Нетрадиционная техника рисования в детском саду
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnaya_tehnika_risovaniya_v_detskom_sadu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная техника рисования в детском саду.

       Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.  

       Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

- во- первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

-во- вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

       В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

       Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень многие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Вот почему важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми. Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и по рисованию, может отрицательно сказаться на развитии ребёнка. К сожалению, современные методические приёмы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков.

       Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей – дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несёт вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных особенностей. Ребёнок ещё не осознаёт, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится её исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот приём как возможность для самовыражения личности. Однако, эстетически плохо исполненный рисунок- это не самовыражение ребёнка, а всего лишь выражение его элементарной неграмотности рисовать.

       Ещё одним, на наш взгляд, не ориентированным на столь юный возраст приёмом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – ещё и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребёнок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопится- рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев.

      В последние годы работы мы всё чаще и чаще обращаемся к нетрадиционной технике рисования. К этому толкнуло нас то, что дети не умеют красиво рисовать и ярко выразить в своих рисунках то, что они видят. Успешное овладение рисованием вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения. Рисование воспитывает в ребёнке эстетический вкус, развивает способность искать, фантазировать, принимать самостоятельные решения, мыслить неординарно – смело и свободно. Формируется творческая личность. А это пригодится в школе, и в жизни, даже если ребята не станут художниками.

       Человек, который научился и привык рисовать особо подойдёт к каждому новому предмету. Он проникает с разных сторон и у него будет свой образ предмета в голове. А это значит, что он глубже проникает в самую суть предмета. Если мы хотим, чтобы ребята овладели техникой, мы должны развивать их зрительную память, умение отображать виденное.

       Основная задача методики обучения детей изобразительной деятельности- воспитать творческую, инициативную, яркую, ищущую личность, способную  не только понимать и воспринимать, но и создавать элементарные художественные ценности. И здесь, нетрадиционное рисование – один из видов занятий, где ребёнок ярко проявляется, как творческая личность.

       Если мы говорим, что рисование – это отражение окружающей действительности, так что же и как могут рисовать дети на наших занятиях? Рисовать можно и пухом тополя и камыша, пластилином, зубной щёткой, разбрызгивая краску, полой трубкой, гоняя по месту весёлую каплю, тампоном, получая пушистых зверьков, пальцами, ладонью, трафаретами, мятой бумагой, с помощью компьютера и даже лучом света! Всякие открытия чего-то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и дадут толчок к творчеству.

        Занятия по нетрадиционной технике изобразительного искусства в нашем детском саду, уже стали традиционными. Эти необычайные методы, художественные техники изучены и апробированы в работе с детьми в «Центре развития ребенка - детский сад № 156». Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании. "Рано - рано поутру петушок пропел ку-ка-ре-ку", "медузы на дне океана затеяли игру" , "кисти рябины" , "ножки бежали по дорожке" и это все, при помощи ладошек можно реализовать в мечту. А сколько дома не нужных вещей, вот щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы Выехали с семьей в лес, что здесь может нас заинтересовать ? Шишки на ели, трава, листочки, иголки, камушки, палочки. Рисование необычайными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.

Существует мнение: чем меньше ребёнок, тем меньше изобразительных материалов он может освоить. Однако, известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше самых разнообразных материалов. Тем и нравится детям нетрадиционное рисование, что здесь применяется масса разных изобразительных материалов. В своей работе мы используем такие нетрадиционные материалы и оборудование:

       Ребята занимаются с большим желанием и получают радость, довольны результатом своей работы, так как рисунки в нетрадиционной технике гораздо выразительнее, ярче, чем работы, выполненные при обычном рисовании. Но для того, чтобы дети овладели этой техникой, была проделана долгая кропотливая работа. Вначале нужно было заинтересовать детей. У большинства детей появляется интерес после рассмотрения работ- рисунков, выполненных в этой технике. Затем показывали как можно рисовать, рассказывали и давали возможность попробовать самим рисовать. Дети занимались рисованием в совместной деятельности с воспитателем, на играх-занятиях.


Нетрадиционные  способы рисования детям даётся легко. Не испытывают трудностей в такой технике, как «Пальчики – палитра», «На брызг», «Трафарет», рисование по сырой бумаге. Овладев некоторыми способами нетрадиционного рисования, дети начинают рисовать самостоятельно в любое свободное время, даже дома, проявляя свою фантазию, воображение, пользуясь разными материалами для воплощения замысла. Педагоги нетрадиционных техник рисования отмечают, что:

1.Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.

2.Развивает пространственное мышление.

3.Учит детей свободно выражать свой замысел.

4.Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

5.Учит детей работать с разнообразным материалом.

6.Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия. 7.Развивает творческие способности.

8.Развивает уверенность в собственных силах.

9.Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук.

10.Развивает чувство фактурности и объемности.

11.Способствует формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость. 12.Развивает воображение, полет фантазии, во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.


Список используемых источников

1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8.

2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.

3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.

6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

8. . Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002.

9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию :Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец./Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой .-  3- е изд., -М.: Посвещение, 1991.-256с.

10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.- М.; Педагогика, 1990.- 144с.

11. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- М., 1994.

12. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакава и др.- 2-е изд., перераб. и доп.- Просвещение, 1985.-255с.

13. Шклярова, М. Рисунки в нетрадиционной технике /М. Шклярова // Дошкольное воспитание.-1995.-№11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...