ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ «В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Пешеходько Ольга Ивановна

Программное содержание

Через знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой развивать эстетические, патриотические чувства ребенка; побуждать детей мыслить и фантазировать; научить детей различать виды матрешек ()по месту производства и основным признакам, форме, узору); учить детей изображать матрешку (в рисовании, аппликации, лепке, игре).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie2.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ

«В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

Программное содержание

Через знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой развивать эстетические, патриотические чувства ребенка; побуждать детей мыслить и фантазировать; научить детей различать виды матрешек ()по месту производства и основным признакам, форме, узору); учить детей изображать матрешку (в рисовании, аппликации, лепке, игре).

Материал

Игрушка-матрешка, плоскостные большие формы матрешек – 3 штуки,  плоскостные формы матрешек для росписи по количеству детей, элементы узоров из бумаги для игры-аппликации, гуашь, кисточки, салфетки, платки, балалайки, аудиокассеты с записью русских народных мелодий.

Ход занятия

На доске расположены картинки с изображением иглы, яйца, зайца, утки, сундука дерева.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и подумать, как могут быть связаны между собой объекты, изображенные на картинках. Дети придумывают различные варианты ответов. Если дети не вспоминаю, что все эти объекты были в сказке о Царевне-лягушке, выставить в качестве подсказки картинку с изображением Кощея Бессмертного. В ходе беседы выяснить, что все эти предметы находились один в другом или один внутри другого.

Воспитатель предлагает детям подумать и вспомнить, где еще в быту, в жизни встречаются такие предметы, когда один предмет находится внутри другого.

Это: стержень, ручка, пенал, портфель; желток, белок, скорлупа – яйцо, мама – ребенок, посуда – судочки, ядро грецкого ореха – скорлупа – кожура и т.д.

Воспитатель загадывает загадку:

Шли девчушки по дорожке,

Было их немножечко –

Две Алены, три Аленки,

И одна – Аленушка.

Дети. Это матрешка.

Воспитатель. Да, это матрешка. Матрешка – один из наиболее любимых в России сувениров. В России в прежние времена имя Матрена было очень распространенным. Слово Матрена в переводе с латинского означает «мама». Как вы думаете, почему эту разъемную куклу назвали матрешкой?

Воспитатель выставляет для рассматривания матрешку. Дети разбирают и собирают ее. В ходе беседы подвести детей к пониманию того, что матрешка является символом материнства, плодородия.

Воспитатель. Ребята, я вам сейчас назову несколько слов, а вы, опираясь на них, составите рассказ «Путешествие матрешки».

Опорные слова: Япония, старичок, Подмосковье, кукла, дети, ярмарка.

При составлении рассказа прослеживается история появления матрешки в России (В прошлом веке привезли из Японии фигурку добродушного старичка Футуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Футурума раскрывался, а внутри него находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигруки эти понравились и взрослым, и детям. Они послужили прообразом нашей матрешки. Первую матрешку изготовили в г. Загорске под Москвой. Ни одна ярмарка не обходилась без продажи матрешек.

Воспитатель. Ребята, а как бы вы играли с матрешкой? Какие игры можно придумать? (Остановить выбор на игре «Семья», «Детский сад», потому что в большой матрешке несколько маленьких – 6, 8, 12 и более).

Дети делятся на две команды.

Конкурс вопросов.

Вопросы к детям:

- Из какого материала сделана матрешка?

(Игра «Хорошо – плохо»).

- Почему их так назвали?

- Чем они отличаются (по форме, по росписи…).

Дети делятся на три команды. На столе расположены элементы узоров всех трех видов матрешек.

Каждая команда выбирает себе матрешку. Ориентируясь на форму, называют, какая это матрешка, а потом из узоров выбирают украшение для одежды своей матрешки.

Воспитатель. Ребята, я вас приглашаю в мастерскую, где работают мастера по росписи всех видов матрешек. Выбирайте матрешку, которую вы заранее подготовили для росписи.

Дети расписывают матрешек под звучание русских народных мелодий: «Утушка луговая», «А я по лугу» и др.

После окончания работы, дети рассказывают о своей матрешке «Мне нравится моя матрешка потому что».

Воспитатель. Вы замечательные мастера. Ваши матрешки очень красивые. Они создают хорошее настроение. Пусть они остаются жить у нас в групп, и нам с ними будет радостно, уютно. Я сейчас произнесу волшебные слова и превращу вас в матрешек: «Вправо влево повернись и в матрешку превратись».

Раздать девочкам платочки, а мальчикам – балалайки. Дети поют частушки, на проигрыш: девочки – приплясывают, а мальчики – играют на балалайках.

Частушки

Балалайка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.

Шли девчонки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три матрешки

И одна матрешечка.

Вот пять кукол деревянных

Круглолицых и румяных

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри?

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Вот, поставленные в ряд,

Куклы-сестры все стоят.

Сколько, спросим вас опять,

И ответят куклы: «Пять!».

Захотелось мне матрешку

В полный рост нарисовать.

Есть ли ножки у матрешки,

Не могу никак понять.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пришли матрешки.

Восемь - водят хоровод,

А девятая поет.

Мы пропели вам частушки.

Вы скажите от души:

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-РТВ «В гости к бабушке Арине» (младший дошкольный возраст)

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Дети продолжают  зна...

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ ко дню защиты Земли

Данное занятие проводится с детьми старшей группы с целью формирования у детей отношения к планете Земля, как к общему дому всего человечества; развития познавательного интереса к разным народам, насе...

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ – РТВ «В гостях у мышонка Пика»

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ – РТВ «В гостях у мышонка Пика» средний возраст...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КРЫМ - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» Подготовил воспитатель: Габриелян А.Н.

ЦЕЛЬ: Формировать  представления детей о  родном  крае - КРЫМ.Программное содержание:-Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме.-Формировать представления о...

Конспекты интегрированных занятий с элементами ТРИЗ – РТВ «Хозяин года»

Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными - символами восточного календаря....

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ технологии.

Программные задачи:Обучающие.Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации; формировать умение определять линии развития объекта (дни недели); учить пользоваться системным оп...