Программа для детей дошкольного возраста "Юный художник"
рабочая программа по рисованию на тему

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gvozdeva_l.n.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Юный художник»

Автор-составитель программы: Гвоздева Лариса Николаевна

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Юный художник». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель: развитие  у  дошкольников  творчества, эстетического восприятия   и художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры и нравственности, эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве при обучении детей нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • познакомить с красками и их свойствами;
  • познакомить детей с различными техниками и материалами изображения;
  • учить использовать цвет для передачи настроения, состояния своего отношения к изображаемому;
  • учить детей ритмично наносить штрихи, мазки, правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов;
  • развивать художественно-образное мышление.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • Восковые мелки и акварель.
  • Кляксография с трубочкой.
  • Монотипия пейзажная.
  • Монотипия предметная.
  • Набрызг.
  • Отпечатки листьев.
  • Оттиск пенопластом.
  • Оттиск поролоном.
  • Оттиск смятой бумагой.
  • Печать по трафарету.
  • Рисование ватными палочками.
  • Рисование ладошкой.
  • Рисование пальчиками.
  • Тычок жесткой полусухой кистью.

Организация занятий кружка.

Два занятия в неделю по 30 – 35 минут.

Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей:

  • репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.
  • фоны разного цвета, размера и формы.
  •  изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши (в соответствии с возрастом детей).
  • кисти разных размеров.
  • подставки для кисточек.
  • стаканчики для воды.
  • салфетки для кисточек.
  • палитры для смешивания красок.
  • вата, газеты.
  • инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, ветошь.

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности:

  • разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действия);
  • потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с педагогом и другими детьми;
  • бескорыстное удовольствие от процесса и результата;
  • потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.

Формы самостоятельной изобразительной деятельности:

  • подготовка к предстоящему занятию по изобразительной деятельности (дети получили задание подумать, что они будут рисовать на следующий день);
  • упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);
  • игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);
  • воплощение собственных замыслов ребёнка.

Планируемые результаты: дошкольник

  • – знает закономерности конструктивного построения предметов, основные композиционные закономерности, цвета спектра;
  • – знает различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • – передает в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
  • – проявляет творческую активность, воображение, эстетический вкус и чувства ритма, цвета, композиции;
  • – способен замечать изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.);
  • – способен отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора;
  • – с помощью средств выразительности создает художественный образ в собственной работе;
  • – владеет знаниями в области изобразительного искусства и применяет их на практике;
  • – эмоционально воспринимает содержание произведения изобразительного искусства;
  • – узнает знакомые картины, иллюстрации, предметы прикладного искусства;
  • – свободно использует и трансформирует графические средства изображения: точки, линии, штрихи в изобразительной, орнаментальной композициях;
  • – способен самостоятельно декорировать предметные изображения предложенными элементами;
  • – способен комбинировать декоративные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод;
  • – творчески подходить к составлению композиции, обращая внимание не на скорость выполнения задания, а на разнообразие использованных в рисунке линий, элементов;
  • – умеет использовать способы линейного рисования при создании сложных орнаментально-графических композиций;
  • – уметь ориентироваться в пространстве листа, заполняя его в разных направлениях с использованием графических средств рисования, создавая сюжетные работы;
  • – развит устойчивый интерес к творческим занятиям;
  • – развито умение смело и свободно выражать собственное «Я» в работе;
  • – способен самостоятельно оценивать свою работу и работу сверстников.

Методические рекомендации педагогу

Основными формами работы педагога по изобразительной деятельности являются игровые занятия; самостоятельная изобразительная деятельность детей; выставки художественного творчества детей; индивидуальная работа.

Формы проведения занятий различны – это и игровые занятия, беседа, выставки, и творческая мастерская-студия.

Можно выделить и определенные виды занятий: практическая работа; выставка; конкурс; игра-сказка; игра-путешествие; импровизация и пр.

