Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Праздничная одежда коренных жителей Севера".
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Шакирова Фидания Габдулхановна

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_prazdnichnaya_odezhda_korennyh_zhiteley_severa.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

         Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.

        Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера,  приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре,  быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к Родине,  к краю в котором они живут.

         Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое. Знакомство детей с бытом и обрядами хантов и манси, я прививала детям любовь к родному краю через рассматривание открыток, иллюстраций, посещение краеведческого музея, чтение стихов, сказок, театрализованную деятельность. На познавательных занятиях дети получают знания о народных традициях хантов и манси, об особенностях нашего климата и основных природных богатств той территории, где они проживают. Полученные знания на занятиях и в беседах мы закрепляем в сюжетно-ролевых играх и разнообразных видах деятельности. Выходя с детьми на прогулку, мы обращаем внимание на красоту нашей природы, учим детей видеть и понимать ее, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к родному округу. Моя задача дать больше знаний о растительном и животном мире Ханты-Мансийского края. Играю с детьми в игры народов севера. В играх народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками. Знакомлю с национальными сказками, потешками, поговорками, которые очень нравятся моим ребятам. Воспитывая сознательность, вежливость, доброту, внимание, используя при этом пословицы, поговорки и стихи, я зарождаю в глубине ребенка маленькое зернышко, которое со временем вырастет в привычку, в культуру поведения, как в быту, так и в природе.

        У народов севера, как и у любого другого народа, существуют свои традиции, обряды, празднества и большинство из них связано с музыкой, что требует от участников не только охотничьих, или каких-нибудь других, но и исполнительских качеств.

         Я считаю, что такая работа поможет сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит и любовь к Родине.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе.

Тема: Праздничная одежда коренных жителей Севера.

Интеграция образовательных областей:

 «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: расширять представление о культуре народов ханты и манси.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми ханты и манси украшали свою одежду.

2. Учить создавать узор на одежде, используя характерные для него элементы.

Развивающие:

1. Развивать интерес к культуре народов ханты и манси.

Воспитательные:

1.Воспитывать в детях чувство любви и привязанности к родному краю, уважение к народам  ханты и манси.

Обогащение словаря:

- малица, ягушка, орнамент.

Предварительная работа:

1.Знакомство с праздниками севера: «Медвежий праздник», «Вороний день», «Праздник оленевода».

2. Рассматривание альбома  «Финно-угорский мир в куклах и игрушках». А.М. Тахтуевой; рассматривание альбома «Мансийские орнаменты».

3. Чтение сказок ханты и манси.

4. Слушание хантыйских мелодий.

Материал: иллюстрации с изделиями одежды мужской и женской одежды; образцы орнаментов; бумажные силуэты одежды, гуашь, кисточки разных размеров, палитра, баночки с водой.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, в какой мы живем стране?

Дети: Мы живём в России.

Воспитатель: В каком городе?

Дети: В городе Советском.

Воспитатель: Где находится наш город?

Дети: На севере.

Воспитатель: Кто коренные жители севера?

Дети: Ханты, Манси, Ненцы …….

Воспитатель: Правильно. У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются и передаются из поколения к поколению. Давайте вспомним с вами, какие  есть праздники народов Севера?

Дети: «Медвежий праздник», «Вороний день», «День оленевода».

Воспитатель: Северные жители, как и все люди на праздник одевают свои лучшие наряды. Мужчины одевают малицу (показ и рассматривание иллюстрации). Женская одежда называется ягушка (показ и рассматривание иллюстрации).

Воспитатель: Чем отличается малица от ягушки?

Дети: Малица без застежек, с капюшоном, а ягушка с завязками впереди и с воротником.

Воспитатель: Ханты и манси украшают свою одежду бисером, мехом и орнаментом. Орнаменты могут быть разными, каждый орнамент имеет свое название.

Воспитатель показывает образцы орнаментов: «заячье ухо», «собачья лапа», глухариный нос», щучьи зубы» и прочие.

Воспитатель: Хантыйские орнаменты красивы,

                         В них все предметы Родины моей,

                         Ты больше не найдешь во всей России

                         Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин

Основная часть.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю стать мастерами и раскрасить одежду орнаментом.

Детям предлагают выбрать бумажные силуэты одежды.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим,  из каких геометрических фигур состоят орнаменты?

Дети: Квадрата , треугольника, ромба.

Воспитатель: Как вы думаете,  каким цветом можно раскрасить орнамент?

Дети: Красным, синим.

Воспитатель: Посмотрите на доску, я вам покажу, как нужно нарисовать орнамент «щучьи зубы». Рисуем полоску, на полоске треугольники. Затем над первым треугольником рисуем ромб, второй треугольник пропускаем, над третьим треугольником снова рисуем ромб и так до конца полоски.

Воспитатель: Ребята, выберите цвет по своему желанию и приступайте к работе.

Во время выполнения работы звучат хантыйские мелодии. Воспитатель индивидуально оказывает помощь детям, которые затрудняются в выполнении задания.

Физкультминутка подвижная игра «Загони оленей»

Правила игры: дети делятся на две группы – оленей и оленеводов. Олени бегают по комнате. По сигналу «Загнать оленей!» оленеводы загоняют оленей в загон – на стулья.

Заключительная часть.

В конце занятия оформляется выставка из детских работ.

Воспитатель: Ребята, скажите что сегодня нового вы узнали на занятие?

Дети: Мужская одежда называется - малицей, а женская – ягушка .  Коренные  жители Севера ханты и манси украшали одежду бисером,  мехом, орнаментом. Орнамент  бывает разный, имеет свое название: «заячье  ухо», «собачья лапа», «щучьи зубы».

После занятия можно оформить с детьми альбом «Одежда ханты и манси», прочитать сказки народов Севера, поиграть  в национальные игры.

Список литературы:

        1. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

        2. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.

        3. Заповедник Малая сосьва. Под ред. А.М.Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.

        4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Страна чудес. М., 1998.

        5. Обские Угры. //Под ред. А.И. Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.

        6. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008.

        7. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

        8. Сказки народов Севера. //Составитель В.В. Винокурова, Ю.А. Сем. Л., Просвещение, 1991.

        9. А.М.Тахтуевой. Мансийские орнаменты. . Альбом. СПб., Просвещение, 1994.

        10. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Здравствуй, город! Я-твой житель!"

Игровое занятие по ознакомлению с достопримечательностями родного города, воспитанию патриотических чувств....

«Украшение одежды коренных жителей Севера».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Цель: расширить представление о культуре народов ханты и манси.Программные задачи:Образовательные:...

Конспект занятия с элементами нетрадиционного рисования в подготовительной к школе группе на тему: «Морские жители».

Цель: вызвать у детей интерес к эксперименту и творчеству в изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.Задачи: познакомить с новым способом создания фона для изображения карти...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Жители России»

Познакомить дошкольников  с традициями и обычаями  других народов....

Конспект НОД "Праздничная одежда коренных жителей Севера"

Конспект НОД "Праздничная одежда коренных жителей Севера"...

Конспект занятия «Праздничная одежда коренных жителей Севера»

Конспект занятия «Праздничная одежда коренных жителей Севера»...