НОД "Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Меркулова Анастасия Сергеевна

Знакомство с творчеством русского художника – пейзажиста И.И. Шишкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatrivanie_kartiny_i.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Цель: Знакомство с творчеством русских художников – пейзажистов

Задачи:

Продолжать знакомить детей с творчеством И.И. Шишкина. Формировать представление о выразительных средствах, используемых художником для создания образа. Упражнять в рисовании животных (медведя) методом тычка.                                                                                                                   Продолжать развивать художественное восприятие произведений живописи. Развивать умение давать эстетическую оценку произведению.                                                                                                                                                                                    Воспитывать интерес к живописи.

Материал: репродукция  портрета И. И.  Шишкина, репродукция картины И. И. Шишкина  «Утро в сосновом бору», гуашь, кисти, шаблоны медведей по количеству детей.

Предварительная работа: рассматривание набора  иллюстраций «Лес», чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Социализация», «Здоровье».

Ход непосредственно образовательной деятельности

 Воспитатель:     Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть ее красоту помогают нам художники. Как называют картины природы, которые они рисуют ? (пейзаж) В  России жил замечательный художник-пейзажист  И. И. Шишкин.   Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опершись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется вдали.

     И. И. Шишкин родился в  Елабуге на реке Каме. Город Елабуга окружен непроходимым  лесом.  Целыми днями бродил он по лесу, изучал и рисовал природу. А особенно он любил рисовать сосны. Если внимательно посмотреть на картины И. Шишкина, то покажется, будто мы в лесу, чувствуем дыхание леса, веет свежим ветром с полей, становиться светлее и солнечней. 600 картин написал художник и каждой картиной говорил: «Как удивительно красиво и богата природа! Любите её!». Художник очень любил лес. У поэта Баратынского есть стихи :

           С природой одною он жизнью дышал:

            Ручья разумел лепетанье,

            И говор древесных листов понимал,

            И чувствовал трав прозябанье.

          Однажды летом, когда Ване было 9 лет, сидел он в лесу возле своего любимого родничка и писал акварельными красками. Он любил тут рисовать – вода рядом, принесешь в горсти, сольешь во впадинку большого белого камня, как в чашку, да и мой себе кисточку. Ваня так увлекся рисованием, что не заметил. Как к нему подошел почтальон и присел рядом с ним. Вдруг на полянке появился медведь, - пушистый, коричневый с янтарными глазами. Почтальон очень испугался. Вслед за медведем появились 2 медвежонка. Ваня быстро стал мешать кистью краски – желтую с темно-коричневой и бордовой, чтобы зарисовать их. Почтальон шепчет: «Что ты, что ты, пусть уходят!» А Ваня говорит: «Мишенька, друг, подойди сюда» - и медвежонок, словно понял и пошел к людям. От испуга почтальон упал на землю, а Ваня, пожалев его, сказал, обращаясь к медведям: «Ладно, уж, уходите, боится он вас!» Все трое повернулись назад и скрылись в лесу. А Ваня заплакал оттого, что не смог зарисовать их и очень сердился на почтальона.
(Показ картины «Утро в сосновом лесу»)
            Посмотрите на эту картину. Она называется «Утро в сосновом лесу». Ее нарисовал Шишкин, уже взрослым человеком.

         Кажется, недавно бушевала тут буря, ломала деревья, корежила их из земли. А сейчас встает доброе утро, и медвежата веселятся на опушке старого дремучего леса. От картины веет спокойствием и безмятежностью. Посмотрите внимательно: какие деревья нарисовал художник? Правильно, это сосны. А как называется лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор. Посмотрите, какие они высокие и могучие:  

Сосны чуть пониже туч,

По стволам смола стекает,

И с утра на них играет

Золотой зайчонок-луч.

Словно в синем море волны,

Лес шумит, прохладой полный.

В зелень яркую одетый,

Он хорош в разгаре лета.

Как вы думаете, какой главный цвет в лесу  (Зеленый) .

Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес, а почему? (Нет, его оттенки, чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу) .

- Как вы думаете, какое время дня изображено на картине, почему? (Утро, так как солнце только взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса) . Кого вы видите в центре картины? (Медведицу с медвежатами). Медведица с медвежатами вышла на прогулку, и медвежатам очень нравится лазать по поваленным деревьям.  Какое настроение эта картина вызывает у вас?       Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? Верно, ребята, кистью и красками.

А теперь давайте встанем и разомнемся:

 Ветер дует нам в лицо ,                               Махи кистями рук

 Закачалось деревцо .                 Поднять руки вверх, наклонятся вправо-влево

 Ветер дует тише, тише                                Опускают руки

 Деревцо все ниже, ниже.                              Приседают

 Чтобы клен скорей заснул,                          Глубокий вдох    

 Ветер на него подул.                                    Продолжительный выдох

 Клен, качаясь, засыпает,            

 Птенчиков в гнезде качает.                         Присели и встали.

- А теперь давайте пройдем в мастерскую художника и впишем в пейзажи, которые мы рисовали на прошлом занятии медведей.  У вас есть готовые шаблоны больших и маленьких медведей можете воспользоваться ими.

Закрашивать  их мы будем методом тычка. Вы заметили, что у нас на столах нет воды? Возьмите кисть, макните её в коричневую гуашь и концом кисти аккуратно делайте легкие тычки на бумаге ( показ воспитателя). Посмотрите , краска  похожа на густую медвежью шерсть. (Дети выполняют работу)           А теперь давайте устроим выставку  и рассмотрим наших мишек.                     - На каком рисунке самые дружные медведи? Какой медведь получился самым веселым? Самым сердитым? Самым лохматым? Самым похожим на медведей с картины И. И. Шишкина? Пускай мы еще не художники, а только учимся рисовать, но рисунки у нас сегодня получились замечательные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".

Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....

Конспект беседы по искусству (рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору").

Познакомить детей с таким жанром живописи как пейзаж. Учить и воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник. Учить выделять оттенки цветов как средств...

Рассматривание и описание картины И.Шишкина "Утро в сосновом бору"

Закрепляем с детьми умение рассматривать и описывать картину И.Шишкина "Утро в сосновом бору"...

Рассматривание картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»

Занятие по ИЗО в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования....

Конспект ННОД по развитию речи : РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ БОРУ».

Программное содержание: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выд...

Конспект занятия "Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов, ка...

Составление творческого рассказа по картине И.И. Шишкина « Утро в сосновом бору».

Цели: развивать интерес детей к рассматриванию картин, умение составлять творческие рассказы.Программные задачи:  познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, с содержанием картины, учи...