"Игра и изобразительное искусство"
картотека по рисованию по теме

Остроумова Евгения Юрьевна
Картотека игр по теме: "Цветоведение" для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра и изобразительное искусство.

(картотека игр по теме: «Цветоведение»)

Игра занимает очень важное место в жизни ребенка. Она захватывает малыша, овладевая всеми его чувствами и мыслями. А дидактические игры обогащают сенсорный опыт детей, мышление, умение сравнивать, находить сходство и различия. Расширяются представления детей об окружающем мире.

Представленные в данной картотеке игры позволяют развивать представления детей о цвете, спектре цвета, цветовом тоне, оттенках цвета, контрастных цветах, теплом и холодном цвете.

  1. «Самолеты».

Возраст: младшая группа.

Цель: Закрепить знания детей об основных цветовых тонах (красный, желтый, синий), различать их; уметь соотносить цвет с цветом; правильно обозначать словом цветовой тон.

Игровой материал:

  1. Самолеты, склеенные из картона, трех основных цветов.
  2. Квадраты красного, синего и желтого цвета.
  3. Три обруча.

Описание игры.

Воспитатель раздает детям самолеты, спрашивает, у кого какого цвета самолет. Затем показывает квадраты (какого цвета квадрат?), и раскладывает их в обручи, лежащие на полу, при этом объясняя детям: «В этот обруч я кладу квадрат красного цвета, здесь приземляются самолеты красного цвета и т.д.». После воспитатель предлагает детям побыть пилотами, завести моторчики и отправиться в полет. Дети, поднимают вверх самолетики, и бегают врассыпную по группе пока звучит бубен (колокольчик, музыка, или воспитатель читает стихотворение по теме). Когда музыка останавливается, дети должны «посадить» свой самолетик на «аэродром» такого же цвета, какого у них самолет.

  1. «Ищи свой дом».

Возраст: младшая группа, средняя группа.

Цель: Формировать представления детей о цвете, спектре цвета;  умение различать и называть основные и дополнительные цвета путем сравнения образца с другим предметом; действовать точно по звуковому сигналу; умение управлять своим поведением.

Игровой материал:

  1. Разноцветные флажки (по одному каждого цвета).
  2. Кружочки на ленточках такого же цвета, что и флажки, только с одной стороны.
  3. Большие обручи.

Описание игры:

1-й вариант.

Вначале игра проводится с флажками и кружками основных цветовых тонов.

Воспитатель надевает каждому ребенку кружок какого-нибудь цвета (ребенок должен назвать цвет своего кружка), предлагает внимательно посмотреть на полученный кружок, запомнить его цвет и перевернуть на другую сторону. Объясняет: «Не трогать кружок и не открывать его, пока не будет сказано: ищи свой дом!». Затем выбирает трех детей, которым дает по флажку разных цветовых тонов, например: одному – красный, другому – синий, третьему – желтый. На полу на расстоянии лежат три больших обруча. Каждый из этих детей занимает свой дом (обруч). Воспитатель говорит: «Вот какие красивые дома построили в нашем городе., а у вас есть разноцветные кружки. Это приглашения переехать в новый дом такого же цвета, как ваш кружок. Давайте собирать вещи и переезжать на новые квартиры!» Воспитатель показывает различные движения, имитирующие подготовку к переезду, а дети подражают ему. Затем садятся на воображаемую машину и едут (продвигаются по игровой комнате под удары бубна, колокольчика и т.д.). По сигналу «Приехали!» все останавливаются, а дети, у которых флажки, поднимают их, чтобы видны были разные цвета.

По сигналу «Ищи свой дом!» дети быстро занимают места в домиках и здороваются с соседями. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Для продолжения игры дети меняются кружками и флажками.

2-й вариант.

Под звуки бубна дети ходят друг за другом по кругу, змейкой. С прекращением звучания они останавливаются, закрывают глаза. Дети, стоящие в домах (обручах), по указанию воспитателя бесшумно меняются местами и поднимают флажки. По сигналу «Ищи свой дом!» дети открывают глаза, сравнивают свои кружки по цвету с флажками и быстро занимают место в домиках.