Применяются следующие методы организации занятий: репродуктивный, словесный, метод практической работы, метод игры (познавательные, подвижные, дидактические - на развитие глазомера, внимания, воображения, памяти и т. д.), метод наблюдения (зарисовки, рисунки), метод графических работ (составление схем), метод проблемного обучения, наглядный метод (наглядный материал- картины, репродукции мирового и русского искусства, рисунки, плакаты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства).

Для того чтобы заинтересовать ребенка в том или ином виде изобразительного творчества педагог применяет дополнительные стимулы:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент;
  • просьба о помощи;
  • музыкальное сопровождение.

Обучение строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы, учитываются индивидуальные особенности детей, уровень сформированности изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинается работа с техники рисования пальцами, ладошкой, оттиска (поролоном, пенопластом, смятой бумагой), тычкового рисования (ватными палочками, пробкой, полусухой клеевой кистью) и т. д. Затем эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных- кляксографии, монотипии, набрызга, граттажа, тиснения, воскографии. Вышеперечисленные техники значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита. Большое внимание в процессе рисования уделяется формированию представлений о познавательных свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. В процессе занятия наряду с традиционными динамическими паузами активно применяются игры для развития пальцевой моторики.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО МЕСЯЦАМ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

№ П/П

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ТЕХНИКИ

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

1

2

3

4

5

СЕНТЯБРЬ

1

Мой веселый звонкий мяч

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать прием получения точек.

Лист формата А3, синяя и красная гуашь (можно налить в блюдце), салфетки.

2

Червячки для петушка

Рисование пальчиками

Продолжить знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки равномерно и последовательно.

Лист формата А3, вырезанная фигурка петушка, коричневая гуашь, салфетки.

3

Мой любимый дождик

Рисование ватными палочками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать прием получения точек и коротких линий.

Лист формата А3 светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь, ватные палочки, салфетки.

4

Воздушные шары

Оттиск печатками

Познакомить с техникой печатания. Показать прием получения отпечатка.

Лист формата А4, красная, желтая, синяя, зеленая гуашь, различные печатки, салфетки.

5

Утёнок

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жёсткой кистью. Продолжить учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Лист А4 с нарисованным контуром цыплёнка, гуашь (желтая, красная, чёрная), жесткая кисточка.

6

Подсолнух

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Лист формата А3 с нарисованным кругом и лепестками, черная гуашь, салфетки.

7

На яблоне поспели яблоки

Оттиск печатками

Познакомить с техникой печатания. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать яблоки на дереве, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Лист формата А3, красная гуашь, различные печатки, салфетки.

8

Яркие звезды

Рисование ватными палочками

Учить рисовать звезды ватными палочками. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Лист формата А3, тонированный темно-синим цветом, желтая гуашь, салфетки.

ОКТЯБРЬ

1

Накорми цыплят

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить данный прием. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Лист формата А5, желтая гуашь, салфетки.

2

Вкусное яблочко с червячком                    ( 1 занятие)

Рисование восковыми мелками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования восковыми мелками, на примере яблочка.

Лист формата А5, восковые мелки.

3

Вкусное яблочко с червячком                    ( 2 занятие)

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.

Лист формата А5, коричневая гуашь, салфетки.

4

Осенний натюрморт

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжить учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Учить рисовать фрукты и овощи, рассыпанные в вазе, использую контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Лист формата А3, круг из тонированной бумаги, гуашь (желтая, красная, фиолетовая, зеленая), жесткая кисть, салфетки, фрукты и овощи муляжи.

5

Осенняя сказка (живые фрукты)

Рисование восковыми мелками

Продолжить знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования восковыми мелками. Учить отображать особенности изображаемого предмета. Развивать чувство композиции.

Лист тонированной бумаги формата А3, восковые мелки, гуашь.

6

Большой гриб

Рисование восковыми мелками

Упражнять в рисовании восковыми мелками. Закрепить умение наносить ритмично и равномерно линии на поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба. Развивать чувство композиции.

