Методическая разработка. Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Кузнецова Елена Викторовна
Методическая разработка. Тема:«Использование нетрадиционных  техник  рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_pokaz.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема:

«Использование

нетрадиционных  техник  рисования

в развитии изобразительной деятельности

детей третьего года жизни»

выполнил: воспитатель Кузнецова Елена Викторовна.


Содержание:

1.Введение………………………………………………………………………………………..3 - 4

2. Особенности изобразительной деятельности детей третьего

года жизни………………………………………………………………………………………..5 - 6

3.Обзор образовательных программ……………………………………………………….7 - 8

4.Цели, задачи и предполагаемые результаты………………………………………….9

5.Содержание работы по развитию изобразительной деятельности

детей……………………………………………………………………………………………..10 - 31

     5.1. Модель обучения детей  третьего года жизни, изобразительной деятельности…………………………………………………………………………............10

     5.2. Создание условий для развития изобразительной деятельности………..11

     5.3.Методы, приёмы, средства, технологии обучения детей

изобразительной деятельности…………………………………………………………..12-15

    5.4. Формы организации детей при проведении занятий по

изобразительной деятельности……………………………………………………………16

     5.5.Планирование работы с детьми 1 младшей группы по изобразительной

деятельности …………………………………………………………………………………17 - 24  

     5.6. Перспективный план  работы с родителями по вовлечению их в

педагогический процесс…………………………………………………….........................25

    5.7. Контроль и коррекция результатов……………………………………………….26

     5.8. Результаты работы по развитию изобразительной деятельности

с детьми третьего года жизни…………………………………………………………….27 - 31

6.Выводы…………………………………………………………………………………………32

7.Список литературы…………………………………………………………………………33 - 34

1.Введение

                                                                                                     ...Это правда!  Ну, чего же тут скрывать?

 Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне...

Э. Успенский

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.

В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства, приобретает различные знания, знакомится с качествами предметов, запоминает их характерные особенности. Тонкие движения пальцев рук в процессе создания изображений, непосредственно влияют на развитие моторных центров речи. Рассказывая о своем рисунке, дети учатся подбирать нужные слова, выражать свои мысли. Повышается концентрация внимания, развивается образное мышление, так как малыши знакомятся с разными цветами, формой, величиной, учатся подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали. У дошкольников развивается художественный вкус. Занятия рисованием, лепкой  создают основу для полноценного общения детей друг с другом и взрослыми. Специалисты считают, что изобразительная деятельность выполняет и терапевтическую функцию, обеспечивая  положительное эмоциональное состояние детей. В работах Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной доказано, что изобразительная деятельность при правильной ее организации обеспечивает всестороннее развитие ребенка, способствует созданию обстановки эмоционального благополучия. Подчеркивая значимость изобразительной деятельности для личностного развития, В.А. Сухомлинский писал: "… детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни

ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а

живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой".

Однако несформированность изобразительных навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение к процессу создания изображений и ведет к развитию детской неуверенности, к отказу от занятий рисованием. Именно поэтому педагог должен, начиная с раннего возраста  помочь детям овладеть изобразительными навыками и умениями.    

Нетрадиционные техники рисования позволяют разнообразить изобразительную деятельность детей. Изучение научно-методической литературы показало, что нетрадиционные техники рисования с целью развития изобразительных навыков и умений получили применение в работах Г.Н. Давыдовой, Т. Копцевой, А.В.Никитиной, О.А. Соломенниковой, А.А. Фатеевой, М. Шкляровой и других.  

Включение в учебный процесс необычных средств изображения:  ватной палочки, картофельных оттисков, поролона, пробок и многого другого развивает детскую фантазию, стимулирует изобразительное творчество. Использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов увлекает малышей, удивляя их своей непредсказуемостью. Знакомство детей третьего года жизни с нетрадиционными способами передачи представлений об окружающем мире будет способствовать развитию у них интереса к созданию изображений. Дети получают много радости от процесса рисования пальцами, ладошками, и другими способами, наряду с традиционными кистью и карандашами.  При этом  не только учатся отражать,

что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Поэтому мы знакомим малышей с нетрадиционными техниками рисования. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает толчок к творчеству.

2.Особенности изобразительной деятельности детей

третьего года жизни

Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие наглядно-образного мышления – эти особенности психического развития детей третьего года жизни определяют характер их изобразительной деятельности.

По данным Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, в период с двух до трех лет дети все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм, легко узнают в своих рисунках отдельные черты реальных предметов. Специалисты определяют этот процесс  как  появление ассоциативного образа, который возникает без предварительного замысла: нарисовал, увидел образ, назвал.

Как отмечает  Г.Г. Григорьева, в содержании детской изобразительной деятельности проявляется характерный для этого возраста интерес дошкольника к предметному миру. Чем интереснее для него  встреча в жизни с различными предметами, тем больше увлечен малыш. Он  стремится активно действовать с предметами. Рисуя, он выражает себя, свое отношение к  предметам.

Постепенно уровень изобразительной деятельности повышается. Это проявляется  в том, что ребенок уже не просто называет, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка. То есть ребенок способен сам ставить цель, изобразительную задачу.

Главный побудительный мотив изобразительной деятельности в этом возрасте — это сделанное ребенком "открытие": в рисунке, на бумаге можно изображать все, что угодно. Постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов.

Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив. Малыш представляет предмет, но не образ (графический или пластический), так как у него нет изобразительного опыта, а значит, и изобразительных представлений. Таким образом, доминируют мотивы предметно-орудийной деятельности, мотивы предметной игры, хорошо представленной в этот период.

Именно в период с двух до трех лет собственно изобразительная деятельность обособляется, выделяется из предметно-орудийной, и приобретает некоторые черты игровой деятельности. Ведущий тип отношения к миру — ориентировка на предметы — реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, то есть находит выражение в содержании игр  и изобразительной деятельности. При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы — часть интересного для малыша предметного мира.

Возраст 2-3 года является сензитивным периодом для развития операционально-технической стороны деятельности. Е.А. Флериной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой установлено, что детям в 2-3 года доступно изображение отдельных предметов с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен, штрихов карандашом, линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных и т.п.

Однако в этот период рисунок еще беден по графическому, изображению. Типичным является изображение человека в виде "голова-нога" – окружности и отходящих от нее линий. У детей проявляется интерес к использованию разнообразных материалов.

3. Обзор образовательных программ.

                                                                                                                                 Таблица 1

Комплексная программа «Радуга»

Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой

Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха»

Программа художественного воспитания «Цветные ладошки». И.А. Лыковой

Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе наблюдения  детьми за деятельностью воспитателя; в процессе создания изображений воспитателем по заказу ребенка;  в процессе самостоятельной деятельности ребенка, который рисует, что хочет, как хочет, и сколько хочет.

Обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства. Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой.

Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира; развитие воображения, эстетических чувств, эстетического  отношения к окружающей действительности;  приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Предлагаемые программой методические приёмы имеют в основном игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Они изложены в виде пожеланий, а не жёстких требований, которые часто предъявляются даже самым маленьким детям.

Хорошо представлен раздел художественно-эстетического воспитания детей. В нём предлагаются разнообразные приёмы изобразительной, деятельности, направленные на развитие творческого воображения и способностей малышей.

Цель программы - формирование у детей раннего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основной задачей  является - создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Вывод: Сравнение образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что программы «Кроха» и «Цветные ладошки» в большей степени способствуют разностороннему развитию ребёнка в художественно-творческой деятельности.  В данных программах предусматривается создание возможности для ребенка почувствовать себя свободным, преодолеть свою неуверенность и страх. А главное, они дают детям возможность удивиться  и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несёт радость, даёт возможность проявить творчество.

4. Цели и задачи практической работы с детьми

(из программы «Кроха»)

Цели:

1.Формировать у детей  опыт изобразительной деятельности.

2.Развивать художественное восприятие, отзывчивость к произведениям изобразительного искусства.

Задачи:

1.Формировать интерес к изображению знакомых объектов.

2.Формировать представления о свойствах материалов. Развивать способность освоения приемов их использования.

3.Развивать доступные способы изображения (ритмичные штрихи, пятна, линии - горизонтальные, вертикальные; подведение к изображению округлых форм).

4.Развивать умения различать цвета и правильно их называть.

5.Воспитывать у детей интерес к собственной изобразительной деятельности и ее результатам.

                                  Предполагаемый результат

к концу года дети могут

  •      заниматься изобразительной деятельностью по собственной инициативе;
  • видеть  образ в своих рисунках, рассказывать о  них;
  •  пользоваться изобразительными материалами;
  •  выполнять доступные изобразительные действия;
  • выполнять изображения, узнаваемые другими людьми;
  • различать красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, зеленый, белый, черный цвета.

5. Содержание работы по развитию изобразительной  деятельности детей.

5.1.Модель обучения детей  третьего года жизни, изобразительной деятельности.

 

5.2. Создание условий развивающей среды

При планировании ознакомления детей с различными художественными материалами мы соблюдали следующие условия:

-материал должен быть безопасен;

-занятия должны быть разнообразными, вызывать у детей положительный эмоциональный отклик;

- с самого начала введения новых материалов нужно научить детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых;

- в начале года лучше проводить занятия по подгруппам, потом можно заниматься со всей группой, делать коллективные работы;

-организация занятий должна носить привлекательные для детей формы (игровые, с музыкальным сопровождением, чтением литературных произведений и др.)

-педагог должен создавать благоприятную атмосферу (нельзя заставлять ребенка заниматься если он не хочет, критиковать работы, дорисовывать за ребенка – это его обижает, подчеркивает невозможность самому доделать красиво. Необходимо доброжелательно относиться к детям, поддерживать их фантазию, тактично анализировать работы и т.д.);

-поощрять любые проявления самостоятельности.

5.3. Методы, приёмы, средства, технологии

Обучение детей третьего года жизни изобразительной деятельности строилось с учетом методических рекомендаций, данных Г.Г. Григорьевой, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и других.

Работа по развитию изобразительной деятельности малышей начинается со знакомства с изобразительными материалами. Показ способов  действия  — один из важных  методов обучения детей на данном этапе. Известно, что дети этого возраста любят наблюдать за взрослыми, когда те что-то делают. Наблюдая за тем, как педагог создает несложные изображения, например, с помощью пальцев, малыши многому учатся. Показ всегда сопровождается пояснением способов действий. Показывая детям как можно работать тем или иным материалом, мы учитывали, что не все действия воспитателя, за которыми малыши наблюдают, они захотят и смогут воспроизвести немедленно. Не надо торопить  детей. Повторить действия воспитателя могут желающие. Позже присоединятся другие ребятишки.

Дети третьего года жизни  пытаются изображать что–то лишь тогда, когда у них есть яркий образ предмета. Такой образ возникает тогда, когда сам объект для ребенка эмоционально значим. Еще один метод, без которого невозможно обучение изобразительной деятельности – это наблюдение. Мы стараемся ежедневно на прогулке наблюдать с детьми различные явления и объекты природы. Эти наблюдения кратковременны. Воспитатель сам называет форму, цвет предмета. Побуждает детей повторить, обозначая предметы, их свойства и качества словом. Взрослый восхищается красотой объекта, демонстрируя пример эмоционального отношения к предмету. Привлекает внимание детей и художественное слово, умело подобранное педагогом. Важно также, чтобы наблюдение сопровождалось эмоциональной, двигательной,  речевой активностью малышей.

Наблюдение тесно связано с другим методом – обследованием предметов. Организуя обследование предметов, каждому малышу надо предложить потрогать, ощутить предмет, вычленить форму. Для этого используется обследующий жест. Обведение пальчиком по контуру предмета организует зрительное восприятие.

Воспитатель совместно с каждым ребенком обводит предмет по контуру, и тем самым намечает способ изображения.    

Эти наглядные методы используются в тесной взаимосвязи со словесными методами. Ни одно наблюдение не обходится без беседы, включающей вопросы. Объяснение, напоминание, поощрение сопровождают процесс создания образа. Применение художественного слова способствует развитию интереса к теме, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Чтобы процесс обучения изобразительной деятельности был незаметным для детей и вызывал у них радостные чувства, обязательно используется игра. Оптимальной формой привнесения  игры в процесс обучения дошкольников изобразительной деятельности являются игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач. В работе с детьми третьего года жизни игровые обучающие ситуации создаются чаще путем обыгрывания игрушки и  изображения.

Таким образом, в работе с детьми используются следующие методы:

Наглядные методы: Наблюдение; Рассматривание предмета (обследование); Образец; Рассматривание картин и иллюстраций; Показ способов  изображения и способов действий.

Практические методы: Игра; Упражнения

Словесные методы: Беседа; Рассказ; Чтение художественной литературы

Малыши радуются, когда с помощью карандаша или кисточки на бумаге получается образ заинтересовавшего их предмета. Не меньшее удовольствие они получают и от создания изображений нетрадиционными способами. Поэтому, чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес к занятиям рисованием,  мы используем в работе с ними нетрадиционные техники рисования. Техника рисования – комплекс изобразительных умений и  навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение к окружающему миру.

Виды нетрадиционных техник, которые можно использовать для развития изобразительных навыков дошкольников:

"Пальцевая живопись" – различные способы примакивания пальцев рук (кончиками- подушечками, боковой стороной фаланги) для получения различных отпечатков на бумаге. Эта техника позволяет почувствовать свойства изобразительного материала (вязкость, яркость  краски), осознать чувство ритма как выразительно-изобразительного средства.

"Техника тычка" – способы получения изображения с помощью предметов (ватной палочки и т.д.) если  опустить его в краску, затем ударить им по листу сверху вниз, строго вертикально, то будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток.

"Кляксография" – получение изображения путем зеркального оттиска. Лист сложить пополам, на одну половинку листа капнуть  несколько капель жидкой краски, закрыть второй половинкой листа. Получатся кляксы разнообразных форм.

"Раздувание краски" – на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски. С помощью коктейльной трубочки раздувают каплю краски, получая изображение.

"Монотипия" – лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются по детально объекты пейзажа, лист бумаги складывается пополам, чтобы получился отпечаток.

"Клеевые картинки" – клеем ПВА из бутылочки нарисовать контуры рисунка. Им дают просохнуть,  а затем пространство между контурами закрашивают красками. Клеевые контуры не дают краске растекаться.

"Фотокопия" – рисунок наносится с помощью водоотталкивающего материала – свечки. Затем поверх него наносится акварельная краска. Невидимые контуры не будут окрашиваться, и проявятся.

"Каракулеграфия" – на листе изображаются не до конца нарисованные контуры различных предметов, которые можно дорисовать и получить целостное изображение.

"Шаблонография" – обрисовывание шаблонов – геометрических фигур, чтобы получился какой-либо объект или сюжет.

"Печатание"- получение изображения  с помощью различных предметов (листьев, и т.д.), когда на предметы наносится краска.            

«Набрызги» – краску развести немного водой, обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на бумагу, резко провести по ней карандашом по направлению к себе. Образуются брызги.

"Расчесывание краски"-  стекой с зубчиками или вилкой проводят различные линии по мокрой краске.

"Рисование поролоном" – с помощью поролона размазывают и примакивают краску. Используют для передачи фактуры меха животных и раскрашивания фона.

"Рисование солью" – нарисованный краской рисунок посыпается солью. Соль  пропитывается краской, и после высыхания рисунок приобретает объемность.

"Рисование нитками" – на листе бумаги рисуется контур, который обводится клеем ПВА из бутылочки. На клей выкладываются разноцветные нити. Изображению дают просохнуть.

«Граттаж» – лист бумаги натирается восковой свечой, затем покрывается тушью. Острым предметом процарапывается рисунок.

Естественно, что из этого разнообразия   нетрадиционных техник  дети третьего года жизни могут освоить только некоторые: "пальцевая живопись", «техника тычка», "печатание", "рисование поролоном". В этом возрасте дошкольники только начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основные средства выразительности. С помощью нетрадиционных техник мы помогаем малышам понять, что  благодаря пальчикам, кляксам, ладошкам и т.д. можно передать свои впечатления. И дети радуются, что из разных линий, пятен, разных форм получаются интересные знакомые им образы.

5.4. Формы организации детей

Комплекс разнообразных методов используется нами при проведении занятий. На занятиях мы стремимся создать  спокойную обстановку. В течение всего занятия мы внимательно наблюдаем за позой каждого ребенка, стимулируем их двигательную и речевую активность, предоставляем детям возможность выразить свои мысли вслух, поделится замыслом с другими, но вместе с тем, тактично направляем их на выполнение задания.

Занятия с детьми данного возраста можно объединить в четыре группы.

На занятиях первого типа происходит знакомство детей с изобразительными материалами. Воспитатель рисует или лепит сам, показывая тем самым возможности изобразительных материалов.

Занятия второго типа направлены на создание у детей интереса и желания действовать самим с тем или иным изобразительным материалом. Для достижения этой цели педагог демонстрирует способы действия с материалами и способы изображения.

На занятиях третьего типа ребенок сам рисует то, что он хочет и сколько хочет, выражая свое эмоциональное состояние.

Занятия четвертого типа постепенно подводят детей к тому, чтобы они ставили перед собой изобразительные цели и добивались их достижения.

   

5.5. Планирование работы по изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность зарождается и постепенно развивается под влиянием взрослых. Это влияние должно быть разумным и целенаправленным, поэтому было разработано перспективное планирование.  Перспективное планирование работы по развитию изобразительных способностей составлялось с учетом организации одного занятия в неделю. Занятия планировались с учетом возрастных возможностей детей раннего возраста, и построены по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий различна, это: задания связанные с наблюдениями природы в разное время года; задания связанные с праздничными событиями; задания, развивающие у детей чувство цвета. Составление перспективного планирования  опирается на пособия № 3, 5, 6, 9, 13, 16  в списке  используемой литературы.

                                                                                                                                    Таблица 2.                                                                                                                                                    

месяц

 1неделя

 2неделя

 3 неделя

 4 неделя

Сентябрь

«Картинки на песке» (предметное рисование на песке).

Цель: вызвать интерес к созданию изображений на песке. Показать зависимость характера изображений от свойства материала: рисование контурных картинок палочкой на сухом песке и отпечатки ладошек на влажном песке.

Материал: Палочки, сухой и влажный песок.

«Красивые листочки» (техника печатания).

Цель: освоение художественной техники печатания. Знакомство с красками. Нанесение краски на листья  (способом окунания в ванночку) и создание изображений отпечатков. Развитие чувства цвета.

Материал: ½ альбомного листа на каждого ребенка, кисточки, ванночки с красной и желтой  красками, осенние листья, салфетки.

 «Подарок Петушка» (рисование карандашами)

Цель: Вызвать у детей интерес, желание рисовать, экспериментировать с материалом. Познакомить со способом действия с карандашом: рисовать тремя пальчиками, рисовать только на бумаге. Вызвать чувство радости от общения с игровым персонажем и от совместных действий с воспитателем и другими детьми. Удовлетворение результатом деятельности.

Материал: ½ альбомного листа на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, игрушка петушок.

«Дождик, дождик кап, да кап»  (рисование  фломастерами)

Цель: Оживить представления от наблюдений (дождик мелкий - тихий, дождик сильный - крупный) льется из тучки. Содействовать Установлению наглядно проявляемых связей: дождь, холодно – люди  одеты в теплую одежду, берут зонты; холодный дождь – вянет трава, цветы. Активизировать слова: дождик сильный, холодный. Ввести в пассивный словарь слова: унылый, печальный. Упражнять в использовании изобразительного материала, наносить ритмичные мазки.

Материал:  ½ альбомного листа на каждого ребенка, фломастеры синего цвета.

Октябрь

«Осеннее дерево» (рисование ватными палочками) коллективная

композиция.                                                                                                           

Цель: создавать у детей желание участвовать  в совместной деятельности. Продолжить знакомства с красками. Освоение техники рисования ватными палочками: обмакивание кончика ватной палочки и нанесение отпечатков на бумагу; обогащать знания детей о явлениях природы; развивать изобразительные навыки, чувство ритма.

Материал: два мольберта, два листа бумаги (А3). Гуашь  (красная, желтая, зеленая, оранжевая)

«Королева-кисточка» (рисование кистью).

Цель: познакомить детей с кисточкой как художественным инструментом; вызвать интерес к рисованию красками; учить правильно, держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю о край баночки, промывать кисть в воде и осушать; воспитывать умение беречь изобразительные материалы.

Материал: Королева-кисточка, гуашь одного цвета, ½ альбомного листа на каждого ребенка.

 «Вернем деревьям осеннюю листву»(рисование кистью).

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркие цветы красок. Закрепить представления об оранжевом цвете. Учить ритмично наносить мазки на лист. Учить промывать кисть, перед тем как набирать краску другого цвета. Вызвать удовлетворение от процесса деятельности. Вызвать у детей сопереживание игровым персонажам.

