МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ИЛИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОЧУ ПРИДУМАТЬ КАРТИНУ ИЗ СТЕКЛА»
методическая разработка по рисованию на тему

Коровкина Светлана Аркадьевна

Данная разработка посвящена развитию интереса детей 6 – 8 к монументальной живописи, а так же разнообразию профессий художников.

Разработанные материалы будут полезны творчески активным педагогам. В них приведено занятие, посвященное развитию творческого мышления и фантазии старших дошкольников или младших школьников.

Данная разработка может быть использована для приобщения детей к декоративно-прикладному и изобразительному искусству в системе дополнительного образования детей и во время непосредственно образовательной деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_dod_tsvr_frunzenskogo_rayona_sankt_peterburga.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района Санкт Петербурга

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ИЛИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ХОЧУ ПРИДУМАТЬ КАРТИНУ ИЗ СТЕКЛА»

 

 

Педагог дополнительного образования:

Коровкина Светлана Аркадьевна.

 

Аннотация

 

Данная разработка посвящена развитию интереса детей 6 – 8 к монументальной живописи, а так же разнообразию профессий художников.

Разработанные материалы будут полезны творчески активным педагогам. В них приведено занятие, посвященное развитию творческого мышления и фантазии старших дошкольников или младших школьников.

 

Данная разработка может быть использована для приобщения детей к декоративно-прикладному и изобразительному искусству в системе дополнительного образования детей и во время непосредственно образовательной деятельности в детском саду.

 

 

Цель:

 

Познакомить детей с профессией монументалиста и художника ДПИ..

 

Задачи:  

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 

 

1 – Формирование знаний в области изобразительного искусства:

 

         Расширять кругозор и приобщать к мировой художественной культуре.

         Познакомить детей с тем, как выглядят и в каких зданиях используются картины из цветных стёкол.

         Разъяснить детям понятие, историю и технологию изготовления настоящих витражей.

2 – Формирование умений и навыков:

 

         Повторение приёмов работы с различными художественными материалами.

         Учить составлять план последовательности выполнения этапов декоративно-художественного изображения.

         Содействовать осмыслению детьми основ композиции, развивая навыки составления вариантов композиции рисунка (эскизов).

         Учить детей применять на практике (закрепить) знания детей о холодных и тёплых цветах.

         Учить детей находить собственное решение в выборе изобразительных средств, для создания творческой работы.

         Продолжаем развивать сенсорную моторику руки.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

 

3 – Формирование творческой активности детей:

 

         Активизировать творческую деятельность детей.

         Учить понимать образный смысл словесной и изобразительной художественной формы.

         Побуждать детей высказывать своё личное мнение по поводу увиденного и услышанного.

         Расширить словарный запас детей специальными названиями и профессиональными художественными терминами.

         Активное обсуждение предстоящей деятельности.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 

4 – Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни:

 

         Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

         Формировать культуру деятельности.

 

         Способствовать тому, чтобы формировать у детей бережное отношение к своему творчеству.

         Воспитывать интерес к использованию своих изобразительных работ для оформления окружающей среды.

 

Методическое оснащение занятия:

 

 

Материально – техническая база:

 

технические средства обучения (ПК);

 

изобразительные материалы и инструменты: бумага, перманентные маркеры чёрного цвета, масляная пастель, восковые мелки или акварель, кисти, палитра.

 

 

Дидактическое обеспечение:

 

презентация «Монументальная живопись», обрезки цветных стёкол, металлический прут, поэтапная модель создания изображения, морфологическая дорожка «тёплые и холоднее цвета», детские рисунки прошлых лет на аналогичную тему.

 

 

Методы обучения:

 

                     занимательный рассказ педагога;

 

                     рассматривание произведений искусства

 

                     обследование

 

                     составление алгоритма действий

 

                     показ способов изображения

 

                     репродуктивная, поисковая и творческая деятельность детей под контролем педагога;

 

                     выставка работ.

 

 

Современные образовательные технологии :

 

Информационно-коммуникационные технологии

 

Обучение в сотрудничестве

 

 

Формы организационной деятельности : индивидуально-групповая. 

 

 

Подготовительная работа:

 

Предварительная беседа об архитектуре, имеющей монументальную живопись (дворцы, церкви, соборы). Порекомендовать родителям вметете с детьми посмотреть настоящие витражи в зданиях нашего города.

 

 

Задание для детей:

 

Любое животное стилизовать под витражное изображение с помощью поэтапной модели создания изображения, выбрать для объекта и для фона противоположные цветовые гаммы тёплую и холодную.

 

Предполагаемые названия рисунков:

 

«Весёлый поросенок», «Милая корова», «Удивительная улитка», «Весёлый червячок», «Очень, очень добрый лев» и т. д.

 

 

Ход  занятия

 

 

1 Этап:

 

Организационный момент.

 

Дети собираются в кабинете студии, рассаживаются по местам и готовятся к занятию.

 

 

Занятие начинается с детской песенки Г. Гладкова о жанрах изобразительного искусства «Если видишь на картине …».

