут. Если ребенок настойчиво требует продолжения, постарайтесь переключить его на другую деятельность, пообещав, что завтра вы вернетесь к игре. Лучше остановиться на интригующей ноте, чем переиграть. Не забывайте еще несколько несложных правил. Никогда        не        начинайте игру, если:        

  • Вы утомлены, раздражительны или озабочены посторонними проблемами; ребенок это сейчас же почувствует и, в лучшем случае, конкретная игра пройдет неэффективно, а в худшем - у ребенка испортится настроение, появится отрицательное отношение к подобному роду взаимодействия.
  •  Ребенок неважно себя чувствует;
  •  Ребенок увлечен своей игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятий минут за пять, предложите закончить игру и убрать игрушки. У ребенка должно быть время для того, чтобы перестроиться на занятие.
  • И под конец – одно из важнейших правил: занятие никогда и ни в коем случае не должно восприниматься как наказание!

Рекомендации для родителей по проведению игр

  1. Помните - никакого насилия! Никаких запретов! Договоритесь с ребенком, распределите время для игр.
  2. Играйте с ребенком постоянно, по дороге в детский сад, перед сном.
  3. Играйте по очереди (начинает взрослый, ребенок продолжает).
  4. Проявлять интерес к играм (узнав о новой игре, расскажите о ней ребенку, спрашивайте малыша о том, в какие игры он играл в детском саду). Сами родители должны «заражать» ребенка игрой.
  5. Пополняйте семейную игротеку, подбирая игры, соответственно возрасту ребенка.
  6. Покупайте или изготавливайте игры вместе с ребенком.
  7. После игры - обсудите ее результат! Спросите, чему учит эта игра, что ребенку понравилось в ней, что запомнилось больше всего.
  8. Обязательно объясняйте ребенку правила проведения игры, договаривайтесь об условиях.
  9. Создавайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  10. Дидактические игры должны быть направлены на сравнение, классификацию, группировку, анализ, поэтому внимательно читайте инструкции к играм, соблюдайте ход их проведения.
  11. Подбирайте к дидактическим играм наглядность: картинки, предметы, игрушки. Они должны быть яркими, разными по фактуре.
  12. Игры должны быть разными, не начинайте новую игру, пока ребенок не освоил предыдущую.
  13. Храните материал для дидактических игр в одном месте, на виду у ребенка, чтобы при желании он мог поиграть самостоятельно или с друзьями.
  14. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример, поэтому находите время для игр всей семьей.
  15. Помните, что ответственность за развитие своего ребенка несет каждый родитель.

Консультация для родителей

«Роль дидактической игры в умственном и речевом развитии детей дошкольного возраста»

Проблема игры как интеллектуальной деятельности всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития. Этой проблемой снимались Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, В. Штерн, Д.Б.Эльконин и др.

А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин называют игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Они считали, что игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами с взрослыми.

Игра в дошкольном периоде является подготовкой к труду и общественной деятельности. В игре, как говорил А.С.Макаренко, воспитываются качества будущего работника и гражданина, и вместе с тем она является школой общения между детьми. Игровой коллектив - первый коллектив, в котором ребенок вступает в определенные отношения с другими детьми, имеет перед этими детьми обязательства, подчиняется правилам коллектива.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые ь ступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. В разнообразных играх нормируется социальное сознание, развиваются нравственные качества детей, формируются их взаимоотношения. Игру можно рассматривать как источник общего и нравственного развития детей. В игре дети усваивают нормы поведения и взаимоотношения, учатся преодолевать трудности.

Развитие сюжета в играх направляет детей на восприятие явлений жизни. В игре возникают нравственные чувства, связанные с самой игрой и той деятельностью, которая возникает по ходу игры.

Игра - это средство развития познавательной сферы дошкольников и средство формирования личностных качеств ребенка, в частности самостоятельности. Почему мы можем это утверждать?

Дело в том, что ребенок свободен:

а) в выборе игры или ее содержании;

б) в добровольном объединении с другими детьми;

в) в свободе вхождения и выхода из игры.

В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Творческое начало в игре всегда глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей играющих. В силу этого игра выступает как средство развития психических процессов: творчества, воображения, памяти, речи; формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых.

