Цветные сказки
консультация по рисованию (старшая группа) по теме

Круговая Светлана Вадимовна

Данный материал поможет воспитателю и родителям познакомить детей с цветом через сказки по изо, а также даст возможность использования НМР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цветные сказки для детей. 25.66 КБ

Предварительный просмотр:

ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ

ЦВЕТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ,

или история о том, как стать настоящим художником.

Художественно – дидактическая сказка.

- Жил – был на свете один мальчик, который мечтал стать художником. Сидел он как-то у окна, смотрел на серый дождик за стеклом и грустил. А дождик устал моросить, да и закончился. Из-за тучек выглянуло солнышко, и в чистом небе засверкала всеми красками радуга. Мальчик засмеялся и закричал:

- Радуга-дуга, вот бы мне такие краски, как у тебя! Я бы сразу стал художником! И нарисовал много красивых картинок!

Радуга улыбнулась:

- знаю-знаю о твоей мечте и помогу её исполнить. Но стать художником совсем не просто. Мне подарили краски родители – батюшка Красно Солнышко и матушка Голубая Водица. Тебе нужно побывать в их владениях – семи Цветных Королевствах. Каждое утро по моей дуге-дороге ты будешь отправляться в одно из семи Цветных Королевств, где научишься рисовать КРАСКАМИ, но без кисточки. Каждый день новым способом, а как придумаешь сам.

И каждый вечер ты будешь возвращаться из Цветного Королевства с новой краской, рисунком и цветком. Вот тебе ПАЛИТРА. Это дощечка, на которой художник смешивает краски. Ровно через неделю на твоей палитре окажутся все цвета радуги. Вот тогда я подарю тебе настоящую кисточку, и ты попробуешь рисовать или писать, как настоящий художник.

Вопросы и задания детям:

  • Как вы думаете, почему радуга сказала, что её батюшка Красно Солнышко, а матушка Голубая Водица? Как получается радуга?
  • Где ещё можно увидеть радугу? (фонтаны, на реке, в мыльных пузырях).
  • Как вы думаете в какие цветные королевства отправиться мальчик за красками? Вспомните названия цветов радуги.
  • Что такое палитра? Для чего она нужна палитра? Зачем художник смешивает краски?
  • Давайте попробуем смешать некоторые краски на нашей большой палитре.

ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНОЕ КОРОЛЕВСТВО

Утром в окно утром в окно к мальчику постучала капельками дождя Радуга и заглянуло Солнышко. Он открыл глаза и сразу вспомнил, что сегодня начинается первое Цветное Путешествие.

- А почему о Солнышке говорят «Красное», если оно вон какое – жёлтое и золотое? – удивлённо спросил мальчик у радуги.

- С давних-преда-а авних времён, когда даже твоих бабушки и дедушки не было, люди называли красным всё самое красивое, доброе, праздничное и радостное: «красное солнышко», «красный день», «красное слово», «красна девица».

Красный значит красивый. Вот и для меня этот цвет самый любимый. Возьми палитру, забирайся на мою красную дугу и отправляйся в Красное Королевство. Да не забудь там от меня поклон передать.

Стал мальчик карабкается на радугу да сначала только перепачкался: ушки у него стали синими, нос зелёным, ладошки жёлтыми, а чубчик вовсе фиолетовый. Наконец он побежал по красной дорожке – только искры из-под ног летели. А потом сел и покатился с горки, только ветер в ушах свистел. Приземлился, отряхнулся, оглянулся – и ахнул.

В этом королевстве Красном

Всё прекрасно – распрекрасно:

Полыхает тут заря,

Рдеет грудка снегиря,

Розы с маками алеют,

Вишня и малина спеют,

Распускает хвост Жар-птица,

На лугу костёр искрится,

И румянцем светятся

Щёки красной девицы.

Поклонился мальчик на все четыре стороны и говорит:

Радуга-красавица

Вам велела кланяться.

И просила красной краски –

Нам она нужна для сказки.

