«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Смирнова Елена Геннадьевна

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие, мышление, внимание, формировать навыки самоконтроля и изобразительные умения, вызывать положительные эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Выступление  на тему:

«Использование нетрадиционных приемов рисования

 в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                                        Подготовила:

                                                                                       Воспитатель по  изодеятельности  

                                                                    Смирнова Е.Г.

Козьмодемьянск

2013

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие, мышление, внимание, формировать навыки самоконтроля и изобразительные умения, вызывать положительные эмоции.

Как средство коррекции эти приёмы позволяют преодолеть чувство страха, способствуют ослаблению возбуждения у эмоционально расторможенных детей.

Такие способы изображения просты по технологии, увлекательны и напоминают игру. Использование необычных материалов и инструментов помогает детям открыть многообразие изобразительных приёмов, с помощью которых они могут придумывать свои композиции и создавать необычные рисунки.

Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно, решать, какой приём использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. Такое рисование не утомляет детей, у них сохраняются высокая активность, работоспособность всего времени, отведённого на выполнение задания.

Использование нетрадиционных приёмов рисования играет важную роль в психическом развитии ребёнка.

Приёмы рисования, которые помогут педагогу-психологу в работе с детьми с различными психоэмоциональными проблемами

                         Рисование ватными палочками

Материалы и инструменты: Пластмассовые миски с кусочками губки, смоченными водой, акриловые краски, ватные палочки, окрашенный с помощью широкой кисти альбомный лист( или цветная бумага ).

Способы получения изображения: Ребёнок наносит на кусочки губки немного краски. Затем прижимает к ним ватную палочку и отпечатывает на бумаге узоры из точек. Для получения точек другого цвета используется чистая ватная палочка. Изображение может полностью состоять из точек или дополняться линиями и недостающими деталями.

Рисование пеной

         Материалы и инструменты: Акварельные или гуашевые краски, шампунь, стакан с водой, трубочка для коктейля, лист бумаги.

Способ получения изображения: Ребёнок окрашивает воду в стакане и добавляет в неё немного шампуня. Под контролем взрослого с помощью трубочки для коктейля делает цветные пузыри. Затем прикладывает к разноцветной пене. Можно увидеть, отпечатки похожи на салют, цветы, планеты и многое другое. При необходимости детали дорисовываются.

Печатание штемпелем из резинок

Материалы и инструменты: Плотный картон, любые краски, шариковая ручка, широкая и узкая банковские резинки, клей ПВА, кисточка, губка, пачка газет, цветная бумага.

Способы получения изображения: Штемпель можно изготовить вместе с ребёнком, или взрослый делает его заранее. На плотном картоне взрослый рисует шариковой ручкой рисунок и наносит на него толстый слой клея ПВА. Нарезает резинки на куски определённой длины для основных мелких деталей, накладывает на поверхность, смазанную клеем, и плотно прижимает к ней. Резинки можно не резать, а изогнуть в форме геометрической фигуры, спирали, звезды, затейливого завитка. Штемпель готов. Когда клей высохнет, взрослый наносит кисточкой краску на губку. Ребенок кладёт штемпель на губку изображением вниз и прижимает. Затем прикладывает штемпель изображением вниз к газете и проглаживает рукой по всей поверхности штемпеля, чтобы ушли излишки краски. Теперь можно сделать отпечаток на бумаге. Получаются очень красивые картины, если печатать разными красками на бумаге различного цвета.

Печатание рукой

   Материалы и инструменты: Цветная бумага светлых тонов, акварельные или гуашевые краски, пачка газет, ветошь или салфетки.

Способ получения изображения: Взрослый наливает на пачку газет немного разведённой водой акварели или гуаши. При этом способе рисования в краску обмакивается не ладонь, а тыльная сторона пальцев сжатой в кулак руки. Затем делается отпечаток на бумаге. Если обмакнуть в краску пальцы ближе к костяшкам и при печати повернуть руку, то получаются необычные фигуры и узоры, которые при необходимости можно дорисовать с помощью кисти.

                           Оттиск картоном

Материалы и инструменты: Картон разной толщины, гофрированный картон, ножницы, миски, гуашевые краски, бумага для рисования.

Способ получения изображения: Дети старшего дошкольного возраста нарезают полоски из гофрированного картона  и обычного картона разной толщины. Для младших дошкольников такие полоски нарезает взрослый.

Ребёнок наливает краску в миску, обмакивает край картона в краску и отпечатывает линию на бумаге. ( Толщина линии зависит от толщины картона. ) Рисунок можно составить из прямых линий, а можно, слегка согнув картон и обмакнув его края в краску, получить изогнутые линии. Для изображения лепестка нужно склеить скотчем два противоположных края листа картона-получается петля (лепесток). Ребёнок обмакивает петлю в краску и делает отпечаток на бумаге.

