Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Дмитриева Наталия Ивановна

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение                                 детский сад  № 67  Приморского  района

Конспект  непосредственно-образовательной  деятельности                                                                          с  детьми  старшего дошкольного возраста                                                                по   художественно-эстетическому  развитию (рисованию)                                                                                     с  использованием  здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Сестрица  Алёнушка  и  братец  Иванушка»

Составила  и  провела:

Дмитриева  Наталия  Ивановна –                                                                 воспитатель  высшей  категории

Санкт-Петербург                                                                                                                                                    2014

Направления развития:  художественно-эстетическое, познавательно-речевое.

Образовательная область:  художественное  творчество.

Интеграция  образовательных  областей:  художественное  творчество,  коммуникация, познание, социализация,  здоровье.

Цель:  развить  творческие  способности  детей  и  навыки  изображения  сказочных  персонажей  в  национальных  русских  костюмах.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать  умения:

 - эмоционально  и  активно  воспринимать  сказку;

- подробно  (с помощью  воспитателя)  описывать  героя  сказки;

- рассказывать  о  содержании  иллюстрации;

 - передавать  в  рисунке  сказочные  образы  персонажей  сказки – сестрицы  Алёнушки  и  братца  Иванушки;

- изображать  их  в  национальных  русских  костюмах;

- применять  умение  составлять  узоры  для  украшения  костюмов  персонажей;

2.  Закреплять:

-  приемы  работы  кистью  и  красками;

- умение  составлять  нужные  оттенки  цвета  на  палитре.

3. Продолжать  пополнять  словарный  запас:  закреплять  умение  замечать  в  тексте  образные  слова  и  выражения  и  использовать  их  в  речи,  употребляя  образную  лексику  в  точном  соответствии  со  смыслом.

 

Развивающие:

1.  Развивать  творческие  способности  детей.

1. Развивать  связную  речь  детей  через  ознакомление  с  русской  народной  сказкой:   умение  использовать  прямую  и  косвенную  речь,  использовать  в  речи  сложные  предложения, совершенствовать  диалогическую  форму  речи,  развивать  монологическую  форму  речи.

2. Развивать  умения   рассказывать  о  своих  эмоциональных  переживаниях, высказывать  свои  эмоционально-эстетические  суждения  и  аргументировать  их.

3. Развивать  познавательные  способности  детей: мышление, внимание,  память,  сообразительность,  наблюдательность.

4. Развивать  умение  смешивать  краски   для  получения  нужного  оттенка  для  лица  и  рук (светло-оранжевого).

Воспитательные:

1. Воспитывать  любовь  к  устному  народному  творчеству  русского  народа.

2. Продолжать  воспитывать  любовь  к  изобразительному  искусству:  к  творчеству  русских  художников-иллюстраторов,  к  рисованию.

Предварительная  работа:  прослушивание   русской  народной  сказки  «Сестрица  Алёнушка  и  братец  Иванушка»,  показ  сказки  в  кукольном  театре,  рассматривание  иллюстраций    в  разных  изданиях  сказки,  раскрашивание  раскрасок,  тонирование  бумаги  для  рисунка.

Материал:  театральный  костюм  Василисы  Прекрасной, несколько  крупных  иллюстраций  к  сказкам,  на  которых  изображены  мальчики  и  девочки  в  русских  национальных  костюмах (например,  книга «Сестрица  Алёнушка  и братец  Иванушка» художник Н.А. Носкович);  предметные  картинки с  изображением  мальчиков  и  девочек  в  русских  костюмах,  лаптей,  бересты;   куклы сувенирные в  женском  и  мужском  русских  национальных  костюмах;   у  детей: тонированные  альбомные  листы размером   примерно  20х25 см,  краски – гуашь,  мягкие  кисточки, палитра, стаканчик-непроливайка  для  воды, бумажная  салфетка.

Содержание  НОД:

1.  Организационный  момент.  

Педагог:  «Дети,  сегодня  мы  отправимся  в  удивительный  мир  русской   народной  сказки».

Психологический   эмоциональный   настрой:

Ой,   вы,  ветры  буйные,                                                                                                   Ой,   вы,  реки  бурные,                                                                                                                                  Ой  ты,  солнце-батюшка,                                                                                                            Ой,  землица-матушка!                                                                                                                                    Попрошу  у  вас  ни  злата,                                                                                                                                   Ни  богатства,  ни  пиров.                                                                                                                                           Чтобы  сказка  оживала!                                                                                                                             Чтобы  сказки  сердце  билось!                                                                                                                 Там,  где  сказка,  чуда  жди…                                                                                              Что  там  будет  впереди!

2.  Подготовка к  рисованию.