Лист тонированной бумаги формата А4, восковые мелки, муляжи грибов.

7

Осеннее дерево

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать деревья большие и мелкие, изображать листья с помощью рисования пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата А3, тонированный темно-синим, темно-серым цветом, желтая, красная, зеленая и оранжевая гуашь, салфетки.

8

Золотая осень

( 1 занятие)

Печатание листьями

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой печатания листьями. Показать прием получения отпечатка.

Лист формата А3, тонированный темно-синим, темно-серым цветом, желтая, красная, зеленая и оранжевая гуашь, листья различной формы, салфетки.

9

Золотая осень

( 2 занятие)

Тычок жесткой кистью

Закрепить умения в технике рисования тычком  жесткой кистью.

Лист формата А3, желтая, красная, зеленая и оранжевая гуашь, салфетки.

10

Золотая осень

( 3 занятие)

Печатание спонжиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой печатания спонжиками. Воспитывать аккуратность.

Лист формата А3, гуашь, спонжики, салфетки.

НОЯБРЬ

1

Бублики-баранки

Печатание штампиками

Упражнять в технике печатания штампиками. Закрепить прием примакивания. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Лист формата А3, коричневая и белая гуашь, кисти, салфетки.

2

Осень вновь пришла

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжить учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Лист формата А5, желтая, красная, зеленая и оранжевая гуашь, кисти, салфетки.

3

Наливные яблоки

Печатание ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошкой. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – яблочки. Развивать цветовосприятие.

Лист формата А5,мкоричневая, красная  гуашь, муляжи яблок.

4

Сидит девица в темнице, а коса на улице

Рисование ватными палочками

Упражнять в технике рисования ватными палочками. Учить наносить точки по всей поверхности морковки. Воспитывать аккуратность.

Лист формата А5, зеленая и оранжевая гуашь, ватные палочки, салфетки.

5

Рябинка

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Лист тонированной бумаги формата А4, желтая, зеленая, оранжевая и красная гуашь, салфетки, ветка рябины.

6

Грибы на пенёчке

Печатание ладошкой, пальчиками и кулачком

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании ладошкой, кулачком. Закрепить умение украшать предметами простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата А3, коричневая, зеленая, желтая гуашь, салфетки, муляжи грибов.

7

Поросёнок

Рисование восковыми мелками

Продолжить знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования восковыми мелками. Учить изображать особенности изображаемого предмета. Развивать чувство композиции.

Лист тонированной бумаги формата А5, восковые мелки, гуашь.

8

Листопад

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски.

Лист формата А3, опавшие листья, гуашь, салфетки.

ДЕКАБРЬ

1

Лошадка

Рисование восковыми мелками

Учить использовать нетрадиционные приемы при создании рисунка. Учить по-разному использовать технику рисования восковыми мелками.

Иллюстрации лошадей, игрушка лошадка, лист белой бумаги формата А4, восковые мелки.

2

Чайная пара

Рисование пальчиками

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Учить нетрадиционной технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику рук.

Лист формата А4, гуашь голубого цвета, салфетка, чайный сервиз (детский).

3

Рукавичка

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой  кистью. Закреплять умение правильно держать кисточку.

½ часть листа с нарисованным контуром. Рукавицы, жесткая кисть салфетки, синяя, голубая гуашь.

4

Зимняя салфетка

Печатание штампиками

Учить детей рисовать узоры на салфетках квадратной формы. Учить сочетать элементы декора по цвету и форме (круги, точки, линии). Развивать чувство цвета и ритма.

Бумажные квадраты, краски гуашевые, штампики, салфетки. Декоративные салфетки.

5

Зайка серенький стал беленький

Рисование ватными палочками

Продолжить учить детей рисовать ватными палочками по контуру. Расширять знания детей о животных. Прививать аккуратность.

½ листа белой бумаги, голубая гуашь, ватные палочки, салфетки, иллюстрации зайцев.

