Статья "Художественно эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования". на Всероссийскую конференцию "Современная система дошкольного образования состояние, проблемы,направления развития"
статья по рисованию по теме

Муравьева Татьяна Сергеевна

В данной статье говорится о необходимости художественно эстетическом развитие детей дошкольного возроста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_1.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Т. С. Муравьева, воспитатель МБДОУ детский сад №9 г. Бийск

Художественно эстетическое развитие детей в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее художественно эстетическое развитие – залог будущих успехов.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Художественная творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство всестороннего развития детей.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое развитие художественно эстетических навыков обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Для детей младшего дошкольного возраста мной был выбран кружок «Волшебное рисование», написана программа, рассчитанная на два года. Кружковая деятельность проводилась два три раза в неделю, что соответствует приказу министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 года №1155 города Москвы «об утверждение федерального государственного стандарта дошкольного образования» в котором говорится о том, что вариативная часть составляет 40% от общего объема программы.

Целью кружковой деятельности является создание условий для формирования художественных навыков у детей дошкольного возраста. Разрабатывая план кружковой деятельности ставила перед собой задачи:

Формировать у детей умение отбирать изобразительные материалы и инструменты.

Формировать элементарное представление о видах искусства.

Формировать эстетическое  отношение к окружающему миру.

Развивать внимание, пространственную координацию, мелкую моторику рук

Развивать воображение детей, учить видеть форму в расплывчатом изображении.

Воспитывать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства.

Воспитывать уважение, как к своим, так и чужим продуктам труда.

В содержание данной программы учитывала образовательные потребности и интересы детей. Для поддержания интереса и лучшего усвоения программного содержания использовала различные нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Отпечатки предметов.  

          Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и является важным фактором формирования личности. В процессе хорошо организованной непосредственно образовательной деятельности развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении воспитанников. Они становятся более сдержанными, собранными, аккуратными и внимательными. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Эмоциональное отношение ребёнка к цвету как к украшению создаёт дополнительные возможности для эстетического воспитания детей. Занятие рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребёнку развиваться.            

Занятия рисованием способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении отдельных предметов. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
        О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета». В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Занятия рисованием, способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
       Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

 По итогам двух лет  реализации кружковой деятельности дошкольники эмоционально откликаются и понимают художественные  произведения искусства, обладают развитым воображением. Овладели самостоятельной творческой деятельностью.

 У воспитанников развито эстетическое отношение к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

   Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....

Реализация основных форм обучения в условиях федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Проблема учёта современных требований к организации процесса обучения дошкольников одна из самых актуальных. Именно разумное сочетание методов, средств, форм обучения значительно улучшает качество и р...

Статья. Оценивание качества образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования

В статье представлены  итоги изучения  основ по проблеме управления качеством образования на основе мониторинга образовательного процесса. Определены показатели и критерии качества образован...