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с новым, для вас видом изобразительного искусства –монумёнтальной живописью. Монументальная - это значит очень большая, огромных размеров.

 

Далее идет демонстрация презентации c комментариями педагога.

 

Слайд №1. с изображениями разнообразных старинных жилищ людей.

 

Очень много лет назад люди научились строить для себя дома. Жили они, не тужили, да стало им не интересно. И стали тогда люди свои дома украшать.

 

Слайд №2. с изображением разнообразных вариантов украшения дома.

 

Кто картину повесит, кто окна наличниками украсит.

 

Слайд №3. с изображением фресок (старинных и современных).

 

Но дома со временем стали высокие, а желание украшать не пропало. Вот отчаянные художники стали рисовать картины прямо на стенах домов, эти картины могли быть высотой в несколько этажей. Да и краски у таких художников были уже не в тюбиках, а в вёдрах наверно, а может и в бочках? Картины, нарисованные на стенах домов, называются фрески. Эти картины могут быть как внутри дома, так и снаружи.

Слайд №4. с изображением мозаики (старинных и современных).

 

Ещё одна интересная техника изображения, которой пользуются монументалисты – это мозаика. При этой технике художник рисует не красками, а цветными камешками, и смальтой. Изображение получается самым долговечным. Лишь бы состав клеящего раствора выдержал долгую жизнь. Камни – это понятно, а смальта? Это особое цветное стекло. В нашем городе много монументальных картин на стенах зданий.

 

Слайд №5. с изображением витражей (старинных и современных).

 

А другие монументалисты стали делать красивые окна –витражи. Конечно же, не в одиночку. Они придумывали рисунок витража – эскиз, а выполняли такие витражи и стекольных дел мастера и кузнецы, которые для этих фигурных цветных стёкол фигурные рамы из металла ковали.

 

Слайд №6. с изображением технологии изготовления витража

 

Сегодня я расскажу вам о картинах из цветных стёкол, о витражах. История витражного искусства начинается ещё с Древнего Египта и Древнего Рима. Тогда картины из стекла использовали для украшения храмов, но стекло было не прозрачным, а похожим на камень синего или жёлтого цвета. В средневековье (это тоже очень давно) мастера в тайне хранили свои профессиональные секреты изготовления витражей. Чтобы покрасить стёкла в нужный цвет (а красили их не простой краской) художник сначала рисовал картину. Но не на бумаге, а на досках. Доски были нужны, чтобы прямо по ним можно было разрезать цветные стёкла на куски нужной формы. Когда витраж на половину готов, то есть все стёкла разрезаны, художник дописывал специальными красками необходимые детали. Затем витраж обжигали при большой температуре. А затем на этих же досках цветные стёкла окончательно скреплялись с помощью металлическими рамами и свинцом.

 

Слайд №7. с изображением предметов быта с использованием витражей.

 

В наше время тоже не забыли традиции витражного искусства. Но появились новые материалы, новые краски для стекла. Витражи используются в интерьерах зданий на месте окон или как декоративные перегородки. Витражная техника используется в изготовлении люстр, колонн, как декоративные вставки в двери и так далее.

 

Слайд №7. с изображением архитектуры Санкт-Петербурга с витражами.

 

Многие современные здания слишком строги, а витражи могут внести в них радость цвета и света.

 

 

2 Этап: Обсуждение плана создания изображения.

 

Я хочу вас спросить, как вы думаете, сможем ли мы с вами придумать и нарисовать эскиз красивой истории из стеклянных картин.

 

Предполагаемые ответы детей: Да, давайте попробуем.

Педагог: Первое, что нам надо сделать, это выбрать тему для эскизов витражей.

 

Предполагаемые ответы детей: предлагают различные темы (см. педагогические рекомендации).

 

Педагог: Я предлагаю нам сегодня остановиться на теме, которую предложил нам Ваня. Давайте нарисуем животных. Я приготовила для вас модель создания изображения, посмотрите на неё.

 

Предполагаемые ответы детей: Сначала надо нарисовать простым карандашом.

 

Педагог: Затем?

 

Предполагаемые ответы детей: Обвести маркером.

Педагог: Совершенно верно, а только после этого надо разделить на отдельные, неровные участки «стёклышки». И раскрашивать мы с вами будем по-особому. Для животного, например, мы выберем тёплые цвета и их оттенки, а для фона холодные. Или наоборот. Это вам даст особый тёпло-холодный контраст, и рисунок будет казаться зрителю ещё интереснее. Вот для подсказки морфологическая дорожка тёплых и холодных цветов и оттенков (см. педагогические рекомендации).

Предполагаемые ответы детей: Мы хотим скорее рисовать!!!

 

Предполагаемые ответы детей: Начинаем.

 

3 Этап: Подготовка к работе. Правила ТБ.

 

Педагог: Давайте посмотрим, что нам потребуется для рисования.

 

Что вы видите на столе?

 

Предполагаемые ответы детей: Дети рассказывают о том, что лежит на столе: бумага, перманентные маркеры чёрного цвета, масляная пастель, восковые мелки или акварель, кисти, палитра.

