Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Корнилаева Елена Александровна

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx136.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22»

( МБДОУ № 22)

МО, Рузский район, с. Покровское, ул. Новая , д.№6

Телефон 8-496-27-61-398 эл.почта  mbdou22@mail.ru

Консультация для родителей

«Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста»

C:\Documents and Settings\ПК\Рабочий стол\лена\технология по рисованию 2\картинки - рисование\bc3a8b5d75c6t.jpg

Воспитатель:

Корнилаева Е.А.

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.

Многие родители считают: главное – восхищаться любыми детскими рисунками, оберегая “внутренний мир” малыша, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно.

Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но обучать основным изобразительным навыкам и умениям необходимо. Правильное педагогическое руководство “рисованием” с учетом желаний и замыслов ребенка способствует развитию у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности, формирует склонности, способности.

Почему родители должны обращать внимание на проявления творческой активности малыша в процессе рисования?

На основании исследований педагогов психологов (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина и др.) можно утверждать, что изобразительная деятельность возникает уже на втором году жизни и носит манипуляционный характер. В поле зрения ребенка попадают предметы художественного назначения (карандаши, фломастеры, ручки, бумага). Ребенок начинает интересоваться способами действия с ними. До 1, 5 лет ребенок не испытывает потребности рисовать, поэтому он действует с предметами неосознанно, а как бы опробуя материал. Ребенка привлекают движение карандаша, ручки по листу бумаги и – самое главное – появление следов. Для него это открытие: вот чистый лист – и вдруг ленточки строк, линии, штрихи.

Взрослый обязательно должен обеспечить ребенка подобными материалами, чтобы они привлекали его внимание. Без участия взрослого ребенок не может овладеть способами использования изобразительных материалов. Заменить приемы действия с ними ребенку помогают изобразительная деятельность взрослого (через наблюдение) или самостоятельное открытие. После этого, как ребенок уяснил особенности работы с карандашом или фломастером, он продолжает покрывать бумагу различными линиями и штрихами, стремясь повторить действие, но, еще не замечая, что у него получается изображение предмета. Взрослый человек должен обратить внимание ребенка на характер оставляемых им следов и на разнообразие этих линий. Примерно к двум годам ребенок, т. е. его рука, приспосабливается к действию с изобразительными материалами, его движения становятся более твердыми и уверенными, т. е. закладываются основы зрительно – двигательной координации. Характер линий в этот период становится боле организованным, в результате получаются непрерывные спирали, мотки, увеличивается в размере и занимающие весь лист. Постепенно в рисунке исчезает хаотическое нагромождение линий, и все чаще возникают боле четкие графические изображения.

Взрослый должен помочь ребенку увидеть в его каракулях какое – то изображение. С этой целью предлагается рассматривание картинок и иллюстраций. Взрослый может рисовать и лепить на глазах у ребенка любое, получившееся изображение желательно соотносить с реальным предметом.

Благодаря совместным действиям взрослого и ребенка процесс подражания приобретает все боле “содержательный” характер. Если взрослый помогает ребенку в нарисованном узнавать знакомый предмет, он эмоционально откликается: улыбается, смеется, хлопает в ладоши, показывает рисунок всем членам семьи.

Цвет – основное выразительное средство.

Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашом. Яркое пятно краски вызывает у малыша радость и восхищение. Нарисовав темно – синей краской большое пятно, ребенок говорит: “Туча. Идет дождик”.

У детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке. В чем специфика методов обучения ребенка раннего возраста изобразительной деятельности? В первую очередь это наблюдение за окружающей действительностью, рассматривание иллюстраций, предметов декоративно – прикладного искусства, народных игрушек и т. п. Однако надо помнить, что произведения искусства должны быть доступными понимания ребенка как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Возникновению образа в рисунках детей раннего возраста способствует определенная последовательность творческих заданий, в основе которых овладение изобразительно – выразительными средствами, доступными малышам.

Задание по двигательному ритму (для детей двух лет) направлены на передачу явлений действительности контрастом цветных пятен: “Светит солнышко”, “Мой флажок, как огонек”, “Яркие фонарики”, “Зажжем огни на елке”, “Горят огоньки в домах”, “Праздничный салют”, и т. д. Благодаря цвету рисунок становится ярче, интереснее, живее.

Задание по линейному контуру направлены на передачу форм окружающих предметов: “Травка в поле поднялась”, “Цветы растут”, “Рыбки плавают”, “Шарики летят”, “Колобок – румяный бок”, “Мой веселый, звонкий мяч” и т. п.

Знакомя ребенка с предметами и явлениями действительности, взрослый должен способствовать вовлечению в этот процесс как можно большего числа различных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Это поможет малышу лучше запомнить и воспринимать окружающие.

Малыш только начинает рисовать, и взрослому необходимо вызвать у него интерес к этой деятельности. Для этого следует постепенно знакомить его с различными художественными материалами: красками, цветной бумагой, карандашами. Надо учить ребенка правильно держать карандаш, кисть в правой руке, аккуратно пользоваться водой и красками. Сначала дайте ребенку гуашь, обратите его внимание на разнообразие цветов. Пусть он возьмет одну краску и на альбомном листе что – нибудь нарисует. Малыш эмоционально реагирует на яркие цвета красок, рисует пятна, линии в разных направлениях.

Постепенно от простых действий кистью ребенок перейдет к узнаванию этого, что получилось: “цветок”, “солнышко”, “мячик”, “дорожка” и т. д. Когда малыш рисует, надо пояснить все его действия (“рисуем красками, карандашами на бумаге”). Он узнает, как интересно рисовать, поэтому стремится повторять линии, круги, пятна, штрихи. В процессе руководства рисованием эта деятельность приобретает образный характер, если взрослый обращает внимание на возникающие в рисунке изображения. С этой целью он проводит занятия, на которых ребенок имеет возможность увидеть процесс создания рисунка определенного содержания. Например, на большом листе бумаге взрослый рисует красками гуаши разного цвета понятные ребенку образы: солнышко, травку, цветы, жуков, птичку и т. д. Эти образы можно создавать не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами.

В начале обучения рисованию основное внимание следует обратить на координацию движения рук. Правильно держать карандаш, кисть в правой руке – уже большой труд для малыша. Поэтому при обучению рисования важно показать, как надо держать кисть, набирать краску и оставлять на бумаге пятна, мазки. Впоследствии, можно начать осваивать круговые движения - рисовать краской линии, которые вызывают ассоциации с “дорожками”, и спросите: “Кто пробежал по этой дорожке? ”. Дождитесь ответа или подскажите: “Киска, собачка, девочка.

При обучении детей раннего возраста важен метод совместных действий взрослого и ребенка – “Сотворчество”. Родителям рекомендуется, занимаясь с ребенком, находить различные формы совместных действий.

Формы совместных занятий по ИЗО требуют от взрослого внимания и подготовки, так как надо не только позаботится о том, чтобы ребенку было интересно, но и воспитывать у него желание самому участвовать в процессе совместной деятельности. Тогда ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее. Например, перед тем, как предложить малышу нарисовать краской, следует обратить его внимание на ее цвет, на мягкий ворс кисти. Затем показать, как взять краску, осторожно сделать 2 – 3 мазка на листе бумаге. Ребенок, подражая, сам начнет рисовать. Помогите узнать в этих неуверенных мазках “первые снежинки”, полюбуйтесь вместе с ребенком “снегопадом”. Для создания общей картины можно заранее нарисовать на листе бумаге удивительной формы несколько деревьев, елочек, и постепенно вводить ребенка в “образ” снежной зимы: “Наступила зима и все покрыла белым снегом: и деревья, и елочки, кусты. Нарисуем, как снежок падает на землю, на деревья”. Так у ребенка возникает желание нарисовать в сотворчестве с взрослым не отдельные “листочки, снежинки, огоньки, а образы “листопада, дождя, метели, огней салюта” и т. п. В процессе выполнения таких заданий обогащается восприятие окружающего мира: ребенок учится многие характерные детали – звук весенней капели, цвет осенних листьев, яркие лучи солнца и т. д.

Овладев способами самостоятельных действий, ребенок может применять их на других занятиях.

Маленьких детей особенно увлекает изобразительная деятельность в необычных условиях. Во время прогулки можно нарисовать палочкой на земле или снегу домик и предложить ребенку “войти” в него (или поехать в нарисованной машине). Летом с помощью разнообразных форм малыш может печатать на песке рыбок, лошадок, цветы и т. д.

Для развития изобразительной деятельности в раннем возрасте необходимы определенные условия:

- доступные по содержанию творческие задания;

- использование различных художественно – изобразительных материалов (карандашей, красок и т. п.);

- обучение изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать);

- развитие самостоятельных действий в процессе рисования.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22»

( МБДОУ № 22)

МО, Рузский район, с. Покровское, ул. Новая , д.№6

Телефон 8-496-27-61-398 эл.почта  mbdou22@mail.ru

Консультация для родителей

"Как организовать домашнее занятие по рисованию"

C:\Documents and Settings\ПК\Рабочий стол\лена\технология по рисованию 2\картинки - рисование\87.jpg

Воспитатель:

Корнилаева Е.А.

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.

Поэтому, так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.

В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.

Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.

Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды).

Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.

Первые краски, с которыми знакомится малыш- гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок.

Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.

Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.

Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование.

Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.

Для рисования ребёнку можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.

Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.

Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.

Как правильно подготовить рабочее место.

Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.

Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.

Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.

На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое? Что у тебя получилось?. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.

Как оформить детские рисунки.

Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте "картину" так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.

"Изобразительная деятельность в семейном воспитании"

Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретно-образного мышления - эти особенности психического развития детей 3года жизни определяют характер их изобразительной деятельности.

