Использование нетрадиционных техник рисования
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Овчинникова Татьяна Геннадьевна

Методическая разработка  по изобразительной деятельности в группе раннего возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_izo.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Калинихинский детский сад № 6 «Берёзка».

Методическая разработка

по изобразительной деятельности

в первой младшей  группе

             

             Воспитатель Овчинникова Татьяна Геннадьевна

                                                                  2011г

Возраст участников:  дети первой младшей  группы.

           Актуальность: 

    “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От     пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский

Не  для кого не секрет, что дети  всегда пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. И не всегда им для этого нужны краски, кисточки и карандаши.  Дети могут рисовать  ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности и в собственном художественном творчестве.

   Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
    Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания и умения детей не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Цель:

Способствовать развитию интереса детей к изобразительной деятельности средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

-  вызывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

- помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с   нетрадиционными техниками;

- развивать мелкую моторику рук;

- способствовать  развитию активности и самостоятельности детей.

Задачи для педагога:

- изучить возрастные особенности детей;

- изучить исследования учёных по теме «Влияние нетрадиционных техник  

  рисования на развитие ребёнка»;

- разработать перспективное планирование по проекту;

- помочь детям овладеть различными техниками рисования;

- привлечь внимание родителей к данной теме.

Формы реализации:

Планирование, занятия с детьми.

  Техники нетрадиционного рисования, используемые в  этом возрасте:

   - рисование пальчиками;

   - рисование ладошками;

   - печать поролонами.

План занятий по изобразительной деятельности в первой младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования.

Время

проведения

Тема занятия

Цели и задачи

Оборудование

 

    С

    Е

    Н

    Т

    Я

    Б

    Р

    Ь

1.Рисование пальчиками

«Дождик»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой  - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

 Тучки нарисованы на листе, краска синего цвета в мисочках, салфетки.

2.Рисование пальчиками

 «Компот для медвежонка»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

 Силуэты банок разного размера, вырезанные из бумаги, гуашь красного, синего и желтого  цвета в мисочках, салфетки.

     О

     К

     Т

     Я

     Б

     Р

     Ь

1.Тампонирование

«Тучка - плакучка»

Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Воспитывать интерес к природе, способствовать отображению впечатлений в рисунке.

Лист бумаги белого цвета, краска синего цвета в мисочке, тампон, салфетки.

2.Рисование ватными палочками

«Угостим петушка»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

На листе бумаги белого цвета изображение петуха, гуашь, салфетки, ватные палочки.

     

    Н

    О

    Я

    Б

    Р

    Ь

   

1.Рисование ладошкой

«Ёжик»

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами.  Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика, гуашь черного цвета в мисочках, салфетки.

Время проведения

Тема занятия

                                            Цели и задачи

Оборудование

2. Рисование пальчиками

«Ветка рябины»

Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины, гуашь красного  цвета в мисочках, салфетки, иллюстрации рябины.

  Д

  Е

  К

  А

  Б

  Р

  Ь

1.Рисование пальчиками

 «Зайчонок»

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь зайчонку.

Листы бумаги с нарисованным силуэтом зайчонка, игрушка зайчонок, гуашь белого, черного цвета в мисочках,  салфетки.

2.Рисование пальчиками

«Рукавичка для Деда Мороза»

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции.

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Вызывать у детей желание украсить наряд Деда Мороза

листы светло-голубого цвета;

- белая гуашь в плошках,

- салфетки.

  Я

  Н

  В

  А

  Р

  Ь

1.Рисование пальчиками

«Наша ёлка»

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызывать у детей желание украсить  елочку к новому году.

Силуэты ёлочек вырезаны из бумаги, краски разных цветов в мисочках, салфетки.

Время проведения

Тема занятия

   

Цели и задачи

Оборудование

2.Тампонирование

«Снеговик»

Познакомить детей с новой техникой рисования  - тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Способствовать развитию у детей  эстетического вкуса.

Лист бумаги голубого  цвета, краска белого цвета в мисочках, тампон, салфетки.

  Ф

  Е

  В

  Р

  А

  Л

  Ь

1.Рисование пальчиком «Снегопад за окном»

 Продолжать учить наносить точки ритмично  на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, моторику, внимание,  речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Листы бумаги  синего цвета, гуашь белого цвета, салфетки.

2.Тампонирование

«Много снега намело»

Продолжать знакомить детей со способом тампонирования. Учить аккуратно набирать краску.

Поддерживать интерес детей к нетрадиционным техникам рисования.

Лист бумаги синего цвета, краска белого цвета в мисочках, тампон, салфетки.

  М

  А

  Р

  Т

1.Печатание ладошкой

«Подарок маме»

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать цветок.  Развивать внимание, мышление, память, речь.  Вызывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Листы светло-голубого цвета, приклеенный силуэт вазы, гуашь трёх цветов в плошках, салфетки.

2.Рисование пальчиками «Веточка мимозы»

Упражнять в технике рисования пальчиками.  Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

Листы бумаги с нарисованными веточками мимозы, гуашь желтого цвета, салфетки.

 

Время

проведения

Тема занятия

Цели и задачи

Оборудование

  А

  П

  Р

  Е

  Л

  Ь

1.Рисование пальчиками

«Капель»

Упражнять в технике рисования пальчиками.  Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание,  память, речь. Вызывать желание отображать свои  наблюдения в рисунке.

На белых листах бумаги силуэты сосулек, краски синего цвета в мисочках, салфетки.

2.Рисование ладошками

« Наше солнышко»

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

В середине листа А-1 нарисован круг желтого цвета,  гуашь жёлтого цвета в плошке, салфетки.

  М

  А

  Й

1.Рисование

«Цыплята»

Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Лист бумаги светло – зелёного цвета с силуэтом цыпленка,  каски желтого цвета, кисти.

2.Рисование пальчиками

«Красивые цветы»

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Листы бумаги светло-зеленого цвета, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки.

 

Заключение:

   Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования приносят детям много положительных эмоций. А положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.  Поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Литература:

1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»

2.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками»

3.Т.С.Комарова «Обучение дошкольников технике рисования»

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»