Ознакомление дошкольников с городом через художественную деятельность(старший и подготовительный возраст)
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме

Абраменко Людмила Ивановна

Программа имеет художественно- эстетическую направленность. Предполагает приобщение дошкольника к ценностям культуры. Особое внимание уделяется тесной связи в художественном пространстве Санкт-Петербурга и единства архитектурного и скульптурного образа города.

Для того чтобы ребенок отразил и упорядочил свои знания мы знакомим дошкольника через художественную деятельность отразив события в рисунке или аппликации, ребенку легче рассказать о нем.

Актуальность программы в том, что знания стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в художественно-творческой деятельности,(стихи, чистоговорки, загадки о городе, дид.игры)

Педагогическая целостность программы в том, что занятия художественным творчеством способствуют развитию представления детей о городе, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка.

Цель образовательной прграммы:

Интерес дошкольника к культурному наследию Санкт-Петербурга и процессу его познания. Интерес дошкольника к культурному наследию Санкт-Петербурга и процессу его познания. Интерес в качестве цели это когда эмоциональный компонент является доминирующим и является предпосылкой успешного освоения системы знаний о культуре и истории Санкт-Петербурга.

Признаки интереса:

Эмоциональные проявления

Действенность представлений(перенос в общение и творческую деятельность)

Интеллектуальная и творческая активность(стремление к результату, самостоятельность, оригинальность)

Индивидуальное предпочтение(явлений, предметов, видов деятельности а также их количество и содержание)

Задачи:

     1.Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу

 Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться нее.

Развивать чувство гордости, сопереживание деяниям великих петербуржцев, бережное отношение к родному городу.

2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга.

Включить детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую «расшифровыванию» символов и смыслов, заложенных в архитектурно-художественных памятниках Санкт-Петербурга.

Способствовать развитию воображения и фантазии детей в процессе восприятия архитектурно-скульптурного облика города.

Развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

3. Создавать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт-Петербурга.

Сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте.

Познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт-Петербурга, раскрыть единство архитектурно-скульптурного образа города.

Познакомить детей с жизнью и творчеством знаменитых петербуржцев.

Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.

4. Содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге.

Способствовать отражению представлений о Санкт-Петербурге и знаменитых петербуржцах в рисунках, играх-фантазиях, сказках, загадках.

Развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге.

Включать детей в создание коллекций, связанных с культурным наследием Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

Отличительные особенности программы в том чтобы сформировать у детей представления о городе : от целостного объекта к ярким деталям-обратно к целостному объекту включающему детали.

Формы занятий:

-      Виртуальные экскурсии

-      Практическое занятие

-      Выставки

-      Конкурсы

Форма организации:

-      Групповая

-      Методы обучения:

-      Вербальные

-      Наглядные

-      Практические

-      ИКТ

Ожидаемые результаты:

-      Направленность интереса на объекты художественной среды города, традиции города и горожан, их познание

-      Устойчивость интереса

-      Наличие проблемных высказываний и вопросов о городе

-      Способность использовать освоенные знания и умения в процессе познания города

-      Стремление к творческой продуктивной деятельности на основе освоенных знаний.

Учебно-тематический план 3год обучения

Цикл I

Ближайшее окружение:

Улицы

Название улиц

Происхождение названий

Достопримечательности ближайшего окружения

Дома ближайших улиц, их особенности, необычные элементы декоративного убранства,

Старинные и современные дома и их особенности.

Цикл-II

Исторический центр Санкт-Петербурга:

Петропавловская крепость:

                Что такое крепость?

                Происхождение названия «заячий остров»

                Петровские ворота

          Колокольня Петропавловского собора, ангел

          Иоановский мост(решетки, фонари)

          Монетный двор

          Петропавловская крепость-музей под открытым небом

    Адмиралтейство

   Васильевский остров

   Казанский и Исааковский соборы

   Зимний дворец и Дворцовая площадь

   Цикл - III

   Традиции города:

                     Блокада(начало, освобождение)

                     Рождество, Новый год

                     Великие люди:А С Пушкин; И В Крылов; К И Чуковский

                     Масленица

                      День Победы(парад, салют)

                       День рождения города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx997.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

«Санкт –Петербург - морской и речной город»

Цель: Закрепить, уточнить и расширить знания детей о родном городе Санкт-Петербурге.