                          Оттиск картоном со сдвигом

Материалы и инструменты: Плотный картон, ножницы, миски, гуашевые краски, кисть, бумага для рисования.

Способы получения изображения: Ребёнок наливает в миску краску и обмакивает в неё край картона. Прижимает край картона к бумаге и сдвигает слева направо или сверху вниз. Чтобы получился ромб, картон нужно сдвигать наискосок. Чтобы получилась зигзагообразная  линия-двигать картон вверх-вниз по диагонали. Чтобы нарисовать волнистую линию - плавно двигать картон вверх-вниз. Например, изображение выполняется длинными волнистыми линиями с помощью большого листа картона, кирпичей - рядами маленьких кусочков картона. Недостающие детали дети рисуют при помощи кисти. Печатание деталями конструктора Лего

Материалы и инструменты: Бумага для рисования, миски с поролоновыми штемпельными подушечками, пропитанными краской или чернилами, газета, детали конструктора Лего.

Способ получения изображения: Ребёнок прижимает деталь конструктора Лего к штемпельной подушечке с краской. Затем наносит оттиск на бумагу (если под неё подложить сложенную газету, оттиск получается более чётким). Разные по размеру и форме детали позволяют получать изображения домов, поездов, цветов, ягод и пр.

Этот приём можно использовать для создания коллективных работ.

Печатание донышком пластиковой бутылки

Материалы и инструменты: Бумага для рисования, блюдца или миски с поролоновыми штемпельными подушечками, пропитанными краской, пластиковые бутылки с донышками разной формы, кисть, краски, фломастеры.

Способы получения изображения: Ребёнок прижимает донышко пластиковой бутылки к штемпельной подушечке с краской. Затем наносит оттиск (оттиски) на бумагу. Если под бумагу для рисования подложить сложенную газету, оттиск будет более чётким. Для получения оттиска иного цвета и размера нужно взять другую миску и другую бутылку. Чтобы создать композицию, можно дорисовать необходимые детали красками или фломастерами.

                                  Оттиск целлофаном

Материалы и инструменты: Плотная бумага любого цвета и размера, блюдца или миски с поролоновыми штемпельными подушечками, пропитанными краской, целлофан, кисть, краски.

Способ получения изображения: Ребёнок сжимает целлофан в комок и прижимает к  штемпельной  с краской. Затем наносит оттиск на бумагу. Для получения оттиска другого цвета нужно взять миску с другой краской и чистый целлофан. Чтобы воплотить на бумаге задуманный образ, можно дорисовать необходимые детали красками.

Печатание пластиковыми стаканчиками разного размера

Материалы и инструменты: Бумага для рисования (или цветная бумага),блюдца или

миски с поролоновыми штемпельными подушечками, пропитанными краской, пластиковые стаканчики разного размера, кисть, краски. Способы получения изображения: Ребёнок прижимает края стаканчика к к штемпельной подушечке с краской. Затем наносит оттиск на бумагу. Для получения оттиска иного цвета и размера нужно взять другую миску и другой стаканчик. Особенно эффектно смотрятся разноцветные окружности на цветной бумаге. Необходимые детали воображаемого образа можно дорисовать красками.

Кляксография

Материалы и инструменты: Бумага для акварели, цветные чернила или тушь, вода,   широкая и тонкая кисти, фломастеры.

Способ получения изображения: Ребёнок с помощью кисти смачивает водой лист бумаги для акварели. После этого ставит на нём несколько цветных чернильных клякс. (Взрослый предупреждает: если ставить кляксы близко одну к другой, цвета будут перемешиваться.) Когда бумага высохнет, ребёнок дорисовывает изображение с помощью тонкой кисти или фломастера. Рисование птичьим пером

Материалы и инструменты: Бумага для акварели, птичье перо, чернила, акварельные и акриловые краски, салфетки.

Способ получения изображения: Рисование с помощью птичьего пера позволяет создавать на бумаге линии или мазки различной ширины. Мягкую часть пера лучше использовать для работы разбавленными чернилами и акварелью, жёсткую - для работы чернилами и акриловыми красками. Мягкая часть пера подходит для закрашивания большой поверхности, жёсткая – для рисования мелких деталей.

Рисование перьевой ручкой

Материалы и инструменты: Бумага для акварели (или бумага для рисования), перьевые ручки, чернила, стаканчики с водой.

Способы получения изображения: Ребёнок наливает несколько капель чернил в стаканчик с водой – получается очень светлый тон. В другой стаканчик с водой ребёнок наливает больше чернил – получается насыщенный тон (средний). Неразбавленные чернила можно брать прямо из пузырька. Чтобы приступить к процессу рисования, ребёнок с помощью взрослого выбирает тон чернил и регулирует силу нажима пера. Например, ребёнок рисует стрекозу: туловище – чернилами среднего тона, крылышки – очень светлого тона. Неразбавленными чернилами дорисовывает голову и лапки, сильно надавливая на перо.

