Использование художественного материала сангины в детском творчестве.
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Качалова Татьяна Анатольевна

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1465 имени  адмирала Н.Г. Кузнецова

(Дошкольное отделение № 5 - детский сад № 1892)

 

Художественный материал САНГИНА.

 

 

                                                                                   

 

Педагог-организатор

Качалова Татьяна Анатольевна

Художественный материал САНГИНА.

САНГИНА  (франц. sanguine, от лат. sanguinelis — кроваво-красный) – сухой материал для рисования в виде палочек – карандашей (без деревянной оправы с круглой или квадратным сечением длиной около 7 см.),  дающих матовый красно-коричневый тон. 

Сангина бывает различных оттенков. В продаже, как правило, она имеется следующих цветов: красноватого, характерного для окиси железа, каштанового, сепии и охры. Она напоминает пастель коричневого тона.

Приготовляется сангина из глины, окислов железа и связующих веществ. При производстве палочек сангины эти вещества сначала растирают в порошок, затем добавляют воду и немного клея. Полученную пасту помещают в специальные формы. Палочка считается готовой, когда паста полностью высыхает. В серийном производстве применяют также прессование и лёгкую выварку.

Материал очень красивый, дающий богатые выразительные возможности использования линий, штрихов, пятен.

Рисуют сангиной на шероховатой бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приёмы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушёвку, позволяющую создавать красочные пятна.

Натуральным кроваво-красным минералом рисовали ещё в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения сангиной, которую называли красным мелом, выполняли детально разработанные рисунки такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. В рисунках Рембрандта, выполненных сангиной, с помощью линий и штриха передаётся не только объём, но и фактура.

Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляют уголь и мел. Особенно это удавалось П. Рубенсу и А. Ватто.

В русском изобразительном искусстве мастерски сангиной работали художники А. Лосенко, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, В. Серов и многие другие.  Интерес к работе сангиной сохраняется и в наши дни.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНГИНЫ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе изобразительной, связано, прежде всего, с овладением способами этой деятельности. Самостоятельно дети, как правило, этого сделать не могут. Показать их – задача взрослого.  Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приёмами рисования, изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, кисти: мягкие круглые, плоские, клеевые; сангина, угольный и простой (графитный) карандаш и т.д.).

Начиная со старшей группы, детей учат рисовать сангиной.

Использовать сангину хорошо при комбинированной технике: для изображения кустов, деревьев, человека, животных на уже заранее подготовленном фоне. Например, в пейзажной живописе, сначала на первом занятие дошкольники акварелью рисуют прозрачное живописное небо и землю, а на втором занятие изображают сангиной кусты, деревья.

                                                                                

                                                                                              (фото 2. Рисунок Ксении, 5 лет. Зимний пейзаж, акварель, гуашь, сангина.)

Палочками сангины хорошо рисовать крупные формы: деревья, дома и т. д. – благодаря широкой фактурной линии, которые даёт сангина, изображения, получаются выразительными и приятного коричневого тона.

Для рисунка сангиной листы бумаги следует готовить чуть большего размера, чем для рисования карандашами.

Сангина очень хрупкая и пачкает бумагу, поэтому необходимо учить детей рисовать аккуратно, держа палочку за бумажную обёртку тремя пальцами – указательным, большим и средним.  При создании рисунка нужно двигаться от левой части листа к правой, тогда рисующая рука не будет тереть уже изображённое и не испачкает рисунок.  При рисовании деталей штрих выполняется одним концом палочки, тогда как другой остаётся направленным к центру ладони. А при нанесении штриха боковой гранью кусочка палочки его держат за боковые стороны. Палочкой с квадратным сечением можно наносить тонкие штрихи одним из её рёбер.

Выполняя работу палочкой сангины ребёнку надо держать её в руках очень осторожно, следя за тем, чтобы она не упала или не ударилась обо что-либо.  А на время, пока он палочкой не пользуется, положить её в коробочку.

Работая с сыпучим материалом, необходимо знать, что любое прикосновение может испортить рисунок. Поэтому, завершив работу, её следует закрепить с помощью фиксатива или лака (для волос). Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении и лучше при открытых окнах в отсутствии детей.

Обработка фиксативом представляет лишь первый шаг по сохранению работы, выполненной сангиной. Её необходимо защитить калькой или тонкой бумагой и положить в папку.

Литература

1. Как рисовать углём, сангиной, и мелом. - М.: АСТ: Астрель, К 16 2005.

2. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

 3.  ru.wikipedia.org›Сангина.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала

Творческая работа по теме:" Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала"...

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»...

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»

НОД во второй младшей группе ДОУ на тему «Использование мультипликационного кино в развитии детского творчества»...

Особенности чувашских узоров и возможности использования их образов в декоративном детском творчестве.

Разработанный мною мастер-класс для молодых педагогов поможет им в организации изобразительной деятельности по направлению "декоративное творчество национальной (чувашской)культуре. ...

Тема по самообразованию воспитателя младшей группы «Использование нетрадиционных приемов для развития детского творчества» («отходы в доходы»)

Тема проекта, над которым я работаю, «Отходы в доходы или как «победить» мусор».Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Актуальность проекта: дошкольный возраст - самоце...

Педагогическая консультация «Влияние различных художественных техник на развитие детского творчества»

Педагогическая консультация «Влияние различных художественных техник на развитие детского творчества»...

Круглый стол: Конспект «Как занять ребенка» - истоки народного творчества как средство развития художественных способностей детей-продукты детского творчества в игре».

Круглый стол:Конспект «Как занять ребенка» - истоки народного творчества как средство развития художественных способностей детей-продукты детского творчества в игре».Цель:Вовлечение ...