  1. «Собери цветок».

Возраст: младшая группа, средняя группа.

Цель: Закрепить знания детей об основных цветах спектра, называть и различать их; уметь соотносить цвет с цветом; выполнять задание по слову взрослого; развивать восприятие цвета.

Игровой материал:

  1. Вырезанные из картона круги разного цвета, одинаковые по размеру (серединки цветов).
  2. Вырезанные из картона лепестки цветков такого же цвета, что и серединки.

Описание игры.

1-й вариант.

Воспитатель кладет на стол круг-серединку и просит ребенка собрать цветок такого же цвета (Какого цвета у тебя цветок?).

2-й вариант.

Воспитатель просит ребенка собрать красный (синий, желтый и т.д.) цветок.

3-й вариант.

«Собери цветик-семицветик».

  1. «Лошарик».

Возраст: младшая группа, средняя группа.

Цель: Закрепить знания детей о спектре цвета; уметь называть и различать их; совершенствовать умение детей чередовать цвета; развивать у детей цветовосприятие.

Игровой материал:

  1. Круги разного цвета, вырезанные из картона.
  2. Контур лошарика на листе бумаги.

Описание игры.

Воспитатель предлагает ребенку выложить на листе бумаги из кружков двух (трех, четырех и т.д.) цветов лошарика (проблемная ситуация: дождь смыл всю краску с шариков), чередуя круги по цвету. Затем спрашивает ребенка: «Из кругов, какого цвета у него получился лошарик».

Можно предложить ребенку зарисовать лошарика, которого он выложил.

  1. «Прыг-скок!»

Возраст: младшая группа, средняя группа.

Цель: закрепить знания детей об основных и дополнительных цветах; уметь различать и называть их; развивать у детей сенсорное восприятие.

Игровой материал:

  1. Дорожка из плотного картона, на которой наклеены либо ленточки чистых тонов, либо кружки. Каждый цвет представлен в двух экземплярах.
  2. Миниатюрные образные игрушки по числу играющих детей.

Описание игры.

На столе лежит дорожка, состоящая из разноцветных полосок или кружков. Играющим детям даются по одной игрушке. Пока воспитатель говорит: «Прыг-скок, прыг-скок…», игрушка в руках ребенка перепрыгивает по цветным полоскам (с кружка на кружок) в прямом и обратном направлении. По сигналу воспитателя «Стоп!» игрушки останавливаются на полоске или кружке, и ребенок называет цвет полоски или кружка, на котором остановилась игрушка.

  1. «Собери бусы».

Возраст: для всех возрастов.

Цель: Закрепить знания детей об основных цветах спектра; уметь различать и называть их; совершенствовать умение чередовать цвета; упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот; развивать у детей восприятие цвета.

Игровой материал:

  1. Круги разного цвета, вырезанные из картона.
  2. Контур нитки бус на листе бумаги.

Описание игры.

1-й вариант.

Воспитатель предлагает ребенку выложить на листе бумаги из кружков двух (трех, четырех и т.д.) цветов бусы (бусы рассыпались), чередуя их по цвету.

«Расскажи, бусы, какого цвета у тебя получились?» Можно предложить ребенку зарисовать эти бусы.

2-й вариант.

Воспитатель предлагает ребенку выложить бусы по одному оттенку цвета, начиная от темного к светлому и наоборот.

  1. «Какие цвета использованы?».

Возраст: средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.

Цель: Упражнять детей в различении двух оттенков одного цвета; употреблять в речи слова, обозначающие цветовые оттенки: темно-красный, светло-оранжевый и др.

Игровой материал:

  1. Панно с аппликационным изображением петуха, выполненным из частей пяти цветов: красного, оранжевого, синего, коричневого и желтого. Каждый цвет представлен двумя оттенками – светлым и темным. Внизу под петухом – 10 клеточек с кусочком наклеенной мягкой части липучей ленты.
  2. 10 цветных квадратов с наклеенной второй жесткой частью липучей ленты.

Описание игры.