6

Ёлка светится огнями

(1 занятие)

Оттиск печатками, пробкой

Учить рисовать отпечатки по всей поверхности листа. Учить рисовать ёлочку. Развивать воображение, творчество.

Лист тонированной бумаги формата А3, гуашь зеленого цвета, печатки разной формы, пробка, салфетки.

7

Украсить ёлочку бусами и игрушками

( 2 занятие)

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма.

Готовая ёлка с предыдущего занятия, гуашь в мисочках разных цветов, пробка, салфетки.

8

Новогодняя игрушка

Рисование восковыми мелками

Упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок.

Вырезанные из бумаги ёлочные игрушки (шары, звезды и т.д.), восковые мелки.

9

Новогодняя ёлочка

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой рисования печатания ладошкой. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Листы формата  А3, гуашь в мисочках зеленого цвета, салфетки, кисти.

ЯНВАРЬ

1

Праздничная елка (Рождественская)

Рисование восковыми мелками, печатание пробкой,

Закрепить навык закрашивания внутри контура восковыми мелками. Закрепить умение украшать елку, используя печатание пробкой. расширять знания детей о празднике.

Альбомный лист с нарисованным силуэтом елочки, восковые мелки, гуашь (красная, желтая, синяя), салфетки.

2

Красавица лесная

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность.

Маленькая елочка, зеленая гуашь, жесткая кисть, салфетки.

3

Снеговик в шапке

Рисование восковыми мелками

Упражнять рисовать восковыми мелками снеговика. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, шляпа, шарф и т.д.) Развивать чувство композиции.

Лист бумаги формата А4, игрушка снеговик, восковые мелки.

4

Сапожки для снегурочки

Оттиск печатками, тычок жесткой кистью

Упражнять в технике печатания. Учить наносить отпечатки по всей поверхности (снеговики, снежинки комочки). Учить рисовать тычком полусухой, жесткой кистью. Учить имитировать шерстяные шарики, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.

Силуэт сапога, снегурочки, печатки, жесткая кисть, гуашь (голубая, синяя), салфетки.

5

Морозные узоры

Рисование канцелярским клеем

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования канцелярским клеем. Учить детей передавать праздничными, нежными оттенками ощущение хрупкой заколдованной природы.

½ листа бумаги формата А4, клей, кисть №3, кисть №9, голубая краска в мисочках ,салфетки.

6

Клоун

Рисование восковыми мелками

Учить рисовать клоуна восковыми мелками. Учить отражать особенности изображаемого предмета.

Лист формата А4, восковые мелки, игрушка клоун.

7

Веселый снеговик

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать снеговика, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками.

Лист формата А4, голубая гуашь в мисочках, печатки в форме снеговика, салфетки.

ФЕВРАЛЬ

1

Сивка-бурка

Рисование восковыми мелками и фломастерами

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и фломастеров. Учить закрашивать восковыми мелками фигуру лошадки, дорисовывать фломастером гриву и хвост, чередуя разные цвета. Развивать чувство цвета и ритма.

Альбомный лист с нарисованным силуэтом елочки, восковые мелки, фломастеры, игрушка «Сивка-бурка».

2

Шишки на ветке

(1 занятие)

Тычок жесткой кистью

Учить рисовать заснеженную ветку ели. Совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях.

Лист формата А4, жесткая кисть, гуашь (зеленая, белая), салфетки.

3

Шишки на ветке

(2 занятие)

Рисование пальчиками

Учить рисовать на еловой ветке шишки. Закреплять прием рисования пальчиками. Развивать цветовосприятие.  

Лист формата А4, жесткая кисть, гуашь коричневая, салфетки.

4

Цветы сердечки

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Учить детей рисовать валентинки в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Воспитывать эстетический вкус.

Силуэт сердечка. гуашь (красная, желтая, синяя, зеленая), салфетки.

5

Кит катается на морских волнах

Рисование восковыми мелками и фломастерами

Упражнять в рисовании восковыми мелками и фломастерами. Закрепить умение наносить ритмично и равномерно линии на поверхность бумаги.  Закрепить умение рисовать восковыми мелками, ровно закрашивать кита.

Лист формата А4, восковые мелки, фломастеры.

6

Волшебный еловый лес

Оттиск печатками поролоном, пенопластом, пробкой, рисование пальчиками.

Совершенствовать умения в художественных техниках печатания поролоном, пенопластом, пробкой и рисования пальчиками. Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Лист формата А3, поролоновые тампоны, пробки, пенопласт, салфетки, гуашь в мисочках 9зеленая, белая, голубая).

7

Самолеты в небе

Рисование восковыми мелками и фломастерами

Упражнять в рисовании восковыми мелками и фломастерами. Закреплять умение тонировать самолеты. Развивать чувство композиции.

нарисованный силуэт самолетов, восковые мелки, фломастеры.

8

Снегири на ветках

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить наносить точки по всей поверхности снегиря. Воспитывать аккуратность.

Лист формата А5, гуашь 9красная, черная), ватные палочки, салфетки.

МАРТ

1

Украшение машины

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать предметы, используя печатание. Воспитывать аккуратность.

Лист формата А3, гуашь в мисочках, машина для игровой ситуации, печатки.

2

Красивый цветочек для  мамочки

(1 занятие)

Печатание ладошкой

Продолжить учить использовать ладонь как изобразительное средство – окрашивать ее краской и делать отпечаток.

Лист формата А4, гуашь в мисочках, иллюстрации цветка.

3

Красивый цветочек для  мамочки

(2 занятие)

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой  кистью. Закреплять умение украшать рисунок.

Лист формата А4, гуашь в мисочках, иллюстрации цветка.

4

Сосульки - плаксы

Печатание спонжиками

Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Закрепить умение рисовать спонжиками. Чередование изображения капель друг за другом.

Лист формата А5, гуашь, спонжики, картинки с изображением «ранней весны».

5

Мимоза

(1 занятие)

Тычок жесткой полусухой кистью

Учить рисовать цветы методом тычка по всему листу бумаги.

Лист формата А5, гуашь, кисть, салфетки.

6

Мимоза

(2 занятие)

«Пальчиковый метод»

Расширять знания о  первых весенних цветах. Симулировать желание делать подарки

Лист формата А5, гуашь, кисть, салфетки.

7

Львенок

Восковые мелки и фломастеры

Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и фломастеров. Развивать цветовосприятие.

Лист формата А5, восковые мелки, фломастеры, эскизы.

8

Два петушка ссорятся

(1 занятие)

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать воображение.

Лист формата А5, игрушка петушок, эскизы, салфетка, гуашь желтая.

9

Два петушка ссорятся

(2 занятие)

Рисование пальчиками

Учить дорисовывать пальчиками образ петушков. Развивать творчество.

Лист формата А5, игрушка петушок, эскизы, салфетка, гуашь желтая.

АПРЕЛЬ

1

Кошка ловит мышек

Рисование восковыми мелками

Продолжить знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования восковыми мелками. Учить отражать особенности животных (мышек). Развивать чувство композиции.

Лист формата А3 тонированный, рисунок кошки, восковые мелки.

2

Веселые кляксы

Кляксография. Рисование пальчиками

Познакомить с новым способом рисования, как кляксография. Показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения.

Лист формата А4, гуашь, салфетки.

3

Космический пейзаж планет

Печатание ладошкой. Рисование пальчиками.

Учить создавать образ планет, используя смешивание красок и печатанье ладонью. Развивать воображение, чувство композиции.

Лист формата А2, гуашь, мисочка, кисть, салфетка, иллюстрации космоса.

4

Пасхальный натюрморт

Монотипия. Рисование пальчиками

Упражнять в технике монотипия, рисование пальчиками. Продолжить учить детей работать с красками, развивать творческое воображение.

Лист формата А2, гуашь, кисть, салфетки.

