Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования с нарушением звукопроизношения.
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему

Андрюшкевич Татьяна Ивановна

Обобщение опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования с нарушением звукопроизношения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

«Развитие творческих способностей

дошкольников средствами

нетрадиционной техники рисования

                 с нарушением звукопроизношения»

обобщенный педагогический опыт

Составила воспитатель

Андрюшкевич Татьяна Ивановна

2014 год

                                                   «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».                                                                                                     В.И. Сухомлинский

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие "педагогическая технология". Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Рассмотрим кратко три аспекта, которыми может быть представлено понятие «педагогическая технология»:

1) научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Из вышесказанного следует, что технология в максимальной степени связана с совместной деятельностью воспитателя и ребёнка, ее содержанием, средствами, методами и формами.

В структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения;

в) процессуальная часть.

 Для нас, воспитателей, работающих с детьми, у которых имеются нарушения звукопроизношения, наибольший интерес представляет процессуальная часть технологии обучения дошкольников изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, а именно: что изменить в организации занятий с детьми для того, чтобы повысить их эффективность, на что обратить внимание при организации деятельности воспитателя по управлению процессом усвоения материала? 

В обучении ИЗО-деятельности уже давно применяются нетрадиционные техники изображения, такие как

        Пальцевая   живопись  –   рисование   пальцами   или   всей    кистью   руки. Кроме  изобразительной  стороны,  является  своеобразным  массажем  пальчиков  и ладошки,  что  благотворно  влияет  на  развитие  артикуляционного  аппарата.

        Рисование   ватными  палочками,  зубными  щетками,  поролоновыми  губками и  т.п.  позволяет  ребёнку   получить  разную  форму  мазка.

        Монотипия – краска наносится на кусок  целлофана, который затем прижимается к бумаге, оставляя оттиск.  Для  получения  задуманного  изображения  краску  можно  слегка  растереть  пальцами  сквозь  обратную  сторону  бумаги.

Другой  вариант – лист  бумаги  условно  делится пополам  и краска  наносится на одну  половину.  Затем  лист  складывается и  изображение  получается как бы  зеркальное. Использовать  можно  одну  или  несколько  красок.  Таким  способом  удобно  рисовать  симметричные  предметы – бабочек,  крону  деревьев  и т.д.

        Волшебный проявляющийся рисунок – контур наносится  белым восковым  мелком  или  свечой, и его не видно. Затем бумага покрывается краской или тушью и рисунок проступает.  Проявление  «волшебного»  рисунка  не   перестает  радовать  детей   на  многих  занятиях.  

        Рисование на мокрой бумаге – получается слегка размытое изображение,   как   под  дождем  или  в  тумане.  Таким  же  способом  можно  рисовать  пушистую  шерсть  животных.

        Набрызг. Для  этого используются  щетки  разного  размера,  ими  можно  разбрызгивать  краску  или  рисовать.

                          Кляксография  – клякса наносится на бумагу, затем лист поднимают и накло-

                    няют,               создавая задуманное    изображение. Детали  дорисовываются кстью.

                 

        Текучки – на лист  бумаги,  закрепленный на мольберте  с  наклоном,   налить   немного  жидкой   краски, позволяя ей  стечь вниз. Затем  наливается другая краска, потеки  смешиваются,  создавая  рисунок.

        Раздувание – капля жидкой  краски наносится на лист,  затем ребенок через соломинку для коктейля раздувает  её в разные стороны   для  получения  задуманного  рисунка.  Этот  вид  деятельности помогает   в  отработке   длительного  или  короткого  сильного  выдоха.    

        Рисунок на мятой бумаге – бумагу предварительно скомкивают, затем аккуратно  расправляют  и  рисуют  по  ней  акварельными красками.

        Размытые краски – рисунок наносят густой краской на лист бумаги, а  когда краска высохнет, лист опускают на секунду в емкость с водой.  Важно  не  передержать    рисунок  в  воде,  иначе  он  слишком  размоется.

