"Перспектива,основные законы и свойства"
учебно-методическое пособие по рисованию (подготовительная группа) на тему

Помылева Татьяна Сергеевна

Данное учебно-методическое пособие позволяет познакомить детей с элементарными правилами изображения предметов в перспективе, с основными законами перспективы и свойствами пространства. Раскрывает понятия «перспектива», «линия горизонта», «точка схода», «многоплановость» картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_perspektiva.docx882.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

«Перспектива, основные законы и свойства»

Цели и задачи: В детском саду  одним  из видов  изобразительной деятельности является сюжетное рисование.  Для детей старшего дошкольного возраста  основная задача сюжетного рисования – подвести детей к композиционному расположению предметов, фигур в соответствии с замыслом, выделяя «смысловой узор». Так же важно научить детей передавать сюжетные композиции в рисунке с элементами перспективы (ближе, дальше, рядом) с изображением явлений действительности, мира животных, образа человека, сказочных персонажей.

Необходимо познакомить детей с понятием «перспектива», с основными законами перспективы и свойствами пространства. Научить их видеть особенность перспективного изображения - зависимость  между величиной предмета и его удаленностью. Дать понятие «линия горизонта», «точка схода», «многоплановость» картины.

Развивать у детей творческую фантазию. Побуждать их использовать в своем творчестве все приемы работы с перспективой, которым они научились на занятиях.

Данное пособие позволяет познакомить детей с элементарными правилами изображения предметов в перспективе.

В рисовании, как и в других науках и видах искусства, есть свои законы. Самые главные из них – законы перспективы и заключаются они в следующем: настоящая форма предметов отличается от той, которую мы видим.

Закон первый – уменьшение видимых размеров: предметы, которые находятся близко, рисуются большими, а которые дальше – маленькими, но маленькие предметы могут быть и близко, например, маленькая или молоденькая ёлочка. Так же предметы меняют свою высоту. Дом, который мы видим близко крупнее, чем аналогичный дом, который далеко. Или телеграфные столбы, ведь все они одинаковой высоты, но чем дальше они от нас, тем меньше, а дорожка или тропинка, уходящая вдаль, совсем сливаются в точку. Мы видим предметы уменьшенными, хотя на самом деле они сохраняют свою постоянную величину.

Это масштабная разница. Вы, вероятно, замечали, что по мере удаления люди, деревья, дома как бы становятся меньше, а приближаясь к вам, словно вырастают.

Одно из свойств пространства – это превращение частного (конкретного) в общее. Это свойство хорошо пронаблюдать на примере деревьев. Например, вы стоите на опушке леса под деревом, а впереди, за полем шумит лес. Дерево, под которым вы стоите, вы можете разглядеть отчетливо: кору, ветви, листья, птичек и жучков, обитающих на этом дереве. Это от того, что оно стоит близко. Деревья, которые далеко, предстают без особых подробностей. Листья сливаются в единый зеленый массив-листву, стволы и ветви также едва различимы, не говоря уже о рисунке коры и обитателях.

В результате отбора, который делает пространство, вы видите как бы образ предмета, его общий вид.

Закон второй – изменение цвета предмета. Вблизи все предметы кажутся чётче и ярче, а вдали мы видим предметы более блёклыми, расплывчатыми, они имеют совершенно другой оттенок, так как цвет на расстоянии теряет свою яркость, и задние планы по сравнению с первым кажутся белесыми, выцветшими.

Существует деление цветов на две группы – на удаляющие и приближающие цвета. К первой группе относят все холодные цвета (включая холодный зеленый) и их оттенки. Ко второй -  все теплые (включая теплый зеленый) и их оттенки. Добавляя холодный цвет в теплый колер, тем самым отодвигаешь его немного в глубь пространства, которое ты создаешь на листе. Добавляя теплый, наоборот, приближаешь, выдвигаешь.

Еще одно свойство пространства – это преобразование контраста в нюанс. То, что на первом плане выглядит отчетливым, на втором и третьем плане более размыто, очертания не так конкретны, контраст между светом и тенью значительно слабее из-за того, что воздух между планами смягчает его. Также и тональные отношения (свет и тень) более мягкие, чем на первом пане. За счет этого достигается эффект глубины пространства.

Закон третий - изменение формы предмета. Если вблизи фигуры нам видятся круглыми, то вдали – овальными или квадратные предметы – прямоугольными.

1

2

3

4

5

БЛИЖЕ

крупнее

подробнее

контрастнее

теплее

ярче

ДАЛЬШЕ

мельче

обобщеннее

нюанснее

холоднее

бледнее

Если в рисовании пространства вы будете вспоминать эти пять свойств и пользоваться ими, пространство получится само собой.

Перспективные изменения величины, цвета и формы предметов хорошо заметны на больших расстояниях и почти не наблюдаются вблизи или на маленьких предметах. Любое изображение объемного предмета – это изображение его в пространстве.

Есть глубокое и неглубокое пространство. В неглубоком пространстве мы можем наблюдать изменения в самом предмете. Но увидеть различия между предметами не можем. В глубоком пространстве разница между предметами бросается в глаза сразу, если они находятся на расстоянии друг от друга.

Рисовать предметы надо так, какими их видит наш глаз, то есть со всеми изменениями.

Изображение, выполненное в соответствии с видимыми изменениями величины, формы, чёткости по-разному удалённых от нас предметов, называют перспективным изображением.

Используя законы перспективы в рисовании, необходимо научить детей определять, где находится линия горизонта.

Линия горизонта – это видимая граница неба и земной или водной поверхности, линия видимого тобой контура (очертания) Земли. Эта граница на самом деле не существует, а только видимая нашему глазу.