В красном королевстве мальчик лакомился красной ягодой и думал: «Разве можно рисовать без кисточки?» Тут яркие капельки ягодного сока упали на листок бумаги. «Вот как!» - догадался будущий художник и тут же нарисовал красивый узор. А потом нашёл прекрасную-распрекрасную розу и поспешил в обратный путь.

Вопросы и задания:

  • Как вы думаете, что увидел мальчик в красном королевстве?
  • Что означает слово красный? А прекрасный? О чём или о ком так говорят?
  • Попробуйте и вы нарисовать ягодками. Возьмите сочные ягоды смородины, клубники, малины, вишни. Брусники, аккуратно прижмите к бумаге и проведите разные линии, поставьте пятнышки.
  • Нарисуйте ягодные узоры. Какие ягоды могут нарисовать ягодный узор красного цвета? А синего?
  • Какие цветы красного цвета вы знаете?
  • Давайте поиграем в игру «Что бывает красного цвета?»

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖЁЛТОЕ КОРОЛЕВСТВО.

На следующее утро мальчика разбудили солнечные зайчики. Они прыгали по подушке, плясали на потолке, стенах и щекотали мальчика и ласково шептали:

- Просыпайся, поднимайся и в дорогу собирайся. Мы – послы из жёлтого королевства. Велено нам просить тебя в гости и дорогу показать, чтобы не заблудился.

Радуга, провожая мальчика наказала ему:

- Желтый цвет – цвет самого солнышка, все на свете освещает. Попробуй-ка за время своего путешествия отгадать его характер.

Мальчик побежал по жёлтой дуге- дороге вслед за солнечными зайчиками. Ухватился за солнечный лучик и вскоре очутился на Золотом лугу в Жёлтом Королевстве.

В жёлтой ласковой стране

Солнце пляшет в вышине,

Скачет солнечный зайчонок,

А за ним бежит цыплёнок.

В вальсе бабочки кружат,

Пчёлы весело жужжат,

И, в волнах хвостом сверкая,

Плещет рыбка золотая.

Поклонился мальчик на все четыре стороны:

Радуга – красавица

Вам велела кланяться.

И просила жёлтой краски

Нам она нужна для сказки.

В жёлтом королевстве было светло и тепло. Мальчик полюбовался бабочкой лимонницей. Потом погладил пушистого цыплёнка. Дотянулся до лепестков подсолнуха – они были бархатистые. Наклонился, чтобы вдохнуть в себя лёгкий аромат одуванчика, - нос его стал жёлтым от пыльцы. Ещё ему удалось лизнуть соты душистого мёда. И послушать жужжание золотистых пчёлок.

- Разве может быть характер у цвета? Вот загадка так загадка! – подумал мальчик.

Он зажмурил глаза и увидел сквозь ресницы лучи солнца. Которые окутывали золотым сиянием всё желтое королевство.

А вы пробовали смотреть на солнце или светильник прижмурившись? А ещё попробуйте на свет через расчёску или гребешок (дуршлаг, чайное ситечко).

- Жёлтый цвет… - тёплый, ласковый, добрый, весёлый. Как само солнышко! Ко всему жёлтому так и хочется прикоснуться. Может быть, и нарисовать жёлтое можно руками?

Мальчик опустил руку в жёлтую краску и начал рисовать.

Мимозу и одуванчик он изобразил, быстро постукивая пальчиками по бумаге.

А цыплёнка и золотую рыбку нарисовал другим способом: провёл цветным пальчиком контурные линии, будто рисовал мелком или карандашом.

Обрадовались жители жёлтого королевства: «Бери больше жёлтой краски, мальчик! Чем больше жёлтых картинок ты нарисуешь, тем светлее и теплее будет вокруг!»

 Задания и вопросы:

  • Как вы думаете какое настроение или характер у жёлтого цвета.
  • С каким настроением вы трогаете, или смотрите или пробуете на вкус что-нибудь жёлтое?
  • Попробуйте нарисовать пальчиками – это удобно, быстро и легко. А теперь попробуйте нарисовать симметричную картинку (листок, цветок, бабочку, стрекозу) одновременно двумя указательными пальцами (синхронно правой и левой рукой)
  • Подскажите мальчику, какой цветок можно подарить радуге в подарок? Мимозу, одуванчик, лилию. Нарисуй эти цветы пальчиком.
  • Давайте поиграем в игру «Что бывает жёлтым?