В игре ребенок приобретает опыт переживания положительных эмоций и чувств, который очень важен, а также через переживания воспитывается положительное отношение к деятельности.

Игры детей отличаются большим разнообразием по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.

Выделяют:

  1. сюжетно-ролевые игры - это основной вид игры; для нее характерны отображающий, творческий характер, наличие воображаемой ситуации.
  2. игры-драматизации - для них характерно наличие литературного сюжета, наличие специального оборудования; они носят творческий характер. Сюда входят: театрализованные игры, пальчиковый театр, настольный, бибабо, теневой;
  3. строительно-конструктивные. Особенности этих игр - связь с сюжетно-ролевой игрой, творческий характер, использование различных строительных материалов и создание какого-либо объекта. Эти игры делятся по типу используемого материала для постройки: игры со строительным материалом, игры с песком, со снегом, природным материалом, с конструктором.
  4. дидактические игры - носят обучающий характер, имеют правила, направленные на умственное развитие; бывают словесные, предметные, настолько-печатные;
  5. подвижные игры - они направлены, прежде всего, на развитие движений детей. В свою очередь они подразделяются по степени подвижности - на игры малой, средней и большой подвижности; по основному вид движения, используемому в игре (бег, метанье, прыжки к т.д.). Бывают с предметами и без них; сюжетные и бессюжетные, авторские и народные;
  6. игры музыкальные, развивающие музыкальные способности.

Различают также игры-развлечения, игры-забавы. Их основная цель - доставить детям удовольствие, позабавить их.

Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношения к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.

Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей. У детей дошкольного возраста формируются конкретные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, нормам поведения, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, нравственным качествам человека.

Психологическое значение дидактической игры заключается в том, что в игре формируется важное качество личности ребенка - способность к самооценке (оценка своей ловкости, умений, успехов сравнительно с другими детьми).

Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что интеллектуальное задание предлагается детям в игровой форме. Дидактическая игра используется как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Она представляет собой ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу. Они возможны тогда, когда возникают игры с задачами. Это игры, которые подготавливают развитие познавательных операций, требуемых в дальнейшем учебной деятельностью ребенка.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий и организационных отношений.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбрра наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, то есть умения выразить свою мысль словами, и формирован^ речевого мышления. Ребенок учится в игре своему «я», осознает свое «я» в игре, т.е. происходит формирование «Я-образа», «Я-концепции».

Д. Б. Эльконин выделяет 4 линии влияния игры на психологическое развитие ребенка:

  1.  Развитие мотивационно - потребностной сферы,
  2.  Преодоление познавательного эгоцентризма ребенка;
  3.  Развитие идеального плана;
  4.  Развитие произвольности движений.

В некоторых играх дети учат выделять назначение (функцию) предмета, отрабатывают артикуляцию и произношение трудных звуков, выразительность речи, пространственных представлений и на усвоение их словесного обозначения. В сюжетных ситуациях усваивается значение основных предлогов и наречий, дети учатся устанавливать смысловые связи и отношения.

Дидактические игры нужно проводить дома с детьми, чтобы развивать их мышление (наглядно-образное, логическое), а также, чтобы развивать разные стороны речи.


Консультация для родителей «Игры для детей младшего возраста»

Дети младшего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что дает ребенку игра:

  •  удовольствие;
  •  знакомство с нормами, правилами жизни;
  •  общение со сверстниками;
  •  возможность выражать свои эмоции;
  •  возможность выбирать игрушки (предметно - игровую среду), средства игры( слово, движение, песню);
  •  внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу. Сенсорные игры. Сенсорика - от лат. - чувство, ощущение.

Игры с водой.

  1. Выливаем, наливаем, сравниваем:
  • сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
  • наполнить бутылку до половины - она будет плавать;
  • налить бутылку до верха - она будет тонуть;
  • «фонтан» из бутылки.
  1. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):
  • Тонет - не тонет;
  • вылавливаем игрушки;
  • «дождь» из губки.
  1. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная - не прозрачная.
  2. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно - тепло - горячо. Растворяется – не растворяется,        тает – не тает.
  3. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом.

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

  1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).
  2. На плоскую картину из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
  3. Большим пальцем надавливаем в середине лепешки.
  4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
  5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» - раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».
  6. Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.
  7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры.

