Памятка для воспитателей "Ознакомление детей 5-6 лет с искусством портрета"
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Белова Анжелика Револиевна

Дается представление о портрете как о жанре изобразительного искусства, о специфике восприятия портрета. Какие виды портретов существует. Какие методы и приемы можно использовать при знакомстве с этим жанром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_sportretom.doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина

                              О.Кипренский. Портрет  А.С.Пушкина

Портрет  -  один из  сложнейших  жанров  изобразительного искусства.

«Как никогда   прежде,  я понял,  что высшее искусство есть  искусство  портрета,   что  задача пейзажного  этюда,  как  бы    она ни   была пленительна,   пустячная  задача по сравнению со сложным    комплексом человеческого облика,  с его мыслями, чувствами, переживаниями,  отражающимися в глазах,  улыбке, наморщенном челе,  движении головы,  жесте руки.  Насколько все это увлекательнее  и бесконечно труднее!»

Игорь  Грабарь –известный художник и искусствовед

                                Портрет – это изображение  или      

        описание,  какого либо человека  или  группы

        людей, существующих   или существовавших

        в реальной действительности, переданных  

        художником  так,  как он их видит.

        ЦЕННОСТЬ ПОРТРЕТА  зависит  от того,  

Б.Кустодиев. Ирина К..             насколько  глубоко  художник  сумел  понять

 с собакой Шумкой                     внутренний мир  изображаемого  человека,

        передать его  характерные черты.  Показав

человека умным или  глупым,  гуманным или  жестоким, хитрым или простодушным,  можно как - бы рассказать   о всей  его  жизни.

СВОЕОБРАЗНЫЕ  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ   ОСОБЕННОСТИ    ПОРТРЕТОВ:

  • Портрет  должен  убедительно и правдиво    передавать внешний  облик  изображаемого человека;
  • Выражать черты  характера  человека и его душевное состояние,  определяемое  замыслом  художника.
  • В портрете отражаются общие типические  черты  целой группы людей  эпохи, к которой принадлежит портретируемый;
  • Художник  всегда  показывает свое   отношение  к изображаемому человеку.

СЛОЖНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ  ПОРТРЕТА  ЗАКЛЮЧАЕТСЯ   В САМОЙ СУТИ  ЭТОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА.

  1. Художник,  раскрывая перед зрителем  образ  человека, выражая его внутренний мир,  высказывает о нем свое мнение.
  2. Зритель самостоятельно  пытается понять  внутренний мир,  мысли и чувства  человека,  изображенного на портрете,  согласиться или не согласиться  с художником,  составить свое мнение об образе.

ХУДОЖНИКИ ВОСПРОИЗВОДЯТ  ОБЛИК  ЧЕЛОВЕКА     ПО-РАЗНОМУ:

- в привычной  для  данного  человека  обстановке,  которая помогает нам узнать о его профессии,  интересах,  глубже  раскрыть  внутренний мир героя

 

М.В.Нестеров

                                        Скульптор Мухина В.И.

- на  фоне   пейзажа (природного  или  городского),  который тоже    дополняет представления  зрителя  о  чувствах,  мыслях,  настроении,   выраженных в художественном образе.

 

В.М.Васнецов. Алёнушка                                   И.И.Бродский.Портрет                

                                          А.М.Горького

- иногда не изображают    дополнительных деталей,  помогающих    понять внутренний мир  изображенного  художником    человека, тогда  зритель постигает его через  глаза,  мимику лица, руки

С.В.Малютин.                                                        К.С.Петров-Водкин

Портрет Д.А Фурманова                                       Портрет Анны Ахматовой                                                                                            

- групповые портреты,   органично связанные сюжетом картины;  где  типичный  образ  раскрывается  через    индивидуальность каждого  человека

П.Д.Корин Портрет художников Кукрыниксы

СПЕЦИФИКА   ВОСПРИЯТИЯ  ЖАНРА

Главное в портрете – лицо, в частности глаза и губы.

  • Лицо раскрывает  духовный мир человека
  • Руки дополняют о нем  представления, по ним можно судить о профессии,  чертах  характера,  здоровье изображенного  человека.
  • Поза и жест  имеют  существенное  значение,  они всегда согласуются  с лицом, помогают не только дополнить  представление о характере художественного  образа,  но и определить    его внутреннее,  эмоциональное состояние.
  • Костюм и фон портрета  подчеркивают  профессиональную  и    социальную принадлежность  изображенного человека.