Задачи.

Познание:

-уточнить знания детей о символах города(флаг, герб, гимн)

-закрепить знания детей об основании нашего города

-закрепить названия рек, путем словообразования

(от креста- Крестовка, от волка - Волковка, от таракана -Таракановка, от карпа- Карповка, камень- Каменка, глухарь- Глухарка)

Коммуникация:

-активизировать словарь детей: флаг, гимн, герб, золотой кораблик, морской, речной якорь, жезл, символы, Медный всадник, Петропавловская крепость, заячий остров.

- закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными

Художественное творчество:

- учить дорисовывать силуэты символов города

- развивать мелкую моторику рук.

Социализация:

- воспитывать любовь и эмоциональное отношение к городу.

Ход занятия:

-Дети ,посмотрите, что у меня в руках?

(маленький мягкий мячик)

-Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

-Этот маленький мягкий мячик прикатился, чтобы порадовать вас, поднять вам настроение.

- Сейчас мы будим передавать его  и говорить друг другу приятные слова.

Передаю мяч ребенку: «Сашенька, какая ты сегодня красивая» (далее говорят дети)

-У меня есть еще один круглый  предмет (показываю глобус). Как он называется?

-На глобусе изображены разные моря, реки и страны. В какой стране мы с вами живем?(ответ детей)

-У нас в России много разных городов, я сейчас буду называть некоторые из них, а вы внимательно слушайте и когда услышите название города в котором мы живем, хлопните в ладоши.

(Москва, Воронеж, Новгород, Санкт-Петербург…)

-На название какого города вы хлопнули в ладоши? Почему?

(мы живем в Санкт-Петербурге)

-Дети, кто был основателем нашего города (Петр 1)

-А какой памятник поставили в память о Петре 1? (Медный всадник)

Кто расскажет стихотворение о Медном всаднике?

Ребенок читает:

Это памятник из бронзы

На коне сидит герой

Он красивый молодой

Это память в честь Петра

Много сделал он добра

Скачет воин в будни, праздник

А зовется Медный всадник.      (Садитесь на места)

-Скажите, какая постройка была первой в Санкт- Петербурге?

(Петропавловская крепость)

-Где она была построена?  (На Заячьем острове)

-Давайте поиграем в игру « по болоту Петр шел» и еще раз вспомним, как строилась крепость.

- А сейчас послушайте загадку:

Петропавловский шпиль

Над родною рекой

И широкие спины мостов

И суровые львы охраняют покой

У гранитных твоих берегов.

-О какой реке говорится в загадке? (о Неве)

- Кто скажет, какая она (широкая, глубокая, быстрая, длинная)

-а какие реки в городе вы еще знаете?

(Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова, Лебяжья канавка)

-В нашем городе есть и другие речки. Картинки помогут нам узнать их названия. ( «Крест», «Камень», «Волк», «Таракан», «Глухарь», «Карп»)

-Что здесь изображено?

-От слова «крест» произошло название реки «Крестовка»…

(Показываю поочередно  рисунки - название реки )

-http://stat11.privet.ru/lr/083166d017437abda05ebfebed593081http://hypescience.com/wp-content/uploads/2010/08/deathvalley.jpghttp://picfun.ru/uploads/posts/2008-11/1227437238_wolf_02.jpghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/917/92917577_large_12.jpghttp://ecoolgino.ru/files/pictures/ohota-na-gluharya.jpghttp://ambertour.ru/i/rominten/karp.jpg

-А сейчас поиграем в игру «Будь внимательным». Я буду показывать картинки, а вы будете называть реки.  (Хорошо. Молодцы)

-Вначале нашей беседы я называла разные города. У каждого города есть свои отличительные приметы: символы. Назовите символы нашего города.