Рисование солью

Материалы и инструменты: Бумага для акварели, акварельные краски, кисть, поваренная соль крупного помола или морская.

Способ получения изображения: Ребёнок создаёт акварельный рисунок. Взрослый предупреждает, что рисовать следует в быстром темпе. Пока краска не высохла, ребёнок насыпает соль на влажный рисунок (или на его часть.) После высыхания краски стряхивает лишнюю соль. Изображение получается объёмным, шероховатым.

Рисование пастельными мелками

Материалы и инструменты: Шероховатая бумага для рисования, пастельные мелки, ватный тампон, вода, кисть.

Способ получения изображения: Взрослый предлагает ребёнку изобразить своё настроение с помощью пастельных мелков. Для этого нужно выбрать способ рисования и цвет мелка. Если держать мелок как карандаш, можно рисовать кончиком штрихи, линии, зигзаги. Боковой стороной мелка, сняв обёртку и разломив его пополам, удобно закрашивать большие поверхности листа бумаги. Смешанные  цвета получают, если наносить штрихи одного цвета поверх другого. Если ватным тампоном растушевать пастель по границе двух цветов, получаются плавные цветовые переходы. Смочив кисть водой, можно размыть изображение или его часть. В этом случае пастельный рисунок будет напоминать акварель.

Эффектно смотрится рисунок пастельными мелками на чёрной бумаге.

Рисование пластилином

Материалы и инструменты: Лист картона, карандаш, пластилин, салфетки.

Способ получения изображения: Ребёнок делает простой рисунок на листе картона, затем отщипывает от бруска пластилина маленькие кусочки и размазывает пальцами по изображению, не выходя за его границы. Кусочки пластилина разного цвета легко смешиваются: так создаются новые неожиданные цвета. Работа получается законченной и декоративной, если пластилином покрыть всю поверхность – и рисунок, и фон. Такая картина издалека выглядит так, будто она написана маслом.

Рисование с помощью открыток

Материалы и инструменты: Старые поздравительные открытки, ножницы, клей, плотная бумага, гуашевые или акварельные краски, карандаши или фломастеры.

Способы получения изображения: Обсудив со взрослым предполагаемый сюжет рисунка, ребёнок вырезает из открыток нужные фрагменты и наклеивает их на   плотную бумагу. Затем дорисовывает недостающие детали изображения красками, карандашами или фломастерами.

Рисование на мелких камешках

Материалы и инструменты: Морские камешки, густая краска, кисть, салфетки.

Способ получения изображения: Маленькие гладкие морские камешки имеют различную форму, что позволяет изготовить объёмную поделку. Сама форма камешка подсказывает ребёнку, какой образ можно создать (при необходимости взрослый помогает представить этот образ). Если покрасить камешек красной краской и сверху нанести белые пятнышки, он превратится в мухомор, а если покрасить его в зелёный цвет – получится лягушка. Когда нанесенная краска высохнет, можно покрыть его бесцветным лаком. Эта блестящая яркая поделка станет сувениром или атрибутом самостоятельных детских игр.

Рисование на манной крупе

Материалы и инструменты: Поднос или пенопластовый лоток, манная крупа. Способ получения изображения: На поднос (желательно без рисунка) или лоток из пенопласта взрослый насыпает небольшой слой (1,5 – 2 см) манной крупы. Ребёнок рисует пальцем, создавая картину в соответствии со своим замыслом. Хотя рисунок недолговечен, сам процесс рисования завораживает ребёнка.

Спонтанное рисование под музыку

Материалы и инструменты: Бумага для рисования, фломастеры, музыкальное сопровождение.

Способ получения изображения: Дети ложатся на ковёр. Под ведущую руку каждого ребёнка взрослый кладёт бумагу для рисования. Звучит музыкальная композиция. Не глядя на лист бумаги (или закрыв глаза), дети «рисуют» своё настроение, состояние. По окончании можно провести совместное обсуждение получившихся изображений.

Литература

Игры и упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников. Сост. В. Н. Лукьяненко, Н. И. Титаренко – Ростов – на – Дону: «Цвет, печать», 1994.

Компанцева Л. В., Падашуль Н. В., Комолова Е. И. Поиск. Инициатива. Творчество. Шахты, 1996.

Уатт Ф. Как научиться рисовать: универсальное пособие для детей и взрослых. М.: РОСМЭН, 2002.

Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки, - Самарс: Корпорация «Фёдоров», 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста....

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....