В ПОРТРЕТНОЙ  ЖИВОПИСИ  БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ  ИМЕЕТ РАЗМЕР  ХОЛСТА.  ЕГО  ВЫБОР  ЗАВИСИТ    ОТ ПОЗЫ ЧЕЛОВЕКА:

                - холст  вытянут  вертикально,  подчеркивая величие и мощь полководца

П.Д.Корин .Александр Невский

                                                                                А.П.Кончаловский

                                                                            Портрет Н.П.Кончаловской

                                                 

-  холст квадратной  формы,   это  обусловлено  позой  женщины  и настроем,  переданным  художником.

ОСОБЕННОСТИ  ПОРТРЕТНОЙ  ЖИВОПИСИ

-  один  художник воспроизводит  черты  конкретного человека;

- другой- обобщенный образ  современника,  его социальную принадлежность,  национальность,  возраст, т.е.  создает определенный тип.;

- в портрете всегда должно быть  абсолютное сходство,  которое  в искусстве живописи  достигается единством  и гармонией изображений внешних и внутренних  свойств  человека.;

ВИДЫ ПОРТРЕТОВ

  • Авторский
  • Семейный
  • Парадный  (стоит торжественно,  скрестив руки на груди)
  • Исторический
  • Портрет – картина ( изображен на  фоне комнаты,  пейзажа)

Дети  дошкольного возраста   проявляют интерес  к портретам    людей,  пытаются понять переданное художников  настроение по мимике  лица,  рукам.

        В.Серов

        Мика Морозов

- свое внимание  обращаем на  лицо и глаза,  в которых  видно  проявление  семейных чувств  ребенка:  удивление,  недоумение,  порыв и сдержанность,  желание узнать,  а что там, и некоторый страх  перед   неизведанным.

        Художники  всех  эпох  создали портреты,  раскрывающие   характеры и внутренний мир  их современников.    Русский портрет всегда отличала  глубина  психологической  характеристики.

        Портрет позволяет  детям понять мир  людей и их отношений  к личности как высшей  ценности в мире,  помогает по- новому взглянуть на    реальный мир,  лучше понять все богатство проявлений человека.

ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ  ПОРТРЕТА

- развивает способность к творчеству и влияет на формирование  личности  ребенка;

- способствует развитию умения  анализировать увиденное и высказывать свою  точку  зрения.

МЕТОДЫ  И  ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ПРИ  ЗНАКОМСТВЕ  С ИСКУССТВОМ  ПОРТРЕТА

МЕТОДЫ                                                              ПРИЁМЫ

1.Метод  вызывания адекватных эмоций .      1. Пояснение

2.Тактильно-чувственный метод                     2.Сравнение

3.Метод  оживления   детских  эмоций           3.Акцентирование  деталей

с помощью литературных   и песенных           4.Прием «вхождения» в картину

образов.                                                                5.Игровые приемы

Правильный отбор  произведений является одним  из  условий эстетического воспитания дошкольников.

ПРАВИЛЬНО  ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ОТБОР  ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА  ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОКАЗЫВАЕТ:

  • Существенное   влияние и формирование первоначальной мировоззренческой  направленности гражданских  чувств,    любви к Родине,  родной природе, интереса к народам  других стран, континентов.
  • Происходит гуманизация  личности  ребенка
  • Приобретает умение всматриваться в лица  людей,  понимать    радости и печали.
  • Учит  сопереживать.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ПОРТРЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

  • Доступность
  • Должна носить воспитывающий,  гуманный характер
  • Яркая выраженность    эмоционального состояния
  • Разнообразие  используемых художников    средств выразительности  (цвет,  композиция,  мимика, ритм)
  • Учет  возрастных, психофизиологических и индивидуальных  особенностей,  уровень  их  интеллектуального,  эмоционального,  эстетического  развития.
  • Оснащение педагогического процесса  наглядными пособиями
  • Особенность функционирования  детского  учреждения,  его месторасположение (город или село, где растет, развивается и формируется ребенок)

Искусство портрета  находит отклик в сердцах  детей,  дает богатый  материал  для развития  культуры восприятия,  эмоциональной сферы  и образного познания  окружающего мира.  Повышает интерес к изобразительной деятельности и творчеству.  Детские работы становятся интереснее и выразительнее,  проявляя индивидуальность  каждого  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Знакомство дошкольников с искусством (портретом)»

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусст...

Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета

В данной публикации предлагается материал по ознакомлению детей 5-7 лет с искусством портрета. Почему именно с этим жанром? Портрет позволяет детям познать мир людей и их отношений и сформировать эсте...