 Материал:  гуашь (красная, желтая, оранжевая), ½ альбомного листа  тонированного в голубой цвет на каждого ребенка.

 

«Мой любимый дождик»  (рисование пальчиками).

Цель: познакомить детей с техникой рисования пальчиками, показать приемы рисования точек. Знакомство с синим цветом.

Материал: белый и серый альбомный лист с нарисованными на нем тучками и маленьким     грибом; большой гриб, вырезанный из цветной бумаги; синяя гуашь; клей ПВА, кисточка для клея, салфетки.

Ноябрь

«Тарелки и блюдца с полосками» (рисование карандашами).

Цель: побуждать детей оказывать помощь тем,  кто в ней нуждается; Учить рисовать круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги; учить отгадывать загадки о карандаше; развивать мелкую моторику.

Материал: цветные карандаши, бумажные круги диаметром, лента для бантиков зайчатам

« Разноцветные клубочки» (рисование фломастерами).

Цель: учить детей        круговыми движениями рисовать клубки ниток, держать правильно фломастер; прививать культурно-гигиенические навыки; развивать творческие способности, общую моторику; воспитывать интерес к рисованию, дружелюбное, заботливое отношение к животным.

Материал: мольберт, бумага альбомного формата с наклеенными силуэтами котят, фломастеры.

«Ветерок подуй слегка» (рисование кистью).

Цель: Показать возможность создания выразительного образа «танцующего ветерка». Продолжать учить рисовать кисточкой - проводить свободные хаотичные линии, знакомить с синим цветом.

Материал: ½ альбомного листа на каждого ребенка, гуашь синего цвета.

« Колобок гуляет с ребятами вокруг детского сада» (рисование поролоновым тампоном).

Цель: Познакомить детей с техникой рисования тампоном. Вызвать интерес к теме, процессу и результату изображения. Учить детей правильно держать поролоновый тампон за кончик тремя пальчиками; учить проводить широкие, плавные линии в любом направлении, не отрывая тампона от бумаги, развивать свободу, уверенность движений. Пробуждать у детей живое видение образа в линиях, штрихах. Поддерживать  игровое отношение к образу. Стимулировать развитие сюжетно – игрового замысла в процессе изображения. Вызывать и поддерживать чувство радости от активных действий и внимания к рисункам со стороны взрослых и игровых персонажей.

Материал: альбомные листы с изображенным на них  участком  детского сада на каждого ребенка, голубая  гуашь, поролоновые тампоны - колобки, пластиковые лотки, салфетки, игрушка – колобок.

Декабрь

«Падающий снег»  (рисование поролоновым  штампом).

Цель:  учить детей рисовать  точки поролоновым штампом, распределяя их по всему листу. Учить передавать слова стихотворения с помощью соответствующих движений. Развивать внимание.

Материал: белая гуашь, синий картон с изображением сугробов на каждого ребенка, поролоновые  штампы; блюдце с мелкими кусочками белых салфеток

 «Звездное небо»  (рисование пальчиками).

Цель: Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки и предметы округлой формы. Воспитывать доброту т отзывчивость.

Материал:  ½ картон черного цвета на каждого ребенка; скатанный из фольги шарик; пластилин; желтая гуашь, салфетки.

«Елочка – зеленая иголочка»  (рисование кистью) коллективная композиция.

Цель: оживить в представлении образ зеленой елочки. Вызвать желание рисовать, обыгрывать рисунок, общаться по поводу рисунка с воспитателями и детьми. Поощрять самостоятельность и инициативность детей в развитии сюжетно – игрового замысла. Упражнять в рисовании хвои  мазками кисти.

Материал: гуашь зеленого цвета, кисти, подставки, салфетки,  ватман с нарисованным стволом и прикрепленными отдельно листочки – боковые веточки без хвои ( альбомные листы по количеству детей), искусственная елочка.

«Закрасим елку»  (закрашивание       поролоновым тампоном).

Цель: учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный силуэт елки с помощью поролонового тампона; учить находить части тела и лица.

Материал: силуэт елки с заранее нарисованными на ней восковыми мелками новогодними игрушками; поролоновые тампоны, гуашь зеленого цвета, салфетки.

Январь

«Огоньки на елке»  (рисование пальчиком).

Цель: развивать у детей навык рисования пальчиком; творческие способности;  аккуратность. Учить узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), украшать елочку. Воспитывать у детей интерес к рисованию, желание самостоятельно выбирать цвет краски.

Материал: гуашь синего, желтого, красного, зеленого цвета, ½ альбомного листа  с изображением  зеленых елочек на каждого ребенка.

«Мяч»  (рисование кистью).

Цель: учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс. Рисовать кистью круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать координацию движений.

Материал: ½  альбомного листа   на каждого ребенка. Гуашь, кисти, салфетки; кукла, мяч, таз.

 Снежные колобки»  (рисование оттисков печатками картофеля).

Цель: познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля, повторять изображение, заполняя свободное пространство листа. Развивать способность к сопереживанию к сказочным персонажам. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Материал:  ½  альбомного листа  тонированного в голубой цвет на каждого ребенка;  картофель мелкого размера, гуашь белого цвета, пластиковые лотки, салфетки; фланелеграф, плоскостной театр сказки «Колобок».

