Использование моделей и схем в изобразительной деятельности
консультация (рисование, средняя группа) по теме

Ткаченко Галина Васильевна

Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности необходимо предлагать задания, где детям надо анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе необходимо самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование моделей и схем в изобразительной деятельности

        Консультация для воспитателей

        

        Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

        Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.

        Связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

        Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая "знаковая функция сознания". Дети оказываются в состоянии заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение.

        Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.

        Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение, что "что без плана можно только бредить" и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу , как творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели , приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка - это развитие направленности воображения.

        Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности необходимо предлагать задания, где детям надо анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе необходимо самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы.

        Ещё одним видом работы может быть использование опорного материала (в качестве которого выступают как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям можно предложить нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям вывешивают контуры фигур и предлагают изобразить предметы, которые бывают такой же формы или "разгадать", кто "в них спрятан".

В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получаются интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывает и решает рисунок самостоятельно и по-своему видит конечный результат.

        Стимулировать творческое воображение можно и с помощью такого упражнения. Например, детям даётся задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагается нарисовать, можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать фрукт - рисуется круг, если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение.

        Как для детей, так и для взрослых большую сложность представляют изображение предметов. В этом случае огромную пользу могут оказать готовые пошаговые схемы рисования любых предметов. Важно, чтобы схемы были простыми, доступными и представляли собой рисование из геометрических фигур, известные детям данного возраста.

        Всегда помогают схемы в упражнении детей правильной композиции. Для этого необходимо приготовить схемы с любыми геометрическими фигурами, которые обозначают определенные предметы на готовом рисунке. Для упражнений детей в этом, можно предложить игру «Составь натюрморт по схеме», «Найди картину, которая соответствует предложенной схеме», «Составь картину по схеме».

        Также схема поможет в обучении детей составлению декоративного узора. Для этого детей необходимо познакомить с правильным расположением элементов узора на разных формах (круге, квадрате, овале, прямоугольнике). Для упражнения можно предложить несколько игр «Подбери схему к узору», «Какая схема не подходит для этого узора».

Подготовил воспитатель Ткаченко Галина Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребё...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.Уг...

Консультация для воспитателей "Использование моделей и схем при обучении детей"

«Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам – он будет  долго и напрасно мучиться, но свяжите   двадцать таких слов с картинками, и он    их усвоит налету». (К.Д....

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы нево...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в изобразительной деятельности.

В предлагаемом материале описаны задания, упражнения, которые являются прекрасными приёмами на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача ...

Методические разработки Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка....