Проект "Палитра"
проект по рисованию (подготовительная группа) по теме

Детско-родительский образовательный проект «Палитра» направлен на:
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palitra1.doc1.72 МБ
Файл analiz_palitry.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №14 «Солнышко»

Отчёт по реализации программы

дополнительной образовательной деятельности

 за 2012-2013 учебный год

«Развитие мелкой моторики руки

посредством использования нетрадиционных техник рисования

«Палитра»»

В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в двух группах детей старшего дошкольного возраста в рамках программы дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра».

Настоящая программа дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра» разработана на основе программы «Радуга» (автор Т. Н. Доронова) с использованием технологии Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования» и представляет собой программу по художественно-продуктивной деятельности, предназначенную для детей старшего дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра» направлена на:

* Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

* Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

*  Ознакомление с универсальным « языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

В реализации программы запланированы занятия по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного  возраста, где представлены разнообразные нетрадиционные техники и способы рисования: раздувание краски, монотипия, фотокопии и др.

           Цели программы:

1. Разностороннее развитие ребенка;

2. Реализация потенциальных возможностей детей и первые проявления творчества;

3. Создание условий для вовлечения детей в собственное творчество, в процессе которого создается что-то                 красивое, необычное.

Задачи программы:

1.Познакомить с новыми видами нетрадиционной изобразительной техники;

2. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности;

3. Формировать чувство композиции и ритма;

4. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

5. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Формой обучения являлись занятия по подгруппам. Занятия проводились в соответствии с сеткой два раза в неделю.

Актуальность: 

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей.

Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога - научить детей манипулировать с' разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники

Работая в детском саду, наблюдала, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Основная программа, по которой я работаю - это новая авторская программа Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.
В программе представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя. Ведь главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Все занятия по программе Г. Н. Давыдовой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много занятий с использованием нетрадиционных  техник: например, рисование по - мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование нитками, рисование песком, рисование щёткой или расческой.

Отличительная особенность программы дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра»:  

1. Внедрение регионального компонента в проект - как основа для формирования национальных представлений и национальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

В реализации программы запланированы занятия по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста, где представлены разнообразные нетрадиционные техники и способы рисования на основе использования литературного и фольклорного материала югорских авторов  и сказителей: М. Анисимковой, Е. Айпина, А. М. Коньковой, Л. Кошиль, А. Тарханова, Ю. Шесталова, Г. Слинкиной.

Использование данного материала позволило сделать занятия  интересными, содержательными и познавательными. Поэтичны, своеобразны сказки народов Севера.  Одни звучат как размеренное повествование в долгие зимние вечера, другие - совсем короткие рассказы о лесных зверях и растениях – друзьях человека.  Поэтические творения глубоки и искренни. Но все они – об истории нашего города, о культуре народов ханты и манси, о стремлении к добру и справедливости.

2. Занятия  выстраивала с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно – продуктивной деятельности дошкольников. В построении занятий применялась единая сюжетная линия:

* Организационная часть - содержит познавательный компонент.

* Практическая часть – применение нетрадиционных техник и способов рисования.

* Итоговая часть -  «вернисаж» детских работ.

3. Использование тематического литературного, музыкального, фольклорного материала позволило сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. Занятия продумывала так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада.

4. Выстраивая педагогический процесс, уделяла большое внимание игре, как методу радостного, ненапряженного познания. Включение дидактических игр и упражнений значительно повысило эффективность обучения, обеспечило рациональное сочетание и смену деятельности, предупредило утомляемость, сохранило высокую работоспособность. В своей работе использовала игры на развитие творческой активности:
- Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции  появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.
- Игровое упражнение «Простые рисунки".
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых.  При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочется.

В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

5. К методическим особенностям построения занятий с целью развития мелкой моторики рук я отнесла пальчиковые     игры (массажи) с  используемым на данном занятии изоматериалом. 

6. Нетрадиционные техники позволили осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует: интеллектуальному развитию ребенка; коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; развивает мелкую моторику рук.

 7. Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинала по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в работе: рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, рисование ватными палочками («Пуантилизм»), печатание листьями, рисование свечой и солью, «кляксография» с трубочкой, « кляксография» с ниткой, «монотипия», «набрызг», восковые мелки + акварель, «оттиск» смятой бумагой,  пробкой, поролона, пенопласта, «тычок» жесткой полусухой кистью, рисование по сырому, черно-белый  и цветной граттаж, расчёсывание краски

8. Большую помощь в приобщении детей к прекрасному оказали прогулки. Наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя неизгладимый след в их сознании, жизни. Наблюдения проводились с группой детей в утренние и вечерние часы.  Основным методом в процессе наблюдения являлась беседа.

Дети учились не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, на снегу, а впоследствии карандашами на бумаге. Если приучить детей любоваться яркими красками природы (неба на закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой осенних листьев), у ребёнка развивается художественный вкус, он глубже познаёт окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Работа с родителями в ходе реализации  программы дополнительного образования « Развитие мелкой моторики руки посредством использования нетрадиционных техник рисования «Палитра»

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Я использовала возможность общения с родителями, и одна из наших задач  - установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей.

Взаимодействие с родителями было  индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требовала особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителя.

В работе с родителями придерживалась следующих правил:

  • учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;
  • находить в каждом ребенке что - то хорошее и хвалить от души детей;
  • уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения;
  • доступным языком доводить результаты диагностического отслеживания;
  • по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.

Тесный контакт с родителями помог не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в занятиях – досугах, КВН. Использовались  следующие  формы  сотрудничества: 

  • «Консультационный пункт» (где предлагались консультации для родителей).
  • «Домашние задания». Бывает, что рисунок не получился: неправильно передана форма, не выдержана величина и цвет, или ребёнок не успел доделать работу. Отложив такие работы, вечером показываются родителям, рассказывается, над чем нужно поработать. Утром дети приносят в детский сад творческие домашние задания, которые в дальнейшем используются для выставки работ детей.
  • «День открытых дверей». Каждый второй четверг месяца родители посещали занятия и участвовали в нём.
  • «Выставки работ детей» проводились в конце каждого месяца.
  • «Развлекательно-познавательный КВН» как итоговое мероприятие.

В ходе реализации задач программы «Палитра» отслеживались результаты детей. Для этого  проводилось педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (7 лет) по продуктивной деятельности по определённым критериям анализа и оценки, созданных детьми изображений.  

Достигнутые результаты:

  • Дети  знают  виды нетрадиционной изобразительной техники (тычок, смешивание цветов, кляксография, монотипия, фотокопия, витраж, граттаж, батик, рисование солью, рисование нитками, расчесывание краски).
  •    Дети  знают жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет
  •    Дети  составляют описательный рассказ о нарисованном.

Дети умеют с помощью разнообразных изобразительных средств создавать рисунок, подбирают интересный познавательный материал.

  • Рост познавательной активности детей,
  • Педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (7 лет) по продуктивной деятельности к концу учебного года показало высокий результат усвоения знаний (100%) по данной программе, что показывает рост интереса детей к нетрадиционной  изобразительной  технике, повышение художественной, творческой активности у детей.
  • Высокий уровень социализации воспитанников: дети являлись активными участниками творческих конкурсов муниципального, регионального и федерального  уровня, где занимали призовые места,
  • Повышение активности родителей.
  • Сформированы у детей интегративные качества:
    -овладевший необходимыми умениями и навыками;
    -овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
    - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;
    -любознательный, активный.

 Реализация программы дополнительного образования «Развитие мелкой моторики рук «Палитра» помогла всесторонне развить личность воспитанников, научить их выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

Итоги реализации программы дополнительного образования «Развитие мелкой моторики рук «Палитра» подводились в форме периодических выставок по темам, итоговой выставки творческих работ детей «Вот чему мы научились», развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности (итоговый).