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

  1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4-6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно); после каждого упражнения нужно расслабить пальцы рук (потрясти кистями).
  2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
  3. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелками игрушками, счетными полочками.
  4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.
  5. Организуйте игры с водой, тестом.
  6. Давайте детям лущить горох, и чистить арахис.
  7. Мытьё посуды и уборка стола после еды - прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Приложение 6

Словарь терминов

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. К базовым качествам В. относят: апперцепцию, константность, предметность, целостность, категориальность и др. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно - чувственную ориентировку в окружающем мире. В младенческом возрасте базой для развития В. являются зрительно - моторная координация движений рук и глаз, в раннем дошкольном возрасте В. само становится базовым психическим процессом для развития других психических функций, складываются основные типы внешних ориентировочных действий - метод проб и ошибок, практического примеривания и зрительного соотнесения предметов по их признакам. В дошкольном детстве зрительное В. становится ведущим при ознакомлении с окружающим, складывается система сенсорных эталонов - устанавливается взаимосвязь между В., мышлением и речью.

Восприятие зрительное - процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств, непосредственно влияющих на органы зрения. Осмыслить, понять сущность воспринимаемого можно только при условии сопоставления наблюдаемых предметов и явлений с ранее виденными. В.з. сопровождается ассоциативными чувствами, ощущением красоты, которые связаны с личным опытом чувственных переживаний от воздействия окружающего.

Восприятие цвета и контраста - прижизненно формирующийся процесс зрительного восприятия таких информативных признаков объектов и их изображений, как цвет и контрастность. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребенка: даже обычное цветное пятно стимулирует зрительную реакцию. Постепенно умение ориентироваться на цвет и контрастность позволяет различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Перцептивные действия - действия, сознательно направляемые на обследование объектов. Элементами Д.п. являются: восприятие целостного облика предмета, вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств ( форма, величина и т. д.), определение пространственных взаиморасположений частей ( выше, ниже, слева, справа), вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям, повторное целостное восприятие предмета. В качестве системы Д.п. выделяются: сканирование, соизмерение, перцептивный план, перекодирование, ассоциации, группировка по визуальным признакам, выделение визуального опорного пункта, сериация, структурирование, схематизация, классификация, аналогия, достраивание.

Сенсорные действия - действия, которые входят в структуру сенсорных способностей.

Сенсорное воспитание - специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов. Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, поэтому С.в. часто выступает исходным звеном умственного воспитания, основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию разнообразных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности.

Сенсорные способности - индивидуально - психологические особенности личности, проявляющиеся в качественных характеристиках восприятия различных свойств предметов. Развитие С.с. заключается в выработке у детей перцептивных операций, состоящих в применении условных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств. Наличным уровнем развития С.с. является степень овладения перцептивными действиями.

Сенсорные эталоны - исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.

Домашняя игротека - созданный в домашних условиях комплект дидактических и занимательных игр, игрушек и головоломок.

Цвет - сенсорный эталон, характеризуемый тремя основными качествами: собственно Ц.(цветовым тоном), насыщенностью (степень отличия Ц. от серого, то есть степень приближенности к чистому спектальному Ц.) и светлота. Выделяет Ц. ахроматические (белый, серый, чёрный), которые различаются только по светлоте й лишены цветового тона, и Ц. хроматические, обладающие цветовым оттенком разной светлоты и насыщенности. Среди последних выделяют Ц. основные (красный, желтый, синий) и вторичные (цвета каждый из которых можно получить смешением двух основных цветов (зелёный, оранжевый, и пурпурный). Восприятие вторичных Ц., естественно, формируется у детей дошкольного возраста позже, чем основных Ц. Кроме того, существует Ц. дополнительные (контрастные) - два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубоватозелёный, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зелёновато-желтый, зелёный и пурпурный). При механическом смешении этих пар получаются оттенки с пониженной насыщенностью.

Цветовое восприятие - зрительное восприятие предметных цветов, характеризующихся целым комплексом физических характеристик, связанных с конфигурацией, формой, пространственной ориентацией, движением, фигуро-фоновыми отношениями и многими другими перцептивными качествами зрительного образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений  вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...

консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способн...

Консультация "Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста".

Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Дидактическая игра – эИнтерес к игре облегчает преодоление трудностей к усвоению...