        Рисунок с помощью клея – контур рисунка наносится канцелярским клеем так, чтобы он был выпуклым. Когда клей высохнет, внутрь  контура  наносят жидкую краску.

        Рисование  песком  или манной  крупой. Рисунок  наносится  на  бумагу  клеем,  затем,  пока  клей не  высох,  засыпается  песком или  манкой. По  желанию  его  можно  раскрасить  красками.  

        Печать – используются предметы,  оставляющие  интересные  оттиски  (или  нужные  штампы  вырезаются из  резины).  Краску  наносят  на  предмет  и  прикладывают  его  к  бумаге.

        Граттаж – лист бумаги покрывают свечой, а сверху наносят густую краску.   Рисунок   процарапывают  стекой  по  просохшей краске.

        Рисование стекой на покрытой тонким слоем пластилина фанерке или   картонке.

        Коллаж  –  сочетание аппликации и рисования.

        Фотоколлажи – аппликация из  фотографий,  открыток,  иллюстраций  из   старых  журналов  и  т.п.

        Аппликации-мозаики   из  полосок,  кружков, квадратиков (или  других  одинаковых   исходных  форм)   из  цветной  бумаги

        Обрывная  аппликация – детали  аппликации  не  вырезаются,  а  аккуратно  обрываются  по  контуру.  Развивает  точность  движений  детей.

        Аппликация  из  ткани,  ниток,  бросового  материала,  яичной  скорлупы   и т.п.

        Объёмная аппликация – бумага или ткань приклеиваются не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно также коробочки, смятую бумагу или фольгу, кусочки дерева или фанеры и т.п.

        Аппликация из кусочков бумаги, скатанных в шарики.

        Лепка  с  использованием  бросового  или  природного  материала. Лучше  всего  не  подсказывать  детям, как  использовать  тот  или  иной  материал,  а  дать  им возможность  самим   увидеть  в  материале  задуманный   образ.

        Лепка  из  теста – мука  смешивается  с  солью и  небольшим  количеством воды  (по  желанию в  тесто  добавляется  краска  или  раскрашивается  готовая  поделка).  Изделие   затем   можно   запечь  в  духовке и  сохранить.

        Барельеф.

        Конструирование  из  полосок  гофрированного  картона.

        Конструирование из бросового материала – пробки от бутылок, коробки,   стаканчики   из-под   сметаны   или   йогурта,    камешки, бумажная посуда, рулоны от бумажных полотенец, кусочки пенопласта и т.д.

Коррекционная направленность изобразительной деятельности на формирование правильного произношения осуществлялась в следующих направлениях:

  • Знакомство с нестандартными техниками рисования;
  • Введение нестандартных техник рисования в остальные занятия по ИЗО-деятельности;
  • Проведение самостоятельных занятий с применением нестандартных техник рисования.
  • В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни».

Знакомство с нестандартными техниками рисования проводили от простого к сложному. Сначала учили детей рисовать пальчиками, ладошкой, тычком, ватными палочками; затем по мокрой бумаге, раздували капли, использовали технику набрызга, коллаж. Нетрадиционные технологии применяли в аппликации: обрывная аппликация, из кусочков бумаги, скатанных в шарики, что способствовало развитию мелкой моторики. В лепке использовали размазывание пластилина по дощечке. Проводили работу с соленым тестом, глиной. Этот материал подходит для работы с агрессивными детьми. В ходе работы у детей повысился интерес к занятиям по ИЗО - деятельности с использованием нетрадиционных техник, и дети с удовольствием использовали полученные навыки в свободной изобразительной деятельности.

Важнейшим  фактором, определяющим успешность и эффективность коррекционной работы  с  дошкольниками  с  нарушенным  звукопроизношения,  является её систематичность. Это  означает, что  она  должна  охватывать  весь учебно-воспитательный процесс, реализовываться в повседневной жизни и деятельности детей.   Изобразительное  творчество  детей с использованием нетрадиционных техник рисования мы использовали не  только  на  специально  организованных  занятиях  по  рисованию,  лепке,  аппликации  и  конструированию,    но  и    его  элементы включали  в   другие  занятия, а также в  свободную  деятельность  детей.