Линия горизонта всегда находится на уровне наших глаз. Местоположение её меняется, когда изменяется уровень наших глаз: если мы садимся, линия горизонта опускается, а если поднимаемся вверх – линия горизонта поднимается вместе с нами. Какие – либо предметы могут полностью или частично закрывать линию горизонта.

Есть два способа  изображения перспективы:

1-й способ - без загораживания предметов;

2-й способ - с загораживанием предметов.

Первый способ  легче для изображения детьми. Отличительной особенностью этого способа является то, что при рисовании без загораживания,  тот или иной предмет не зависимо от удаленности изображается целиком. Во втором же варианте на рисунке у предмета,  который расположен дальше, будет видна лишь его часть.

В рисовании с загораживанием предмета так же есть два варианта:

1-й вариант:  начинать рисование от ближних предметов к дальним предметам.

2-й вариант:  начинать рисование от дальних предметов к ближним предметам.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что при рисовании любого сюжета мы используем несколько планов. Все предметы, которые расположены ближе к нам, находятся на переднем плане, самые дальние - на заднем плане, все, что между ними мы называем средний план.

Мы знаем, что расстояние между двумя параллельными линиями везде одинаково, но что равные между собой величины, удаляясь от зрителя, кажутся уменьшающимися. Следовательно, и расстояния между параллельными линиями, удаляющимися от зрителя, будут казаться уменьшающимися, а линии, в натуре параллельные, но удаляющиеся от зрителя, будут казаться сходящимися вдали. Если мы эти линии продолжим, то они где-нибудь на плоскости нашего рисунка или за пределами его пересекутся. Дорога, рельсы уходят по равнине все дальше и дальше, пока не достигают горизонта и не пропадают из виду далеко-далеко. Место, где они скрываются из виду, называется точкой схода. Уходящая от зрителя горизонтальная дорога будет иметь точку схода на горизонте и идущая в гору - над горизонтом, а спускающаяся под гору - под горизонтом. Столбы по сторонам дороги рисуют, проводя к точке схода на горизонте линии, соединяющие нижние и верхние концы столбов.

Сделаем некоторые выводы:

  • Мы используем перспективу при рисовании различных предметов, чтобы они выглядели объемными.
  • Горизонт — это удаленная линия, на которой небо словно сходится с землей.
  • Точка схода — это участок горизонта, на котором дорога, река, железнодорожные рельсы пропадают из виду. Это точки на линии горизонта. Чем ближе человек к  точке схода, тем он кажется меньше. А попав в точку схода, человек сам становится точкой.
  • Горизонт расположен на высоте ваших глаз вне зависимости от того, на каком расстоянии от земли вы находитесь.
  • Уровень глаз – это уровень на котором находятся глаза художника относительно рисуемого объекта, вне зависимости от земли.

      При использовании данного пособия можно рассказать детям историю. Однажды девочка оказалась в  лесу. Там она встретила маленьких чудесных птичек. И они решили вместе прогуляться по лесным дорожкам. Вокруг них стояли большие высокие заснеженные деревья. Дальше деревьев было еще больше. За деревьями они увидели деревянный дом, окруженный елочками. Гуляли, гуляли, вдруг вдалеке показался красивый лес. В результате  у вас получилось многоплановое изображение. Обсудите с детьми, где расположились все детали. То, что ближе всего к нам находится – девочка, большие деревья, расположены внизу экрана. На плоском листе бумаги они будут рисоваться в самом низу листа. Это будет называться «Передний план». Самым далеким от нас кажется лес, он расположен вверху. На листе так же будем его рисовать в верхней части. Это будет называться «Задний план».  По середине расположился дом. На листе бумаги мы его нарисуем в центре листа. И называться это будет «Средний план».

Попробуйте с детьми на листе бумаги потренироваться рисовать трехплановое   изображение, учитывая все ранее изученное. На следующем занятии на двух листах бумаги нарисуйте две перспективы. На одном предметы, уходящие вдаль, должны загораживать друг друга, на другом – должны быть видны целиком. Спросите у детей, видят ли они какие-то существенные различия между этими картинками. Рисовать перспективу без загораживания легко. Поэтому начинать обучение лучше с нее.  Когда мы начинаем обучать детей рисованию перспективы с загораживанием предметов, объясняем, что можно начинать рисовать с «переднего плана» продолжая вдаль. А можно – с «заднего плана» двигаясь вперед. Можно предложить ребенку  чистые листы и отдельно вырезанные картинки. Ребенок самостоятельно выстраивает сюжет, располагая вырезанные картинки на листе, начиная с заднего плана заканчивая передним, используя разные приемы. После того как сюжет будет готов можно придумать по нему рассказ и зарисовать на листе бумаги.

Используемые материалы:

А.С. Зайцев, «Советы мастеров»  

И.Г. Мосин, «Рисование для обучения детей в семье, детском саду»

Ф. Рерберг, «Что такое художественная перспектива»

http://www.artery-school.ru/samouchitel/tekhnika-risovaniya-i-zhivopisi-teoriya/150perspektiva

http://risovatlegko.ru/risovanie/

C:\Users\Никита\Pictures\деревья.jpg

C:\Users\Никита\Pictures\девочка и дом 1.jpg    C:\Users\Никита\Pictures\елки 3.jpg

C:\Users\Никита\Pictures\фон - основа.jpg

   

  

C:\Users\Никита\Pictures\1 (2).jpg                  C:\Users\Никита\Pictures\2.jpg    

C:\Users\Никита\Pictures\шаг 3.jpg                   C:\Users\Никита\Pictures\шаг 4.jpg                        

C:\Users\Никита\Pictures\шаг 5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...