Кружковая работа в подготовительной группе «Дымковские краски в пластилиновой сказке»
рабочая программа по рисованию по теме

Шатикян Анагит Ишхановна

Целью нашей кружковой работы является приобщать детей к истокам народного искусства,

воспитывать любовь и интерес к декоративному рисованию и лепке дымковских игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа в подготовительной группе

«Дымковские краски в пластилиновой сказке»

Цель:

Приобщать детей к истокам народного искусства, воспитывать любовь и интерес к декоративному рисованию и лепке дымковских игрушек

Задачи:

- Развивать интерес, к декоративному творчеству детей, учить создавать  узор, по мотивам народной игрушки дымки. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах, игрушек вылепленных детьми из пластилина (нетрадиционным способом) по мотивам народных, развивать мелкую моторику рук.

- Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народно декоративно прикладного искусства.

- Познакомить детей с историей возникновения дымковской росписи, её особенностями и индивидуальностью.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Целью нашей изобразительной студии является приобщать детей к истокам народного искусства, воспитывать любовь и интерес к декоративному рисованию и лепке дымковских игрушек. Для реализации этой цели учитывая особенности детского мышления я попыталась объединить в художественной работе нашей студии два основных вида изобразительного искусства - живописная, основным средством которой является цвет и скульптурная передающее пространственную форму объекта.

Основным материалом для работы я выбрала пластилин – он очень много функционален незаменим при создании объемных пластилиновых образов, является доступным средством при работе с природными материалами. С помощью пластилина можно даже рисовать, используя выразительность его цвета.

При разработке перспективного планирования на год я учитывала поэтапность работы усложняя ее с каждым занятием. (если на первом занятии мы расписываем плоскостные изделия, то к концу года мы расписываем игрушки объемной формы сделанные самими детьми).

Помимо двух основных видов изобразительного искусства мы используем в работе конструирование.

Изобразительная деятельность предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способом действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой взаимосвязаны их единство помогает методы и приемы обучения изобразительной деятельности: словесные, наглядные, наглядно-образные, игровые, используемые воспитателем в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия содержанием обучения, конкретного занятия.

        Образы веселой, жизнерадостной дымковской игрушки легко узнаваемы. Дети воспринимают стилистические особенности промысла и воспроизводят на листе бумаги узоры из простых геометрических форм – кругов, овалов, всевозможных линий и точек. Лепка и роспись глиняной игрушки приближает ребенка к истинным традициям Дымкова. Однако на практике многие педагоги ограничиваются рисованием плоскостных бумажных фартуков, юбочек, кокошников для дымковской барыни по той лишь причине, что работа с глиной требует особых условий и полноценного обжига.

        Подробно ознакомив дошкольников с  особенностями народного промысла, можно предложить им своеобразную «стилистическую» игру, в которой каждый ребенок сумеет творчески применить свои знания и представления о дымковской игрушке, используя любые доступные материалы, в том числе и пластилин.

        

На первом этапе можно предложить детям нарисовать дымковскую страну, где все предметы и объекты будут содержать в себе приметы народного промысла (дымковское солнышко, дымковские дома, деревья, цветы, буквы, составляющие название города и т.д.)

Второй этап – выделение из знакомой предметной среды объемных форм, традиционно используемых в дымковской игрушке. На занятиях в подготовительной к школе группе мы предложили детям различные упаковочные материалы, пластиковых бутылочки, баночки, одноразовую посуду. Самые интересные аналогии, найденные детьми, использовали на занятиях при создании стилизованной дымковской деревеньки.

        Юбка-колокол для дымковской барыни может быть выполнена из верхней части любой пластиковой бутылочки. Это удобная и прочная основа, к которой легко крепится пластилиновое туловище. Дальнейшая детализация (например, изготовление воланов на юбке и фартуке) также выполняется с помощью пластилиновых налепов. Вылепленная барышня покрывается двойным слоем белой гуаши или водоэмульсионной краски, а затем украшается дымковской росписью.

        В хвост дымковского индюка можно превратить крышечку из-под маргарина «Рама». Дети увидели дымковские приметы не только в ее форме, но и золотой окантовке. Маленькая баночка от клея ПВА заменит индюку туловище. Пластиковые налепы дополнят образ, приблизив его к традиционной дымковской игрушке.

        Широкая четырехгранная бутылочка от подсолнечного масла послужит великолепной базовой формой при создании домиков. Достаточно вырезать в ней окошки (эту работу должен выполнять взрослый), покрыть белилами, украсить дымковской росписью – и жилище для маленьких человечков готово. Самих обитателей деревеньки дети увидели в форме баночек из-под витаминов.

        Очевидно, что процесс создания таких стилизаций далек от истинных традиций народного промысла. В этой работе ребенок выступает скорее как дизайнер, обыгрывающий образы народного промысла в работе с современными художественными материалами.

        Детям нравится столь необычный способ изобразительной деятельности, совмещающий в себе лепку и рисование. Занятия направлены на развитие творчества детей. «Понятие творчества» определяется, как деятельность, в результате которой ребенок создает новое и оригинальное, реализует свой замысел. Поэтому дети с удовольствием посещают изобразительную студию, им нравится необычный способ изобразительной деятельности. Они бычстро включаются в работу доводя начатое до конца.

Сентябрь

Занятие 1. (вводное)

Тема: « Знакомство с дымковской народной игрушкой».

Цель:

        Познакомить детей с дымковской игрушкой, дать им представление о том, что это искусство связано с художественными традициями в изготовлении игрушек;

Учить рисовать основные элементы дымковской росписи.

Методы и приемы обучения.

  1.      Выставка (обыгрывание)
  2.      Рассказ воспитателя

Занятие 2.

Тема: «Какие выбрать краски для такой сказки?»