Сюрпризный  момент:

   Слышится  стук  в  дверь  и  на  пороге  группы  появляется  сказочный  персонаж   Алёнушка.  Она  пришла  не с  пустыми  руками:  держит  в  руках  волшебный  сундучок.  Воспитатель  произносит  слова-заклинание:  «Сундучок,  сундучок,  открывай  свой  бочок!». Под  мелодичную  музыку  сундучок  открывается  и  педагог  достает  книги – русские народные  сказки:  «Сестрица  Алёнушка  и  братец  Иванушка»,  «Гуси-лебеди»,  «Репка»,  «Крошечка-Хаврошечка», «Бычок-смоляной бочок».  

 3.  Рассматривание  иллюстраций.

Воспитатель  предлагает  рассмотреть  книги,  вспомнить  и  назвать  сказки.  После  этого дети  отвечают  на вопрос,  как  называют  художников,  которые  рисуют  картинки  для  этих книг.

  Педагог:  «Представьте  себе,  что  вы  художники  и  вам  надо  нарисовать  иллюстрации  к  волшебной  сказке  «Сестрица  Алёнушка  и  братец  Иванушка».  С  чего  вы  начнете  свою  работу?»  (На  стенд выставляются иллюстрации  к  сказке.)  Дети  высказывают  свое  мнение,  после  этого  воспитатель систематизирует  их  ответы:  начать надо  со  знакомства  с содержанием  сказки,  потом  определить  характер  героев, какие  они – добрые  или  злые,  смелые  или  трусливые  и т.д.;  вообразить,  представить  их  внешность;  узнать,  как  раньше  одевались  люди,  а  потом  только  начинать  рисовать.                                                                                                         Педагог:  «Сказку   вы  уже  прослушали  и  хорошо  знаете  про  кого  она.  Перед  вами  иллюстрации  к  сказке.  Назовите  главных  персонажей  сказки. (Дети отвечают,  что  это  мальчик  Иванушка  и  его  сестра  Алёнушка.) Давайте  порадуем  нашу  гостью  Алёнушку  и  нарисуем ее. Кто-то  из  вас, возможно, захочет нарисовать  Иванушку.  Как  вы  думаете,  кто  из  них  младше, а    кто  старше? Как  вы  догадались?»    (Дети  отвечают.)                                                                                                                                                            После  этого  воспитатель  предлагает  детям  рассмотреть,  какую  одежду  носили  русские  девочки  и  мальчики  в  давние времена.  Просит  назвать  одежду, ее  характерные  особенности.  Подтверждает,  что  девочки  и  девушки  носили  длинные  сарафаны,  украшенные  вышивкой.  Спрашивает,  в  каких  местах  располагались  узоры  на  сарафане.  Говорит,  что  под  сарафан  надевали  длинную  белую  рубаху  с  широкими  пышными  рукавами.  Голову  покрывали  платком,  концы  которого  завязывали  под  подбородком,  или  надевали  полукруглый  кокошник  с  красивым  узором,  или  повязывали  на  голову  ленточку.  «Кокошник» – вид  русского  праздничного  женского  головного  убора. Его  носили  с  сарафаном. Кокошники  были  искусно расшиты  речным  жечугом, украшены  золото-серебряным  шитьем,  цветной  фольгой,  гранеными  стразами.   Формы  кокошников  очень  своеобразны  и  разнообразны:  двурогие  в  виде  полумесяца,  островерхие  с  «шишками»,  маленькие  плоские  шапочки  с  ушками  и  другие.  Мальчики  носили  рубашки-косоворотки  навыпуск,  подвязанные  пояском  или  длинным  кушаком.  Наиболее распространенным  цветом  был  синий. Рубахи  шили  длинные,  почти  до  середины  бедер, иногда  до  колен. Праздничные  рубашки  тоже  были  украшены  узорами  (подол  и  грудь).  Рубашки  носили  не  только  из одноцветной  ткани.  Их  шили  из  ткани  в  горошек,  в  полоску.    Воспитатель   просит  детей  описать  штанишки  и  говорит,  что  они  были  длинные,  пестрые  или  в  полоску  и  назывались  «портки». На  голове  чаще  всего  носили  высокие  шапки.  На  ногах  крестьянские  дети  носили  сплетенные  из  лыка  лапти.   Лапти – это  низкая  обувь,  распространенная  на  Руси  в  старину,  ее  носили  в  сельской  местности.  Лапти  плели  из  древесного  лыка  (липовые,  вязовые  и  др.),  бересты  или  пеньки. Лыко – это внутренняя  часть  коры  молодых  лиственных  деревьев,  чаще  липы.  Береста – верхний  слой  (наружная  часть)  коры  березы. Пенька – это волокна  растения  конопли.

4.  Рисование.

Педагог:  «Итак,  мы  начинаем  рисовать.  Возьмите  свои  тонированные  листы  бумаги.  Это фон  вашего  рисунка.  Но,  прежде  чем  мы  начнем рисовать, сделаем  гимнастику,  чтобы  пальчики  лучше  работали.

Пальчиковая  гимнастика  «Кисточка»:  

Мягкой  кисточкой  покрашу

Стульчик,  стол  и  кошку  Машу.                                                                                    

  Соединяем  все  подушечки  пальцев  руки  и  движениями  пальцев  и  запястья  раскачиваем   кисть  справа  налево  и  наоборот.   Вправо – пальцы раздвигаем.  Влево – мягко  соединяем  подушечки  пальцев.