На прогулке собирали опавшие листья, намазывали каждый листочек гуашью со стороны прожилок, прижимали лист окрашенной стороной к бумаге, повторяя эту технику несколько раз, получали цветочек. При симметричном прикладывании получали бабочку. Во вторую половину дня предлагали детям свободную нетрадиционную художественную деятельность, где дети могли выбрать разные техники рисования: кляксографию, с использованием трафарета, тычком, набрызг, ладошкой. В утренние часы предлагали детям работу с использованием веревочной техники, выполнение аппликаций из крупы, семечек, ракушек.

Последовательное, продуманное проведение в жизнь подготовительных дидактических игр, наблюдений в природе; использование нетрадиционных техник и самых  разнообразных материалов  и орудий; обучение способам обследования, восприятия предметов; включение в восприятие всех анализаторов ребёнка позволили использовать изобразительную деятельность как средство не только сенсорного воспитания, но и формирования правильного произношения. Это очень важно, так как хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

Кроме систематической работы по обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник, мы использовали технологию реализации программы «Серебрята и серебринки», в которой рассматривается система работы по полоролевому воспитанию дошкольников. Она предполагает разнообразие методов работы:

  1. Познавательно-развивающие:

     этические беседы;

     специально организованные проблемные ситуации;

     прогнозирование ситуаций;

     дидактические игры;

     сюжетно-ролевые игры

  1. Диалогово-рефлексивные:

игровые диалоги;

диалоги персонажей литературных произведений;

ролевые диалоги (взрослые – дети, мальчик – девочка, девочка-девочка, мальчик – мальчик, диалог с самим собой)

  1. Театрально-игровые:

имитационные игры;

сюжетно-ролевые игры;

игры-драматизации;

игры с элементами ритуалов, театральной педагогики

  1. Художественно-речевые:

ИЗО-деятельность;

рассматривание картин;

создание коллажей;

придумывание сказок и рассказов

  1. Сюжетно-образные:

символические игры;

моделирование жизненно значимых ситуаций;

схемы;

эксперименты

  1. Состязательные:

игры-состязания;

конкурсы;

турниры-викторины;

брейн-ринги

Технология реализации содержания Модели программы осуществлялась нами посредством воспитательных занятий и мероприятий. Проводили такие занятия по рисованию: с использованием тычка-«Ежи», «Зима», «Осеннее дерево», «Усатый-полосатый». Рисование пальчиком- «В саду созрели яблоки», «Ягоды в банке» и другие. Рисование ладошкой-«Подводное царство», «Обитатели морей». Кляксография-«Сказочное дерево», «Мой любимый сказочный герой». Монотипия «Бабочка». Рисование по мокрому листу- «Ранняя весна». С использованием набрызга- «День Победы». Текучки-«Поздняя осень». Раздувание «Цветы». Рисунок на мятой бумаге-«Обитатели севера». На занятиях по аппликации использовали такие нетрадиционные техники- обрывная аппликация-«Зимний пейзаж», «Осенний пейзаж». Коллаж- «Кошкин дом», «Мой любимый детский сад», «Открытка для мамы». На занятиях по лепке использовали такие нетрадиционные формы: барельеф. Тема «Сказочные рыбки», «Ветка рябины». Намазывание пластилина. Тема «Вечерняя станица». Лепка из соленого теста дымковских игрушек.

Общеизвестно, что продуктивная, ручная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речемыслительное развитие ребенка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие.

 Используя различные нетрадиционные техники рисования, мы заметили, что у детей лучше развивается пальцевая моторика, что способствует активизации речевых центров в коре головного мозга детей и улучшает их звукопроизношение.

О.Новикова писала: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью».

