ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТРИЗ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДЕЦКИМ И ХОХЛОМСКИМ ПРОМЫСЛАМИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
план-конспект занятия (рисование, подготовительная группа) по теме

Пешеходько Ольга Ивановна

Программное содержание

Закрепить представления детей о хохломской и городецкой росписях, знания истории этих промыслов.

Создавать композиции по мотивам городецкой и хохломской росписей, использовать типичные для них элементы и колорит при создании собственных узоров.

Развивать фантазию, воображение, умение планировать композицию для лучшего выражения своего замысла.

Побуждать детей к выражению своих чувств, эмоций, радости от общения с произведениями искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie1.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТРИЗ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДЕЦКИМ И ХОХЛОМСКИМ ПРОМЫСЛАМИ

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

Программное содержание

Закрепить представления детей о хохломской и городецкой росписях, знания истории этих промыслов.

Создавать композиции по мотивам городецкой и хохломской росписей, использовать типичные для них элементы и колорит при создании собственных узоров.

Развивать фантазию, воображение, умение планировать композицию для лучшего выражения своего замысла.

Побуждать детей к выражению своих чувств, эмоций, радости от общения с произведениями искусства.

Материал

Гуашь 12 цветов, изделия из папье-маше, картинки с изображением посуды, шары, обручи, цветные кружки из картона (цветовая гамма Хохломы и Городца), кисточки № 1, 2, салфетки, палитра.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, что нового вы заметили в нашей группе?

Дети. Шары (рассматривают их и находят рядом с ними конверт).

Воспитатель. Ребята, хотите посмотреть, что в конверте? Здесь картинки. В какую игру с картинками мы любим играть? («Запоминай-ка»). Хотите поиграть? Тогда садитесь поудобнее, поиграем в эту игру.

Игра «Запоминай-ка» (ТРИЗ): к изображенному на картинке объекту подбирается слово, точно его характеризующее. Воспитатель показывает картинки, сопровождая их называнием слова. Затем в той же последовательности опять показывает картинки, и дети по памяти называют эти слова-аналоги.

Воспитатель. А что на этих картинках изображено?

Дети. Посуда.

Воспитатель. А как вы думаете, кто ее изготовил? 

Дети. Городецкий и Хохломские мастера.

Воспитатель. Из чего изготовлена эта посуда.

Дети. Из дерева.

Воспитатель. Правильно, в Хохломе и Городце делали посуду из дерева. А у вас дома есть деревянная посуда? У кого дома есть деревянная посуда и какая? (Ответы детей).

Воспитатель. Да, действительно, деревянной посуды сейчас мало. Как вы думаете, деревянная посуда – это хорошо или плохо?

(Дидактическая игра «Хорошо – плохо», ТРИЗ).

Воспитатель. А хотели бы вы стать мастерами и делать такую посуду? Расскажите, что вы знаете об особенностях создания посуды и ее росписи в хохломском и Городецком промыслах.

Обращает внимание детей на картинки. Воспитатель побуждает их к использованию образных выражений, слов, выражению своих чувств.

Воспитатель. Ребята, а сейчас я загадаю вам музыкальную загадку. Вы же отгадаете ее и покажете в движении, к какому элементу узора и к какой росписи подходит эта музыка. (Звучит музыка, и дети показывают в движении, как скачет конь, колышется травка, летают птицы, вырастают цветы, одновременно называя элементы узора).

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно отгадали мою загадку. А сейчас я предлагаю вам игру. Прислушайтесь к слову, которое я вам назову. Какие представления у вас возникают, когда вы слышите слово «Хохлома»?

Варианты ответов: роспись, Кудрина, золото, Россия, Родина, солнце и т.д.

То же самое со словом «Городец». (Используется метод ассоциаций в ТРИЗ).

Воспитатель. Дети, сейчас мы сыграем в игру «Два колечка» (круги Эллера). Перед вами два обруча. В красном обруче будет находиться цветовая гамма хохломской росписи, в зеленом – городецкой. Я частично накладываю один обруч на другой, у них появляется одно общее пространство. Как вы думаете, для чего я это сделала?

Дети. На общем пространстве будут находиться цвета общие для Хохломы и Городца.

Воспитатель. На столе лежат цветные кружочки, разложите их в обручи так, как вы считаете правильным.

Дети раскладывают в красный обруч цвета хохломской росписи, в зеленый – городецкой, в общее пространство – одинаковые цвета для хохломской и городецкой росписи.

Воспитатель. Вы уже много знаете о хохломской и городецкой росписях. Я думаю, из вас получатся хорошие мастера. А каков мастер, такова и работа. Хотите быть мастерами? Тогда я приглашаю вас в мастерскую, выбирайте себе изделие по душе и принимайтесь за работу.

Дети рассаживаются за рабочие столы. Звучит музыка (русские народные мелодии). Дети наносят узоры в соответствии с формой и назначением предмета

Воспитатель. Вот и закончили работу народные умельцы. Ваши изделия получились такие замечательные, что от них стало светлее в группе, ярко, нарядно и тепло. Ведь не даром говорят, что умелец да рукоделец себе и людям радость приносит. Ребята, расскажите о своих изделиях.

Используется метод «эмпатии»: ребенок представляет себя изделием и от своего имени рассказывает о нем.

Например:

Я – ложка-поварешка,

Расписная головешка,

Кого хочешь накормлю

Кашею и щами,

Как товарища найду –

Музыку сыграю.

Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю поставить свои изделия в группе там, где они, по-вашему, будут красивее смотреться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе.

Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование)  в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых ...

Мультимедиа к занятию по декоративному творчеству «Хохломские ложки». (Подготовительная к школе группа)

Мультимедиа к занятию по декоративному  творчеству «Хохломские ложки». (Подготовительная к школе группа)...