Воспитатель демонстрирует детям панно и просит их внимательно посмотреть на петуха, отметить (назвать) детали красного цвета и подобрать такого же цвета квадратики, например: «У петушка красный гребешок и темно-красные сапожки». Аналогичным образом отмечаются все остальные цвета и оттенки.  

  1. «Палитра».

Возраст: старшая группа, подготовительная группа.

Цель: Упражнять детей в различении трех оттенков одного цвета; называть их; понимать их смысл; развивать восприятие цвета.

Игровой материал:

  1. Макет палитры с белыми кружками.
  2. Круги, вырезанные из картона, разных цветов и оттенков цвета.

Описание игры.

Ребенку предлагается подготовить палитру художнику: выложить краски-круги на палитре от темной краски к светлой и наоборот. Затем рассказать о красках, которые он выложил на палитре, используя в речи слова: например, темно-красный,  красный, светло-красный и т.д.

  1. «Гусеница».

Возраст: подготовительная группа.

Цель: Закрепить понятия детей о растяжке цвета: от темного к светлому и наоборот; использовать названия оттенков цвета в речи; развивать у детей цветовосприятие.

Игровой материал:

  1. Круги разных цветов и оттенков, вырезанные из картона.
  2. Изображение гусениц на листе бумаги, выполненных в разной цветовой тоновой растяжке.

Описание игры.

Ребенок выбирает, какого цвета гусеницу он будет выкладывать, отбирает нужного цвета круги, и на столе, глядя на образец (если ребенок затрудняется, можно это делать на листе бумаги, на самой гусенице), выкладывает гусеницу, подбирая по оттенкам круги. Затем называет круги по оттенкам: самый темный, темный, светлый, самый светлый.

  1. «Махровые цветы».

Возраст: подготовительная группа.

Цель: Упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более светлого оттенка к более темному и наоборот; познакомить с тоновой растяжкой; упражнять в описании цветка.

Игровой материал: Набор головок цветков разных по величине одного цвета, но разных оттенков.

Описание игры.

Ребенку предлагается выбрать лепестки одного цвета, но разных оттенков, сложить из них махровые цветы, накладывая друг на друга, и рассказать о своем цветке.

  1. «Цвета и оттенки».

Возраст: для всех возрастов.

Цель: Формировать представления детей о цветовом тоне и оттенках, основных и составных, теплых и холодных цветах.

Игровой материал: набор прямоугольных карточек разного цвета, тона и оттенков.

Задания по игре.

  1. Выбрать из общей цветовой гаммы основные цвета спектра.
  2. Подобрать к каждому основному цвету его оттенки, расположить их в тоновой последовательности и назвать эти цвета.
  3. Выбрать из общей цветовой гаммы составные цвета спектра.
  4. Подобрать к каждому составному цвету его оттенки, расположить их в тоновой последовательности и назвать эти цвета.

  1.  «Составь букет».

Возраст: старшая группа, подготовительная группа.

Цель: Формировать умение детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия.

Игровой материал:

  1. 2 картинки. На каждой – аппликативное изображение цветочных ваз с узором теплого  и холодного цвета. В вазах зеленые стебли соответствующего тона. На концах стеблей наклеены кружки из липучей ленты (мягкая часть) нейтрального цвета (серые, белые).
  2. Головки цветов, вырезанные из картона разного цвета, холодного и теплого тона. С обратной стороны цветка наклеен кусочек липучей ленты (жесткая часть).

Описание игры.

1-й вариант.

Воспитатель предлагает детям составить два букета: один из цветочков теплого цвета, а другой – холодных тонов и рассказать о  своих букетах, например: «Мой букет из цветов холодных тонов – голубых, синих, фиолетовых».

2-й вариант.

Дети делятся на команды. Одна команда собирает букет холодных тонов, другая – теплых. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро составит букет.

3- вариант.

Каждому играющему раздается одинаковое количество цветков. По сигналу воспитателя дети определяют, в какую вазу следует поместить тот или иной цветок. Выигрывает ребенок, который быстрее и правильно разложит свои цветы.

  1.  «Льдинки-вспышки».

Возраст: старшая группа, подготовительная группа.

Цель: Совершенствовать умение детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия.

Игровой материал: кусочки картона разного размера и цвета.

Описание игры.

Воспитатель предлагает детям выложить из кусочков картона наряд для Снежной королевы и плащ Огня и рассказать о выложенных нарядах.

  1. «Цветные ленточки».

Возраст: старшая группа, подготовительная группа.

Цель: Закрепить знания детей о теплых и холодных тонах цвета; различать и называть их; развивать цветовосприятие.

Игровой материал:

  1. Цветные ленточки разного цвета и тона.
  2. Два обруча.
  3. Карточки с изображением снежинки и солнышка.

Описание игры.

На полу на расстоянии друг от друга лежат два обруча, внутри обручей – карточки с изображением снежинки в одном, и солнышка – в другом. Детям раздаются ленточки разного цвета, и предлагается определить, к какому тону относятся их ленточки, затем разложить ленточки по обручам: там, где снежинка – ленточки холодных цветов, где солнышко – теплых, и рассказать, какие цвета ленточек лежат внутри обруча со снежинкой, а какие – внутри обруча с солнышком.

  1. «Цветные ленточки».

Возраст: младшая группа, средняя группа.

Цель: Закрепить знания детей о цветах спектра; уметь различать и называть их; соотносить цвет с цветом; развивать восприятие цвета.

Игровой материал: цветные ленточки всех цветов спектра.

Задания по игре:

Ленточки лежат на столе в хаотичном порядке.

  1. «Собери из ленточек радугу».
  2. Принеси красные (желтые, синие и т.д.) ленточки.
  3. «Бегите ко мне» - воспитатель говорит: «Красные ленточки, бегите ко мне». Дети с красными ленточками подбегают к воспитателю и поднимают свои ленточки вверх, чтобы другие участники игры оценили правильность выполнения задания. Аналогично происходит игра и с другими цветами.
  4. «Подбери пару к ленточке» - у детей в руке ленточка одного цвета, например: синяя. Воспитатель предлагает детям найти на столе ленточку точно такого же цвета. Аналогично происходит игра и с другими цветами.

  1. «Костюмы для Петрушек».

Возраст: старшая группа, подготовительная группа.

Цель: формировать знания детей о контрастных цветах; уметь подбирать их для костюмов Петрушек; развивать память, сенсорное восприятие.

Игровой материал:

  1. Спектральный круг с двойной передвигающейся стрелкой.
  2. Панно с танцующими Петрушками, костюмы которых белого цвета.
  3. Половинки костюмов из цветного картона (по 2 каждого цвета).

Описание игры.

1-й вариант.

Воспитатель обращает внимание детей на необычный спектральный круг с двусторонней стрелкой, которая соединяет два цвета.  Объясняет, что если стрелка показывает одним концом на красный цвет, а другим – на зеленый, (эти цвета находятся друг против друга на спектральном круге), эти цвета называются контрастными. Затем предлагает детям подобрать каждому Петрушке половинки для костюма контрастных цветов и назвать цвет костюма.

2-й вариант.

Дети по памяти подбирают контрастные цвета для костюмов, а потом с помощью стрелок на спектральном круге проверяют правильность выполнения задания.

  1.  «Сенсорный коврик».

Возраст: младшая группа, средняя группа, старшая группа.

Цель: Закрепить у детей знание цветов радуги, в их последовательности; соотносить цвет с цветом; уметь различать и называть цветовые тона и оттенки цвета, группировать их;  развивать сенсорное восприятие.

Игровой материал:

  1. Полотно ткани, с нашитыми на нем карманчиками цветов радуги.
  2. Карточки с предметными картинками: один предмет – всех цветов радуги, на каждый предмет – семь карточек.

Задания по игре:

  1. Разложи по кармашкам карточки с предметами, каждую в кармашек своего цвета.
  2. «Наведи порядок». Разложи правильно карточки по кармашкам (карточки предварительно переставить в кармашках, не по своим цветам).
  3. «Что изменилось?» Карточки, какого цвета не хватает, или какие карточки переставлены.
  4. В каждый кармашек положи карточки с оттенками того цвета, который указан на кармашке.

  1. «Радужный хоровод».

Возраст: средняя группа.

Цель: Закрепить знания детей о цветах радуги и их последовательности; называть и различать цвета радуги.

Игровой материал:

  1. Длинный конверт с семью матрешками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и кокошников.
  2. Семь прямоугольников из картона всех цветов спектра.
  3. Картинка с изображением радуги.

Описание игры.

Воспитатель предлагает детям сделать радужный хоровод матрешек (вспомнить и назвать цвета радуги, вставить прямоугольники в кармашки по цветам радуги). Проверить правильность выполнения задания по картинке с радугой.

  1. «Цветные лоскутки».

Возраст: для всех возрастов.

Цель: Закрепить знания детей о цвете, цветовых оттенках; различать и называть их; формировать умение детей выражать цветом свое отношение к окружающему миру, музыке; определять цветовую гамму живописных картин художников; развивать у детей творческие способности, фантазию.

Игровой материал: однотонные лоскутки ткани разных цветов и оттенков.

Задания по игре:

  1. Выложи лоскутки основных цветов спектра (красный, синий, желтый).
  2. Выложи лоскутки составных цветов спектра (оранжевый, зеленый, фиолетовый и др.).
  3. Разложи лоскутки по оттенкам цвета.
  4. Выложи лоскутки холодных и теплых тонов.
  5. Разложи лоскутки по контрастным цветам.
  6. Выложи лоскутками осень, зиму, весну, лето.
  7. Выложи лоскутками день, ночь, утро, вечер.
  8. Выложи лоскутками настроение погоды сегодня.
  9. Выложи лоскутками свое настроение.
  10. Выложи лоскутками свое отношение к музыке (дети сначала прослушивают музыкальное произведение, затем выполняют задание).
  11. Выложи лоскутками все цвета красок, которые использовал художник для создания этой картины (дети сначала рассматривают картину художника, выделяют цвета красок, использованных художником для написания этой картины, затем выполняют задание).
  12. Выложи лоскутками цвета красок, которые передают настроение этой картины. Дети сначала рассматривают картину, определяют цвета красок, которые использовал художник для передачи настроения картины, затем выполняют задание.

  1. «Цветовое лото».

Возраст: младшая группа, средняя группа.

Цель: Закрепить знания детей о цвете, спектре цвета, различать и называть их; соотносить цвет с цветом; развивать цветовосприятие.

Игровой материал:

  1. Семь больших квадратных карт, разделенных на девять маленьких квадратов, посередине (пятый) квадрат желтого (красного, синего, оранжевого и т.д.) цвета.
  2. 56 маленьких карточек с предметными картинками разных цветов, по восемь карточек на один цвет.

Описание игры:

1-й вариант.

Воспитатель дает ребенку большую карту, спрашивает, какого цвета квадрат, расположенный посередине карты, и просит выбрать из всех маленьких карточек только те, на которых изображены предметы такого же цвета. Затем разложить эти карточки на пустые квадраты большой карты.

2-й вариант.

Играющие дети берут по одной большой карте, определяют цвет квадрата, расположенного посередине карты. У ведущего (сначала это взрослый, затем ведущим выбирается ребенок) в руках все маленькие карточки. Ведущий берет одну маленькую карточку, определяет цвет предмета и громко говорит: «Флажок красного цвета. У кого красный цвет?». Ребенок, у которого на карте красный квадрат, отвечает: «У меня красный цвет». После этого ведущий отдает этому ребенку маленькую карточку с флажком красного цвета, а он закрывает этой карточкой пустой квадрат. Выигрывает ребенок, у которого быстрее всех закроются пустые квадраты на карте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры по изобразительному искусству

«ПОДБЕРИ СЛОВО»  Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине     Материал: репродукция какой-либо картины.     Описание игры: Часто...

Консультация для родителей "Настольные игры по изобразительному искусству"

Консультация для родителей из серии "настольные игры в детском саду и дома"...

Консультация для родителей "Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников"

Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников...

Дидактические игры по изобразительному искусству.

Дидактические игрыпоизобразительному искусству....

Дидактические игры по изобразительному искусству

Дидактические игры по изобразительному искусству в работе с дошкольниками...