5

Петя-петушок

Рисование восковыми мелками и фломастерами

Учить детей изображать петушка, совершенствовать навык работы с восковыми мелками и фломастерами.

Альбомный лист, восковые мелки, фломастеры, игрушка петушок.

6

Тюльпаны в вазе

Рисование ватными палочками

Учить рисовать тюльпаны ватными палочками. Закреплять данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

Лист формата А2 тонированный, гуашь (желтая, красная, зеленая), ватные палочки, салфетки.

7

Воробьи в лужах

Тычок жесткой  кистью

Учить рисовать тычком полусухой жесткой кистью, учить имитировать перышки у птиц, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности.

Квадрат с нарисованным силуэтом птиц, кисть, гуашь, салфетки.

8

Весенние кусты

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить данный прием. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Лист формата А5, зеленая гуашь в мисочках, салфетки.

9

Газетные курицы и цыплята

Мелки, акварель, черный маркер

Закрепить умение рисовать на газете животных кончиком пальцев. Учить закрашивать птиц мелками и обводить ее контуры черным маркером.

Газетный лист, акварель, черный маркер, мелки.

МАЙ

1

Флажки такие разные

Оттиск печатками

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятия флажок. Учить рисовать флажки, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие.  

Лист формата А2, гуашь, штампики разной формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), салфетки.

2

Одуванчики

Рисование восковыми мелками и акварель.  Печатание печатками.

Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, гуашь а мисочках, печатки в форме треугольников.

3

Павлин

Рисование восковыми мелками и фломастерами

Учить детей рисовать птицу с хвостом из цветного спектра. Развивать цветовосприятие.  

Лист формата А4, восковые мелки, фломастеры.

4

Береза весной

Тычок жесткой  кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить детей изображать деревья различной высоты.

Лист формата А4, жесткая кисть, гуашь, салфетки.

5

Во дворе цыплята

Рисование ладошкой

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную) кистью прямо на ладошке.

Лист ватмана, бледно-зеленого цвета, гуашь, кисти, салфетки.

6

Черемуха

Рисование пальчиками

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Закрепить умение рисовать ватными палочками.

Альбомный лист с готовым темным фоном, кисть, гуашь, салфетки.

7

Божья коровка (Бабочка-коробочка)

Тычок жесткой  кистью

Учить детей изображать божью коровку. Совершенствовать рисование пальчиками и закрепить метод тычка жесткой кистью.

Лист формата А5, гуашь, салфетки, кисточка.

8

Выставка рисунков детей данной группы

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания. Упражнять в выборе «понравившихся и непонравившихся рисунков»

Рисунки детей за год «выбирается несколько лучших рисунков у каждого ребенка»


Литература

  1. Аверьянова,  А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: планы занятий / А. П. Аверьянова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 96 с.
  2.  Акуненок, Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования / Т. С. Акуненок // Дошкольное образование. – 2010. –            №18. – С.15-18.
  3. Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 192 с.
  4. Давыдова, Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду в 2 частях: Ч.1 / Г. И. Давыдова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,            2008. – 88 с.
  5. Давыдова, Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду в 2 частях: Ч.2 / Г. И. Давыдова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,            2008. – 78 с.
  6. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
  7. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /                      Р. Г. Казакова. – М: ТЦ «Сфера», 2004. – 128с.
  8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование / Мери Энн Ф. Колль. – М.:                  Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  9. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду /              И. А. Лыкова. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  11.  Соломенникова, О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет / О. А. Соломенникова. – М.: Просвещение, 2001. – 143 с.
  12.  Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г. А. Урунтаева. – М.: ACADEMIA, – 1999. – 96 с.
  13.  Утробина, К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: рисуем и познаем окружающий мир / К. К. Утробина. –                М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64 с.
  14.  Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с.
  15.  Шклярова, О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме / О. В. Шклярова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в шко...

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Консультация для родителей. Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.Личность ребенка начинает форми...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»

Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)

Пояснительная записка      Программа «Необычное в обычном»  разработана  согласно  федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...