 

Педагог: Для чего нам нужны изобразительные материалы вам понятно. Поэтапная модель создания изображения поможет вам выполнить рисунок, а морфологическая дорожка «тёплые и холоднее цвета» поможет не ошибиться с выбором цвета в эскизе, детские рисунки из художественного фонда нашей изостудии помогут вам создать выразительный образ.

 

Педагог: Давайте вспомним, как надо обращаться с карандашами, маркерами и мелками, которые сегодня нам пригодятся для работы (техника безопасности по обращению с изобразительными материалами).

 

Педагог: Эскиз витража будем рисовать поэтапно. Помогайте друг другу, спрашивайте, если что – то не поняли.

 

звучит лёгкая музыка.

 

 

4 Этап: Практическая работа. Поэтапное рисование матрешки.

 

Карандашная зарисовка.

 

Крупно, в центре листа, изображаем простым карандашом, любое животное.

 

Обвести карандашный набросок маркером.

 

Разделить на отдельные, неровные участки «стёклышки», главного героя рисунка и фон.

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Веселая неделька» (гимнастика для глаз).

 

Педагог: Давайте немножко отдохнем. Приложение №1.

 

 

Выбрать цветовую гамму для предмета и фона

 

Раскрашивание.

 

Выбираем нужный цвет материал и раскрашиваем.

 

 

Оформление работы.

 

Совместно с педагогом наклеиваем работы на бумагу большого размера (А 1), чтобы получилось общее полотно, наклеиваем чёрные перемычки между рисунками.

 

 

5 Этап: Заключение. Рефлексия.

Обсуждение результата

Педагог: Дети! Вы – молодцы! Потрудились на славу.

 

Педагог: Что нового вы для себя узнали? Чему научились?

 

Предполагаемые ответы детей: Сложно было? (Ответы детей)

 

Педагог: Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого получилось!

 

 

6 Этап: Уборка рабочего места.

 

 

7 Этап: Подведение итогов занятия.

 

Педагог: Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Вы талантливы и способны. Для тех, кто желает, я предлагаю рассмотреть настоящие кусочки цветного стекла и металлический прут, из которых изготавливают настоящие витражи. До следующей встречи.

 

 

Комментарий для педагога:

 

Если благодаря полученной информации о монументальной живописи, дети увлеклись процессом создания эскизов витражей, если в процессе работы старались слушать рекомендации педагога и помогать друг другу, и в итоге получили настоящие произведения искусства, то результаты занятия можно считать положительными.

 

Педагогические рекомендации для педагогов и воспитателей детского сада:

 

Если педагогу, по каким либо причинам нужно, чтобы дети предложили и выполнили рисунок на определённую тему, то в изостудии должен появиться зрительный ряд на определённую тематику (животные, цветы, рыбы и т. д.)

Вместо тёпло-холодного цветового решения, детям можно предложить, как вариант, выбрать для предмета и фона контрастные цвета (красный – зелёный, синий – жёлтый, оранжевый – фиолетовый).

В конце занятия вместе с детьми обсудить работы. Дать рисункам названия. Если у кого-либо из детей есть ошибки, то их надо обсудить, в мягкой форме подсказать ребёнку, как исправить.

Если для этого задания взять лист бумаги большого размера. То эту работу можно провести за два занятия.

Если рисунки выполнены на альбомных листах (формат А-4), то их затем можно скрепить в единое полотно и украсить помещение группы.

 

Список использованной литературы:

 

1.       Н.М. Погосова «Цветовой тренинг», «Речь», С-Пб., 2003г.

2.       Н.В. Дубровская «Приглашение к творчеству», «Детство-Пресс», С-Пб.,2002г.

3.       Ф. Уайт «Как научиться рисовать», «Росмениздат», М., 2001г.

 

Сайты.

 

         http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%F2%F0%E0%E6 (Витражи — Википедия )

 

         http://www.detpodelki.ru/publ/10-1-0-34

         http://www.2x2business.ru/vitrag.htm

 

         http://www.domashnie-posidelki.ru/publ/vitrazh_detskimi_rukami/11-1-0-790

 

 

 

Приложение №1.

 

 

«Весёлая неделька» - гимнастика для глаз.

 

 

- Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.

 

- В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

 

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

 

 

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 

 

- Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

 

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

 

 

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 

 

- В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

 

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

 

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.

 

 

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

 

 

- По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

 

Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.

 

 

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

 

 

- В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

 

Остановка, и опять в другую сторону бежать.

 

 

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

 

 

- Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

 

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

 

 

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

 

 

- В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять, чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать. Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении 2014 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста".

Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении 2015 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год".

Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 2-ой год...

Мастер - класс по рисованию к Международному дню медсестры: "Любимая Медсестра" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рисование для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на развитие эстетического вкуса....

Мастер - класс по рисованию на тему лето: "Ах, море!" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рисование для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на развитие эстетических способностей ребёнка....

Мастер - класс по рисованию и аппликации на тему санаторий: "Мой любимый 42-ой" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рисование для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на развитие мелкой моторики....