Февраль

«Колеса поезда»  (коллективная  работа).  Рисование  поролоновым  тампоном

Цель: учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колеса в нужном месте на листе. Приучать работать коллективно. Развивать речь и мышление.

Материал: Пять карточек, совпадающих по форме и размеру с окнами вагонов поезда. Гуашь,  поролоновые тампоны, тряпочки. Длинный лист бумаги (два альбомных листа, склеенных в полосу), на котором нарисован и раскрашен паровоз и 4 вагона без колес.

«Покормим птиц »  (рисование ватными палочками).

Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закрепить у детей умение создавать изображения техникой тычка, осваивая все пространство листа. Стимулировать смелые и уверенные действия, поддерживать образное видение, творческое чтение своего рисунка. Познакомить с черным цветом. Поддерживать игровое отношение к образцу.

Материал: ½  альбомного листа на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь черного цвета, салфетки; игрушки – птички.

«Снег идет» (рисование кистью) коллективная работа на мольберте.

Цель: закрепить умения детей правильно держать кисть, делать примакивания в определенной последовательности, направлении; учить любоваться красотой своего рисунка; учить работать коллективно, поочередно наносить мазки на общий рисунок.

Материал: Мольберт, рисунок на синей бумаге с изображением деревьев, земли; белая гуашь, кисти, вата.

«Норка для мышонка» (рисование карандашами).

Цель: продолжать воспитывать отзывчивость, доброту, учить закрашивать готовые графические изображения на бумаге карандашом; развивать общую и мелкую моторику, игровые навыки, внимание.

Материал: ½  альбомного листа в центре которого изображен круг с силуэтом мышонка на каждого ребенка, черные карандаши, игрушечная кошка

Март

«Букет для мамы»  (рисование фломастерами).

Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к маме. Формировать у детей образное видение, эмоциональное восприятие работ. Закрепить умения рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая фломастер от бумаги, правильно держать его.

Материал:  ½  альбомного листа на каждого ребенка, набор фломастеров; фотографии детей с мамами. 

«Сосульки повисли с крыши»   (рисование кистью).

Цель: учить детей рисовать разные по длине линии (льдинки); развивать интерес к рисованию красками; продолжать учить передавать образы явлений природы; воспитывать аккуратность; дать представление о признаках весны.

Материал: ½  альбомного листа с аппликацией изображающей крышу на каждого ребенка, гуашь голубого цвета, кисти, салфетки.

«Солнышко»  (совместная техника рисования пальчиками и кистью).

Цель: продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности, художественной литературе; учить детей рисовать лучи солнца пальчиком, закреплять навык рисования круглых форм кистью, обсуждать рисунки по вопросам, наблюдать явления природы; вызвать у детей эмоциональный отклик на образ солнышка и песню о нем.

Материал: ¼ альбомного листа серого цвета на каждого ребенка, гуашь оранжевого цвета, кисти, салфетки.

« Капель»  (рисование пальчиками).

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом примакивания пальчиками, располагая точки в виде вертикальных линий. Развивать сюжетно -  игровой замысел, стимулировать изобразительные действия (текут ручьи, лужи и т.д.). Продолжать учить детей наносить изображения с помощью пальцев рук: обмакивать пальчик в краску, снимать лишнюю о край баночки. Поддерживать игровое отношение к образцу.

Материал: ½  альбомного листа с аппликацией сосулек на каждого ребенка, синяя гуашь, салфетки.

Апрель

«Ручейки бегут, журчат»  (рисование кистью) коллективная композиция.

Цель: учить проводить волнистые линии (по горизонтали). Упражнять в техники рисования кистью.

Материал: Мольберт, лист бумаги (А3),  гуашь голубого цвета

«Праздничный торт для именинника » (рисование карандашами, фломастерами).

Цель: вызвать у детей желание рисовать. Упражнять в рисовании карандашами, фломастерами. Закрепит знакомые изобразительные действия. Стимулировать живое видение образа в линиях штрихах, пятне. Вызвать у детей радость от коллективной работы.

Материал:  большие круги, вырезанные из листа ватмана, наборы цветных карандашей, фломастеры, корзинка с цыпленком.

«Яйцо» (рисование оттисков печатками из картофеля).

Цель: закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь и мышление.

Материал: ½ альбомного листа  на каждого ребенка,  печатки картофеля в виде кругов и треугольников; вырезанное из картона яйцо, гуашь разных цветов, салфетки. Фигурки героев сказки «Курочка-Ряба», белое и желтое яйцо, ложка.

«Ласковое солнышко»  (рисование пальчиками).

Цель: познакомить детей с понятием «лучик». Учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук.

Материал:  ½ голубого листа  на каждого ребенка, прищепки; желтая или оранжевая гуашь, салфетки; желтый картонный круг.

Май

«Листочки для деревьев»  (рисование кистью).

Цель: продолжать подводить детей к преднамеренному изображению; учить сравнивать изображения, определять недостающие детали на рисунке, отвечать на вопросы, имитировать природные явления с помощью пластики; развивать цветовое восприятие, творческие способности, внимание; упражнять в умении ритмично наносить штрихи на ветки деревьев; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Материал: ½ альбомного листа с изображением силуэтов деревьев без листьев на каждого ребенка, зеленая гуашь, кисти, картинки с изображением деревьев с листьями.

