МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Прудникова Ирина Ивановна

Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

на тему: «Дидактические игры как  способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»

Цель: использование дидактических игр в работе по приобщению детей  к  народному декоративно-прикладному искусству.

        Программные задачи:

- закрепление знаний о народном творчестве дымковских мастеров; об особенностях росписи дымковских игрушек, об основных элементах и цветовой гамме дымковской росписи; знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением;

- знакомство педагогов с инновационными приемами приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству

- вовлечение в художественно-творческую деятельность;

- приобщение к эстетической культуре;

- формирование духовных качеств, эстетического вкуса;

-обмен опытом по обучению детей  декоративно-прикладному творчеству.

Оборудование и материалы: 

- подборка речевого материала по теме «Дымка»;

- папки с силуэтным моделированием; таблицы с элементами народных росписей;

- силуэтное изображение дымковской игрушки (формат А3, 2 шт.);

- иллюстрированный материал;

- изделия декоративно-прикладного искусства;

- наглядный материал по работе с родителями на тему «Влияние народного декоративно-прикладного творчества на всестороннее развитие ребенка»;

-материал для изобразительной деятельности (гуашь, карандаши, кисти, бумага);

-народная музыка; сюрпризные момент (хоровод и частушки в исполнении детей, подарки гостям, изготовленные  детьми);

- дидактические игры.

План работы

1. Введение в тему.

2.Теоретическая часть.

Сообщение на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего  развития детей»

3. Использование дидактических игр в процессе приобщения детей к народному декоративно – прикладному искусству (демонстрация).

4. Практический фрагмент «Давайте вспомним».

5. Практический фрагмент «Дымковские игрушки».

6. Групповая творческая работа.

7. «Примите на память».

8. «Обратная связь».

Ход работы мастер-класса.

I.  Введение в тему

Особенность нашей России – разнообразие занятий населения. «Голь на выдумку хитра»- говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимались сельским хозяйством, ремеслом, отхожими промыслами, это значит, мужики ходили на заработки в города.

        Кустарные промыслы давали не плохие доходы и ими занималось до половины крестьянских дворов.

        Некоторые крестьяне постепенно, становились хозяевами фабрик. Так вот и складывались у нас промыслы.

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки сомой Дымково – поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Лет ему за двести, триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали –

Пели, не скучали…

Как-то вятичи-дружки сели  в праздник у реки.

Под руками глина – слой на три аршина.

Стали шарики катать, как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мыть – жирная, как сало!

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка – распушённые бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе.

II. Теоретическая часть

Сообщение на тему

«Декоративно-прикладное искусство как средство всестороннего  развития детей»

        Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.

        В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется  свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

        Работа с глиной влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

        Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

        На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

        В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

        На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

        Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

        Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей,  развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что  он творит добро и красоту, приносит людям радость.

Ш. Демонстрация способов приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству с помощью дидактических игр (видео презентация)

IV. Практический фрагмент «Давайте вспомним»

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,

Голубые дали, и село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

Все игрушки непростые, а волшебно – расписные.

И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду - удивительному чуду

Мы поклонимся не раз, о древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

  • Как вы думаете, почему игрушки называются дымковскими?

(Игрушки называются дымковскими, потому что появились они в слободе Дымково, недалеко от Вятки в 1174 г.    Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д. Народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней. 

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.)

  • Знаете ли вы название праздника, где продавались дымковские игрушки?

(В ритуал праздника входили катания с высокого берега реки, музыкальный свист, песни, пляски. Ставились театральные балаганы, лотки с обилием сладостей, глиняных свистулек и игрушек. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».)

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляс».

Солнце ярко встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты и баранки.

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша.

Просто чудо водоноска,

Высока ее прическа,

Губы алы, щечки алы…

И кричат всем зазывалы:

Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!

Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна, позже между рамами.

  • Кого символизирует дымковская барышня?

(Важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Её изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины).

  • Каким способом лепят дымковскую игрушку?

(Дымковскую игрушку не тянут из комка глины, а лепят по частям, соединяя части в целое, т.е. конструктивным способом).

  • Как называются элементы орнамента дымковской игрушки?

(Круги, кольца, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь да означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба;  точка – звезды;  волнистая линия – вода;  прямая линия – дорога.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

  • Чем отличается дымковская игрушка от других игрушек?