Также, учитывая полоролевые различия, мы решили внести изменения в организацию занятий. Мальчикам давали поручения, при выполнении которых они могли проявить себя как сильные, ловкие, быстрые, а девочки – как старательные, аккуратные, терпеливые. Так, например, дети готовили материал к занятию: мальчики ставили стулья, приносили воду. Девочки разливали воду в стаканчики, раскладывали материал. После занятия убирали рабочие места. Девочки стирали салфетки, мыли тычки; мальчики протирали столы. Мы старались создавать ситуации успешности для каждого ребёнка, т. к. психологический комфорт – важнейшее условие при осуществлении работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. При подготовке к занятиям по нетрадиционному рисованию мы продумывали следующие моменты:

а) продумывали вопросы к занятию, учитывая особенности разного пола

б) использовали больше наглядностей, так как это важно для мальчиков

в) использовали проблемные ситуации. Для девочек важны ситуации развивающего  харак-

тера, а для мальчиков- ситуации поискового характера.

Например: 1.Будем рисовать красками, а кисточки нет.

                   2.Как нарисовать ягоды, если нет красок.

                   3.Как нарисовать шерстку котенку, иголки ежу, если нет кисти.

                   4.Как выполнить аппликацию осеннего дерева, если нет цветной бумаги.

                   5.Чем можно нарисовать рисунок, если нет красок, карандашей.

В процессе ИЗО- деятельнсти создавали условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Так же при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, помнили о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки в среднем на 1,5 года. У девочек лучше развита зрительно-двигательная координация. У мальчиков больше задатков к творческой деятельности. Девочки больше нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия. При оценке поведения детей и результатов их деятельности, девочки крайне чувствительны к интонации в форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других людей (дети, родители). Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем- либо.

Осуществляя гендерный подход в рисовании, мы избежали нарушения свободы творческого и мыслительного самовыражения каждого мальчика и каждой девочки, научились относиться к их внутреннему миру бережно и с уважением, смогли понять и принять их такими, какими их создала природа – разными, и, по-разному прекрасными.

Нами представлена технология обучения детей с нарушениями звукопроизношения умению изображать знакомые предметы и явления с помощью  нетрадиционных техник рисования, которая может быть использована не только в изобразительной, но и в других видах деятельности детей; так как она учитывает гендерный аспект обучения дошкольников.

Исходя из этого, можно сделать вывод:

Дети приобрели определенные умения и навыки в изображении знакомых явлений и предметов с помощью нетрадиционных техник рисования. А именно: дошкольники научились слышать воспитателя, правильно выполнять задания, анализировать получившиеся рисунки, оценивать их. Нетрадиционная техника рисования, дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Литература:

  1. Концепция дошкольного образования //Дошкольное воспитание. -
    1989.-№5.-С. 12.
  2. Типовое положение  о  дошкольном  образовательном  учреждении
    //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 2-7.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования //Вестник образования. -1991. -№ 12.-С. 17-20.
  4. Государственная аттестация и аккредитация ДОУ. – М., 1996.
  5. Стёркина Р.Б. Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования//Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1.- С. 12-15.
  6. Стёркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его применения //Дошкольное воспитание. - 1996. - № 6. - С. 2-14.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999. - С. 6-10; 331 -340.
  9. Петровский В.А., Кларина Л.И., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
  10. Формирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Сост. Е. Г. Приходько – Краснодар, 2004.
  11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.-М.: Экс-мо,  2004.- С. 507.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин-М.: Педагогика, 1989.- С. 304.
  13. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / Рубинштейн С.П.-СПб.: Питер, 1999.- С. 705.
  14. . Мухина B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина.-М.: Академия, 1999.- С. 453.
  15. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина -М.: Педагогика, 1981.- С. 240.
  16. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой-М.: ТЦ5 Сфера, 2005.- С. 128.
  17. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2007. –  С. 144.
  18. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера,   2008. – С. 128.
  19. Программа воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.-М.: Мазаика-Синтез, 2009 – С. 141-143, 179-181.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Цель работы...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...