Статья "Рисунки спрятанные в пальчиках"
статья по теме

Костюк Валентина Александровна

Статья о  разитии творческих способностей ребенка, посредством рисованоя пальчиками,ладошками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risunki_spryatannye_v_palchikah_22.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Рисунки спрятанные в пальчиках»

 Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляет ему изобразительное творчество.

    Интересно рассматривать рисунки дошкольников. Каждая работа - это бесхитростный, самобытный взгляд маленького художника на мир. В рисунке ребенок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета.

    Одной из важнейших задач становится выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. И решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического уровня, условий воспитания и, безусловно, выбора тем и способов работы. Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребенка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя требовать от трех четырехлетнего малыша сложного сюжетного построения, даже если его обучение начато очень рано. Мышление маленького ребенка еще не достигло уровня, необходимого для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

    Проще всего развивать способности  ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребенок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным? Всегда - играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать карандаш, фломастер, делая первые рисунки, - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.

    Кто-то из ребят замечает, что контур руки, обведенный на листе бумаги, напоминает что-то знакомое. Обычно ассоциации ребенка разнообразны, в одном и том же контурном рисунке он может увидеть разные предметы. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок, дерево, ежика или листок. Добавляя к этому контуру какие-либо детали, можно получить совершенно различные результаты. Безусловно, ведущая роль в этом процессе принадлежит взрослому, который своими наводящими вопросами помогает ребенку.

    Цель таких игр - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приемов изображения. При этом ребенок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке. Проведение серии игровых упражнений дает возможность развития  творческих способностей детей и овладения изобразительными умениями и навыками.  Задания послужат творческим толчком для обучения детей рисунку и позволят взрослому расширить содержание детских работ при добавлении новых деталей в развитии сюжета.

Задачи и содержание развивающих игр

   При восприятии ребенком предмета главным для него является форма, которая и помогает ему выделить один предмет среди других. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Дошкольнику бывает  труден этот путь изображения. Для него проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Такой способ облегчает работу ребенка: закончив одну часть, он вспоминает, какая должна быть дальше, и пририсовывает ее. Необходимо постепенно учить детей начинать рисунок от общего наброска, подготовить ребенка к рисованию, обобщить его знания о предмете, установить связь между контурным рисунком ладошки и определенным образом.

    Стиль изложения, комментарии взрослого по представлению образа зависят от возраста детей. В младшем возрасте, когда их внимание еще неустойчиво, рассказ должен совпадать по времени с моментом восприятия. Детям более старшего возраста взрослый предлагает наблюдать самостоятельно и предоставляет им возможность самим давать подробную характеристику объекта.

   Знакомство со своей рукой как предметом изобразительной деятельности, объяснение и наглядный показ вызывают у маленького ребенка интерес к рисованию, получению нового, необычного изображения. Взрослый на этом этапе сам обводит контур ладошки ребенка карандашом.

    С возрастом значительно расширяется опыт ребенка. Он приобретает много новых знаний, учится находить и передавать в рисунке сходство предмета по признакам. Дети самостоятельно обводят контур ладошки и могут выбирать наиболее интересное расположение ее на листе бумаги. Задачи взрослого на данном этапе: показать  ребенку как можно передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности; развивать композиционные умения (расположение ладошки на листе в зависимости от характера формы и величины); развивать аналитическое мышление (умение выделять общие признаки, присущие предметам одного вида, и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого).

    Взрослому, организовывающему такой вид деятельности, необходимо учитывать, что его лучше проводить в игровой форме. Игра вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным подъемом детей, что усиливает познавательный процесс.

Перед проведением игровых упражнений взрослый должен продумать и построить свое объяснение творческой задачи так, чтобы привлечь внимание детей к объекту наблюдения, помочь выявить его качества, вызвать определенные чувства. Демонстрируя детям изобразительный материал, взрослый не должен сам давать подробную характеристику увиденному, лучше, чтобы дети самостоятельно заметили главное, выделили и отметили отдельные элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где спрятан воздух

Развивать позновательную активность в процессе экспериментирования, разширять знания о воздухе....

Консультация для родителей:"Рисунки спрятанные в ладошках".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей по ИЗО....

Рисунки, спрятанные в пальчиках.

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. Цель наших заня...

Рисунки, спрятанные в пальчиках.

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. Цель наших заня...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Рисунки, спрятанные в пальчиках» для детей 2 – 7 лет

Программа дополнительного образования предназначена для развития творческих способностей и воображения детей 2 - 7 лет. В программе предсталено тематические планирование и перечень материалов и инстру...

Рисунки,спрятанные в пальчиках.

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности-играх,рисунках,рассказах....

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...