С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке, как о зарождении художественного творчества. Изобразительная деятельность детей направлена на развитие художественного творчества, формирование способностей приобретать необходимое для этого умения.

С учётом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной этой деятельности: обучение изобразительными навыкам и умениям, развитие воображения, целенаправленного восприятия, умения "читать" графические изображения.

Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщении их к искусству. Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребёнка на окружающий предметный мир, вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, вести линию, не прорывая бумагу, рисовать на всём пространстве листа.

Ребёнок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, глиной, пластилином, создавая простейшие композиции из штрихов, мазков, пятен, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа.

Способность передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у ребёнка развито воображение владеет ли он приёмами рисования, лепки. Всё, что дети воспринимают в окружающим остаётся в их памяти и служит основой для последующей творческой деятельности.

Помогите малышу выбрать наиболее типичные, яркие явления, события. Для этого рассматривайте вместе с ним доступные его пониманию произведения изобразительного искусства, картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.

Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребёнку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл "происходящего" на картинке.

Знакомьте ребёнка с предметами декоративно-прикладного искусства: рассматривайте цветы на деревянной лошадке качалке, любуйтесь нарядным сарафаном матрёшки. Вызывайте у него радость, желание ещё раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика.

Для этого используйте потешки, песенки, которые помогают ребёнку запомнить тот или иной персонаж, вызывают доброжелательное отношение к нему.

Взрослый, обучая ребёнка, формирует у него отдельные навыки и умения, воспитывает активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в "образ". В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребёнок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определёнными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя.

В раннем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, ассоциативные образы возникают быстрее.

Ещё один совет - использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ребёнок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем.

На занятиях по изобразительной деятельности взрослый использует ряд эффективных методов и приёмов.

Например, метод "пассивных" движений: взрослый берёт руку ребёнка в свою и начинает рисовать круги, проводит линии в разных направлениях ("ленточки", "дорожки", "круги" и т. д.). Действуя вместе с ребёнком , родители учат его рисовать, лепить. Подражая им, малыш затем самостоятельно осваивает движения карандашом, кистью.

Игровые приёмы создают эмоциональные отношения к процессам рисования, лепки. Как и в более раннем возрасте, в процессе обучении используется сотворчество взрослого с ребёнком.

Например, на большом листе вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (всё это можно выполнить аппликативным способом), а ребёнок дополняет эти картины.

Повторим: процесс создания образа в рисунке, лепке должен вызывать у ребёнка положительное отношение к изображаемому.

Например: научить малыша рисовать овальные, круглые формы красками, фломастерами, карандашами возможно путём механического, многократного повторения движений, лишённых образного содержания. Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - игровую основу, а сам процесс направлен на развитие у ребёнка воображения.

Тогда полученный художественный опыт помогает ему овладевать более сложными изобразительными навыками и умениями. В основе руководства изобразительной деятельностью - наблюдение, восприятие предметов, явлений окружающей действительности. При изображении отдельных предметов надо обращать внимание на разнообразие их форм и цветовой гаммы. Всё это способствует передаче образа в рисунке: "яркие цветы", "праздничные огоньки", "зайчики на полянке", "колючий ёжик в траве". Созданию образа помогают творческие задания, которые направлены на более полное отражение действительности. Можно организовать игру с вылепленными формами , используя для этого известные стихи, сказки, потешки, мелкие игрушки. Немалое содействие в этом оказывает совместное рассматривание рисунка, лепки ("Куда едет машина?", "А кому ты подаришь красивые цветы?" и т.д.) Такие краткие комментарии не только фиксируют внимание детей на том, что изображено, но и дают толчок к развитию воображения. Разнообразные формы, цветовые композиции придают рисункам выразительность, вызывая у детей эстетические чувства, желание самостоятельно повторить действия с карандашом, кистью на бумаге. Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока ещё просты по форме выражения: дети радуются яркому пятну, получившемся формам. Но этот процесс важен, ребёнка всё больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, форм, персонажа, предмета. Процесс становления образа в рисунках имеет значение для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Он с интересом экспериментирует с материалами и способами изображения, с помощью которых находит новые варианты, иногда оригинальные по содержанию. Если родители уделяют должное внимание изобразительной деятельности в семье, то дети третьего года жизни проявляют интерес к рисованию, лепке. Учатся создавать цветовые и графические образы красками, карандашами, фломастерами изображают явления окружающего, эмоционально реагируют на изображаемое, выбирают по своему желанию материалы и способы рисования, принимают участие в сотрудничестве с взрослым, проявляют интерес к результату своей изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста"

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.Многие родители считают: главное – восхищаться любыми детскими ...

Консультация для родителей “Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста ”

Консультация для родителей“Изобразительная деятельность в семейном воспитаниидетей раннего возраста ” Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых он...

Консультация для родителей Тема: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста»

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....