«Вот какой у нас салют!» (рисование оттисков пробкой, тампонами, ватными палочками).

Цель: Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем.

Рисование огней салюта нетрадиционными приёмами (примакивание тампоном, пробкой, ватной палочкой). Экспериментирование с разным художественным материалом и инструментами. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и их отражению в изобразительной деятельности.

Материал:   два мольберта. Два листа бумаги (А3), гуашь разных цветов; ватные палочки, пробки, тампоны, салфетки.

 «Лучистое солнышко для зайчонка » (рисование кистью).

Цель: Вызвать у детей интерес к теме изображения, принятия ее детьми. Вызвать положительное, заботливое отношение к окружающим. Учить правильно: держать кисть, проводить линии кистью по ворсу, обмакивать кисть в краску по мере необходимости.

Правильно промывать, осушать и размещать на подставке кисть.

Материал:  ½ альбомного листа с изображением солнышка без лучиков на каждого ребенка, желтая гуашь, кисти, салфетки для промывания ворса, картинка с изображением зайчика с опущенными ушками.

Вывод:

На  2009-2010 учебный год нами запланировано 34 занятия:

16 занятий с применением традиционных изобразительных материалов.

14 занятий с применением нетрадиционных изобразительных техник.

4 занятия с использованием природного материала.

5.6.Работа с родителями

          Одним из  условий успешного развития ребенка, является тесное сотрудничество педагога с родителями. Для того, приобщить родителей к активному участию в педагогическом процессе, был составлен годовой план, главной целью которого является: раскрытие  смысла, значения изобразительной деятельности для разностороннего развития малыша; повышение их  компетентности в понимании ребенка, освоении способов развивающего взаимодействия с собственным малышом.

                                                                                                                                    Таблица 3

Формы работы

1квартал

2 квартал

3 квартал

  1. Собрание.

Тема: « Задачи художественного воспитания и развития в процессе изобразительной  деятельности».

2.Папка-передвижка. 

Тема: «Зачем крохе рисовать».

3.Консультация.

Тема: «Нетрадиционные техники рисования».

4. Пополнение развивающей среды

(Изготовление нетрадиционных изобразительных материалов).

  1. Собрание.

Тема: «Восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности детей

2.Папка-передвижка.

Тема: «Игровые упражнения на закрепление названия цвета».

3.Задание на дом.

Тема: «Рисунки на цветной бумаге».

4.  Выставка совместных работ-рисунков  детей и родителей

( с использованием нетрадиционных техник изображения на цветной бумаге).

 1. Собрание.

Тема: «Как можно и нужно стимулировать детскую инициативу, самостоятельность, в действиях с изобразительным материалом».

2.Выставка творческих работ (для родителей) «Посмотрите, я рисую!».

3.Открытое занятие

«Бусы для лисички».

4.«Вернисаж»

Выставка совместных творческих работ (дети-родители), с использованием нетрадиционных  изобразительных материалов, для детей других групп и сотрудников детского сада)

5.7. Контроль  и коррекции результатов.

Эффективное управление обучения детей изобразительной деятельности невозможно без диагностики. Определение уровня освоения детьми изобразительной деятельности придает характер завершенности педагогической технологии. Поэтому в течение года мы наблюдаем за детьми и анализируем их рисунки. Дети третьего года жизни только еще начинают осваивать этот вид деятельности, поэтому сложно говорить о каком–либо уровне развития изобразительных навыков. Но в своей работе мы ориентируемся на следующие характеристики  освоения детьми изобразительной деятельности:

  • Интерес ребенка к изобразительной деятельности;
  • Ребенок видит  образ в своих рисунках и лепке, охотно рассказывает о  них; 
  • Ребенок  выполняет доступные изобразительные действия;
  • Различает  красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый цвета.
  • Называет четыре основных цвета.

                           

           

5.8 Результаты работы по развитию изобразительной деятельности с детьми третьего года жизни.

В период с 1 по 14 ноября проводилось исследование уровня освоения детьми изобразительной деятельности. Исследование проводилось в двух 1 младших группах. В каждой группе исследовалось по 15 малышей, в возрасте от двух до трех лет. Группа детей, которая занималась с применением нетрадиционных техник рисования, условно обозначена № 1, другая - № 2.  Исследование проводилось для определения эффективности применения нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительной деятельности детей третьего года жизни. Исследование уровня освоения детьми изобразительной деятельности проходило в  виде наблюдений за детьми во время их занятий рисованием, а так же анализ их работ. Результаты исследований заносились в журнал и представлены в таблице 4 и 5.

Результаты работы за 1 квартал в 1 младшей группе №1

Таблица 4

Фамилия,  имя ребенка

Интерес ребенка к изобразительной деятельности

Видит образ в своих рисунках, рассказывает о них.

Выполняет доступные изобразительные действия.

Различает: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый.

Называет четыре основных цвета.

Богатырев Н.

+

+

+

+

+

Бицулов Р.

+

+

+

+

+

Бурова Л.

+

-

+

+

-

Груздев М.

+

-

+

-

-

Краева В.

+

+

+

+

+

Микушкин М

+

+

+

+

+

Молодцова А.

+

-

+

-

-

Можжевелова Д

+

+

+

+

+

Неделькина Ю.

+

+

+

+

+

Носков И.

+

-

+

+

-

Сафеева К.

+

+

+

+

+

Савушкин А.

+

+

+

+

+

Трофимов В

+

+

+

+

-

Чемарова В

+

+

+

+

-

Ширин В.

+

+

+

+

+

Всего

15

11

15

13

9

Результаты работы за 1 квартал в 1 младшей группе №2

Таблица 5

Фамилия,  имя ребенка

Интерес ребенка к изобразительной деятельности

Видит образ в своих рисунках, рассказывает о них.

Выполняет доступные изобразительные действия.

Различает: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый.

Называет четыре основных цвета.

Воронина В.

+

-

+

-

-

Васильев А.

+

+

+

+

+

Гуськов Д.

-

-

+

-

-

Голоднова А.

+

+

+

+

+

Кирсанова К.

-

-

-

-

-

Кузнецов Е.

+

+

+

+

+

Кузнецова П.

+

+

+

+

-

Ляхов Д.

+

-

+

+

-

Молькова А.

+

-

+

+

-

Николин Д.

+

+

+

+

-

Озерова Л.

+

+

+

+

+

Пушкова С.

+

+

+

+

-

Токарев А.

-

-

+

-

-

Торхова П.

-

-

+

-

-

Удалов Е.

+

+

+

+

+

всего

       11

       8

          14

      10

       5

Полученные данные по двум группам вынесены в отдельную таблицу (№ 6) для сравнения.

Данные результативности обучения детей 3-го года жизни изобразительной деятельности

Таблица 6

Группа № 1

15

11

15

13

9

Группа№2

       11

       8

          14

      10

       5

Сравнительные данные результативности обучения детей 1 младшей группы изобразительной деятельности по вышеуказанным критериям представлены              

в таблице 7.

                                                                                                                                      Таблица 7

 Критерии

Интерес ребенка к изобразительной деятельности

Видит образ в своих рисунках, рассказывает о них.

Выполняет доступные изобразительные действия.

Различает: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый.

Называет четыре основных цвета.

Группа № 1

Больше на 4 человека

Больше на

3 человека

Больше на

1 человека

Больше на

3 человека

Больше на

4 человека

Вывод:

Сравнив  результаты анализов  по изобразительной деятельности в двух одновозрастных группах (№ 1- применяющие нетрадиционные изобразительные техники; №  2-использующие традиционные изобразительные материалы) мы видим, что применение  нетрадиционных изобразительных техники, дает более высокий результат:  развит интерес к изобразительной деятельности,  дети стремятся заниматься ею не только по предложению, но и по собственной инициативе. Видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают их; радуются тому, что у них получилось. Лучше осознают связь своих рисунков с окружающим миром. Достаточно смело и уверенно выполняют доступные изобразительные действия:  рисуют ритмичные линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна. Начинают выполнять изображения, узнаваемые другими людьми. Различают более шести цветов: красный, оранжевый,  желтый, синий, фиолетовый, зеленый, белый, черный. Называют четыре основных цвета.

6.Выводы:

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что организация обучения детей третьего года жизни в работе с различными изобразительными материалами способствует интенсивному познавательному развитию. У детей формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Происходит первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную  сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. У малышей развивается художественный вкус. В изобразительной деятельности закладываются  большие  возможности для развития позитивного образа – Я.

Таким образом, изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития. В процессе детской изобразительной деятельности идет развитие по всем направлениям. И главная наша задача – не упустить ранний возраст, наиболее благоприятный для развития.

7.Список используемой литературы

  1. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод. Руководство по программе "Радуга" / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение, 2008.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.- М: Изд. Центр "Академия",1997.
  3. Григорьева Г.Г. «Малыш в стране акварели»: метод. Пособие для воспитателей и родителей Г.Г. Григорьева.-М.: Просвещение, 2006
  4. Гранкина М.В.  Нетрадиционные изобразительные техники // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №5. – С.88-92.
  5. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – В 2 ч. – Москва, 2007.
  7. Иванова Н.С. Ознакомление детей третьего года жизни с различными художественными материалами// Воспитатель ДОУ. – 2010. - №6. – С.91-94.
  8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.
  9. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет». Конспекты занятий.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
  11. Кроха: Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2007.
  12. Кроха: Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений/ Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2007.
  13. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки". – М., 2007.
  14. Павлова Л.Н. Третий год: Изобразительная деятельность в семейном воспитании// Дошкольное воспитание.- 2005.- №8. – С.  107-111.
  15. Парухина О.Н. Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №3. – С.93-96..
  16. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – Авт.-сост. Е.В. Полозова. – Воронеж, 2009.

       17.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К: Рад. Шк., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Обучение изобразительной деятельности на третьем году жизни"

На третьем году жизни детей начинают обучать элементам изобразительной деятельности. Это помогает подготовить основу для развития в дальнейшем творческих способностей в разных видах художественной...

особенности развития речи у детей третьего года жизни

статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни...

Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни

Игра – основной вид деятельности детей.  Для нас, воспитателей , организация самостоятельной игровой деятельности является сложной задачей. Так как нужно не только тактично направлять его игру, н...

Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использован...

Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использование ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С КУКЛОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Актуальность исследования, посвященного проблеме развития речи у детей третьего года жизни, определяется той уникальной ролью, которую играет развитие речи в этом возрасте для дальнейшего становления ...