«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»
консультация (рисование, старшая группа) по теме

Дмитриева Анна Игоревна


Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл декоративное рисование24.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»

Проблема: в наше время дети не имеют представления о нравственности, своих корнях. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

        Актуальность внедрения в воспитательно-образовательную деятельность раздела по русскому народному декоративно-прикладному искусству в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них нравственные качества через знакомство с нашими традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа.         


        Цель – знакомство с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Дать почувствовать детям себя частью русского народа.

Задачами данного направления являются:

  • Формирование эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью;
  • Формирование обобщённых знаний и умений (умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи);
  • Умение создавать выразительные узоры.

Внедрение направления декоративно – прикладного творчества в воспитательно - образовательный процесс осуществляется:

  • через чтение и беседы про русское народное декоративно- прикладное искусство;
  • через рисование во время самостоятельной деятельности;
  • через выставки картин, репродукций;
  • через народные подвижные игры.

Предполагаемый результат:

  1. приобщение ребёнка к истокам народного искусства;
  2. умение составлять узоры и росписи;
  3. принятие моральных ценностей своих предков, русского народа.

Проблемы внедрения раздела по знакомству с русской народной декоративно-прикладной живописью:

Одна из главных проблем обучения детей декоративному рисованию -  научить воспитанников подбирать цвета и работать с фоном. Здесь основной ошибкой воспитателя является то, что для декоративного рисования предлагается белый фон, на котором цвета смотрятся резко, зачастую невыразительно. Упускается возможность показать детям в непосредственной экспериментальной деятельности сочетания цветов и их свойства. Здесь, обобщив имеющиеся методические материалы, нужно дать следующие рекомендации: в декоративном рисовании использовать цветной фон, который делает работу более выразительной и привлекательной для самого ребенка.

Например, при обучении детей составлению узора из цветов на круге, лучше дать круг желтого цвета, а детям предложить красную краску. Это позволит показать, что сочетание красного и желтого - это очень красиво, ярко и красочно; позволит познакомить детей с хохломской росписью и средствами ее выразительности. При выполнении данного условия для работы не потребуются дополнительные цвета, чтобы разнообразить рисунок. Это также позволит упражнять ребенка в технике рисования определенного элемента, например, цветка, не отвлекаясь на смену цвета.

Помимо знакомства с цветом возникает проблема обучения детей ориентировке на плоскости листа бумаги: располагать узор на полосе, квадрате, круге. Распространенной ошибкой при решении данной проблемы является отказ от вырезанных геометрических форм. В детских садах наметилась тенденция рисования в альбомах, не разделяя листы. Это приводит к тому, что дети лишены возможности познания и экспериментирования с композиционными возможностями плоскостей различной конфигурации.

Рассмотрим особенности декоративного украшения основных форм, используемых для рисования в средней группе. Алгоритм украшения полосы состоит в том, что на ней, как правило, чередуются разные линии: тонкие и толстые, прямые и волнистые. Рисование на полосе цветочного орнамента в средней группе, как правило, не вводится, так как дети еще не могут овладеть техникой ритмичного расположения элементов на данной форме. В старшей группе это происходит следующим образом: полоса делится пополам и ставится точка. Получившиеся две части делят еще пополам. Затем, пользуясь условными метками, дети наносят рисунок. Считается, что подобные операции детям среднего возраста не доступны. Если воспитатель считает нужным ввести цветочные орнаменты в данной группе, он должен раздать детям формы с уже имеющимися метками, пользуясь которыми они будут наносить рисунок. Это очень важно, потому что ребенок должен получить удовлетворение от своей работы, а если рисунок не красивый, не ритмичный он не вызывает положительных эмоций, чувство восхищения и наслаждения.

Обучая детей работе с прямоугольной формой, лучше начинать с квадрата. Здесь необходимо показать, что у квадрата, а впоследствии и прямоугольника, есть середина, углы, стороны и их можно украшать. Отметим, что воспитателю, если украшается середина квадрата, обязательно нужно ставить ориентир для детей пятого года жизни в виде точки, которая наносится простым карандашом. Нельзя использовать гелиевые ручки, фломастеры, так как при попадании на них воды они растворяются, подкрашивая краску, изменяя ее цвет.

Работая с данной формой нужно показать детям, что различное сочетание одних и тех же элементов может создать новый узор. Например, стороны можно украшать полосами; примакиванием в горизонтальном, вертикальном, наклонном положении; чередовать примакивание с точками и так далее.

Украшение круга – более сложная деятельность, так как притом, что середина отмечается педагогом заранее, дети должны определить и украсить эту форму сверху, снизу, слева и справа. Это требует от ребенка сосредоточенности и хорошей ориентировки на листе бумаги. При украшении круга, как и других геометрических форм, детям нужно показать, что различное сочетание одних и тех же элементов дает нам новый узор. Детей нужно не обучать новым техническим элементам, а упражнять их в выполнении уже известных. Это повышает интерес детей к декоративному рисованию, так как техника выполнения им будет доступна, а материал - постоянно изменяться.

Нужно обратить внимание, на тот факт, что дети с большим трудом осваивают навык рисования цветка. Это требует нанесения мазков в определенной последовательности, то есть нужно расположить лепестки, ориентируясь на центр, сверху, снизу, слева, справа, между. В данном случае воспитателю можно дать следующие рекомендации: после показа ввести персонаж, например, Фиксики, которым дети будут диктовать порядок выполнения рисунка. Такой прием ставит ребенка не в позицию ученика, а в позицию учителя и стимулирует активизацию всего  прошлого опыта, что приводит к лучшему усвоению и запоминанию материала.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются педагоги в декоративном рисовании – это ознакомление детей с декоративно прикладным искусством и средствами его выразительности. В декоративном рисовании для решения этой проблемы  подходит широкое использование силуэтных изображений, которые предоставляются детям для украшения. Т.е. сочетания дымковского орнамента рисуются не просто на полосе, а украшается юбка дымковской барыни, спинка лошадки, козлика. Эффективно использование вкладышей. Для этого картон или плотную бумагу складывают пополам и на одной части рисуют силуэт дымковской барыни. Часть ее юбки или весь силуэт вырезается и получается открытка с вырезанной формой. Ребенок на листе бумаги рисует орнамент, затем вставляет его в открытку, и платье дымковской барыни чудесным образом оказывается украшенным орнаментом, нарисованным ребенком.

И нельзя забывать также о правильном положении руки при рисовании и используемой кисти (её №) для получения чёткости изображения. Так для получения тонких линий или штрихов кисть желательно держать перпендикулярно листу бумаги и использовать кисти № 2,3. Если нужно затонировать рисунок или рисовать мазками, лучше использовать кисти № 4,5,8 и держать кисть под наклоном к листу бумаги, поворачивая кисть в нужном направлении.

Итак, в своём выступлении я попыталась раскрыть основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, работая по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» при формировании основ декоративной деятельности детей дошкольного возраста; выявила разрозненные рекомендации, которые были даны в различных источниках, а также на основе собственного педагогического опыта дала советы, которые помогут воспитателям оптимизировать работу по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию в дошкольном образовательном учреждении.

 

Список используемой литературы:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика - Синтез, 2006. – 192 с.
  2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  3. Почукаева В.В., Латина Н.А. Системный подход в освоении методов и приемов декоративного рисования детьми дошкольного возраста на основе традиций Владимирского края. – Владимир: б/и, 1995. – 58 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика - Синтез, 2005. – 208 с.
  5. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 400с.
  6. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей декоративному рисованию

Сообщение из опыта работы в котором просматривается система, последовательность обучения детей декоративному рисованию: городецкой, хохломской, жостовской росписи....

Обучение дошкольников Декоративному рисованию

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство...

Формирование творческих способностей в дошкольном возрасте путём приобщения к народной декоративной росписи

Актуальность и условия формирования детского художественного творчества в дошкольном возрасте. Этапы формирования творческих способностей у детей в разных возрастных группах детского сада путём приобщ...

Обучение дошкольников декоративному рисованию

Устное, музыкальное, прикладное народное творчество в народной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмо...

Презентация : Обучение детей декоративному рисованию

В материале представлены материалы о поэтапном обучении детей декоративному рисованию в детском саду....

Занятие - развлечение по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема. «Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей»

- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома, дымковские игрушки, гжель, городец, филимоновсие игрушки)).- Совершенствование умения при составлении...