(Краски используют разного цвета: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие – просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Эта игрушка еще отличается тем, что у нее есть «золотые квадратики» (т.е. она отличается  сусальным золотом). Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки… вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Индя – индя - индючок,

 ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Бока крутые,

 Рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине – Егорка.

  • Как вы думаете, эти игрушки лепят и разрисовывают веселые мастера или грустные?

(Лепят и разрисовывают игрушки веселые мастера. Поэтому и игрушки получаются яркие, жизнерадостные, они незаметно увлекают детей в мир сказки.)

Посмотрите каковы -

Удивительно белы.

Мастера, скорей за дело -

Украшай игрушку смело,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

V. Практический фрагмент «Дымковские игрушки»

 «Жил-был царь. Любил он игрушки. Вот узнает царь, что у кого-нибудь появилась новая игрушка, и забирает ее себе. Вот однажды ехал царь по берегу реки Вятки мимо Дымковской слободы и увидел дымковские игрушки. Захотел он их себе взять, да детки заплакали, не отдают своих игрушек. Пожалел их царь и спрашивает: «А кто же вам такие игрушки сделал?» - «Да есть у нас мастер», - отвечают ему. Говорит царь: «Ведите меня к нему!» привели царя к мастеру в маленькую избушку. Говорит царь мастеру: «Даю тебе неделю сроку, чтобы сделал ты мне все дымковские игрушки, которые только умеешь».

В понедельник мастер вылепил и обжег в печи фигурку барыни. Во вторник сделал фигурку балалаечника. В среду – сделал козлика. В четверг – барашка. В пятницу – курочку. В субботу – петушка. В воскресенье – олененка. Каждый день по одной игрушке.

Сделал мастер игрушки, а раскрасить все  их не успел. Скоро царь приедет, а игрушки не готовы. Что же делать?»

Поможем мастеру расписать игрушки?

Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, веселыми, солнечными, красочными, радужными, а помогут вам в этом ваши знания и умения, а также таблицы с элементами и образцами росписи, выполненные детьми нашего детского сада.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

И солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие,

 Славные подарки!

  1.  Групповая творческая работа

(Презентация игрушек) Педагоги рассказывают о своих игрушках.

Хороши игрушки расписные,

Все поют, бесхитростно светлы,

И видна в них радость молодая,

Ставшая искусством ремесла.

VII.  «Примите на память»

1.Дети  подготовительной группы исполняют «Дымковскую кадриль»

2. Дети старшей группы исполняют частушки

1.Мы девчонки удалые,

Мы девчонки озорные,

Нас на ярмарку позвали,

Чтоб игрушки продавали.

2.Вот игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские

3.Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары – баловни

Кавалеры наши.

4.С лентами да с бантами,

Да под ручку с франтами

Вот гуляют парами,

Проплывают павами.

5.А у Вани есть дружок –

Златогривый конюшок.

Свистни, гикни, прокатись

И обратно воротись.

6. Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Вот так небылица,

Что за чудо – птица?

7.Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву распустил.

8. Вот игрушки знатные,

Складные да ладные,

Они повсюду славятся,

Они и вам понравятся!

3.Под музыку в зал входят дети в русских костюмах с  дымковскими игрушками

1-ый ребенок:

Ой, вы гости дорогие!

У нас подарки расписные.

Писали их, старались,

Подарить вам собирались.

2-ой ребенок:

Благодарим вас за участие!

Вот сувениры вам на счастье!

Гляди, любуйся, принимай,

Любой по вкусу выбирай!

VIII.  «Обратная связь»

Педагоги обмениваются опытом работы, делятся своими творческими находками и «изюминками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на закрепление представлений о народном декоративно-прикладном искусстве

Представленные игры позволяют решить следующие задачи: Закреплять представления о народном декоративно-прикладном искусстве.Закреплять умение выделять характерные особенности предметов народных п...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности....

Отчет по проекту "Приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22129254","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Настольно-дидактические игры по ознакомлению с русским народным декоративно – прикладным искусством.

Использование народной игрушки в патриотическом воспитании детей  дошкольного возраста представляет особый интерес, поскольку она приобщает их к народной культуре, традициям, обычаям, истории; уч...

«Приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству посредством проектной деятельности»

laquo;Приобщение детей  к народному декоративно-прикладному искусству посредством   проектной деятельности»...