ПУТЕШЕСТВИЕ В СИНЕЕ КОРОЛЕВСТВО

В среду мальчика разбудил шум дождя. Радуги на небе не было. Он заплакал и огорчился.

- Пропало моё цветное путешествие.

- Не плачь малыш! – услышал он знакомый голос. – Ты не видишь меня, потому что сегодня нет солнышка, но я могу появиться где угодно – даже в ванной комнате. Возьми зеркальце, опусти его в воду, наклони и направь его на свет. Луч отразится на белой стене или потолке, и я перед тобой появлюсь…

Когда радуга появилась, мальчик мигом вскарабкался на синюю дугу-волну.  Его подхватил синебокий дельфин и помчал в синее королевство. За ним следом заскользили мыло, зубная щётка, губка, мочалка…

В синем-синем королевстве

Так прохладно и чудесно!

Синий воздух, синий лес

Тянет ветви в синь небес,

Тут резные васильки

Расцветают вдоль реки.

Синий ручеёк поёт.

В синем море кит плывёт –

Пашет море-океан,

А над ним журчит фонтан.

Поклонился мальчик на все четыре стороны.

Радуга красавица

Вам велела кланяться.

И просила синей краски –

Нам она нужна для сказки.

Обрадовались жители синего королевства: «Бери, мальчик, нам не жалко. Синий цвет – любимый цвет мамы нашей радуги – матушки водицы глубокой. Чем больше синего ты нарисуешь, тем больше на свете будет глубокой прохлады». Мальчик плыл по морской синеве на дельфине и размышлял, что и как здесь нарисовать. Всё синее королевство – это одно море без начала и конца. Даже дух захватывает. Может больше и придумывать ничего не надо? Вот возьму и нарисую море. Пусть мне помогут домашние вещи из ванной комнаты, которые тоже любят воду. Сначала мальчик взял кусочек мыла и нарисовал им белые волны, но ничего не увидел на бумаге. Потом пропитал синей краской щётку для одежды и приложил её к листу бумаги. Получилась морская рябь и глубина. И даже мыльные волны показались.

После этого зубной щёткой нарисовал причудливые волны.

А потом плотно-плотно обмотал тонкой бельевой верёвкой пластиковую бутылку из-под шампуня, прокатил её по листу бумаги и… взволновалось море.

     

Задания и вопросы:

  • Попробуйте нарисовать море без кисточки. Чем больше лист, тем удобнее. А ещё лучше нарисовать море на старых обоях, расстелив их на полу и прикрепив на стене.
  • Придувайте свой способ изображения моря без кисточки.
  • Какие цветы напоминают по цвету море?

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗЕЛЁНОЕ КОРОЛЕВСТВО

На следующее утро в небе по-прежнему сияло солнышко и сверкало в дождливых капельках Радуга. Мальчик подошёл ближе, наклонился, пригляделся и удивился:

Почему твои дуги-дороги так тесно прижались друг к другу, им же не удобно.

- Это мой волшебный секрет, - улыбнулась радуга. – в тесноте да не в обиде. Благодаря этому секрету у меня не три цвета, а целых семь. Где две дуги соединяются там два цвета смешиваются и получается ещё один – совершенно новый, который так и называется – смешанный. Если бы не было такого цветового секрета, ты видел бы только красную, синюю и жёлтую дуги – мои главные цвета. Художники их называют основными или чистыми цветами. Смотри: там, где синяя дорожка соединяется с жёлтой получается новая тропинка – зелёная. Сегодня по ней ты отправляешься в зелёное королевство.

Мальчик ухватился за дугу – лиану, спрыгнул на лесную полянку и очутился в зелёном королевстве.

Тут зелёный крокодил

Прячет хвост в зелёный ил.

Жаба толстая с лягушкой

Дружно прыгают за мушкой.

Змей колечком притворился

И под кочкою укрылся.

На лугу кузнечик скачет

Ящерка хвостом маячит,

Под дождём шуршит листва

И как щёлк блестит трава.

Мальчик поклонился на все четыре стороны:

Радуга – красавица

Вам велела кланяться.

И просила вашей краски

Нам она нужна для сказки.

 Обитатели зелёного королевства удивились: «Да ведь она уже есть у тебя на палитре. Смешай синюю краску с жёлтой – и получишь зелёную. Рисуй, не жалей краску. Ведь чем больше прохладной и свежей зелени, тем уютнее отдыхать и спокойнее жить на белом свете»!

Мальчику не давал покоя цветовой спектр.

- А что получится, если смешат краски по разному: сначала много жёлтого и мало синего, а потом много синего и мало жёлтого?

- получатся разные оттенки! – закричала зелёная обезьянка. – только ты не торопись, узнаешь об этом в самом последнем королевстве.

Мальчик начал смешивать краски. Его ладошки перепачкались… Но он не стал вытирать их о джинсы. Раз – два – три! – и зелёные ладошки отпечатались на бумаге – вот и готов новый рисунок для радуги.

- Ура! – закричала обезьянка. – Получилась пальма, как настоящая

Мальчик выбрал в подарок для радуги самую красивую веточку с изумрудными листочками и отправился домой.

               

Задания и вопросы:

  • Назовите королевство в котором был мальчик сегодня. Кто там живёт? Как живётся и отдыхается его обитателям?
  • Придумайте что ещё можно нарисовать ладошками?
  • Поиграйте с двумя красками – жёлтой и синей. С начало возьмите много синей и мало жёлтой, а затем наоборот. Каму какой оттенок понравился больше?
  • Сравните разные оттенки зелёного – болотный, изумрудный, салатный.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ОРАНЖЕВОЕ КОРОЛЕВСТВО.

Мальчику так понравилось путешествовать и разгадывать цветовые секреты, что он чуть свет схватил палитру и помчался к радуге.

- Я вижу, тебе не терпится отправиться в новое цветное путешествие. Сегодня ты побываешь в оранжевом королевстве. Оранжевый цвет – тоже смешанный, как и зелёный. Ты можешь получить его прямо сейчас, смешав на палитре жёлтый и красный цвет. Но добыть краску в Оранжевом королевстве интереснее.

Мальчик побежал по оранжевой дуге-дороге, потом ел на оранжевые качели и с песенкой «Оранжевое небо, оранжевое море» кубарем свалился в оранжевое королевство – прямо в оранжевый бархат. Вокруг него вихрем закружились песчинки. И так остро и сладко запахло мандаринами, что мальчик почему – то вспомнил новогоднюю ёлку…

В королевстве оранжевом белки

Апельсины в саду собирают,

Мандарины усыпали ветки –

Их лисички хвостами сбивают,

Попугаи танцуют танго

Над макушкой густой абрикоса.

Канарейки душистый сок манго

Наливают в скорлупки кокоса

И плетут венки из цветков –

Королевских цветков – ноготков.

Поклонился мальчик на все четыре стороны и говорит:

Радуга – красавица

Вам велела кланяться.

И просила вашей краски

Нам она нужна для сказки.

Обрадовались жители оранжевого королевства: «Бери, мальчик, нам не жалко. Оранжевый цвет – жаркий, ароматный. Весёлый и праздничный. Чем больше оранжевой краски – тем больше радости на свете!»

Мальчику так понравилось в оранжевом королевстве, что он решил смастерить портреты в подарок лисе и белке. У лисы он попросил лоскутик, ветку, верёвочку и сделал тампон вместо кисточки. У белки мальчик взял картон, нарисовал на нём портреты рыжих подружек и аккуратно вырезал силуэты.

Жительницы оранжевого королевства были в восторге от такого подарка.

А картон – трафарет пригодился мальчику, чтобы сделать для радуги рисунок.

Он положил трафарет на лист бумаги и способом примакивания тампона нанёс краску на трафарет. Потом поднял трафарет и отпечаток лисички и белочки остался на листе.

     

Задания и вопросы:

  • Как вы думаете с кем ещё познакомился мальчик в оранжевом королевстве?
  • Чем похожи и отличаются белка и лиса?
  • Угадайте какое угощение они могли приготовить мальчику?
  • А какой цветок мог найти мальчик в оранжевом королевстве?
  • Попробуйте сделать трафарет апельсина, лисы…

ПУТЕШЕСТВИЕ В ФИОЛЕТОВОЕ КОРОЛЕВСТВО.

В субботу утром радуга заглянула прямо в комнату к мальчику.

- Просыпайся, умывайся! Сегодня ты побываешь в фиолетовом королевстве.

Побежал мальчик по фиолетовой дуге – дороге. Бежал – бежал и снова оказался в своей комнате. Мальчик очень удивился и подумал, что заблудился. Он опять хотел побежать, но радуга его остановила с улыбкой:

- Цветное королевство может быть где угодно, даже совсем рядом. Фиолетовый цвет – цвет мечтателей и фантазёров, поэтов и сказочников. Попробуй посмотреть вокруг себя глазами художника. И ты найдёшь цветное королевство совсем рядышком!

Мальчик смотрел-смотрел и залюбовался чудесным цветком на подоконнике:

Фиалка! И лепестки у неё фиолетовые, и даже имя немного фиолетовое. Как интересно!!!

Потом понюхал ирисы в маминой вазе и заметил, что они тоже фиолетовые. Затем заглянул в холодильник и увидел там много – много разных фиолетовых вкусностей – баклажаны, виноград, сливы, чернику, ежевику, а ещё какую-то фиолетовую капусту… А в это время...

Кот Василий пошалил

И чернильницу разлил.

Промурлыкал: «Очень мило!

Как красиво – всё в чернилах!»

Кот сначала из попил,

Хвостиком в них повозил,

После окунул в них лапки –

Все четыре по порядку.

И пошёл везде гулять –

Отпечатки оставлять.

Мальчик придумал песенку:

Радуга – красавица

Вам велела кланяться.

Вам спасибо за подсказки:

Всё нам пригодится в сказке.

Мальчик хотел наказать разбойника кота, но посмотрел на фиолетовые следы и… погладил кота за подсказку. Он сам стал печатать следы – рисунки. Сначала смочил в чернилах конец катушки от ниток и стал делать отпечатки колечек.

Потом ластиком напечатал дом из кирпичей. А на кухне нашёл картофель и морковку, которые начала чистить бабушка, и начал штамповать разные узоры.

             

Задания и вопросы:

  • Как вы думаете, сумел ли мальчик найти фиолетовое королевство в своём доме? Назовите овощи и фрукты фиолетового цвета. Какой цветок из фиолетового королевства можно подарить радуге?
  • Подумайте какие краски можно смешать чтобы получить фиолетовый цвет?
  • Давайте попробуем сделать штампики из овощей, а свеклой можно печатать и без краски – она и так фиолетовая.

Лыкова И. «Цветной мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Цветная сказка"

Презентация по реализации педагогического проекта по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста....

интегрированное занятие "Цветная сказка"

На данном занятии решаются воспитательные задачи, а также задачи по развитию речи и зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста...

Цветные сказки

"Цветнве сказки" -  помогают закрепить  устойчивые  представления  детей о цвете, развить зрительное восприятие....

Авторская программа: "Цветные сказки и краски"

Актуальность программы определяется следующими фактами: возрастающие требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению приводят к необходимости интенсификации процесса обучения с учетом ...

Авторская разработка художественно- эстетической направленности "Цветная сказка" для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222961","at...

Материал по цветоведению "Цветная сказка"

Материал по цветоведению,  для ознакомиения детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Цветная сказка"

Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности,включая все ее виды. Широкое использование в работе с детьми классических инародных произведе...