(флаг, герб, гимн)

 -Посмотрите на эти флаги и скажите, какой флаг нашего города? Почему?  

(на флаге Санкт-Петербурга изображен золотой кораблик. В нашем городе строились корабли, создавался флот)  

-Что изображено на гербе города Санкт- Петербурга? (морской и речной якоря, жезл)  

-Почему изображены якоря?

(Санкт-Петербург построен на большой реке, недалеко от Балтийского моря)

-Посмотрите, у меня есть рисунки, на которых художник не успел дорисовать некоторые детали  символов города, давайте ему поможем (дети дорисовывают детали и говорят, что они дорисовали)

-Молодцы, вы сегодня хорошо занимались.    

Конспект занятия «Прогулка по городу»

 в подготовительной группе

Цель:

Закрепить, уточнить, расширить знания детей о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях. Уточнить представления детей об основателе нашего города Петре |. Закрепить знания детей о реках Санкт-Петербурга, учить правильно и быстро называть основные из них. Уточнить понятие                                                                                                  о символе города – золотом кораблике на Адмиралтейском шпиле.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Ход занятия:                                      

Дети, я вчера читала замечательную книгу о нашем городе и нашла в ней несколько загадок. Я загадала эти загадки мальчику, который приехал к нам в гости, но он их почему-то не мог отгадать. Чтобы отгадать эти интересные загадки, надо жить в нашем городе, надо хорошо его знать. Может вы попробуете их отгадать?

1.Есть удивительный город, а в нем…

2.Площадь эта главная, площадь эта славная…

3.Жил давно в России царь…

4.Памятник из бронзы…

(По мере отгадывания загадок показываю детям слайды с изображением Дворцовой площади, портрета Петра |, памятника Медный всадник)

Давайте вспомним, как появился наш город, какая постройка была самой первой? (ответ детей)

А сейчас поиграем в игру: «ПО БОЛОТУ ПЕТР ШЕЛ», эта игра напомнит нам о том, как появился наш город.

Вчера в нашем дворе поспорили два мальчика о том, сколько в нашем городе рек. Один мальчик говорит: «Три!» Другой в ответ: «Пять!». Спорили, спорили чуть не подрались. А вы сможете им помочь: сколько в нашем городе рек. ( ответы детей)  Да, в нашем городе очень много рек- почти что 60 ( а если считать ручьи и каналы, то их более 80). А названия наших петербургских рек вы помните? Давайте поиграем с вами в игру: « ПЛЫЛ КОРАБЛИК ПО ВОЛНАМ». Считалка поможет нам выбрать того, кто будет «кораблик».

Вот видите, как много в нашем городе рек. По многим рекам плавают большие корабли и маленькие кораблики. Они перевозят различные грузы, возят пассажиров. Не зря Санкт-Петербург называют городом морской славы. Об этом нам с вами всегда напоминает красивый золотой кораблик на Адмиралтейском шпиле.

А сейчас поиграем в игру «ТЕТЯ ТУЧА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"

Аттестационная работа по теме "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"...

Презентация "Ознакомление с родным городом через региональный компонент детей дошкольного возраста"

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные чер...

Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"

Презентация "Речевое и социально-коммуникативное развитие через театрализованную деятельность старших дошкольников"...

Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников

Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств.  А чувство «патриотизма» довольно сложное.Возникает вопрос: можем ли мы говорить о во...

Конспект По ознакомлению с окружающим миром, через художественную литературу в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»

Программное содержание:Задачи:- Расширять и уточнять представление о перелетных птицах.- Развивать интерес детей к окружающему миру.- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.-Пр...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром, через художественную литературу в подготовительной группе на тему: «Перелетные птицы»

КонспектПо ознакомлению с окружающим миром, через художественную литературу в подготовительной группе  «Перелетные птицы»  Программное содержание:Задачи:- Расширять и ...