Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности
консультация по рисованию на тему

Крюкова Елена Александровна

Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности

Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Поэтому основной критерий, отличающий творчество от изготовления (или производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, не может получить точно такой же результат (даже в аналогичных условиях или в точно такой же ситуации).

        В процессе творчества человек вкладывает в исходный материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности и выражает свое эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Именное это придает результатам творчества высшую ценность в сравнении с продуктами производства. В каждом творческом продукте аккумулируется «Я» человека, поэтому любой результат творчества одухотворяется, наполняется новым смыслом, становится уникальным и «инкрустируется» высшей ценностью.

        Итак, творчество – это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

        В наши дни творчество понимается как основной способ существования и развития личности. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся, созидающая.

        Поэтому творчество можно рассматривать как особую форму процесса развития и саморазвития человека. Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А.Маслоу). Творчество – интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров (р. Мэй).

        Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Художественное творчество рассматривается сегодня в философии, психологии и педагогике как высшая форма деятельности человека, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры. Исследователи постоянно возвращаются к тому положению, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир» (Н.А.Бердяев).

        К.Роджерс дал характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения к окружающим», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой.

        А. Бергсон отожествлял творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. И далее: «…в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно».

        По мысли Н.Н.Поддьякова, творчество носит глубоко личностный характер, оно всегда индивидуально, что обусловлено неповторимостью личности и накопленного ею опыта разнообразной деятельности, поэтому не терпит так называемого «вала».

        Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей в силу своей эмоциональности. Яркие позитивные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творческой деятельности (рисовании, танце, музицировании, конструировании, сочинительстве и т.д.). Эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает мотивационно – эмоциональную сферу и способствует формированию эвристической структуры личности ребенка (Н.Н.Поддьяков).

        Психические процессы дошкольников: память, мышление, восприятие, воображение, чувства – находятся на стадии своего становления, развития, именно поэтому они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы.  Все это обусловливает как существенные недостатки психических процессов ребенка, так и важные достоинства по сравнению с аналогичными характеристиками психических процессов взрослого человека. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и в художественной деятельности. В своем творчестве дети самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, добывают новые знания, осваивают новые умения и создают принципиально новый продукт (рисунок, коллаж, скульптуру, игрушку, сказку, интересную композицию).

        Результаты исследований известных психологов (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Поддьяков) и педагогов (Н.В.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Л.А.Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

  • доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
  • субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
  • легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

        Необходимым атрибутом творчества выступает открытость как базовое свойство творческой личности, характеризующее ее отношение к миру (Д.Н. Завалишина). В связи с этим выявляется еще одно специфическое свойство творческой личности, которое можно обозначить как выход за пределы заданного (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин).

        Открытость и способность к выходу за пределы заданной ситуации зависят от индивидуального жизненного опыта конкретной личности. Индивидуальный жизненный опыт вбирает конкретные переживания различных событий и жизненных ситуаций, а также собственного поведения в этих ситуациях. Чувствования, переживания и различного рода деяния творческого ребенка отличаются большой интенсивностью, что требует особого внимания и такта со стороны взрослых (педагогов и родителей).

        В современной психолого – педагогической и методической литературе сформулированы критерии и описаны показатели уровня развития детского художественного творчества:

  • новизна продукта (субъективная);
  • оригинальность;
  • вариативность решений;
  • повышенная эмоциональность, появление «умных эмоций» (по определению А.В.Запорожца);
  • интеллектуальная активность как интегральное свойство творческой личности (Д.Б. Богоявленская).

        Специфика продуктивной деятельности обусловливает необходимость вычленения специфических критериев, таких как:

  • нахождение адекватных изобразительно – выразительных средств создания художественного образа;
  • индивидуальный «почерк», своеобразие манеры исполнения (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Е.И.Коротеева);
  • самостоятельность выбора темы, развития сюжета, создания оригинальной цельной композиции;
  • использование изобразительно – выразительных средств художественного языка;
  • способность к интерпретации художественного образа, произведения (Л.А.Парамонова).

        Проявление созидательного творчества у детей можно стимулировать, создавая условия психологической защищенности и свободы (К. Роджерс). Это обусловлено противоречивыми особенностями самого творчества.

        Во-первых, творческая деятельность парадоксальным образом сочетает в себе две противоположно окрашенные реакции на «новизну» - любопытство и страх. Особенности нервной системы маленького ребенка, специфика бытовых и воспитательных условий способствуют фиксации у подрастающего человека преобладания той или иной эмоции на новизну. Спонтанная творческая активность блокируется, если страх пересиливает любопытство: ребенок выстраивает психологическую защиту от фрустрирующих его проблем и воздействий.

        Во-вторых, творческие способности онтогенетически могут являться средством поиска ориентиров и координат, обеспечивающих адаптацию и устойчивость организма к окружающему миру. При этом чувствительный к стрессовым ситуациям ребенок пытается минимизировать время нахождения в тревожащей его или неопределенной ситуации, используя уж найденные ранее способы и приемы структурирования и художественного осмысления. Это ведет к свертыванию этапа творческого поиска решений и снижает творческую эффективность.

        В-третьих, процесс творчества может выступать как выбор из множества вариантов своего собственного пути, который противоречит общепринятым нормам в сфере искусства. Это может привести к так называемому когнитивному диссонансу и страху перед диссонансом – к нежеланию брать на себя ответственность за самостоятельное решение.

        В наше время педагоги и родители относятся к ребенку – дошкольнику как уникальной личности, которая развивается в разных видах деятельности, активно реализует свой творческий потенциал в комфортной системе взаимодействий с другими людьми и культурой. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение эмпирические жизненные обобщения, выраженные на «языке» искусства (по возрасту). В процессе эстетического воспитания в сознании ребенка выстраивается образно – смысловая картина мира, которая служит специфическим средством его интеграции в человеческую культуру при сохранении индивидуальности.

        Как предпосылки, так и развивающиеся формы творчества ребенка и его уникальной «Я – концепции творца» складываются в процессе разных видов художественной деятельности на основе продуктивного воображения и эмпатии, а также в условиях свободного художественного экспериментирования и самостоятельной творческой деятельности.

Литература

  1. Баттерворд Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Цент, 2000.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.№1.
  4. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В.И. Лубовского. М: Педагогика, 1985.
  5. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. – М.: Макс – пресс, 2005.
  6. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветный мир», 2012. -144 с.
  7. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эксперементирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности"

1.  Консультация для родителей: "Одевайся по сезону"( Из опыта работы)2.консультация для воспитателей :"Экспериментирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности" (Из опыта ра...

Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

Проект "Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет"

Здоровьесберегающая и личностно-ориентированная технология.Тема проекта: «Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет». Систем...

Арт-терапевтическое занятие для педагогов ДОУ «Искусство мандалы – Данмала как способ самопознания»

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов....

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Декоративно-прикладное творчество, как способ самопознания и исцеления через творческое самовыражение»

Цель мастер-класса:  Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе коллективной творческой деятельности по теме «Декоративно-прикладное творче...

Презентация "Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития личности ребенка младшего дошкольного возраста"

Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста....