Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи
методическая разработка по рисованию на тему

Разнообразие игровых форм по развитию мелкой

моторики у детей с нарушениями речи

 

Введение

Одной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увеличение количества детей имеющих разнообразные нарушения речи.

Речь – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурии. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

У всех детей с отклонениями в развитии в той или иной степени нарушена речевая деятельность. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. В этой связи особую актуальность приобретает изучение взаимосвязи речи и моторного компонента в условиях нарушенного развития.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией» [№19]. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки ... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Под речевыми нарушениями можно понять, как расстройство, речевая патология, отклонение от принятой речевой нормы в процессе функционирования механизмов всех видов и компонентов речи, полностью или частично препятствующие речевому общению, организующие возможности социальной адаптации человека.

Нарушение речи, зависит от неврологического поражения, в результате которого страдает моторное программирование или нервно-мышечное исполнение речи, объединяются в условный диагноз – моторные речевые нарушения (М.Р.Н.), который объединяет апраксию речи и двигательных функций (моторику).

Значительные трудности у детей вызывает динамическая организация движений, а именно, затруднено или невозможно быстрое воспроизведение предложенных движений. Так же при различных нарушениях речи может отмечаться добавочные движения, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Из-за особенностей состояния нервной системы у таких детей труднее и дольше вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области мелкой моторики. Как указывала О.В. Правдина, нарушение мелкой моторики хоть и не является ведущим патологическим звеном, но она сильно влияет на формирование речи у детей. Нарушение мелкой моторики становится более заметным в период школьного детства, когда ребенок начинает владеть письмом. Отсюда следует необходимость предупреждения нарушений письменной речи при условиях своевременного создания коррекционной и профилактической работы до начала систематического обучения в школе.

Одной из актуальных проблем отечественной теории и практики специальной – педагогики является классификация методов и приемов развития мелкой моторики при разных нарушениях, характеристика их применения в прицессе общения со взрослыми, в игровой и бытовой деятельности (Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Н.А. Чевелева и тд.).

Л.З. Арутюнян (Андронова), Р.Д. Бабенкова, Л.И. Белякова, В.В. Воронкова, Ю.Ф. Гаркуша, В.А. Гринер, И.А. Грошенков, А.А. Дмитриев, Н.А. Козленко, А.И. Козлов, М.М. Кольцова, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, В.М. Мозговой, М.С. Певзнер и В.И. Лубовский, Е.В. Оганесян и др. Подавляющее большинство исследований этих авторов посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы о развитии у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Но решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой моторики, выявления корреляции между степенью развития движений руки и уровнем речевого развития.

Поэтому представляется актуальным экспериментально установить, как соотносится между собой мелкая моторика руки и речевое развитие у детей с нарушениями речи.

В связи с этим была сформулированна тема данной исследовательской работы: «Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями речи».

Объект: Мелкая моторика у детей дошкольного возраста.

Предмет: Специфика мелкой моторики у детей с дошкольного возраста с нарушениями речи.

Цель: Теоретическое изучение особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Гопотиза: Предположим, что мелкая моторика детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеет ряд особенностей:

1.    Нарушениы:

2.    Произвольные движения пальцев рук;

3.    Сила движений;

4.    Дифферинцеровнность движений;

5.    Ловкость кистей рук;

6.    Тонкая моторика пальцев рук;

Задачи:

1.      Работа посвящена теоретическому изучению вопроса мелкой моторики  у детей дошкольного возраста.

2.      Выявить особенности мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

3.      Экспериментальное изучение особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Методы:

1.      Теоретические (изучение специальной литературы, ее анализ и синтез):

2.      Изучение психолого – педагогической документации– изучение специальной литературы

3.      Конспектирование

4.      Цитирование

5.      Реферирование

6.      Библиографическое описание.

7.      Составление сборника разнообразных игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики детей с нарушениями речи

Предлагаю конспект логопедического занятия в подготовительной группе с использованием Су-Джок массажёров.Буду рада, если кому-нибудь пригодится мой материал....

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с нарушениями речи

Предлагаемая методическая разработка поможет практикующим логопедам в повседневной работе - как в игровой форме проводить автоматизацию поставленных звуков у ребёнка дошкольного возраста....

"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"

Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка....

сценарий мероприятия по развитию танцевально- игрового творчества с элементами логоритмики для детей с нарушением речи "Путешествие в весенний лес"

сценарий  мероприятия по развитию танцевально- игрового творчества с элементами логоритмики  для детей с нарушением речи "Путешествие в весенний лес"...

Использование игровых приёмов для развития моторики у детей с нарушениями речи

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планир...

Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей с нарушением речи

Какие существуют методы и приемы работы для предупреждения дисграфии у детей дошкольников ...

Проект «Создание авторских игровых пособий для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи».

Долгосрочный проект «Создание авторских игровых пособий для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи"....