Цель:

        Познакомить детей с сочетанием красок в дымковской игрушке. Научить подбирать гамму цветов для той или иной игрушки.

Методы и приемы обучения.

  1. Беседа о дымке.
  2. Дидактическая игра «Выбери краски»
  3. Рассказ детей о выполнении работы.

Октябрь

Занятие 1.

Тема: «Дымковские узоры»

Цель:

        Научить детей рисовать узоры кистью и печаткой – тычком; самостоятельно       рисовать узор «солнышко».

Методы и приемы обучения.

  1. Дидактическая игра «Лото» (дымка)
  2. Беседа о дымковской росписи.
  3. Изготовление печатки тычка.
  4. Анализ выполненной работы.

Занятие 2

Тема: «Наряд барыни, наряд няни»

Цель:

  Упражнять детей в росписи, дорисовывать узоры на юбках;  закреплять различные приемы работы кистью; проведение линий разной толщины и направлений, нанесение отпечатка всей кистью, концом кисти. В работе использовать печатку -тычок.

Методы и приемы обучения.

  1. Рассматривание предметных картинок с элементами узоров.
  2. Дидактическая игра «Составь узор»
  3. Разные варианты анализа.

Ноябрь

Занятие 1; 2.

Тема: Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек.   Рисование и аппликация «Веселая ярмарка»

Цель:

        Познакомить детей с дымковскими сюжетными народными изделиями их содержанием и художественными особенностями; упражнять в составлении сюжетных композиций в подборе для них соответствующих дымковских игрушек, ранее расписанными детьми; продолжать формировать навыки коллективной работы. На втором занятии оформить атрибуты к ярмарке (качели, лотки и т.д.)

Методы и приемы обучения

  1. Рассматривание сюжетных картинок.
  2. Игра «Составь сюжет»
  3. «Вот какие игрушки» выставка и инсценировка.

Декабрь

Занятие 1; 2.

Тема: «Изготовим  дымковских артистов для  настольного театра»

Цель:

        Вызвать у детей желание сделать персонажи  для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом. Вырезать по контуру; учить самостоятельно определять, как расписывать новых персонажей.

Методы и приемы обучения.

  1. Инсценировка одной народной потешки
  2. Чтение потешек- подбор артистов
  3. Выставка «Наши артисты»

Январь

Занятие 1.

Тема: «Русские народные потешки» (инсценировка)

Цель:

        Учить детей сопоставлять в работе два вида деятельности рисование и инсценировка.

Методы и приемы обучения.

  1. Рассказ детей «Русские народные потешки»
  2. Инсценировка потешек.

Занятие 2

Тема: : «Цирковое представление дымковских игрушек» (инсценировка)

Цель:

        Учить детей самостоятельно обыгрывать персонажей дымковского цирка, сделанных детьми.

Методы и приемы обучения.

  1. Инсценировка «Мы в цирке»

Февраль

Занятие 1; 2.

Тема: «Дымковская страна»

Цель:

        Учить детей расписывать дымковским узором все предметы народного промысла (дымковское  солнышко, дымковские дома, деревья, цветы, кусты, составляющее название города буквы)

Методы и приемы обучения.

  1. Беседа с детьми о дымковской деревне.
  2. Дидактическая игра «Подбери узор»
  3. Выставка и анализ работы.

Март

Занятие 1,2

Тема: «Жители дымковской страны»

Цель:

        Научить детей выделять из знакомой предметной среды обычные формы традиционного искусства в дымковской игрушке. И изготавливать дымковские игрушки. Познакомить с новым нетрадиционными способам изготовления из бросового материала и  скрепление с помощью пластилина.

Методы и приемы обучения.

  1.    Загадки «Кто живет в дымковской стране»
  2.    Дидактическая игра «Кому, что подойдет?»
  3.    Анализ и оценка работы.

Апрель

Занятие 1, 2.

Тема: «Жители   дымковской страны»

Цель:

Учить детей расписывать дымковской росписью объемные фигурки дымковской страны, применяя умения и навыки росписи полученные ранее.

Методы и приемы обучения.

  1. Предварительное формирование замыслов, индивидуальная беседа в                       процессе рисования (общие, индивидуальные вопросы, советы детям).
  2. Составление композиции «Дымковская страна»
  3. Разные варианты анализа и  анализ детской работы.

Май

Занятие 1.

Тема: «Веселое шествие дымковских игрушек»

Цель:

        Учить детей проявлять творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента.

Методы и приемы обучения.

  1.    Рассказ воспитателя о дымковском царстве.
  2.    Элементы ролевого поведения детей.
  3.    Обыгрывание композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе "Волшебные клубочки"

Данная работа поможет вам при организации кружковой работы.Мои воспитанники с удовольствием создают картины из "волшебных" клубочков! ...

Кружковая работа в подготовительной группе детского сада "Моя малая Родина"

Документ содержит тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе по теме "Моя малая Родина"...

Программа кружковой работы в подготовительной группе "Мукосолька"

Цель данной программы:   подарить детям радость творчества,  показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление ...

Программа кружковой работы для подготовительной группы. «Юные волшебники»

Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с...

Мастер-класс «Дымковские краски в пластилиновой сказке».

Ребёнок должен развиваться всесторонне, что соответствует требованиям ФГОС. Немалую роль в этом играет творчество, ручной труд поможет разбудить фантазию ребёнка, подтолкнёт к активноу творчеству, пои...

План кружковой работы в подготовительной группе «Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской народной игрушки».

Целью моей работы создание  оптимальных условий для  приобщения  детей  дошкольного возраста к традиционной  народной культуре дымковских мастеров средствами  декор...

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе. Тема: "Краски осени".

Цель: Расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства. Развивать интерес к изображению осенних явлений в рисунках, аппликации. Расширять знания о творческих п...