  Подумайте,  кого  вы  будете  рисовать – Алёнушку  или  Иванушку?  Кто  из  них  выше  ростом?   Сначала  изобразим  простым  карандашом  силуэт  мальчика  или  девочки  в  костюме,  а  потом  будем  раскрашивать   силуэт красками.    Цвет  одежды  и  узоры  выберете  сами.                                              Какой  краской  будете  рисовать  лицо  и  руки?  Предлагаю   вам смешать  краски.  Как  вы  думаете,  какие  краски  надо  смешать,  чтобы  получилась  светло-оранжевая?»   (Дети  отвечают,  что  в  белую  краску  надо  добавить  немного  оранжевой  и  перемешать.)                                                                                                В  процессе  работы  педагог  обращает  внимание  детей  на  то,  что части  тела  должны  быть  пропорциональными:  руки   у  Алёнушки  должны  доходить  примерно  до  середины  сарафана,  а  руки  Иванушки – до  конца  рубахи.  Советует,  как  лучше  изобразить  костюмы  персонажей сказки.    Например,  лапти  нарисовать  желтой  краской,  потом  коричневой  краской  концом  кисти  изобразить  переплетения.  Если  дети  будут  рисовать  рубашку  Иванушки  в  полоску  или  в  горошек,  то  надо  предложить  им  сначала  нарисовать  концом  кисти  контур  рубашки  и  такой  же  краской  изобразить  полоски  или  горошек.                                                                                                           Воспитатель  следит  за  тем,  чтобы  дети  изображали  персонажей  крупными,  учитывая  величину  листа  бумаги.  Поощряет  за  внесение  дополнений,  обогащающих  содержание  рисунка.

Педагог:  «Ребята,  вы  немного  устали,  поэтому    я  предлагаю   вам  немного  отдохнуть  и  приглашаю  вас  на  физкультминутку».

Физкультминутка:

Мы  сегодня  рисовали.

Мы  сегодня  рисовали,                                                                                                                      Наши  пальчики  устали.                                                                                                          Пусть  немножко  отдохнут                                                                                                                      Снова  рисовать  начнут.                                                                                                                      (Кисти  рук  погладили,  встряхнули,  размяли.)

Мы  сегодня  рисовали,                                                                                                                        Наши  пальчики  устали.                                                                                                                      Наши  пальчики  встряхнем,                                                                                                                                                               Рисовать  опять начнем.                                                                                                                               Ноги  вместе,  ноги  врозь,                                                                                                                           Заколачиваем  гвоздь.                                                                                                                                                                                 (Дети  плавно  поднимают  руки  перед  собой,  встряхивают  кистями,  притопывают.)

Мы  старались,  рисовали,                                                                                                                                                                                                    А  теперь  мы  дружно  встали,                                                                                                           Ножками  потопали,  ручками  похлопали,                                                                                 Затем  пальчики  сожмем,                                                                                                      Снова  рисовать  начнем.

Мы  старались,  рисовали,                                                                                                                        Наши  пальчики  устали,                                                                                                                        А  теперь  мы  отдохнем -                                                                                                                      Снова рисовать  начнем.                                                                                                                 (Декламируя  стихотворение,  дети  выполняют  движения,  повторяя  их  за  педагогом.)

После  физкультминутки  дети  продолжают  рисовать  самостоятельно.  Педагог  осуществляет  индивидуальную  помощь.

4. Итоги  занятия:

  В  конце  занятия  педагог  вместе  с гостьей  Алёнушкой  предлагают  нескольким  детям  рассказать,  как  у  них  одеты  герои  сказки (одежда,  цвет, украшения).   Готовые  рисунки  выставляются  на стенд,  и  педагог  отмечает  наиболее  удачные.  Алёнушка  хвалит  рисунки, благодарит  детей  за  хорошую  работу  и  награждает  всех наборами  цветных  карандашей.

Использованная  литература:

1.  Ковалько  В.И.  Азбука  физкультминуток  для  дошкольников. – М.: ВАКО, 2006.                                                                                                                                           2.  Комплексные  занятия  по  программе  ФГТ  под редакцией М.А. Васильевой и др. – Волгоград: Учитель, 2012.                                                                         3.  Королёва  Т.В.  Занятия  по  рисованию  в  детском  саду. – М.: ВЛАДОС, 2007.                                                                                                                                                   4.  Савина  Л.П.  Пальчиковая  гимнастика  для  развития  речи  дошкольников. – М.: ООО «Издательство  АСТ», 1999.                                                        5.  Швайко  Г.С.  Занятия  по изобразительной  деятельности  в  детском  саду: Подготовительная  к  школе  группа:  Программа,  конспекты. – М.: ВЛАДОС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Самоанализ занятий по темам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Козлятки и волк»

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и  самоанализ  своего  занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.Данные занятия проводились с дет...

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...