Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев.
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему

Развитие изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев.

 Развитие изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя. В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
    Но наряду с общими моментами есть и различия. Они, прежде всего,  выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Если написание букв, слов, ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).
     При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Сейчас уже подходя к школе, дети должны уметь читать и писать печатными буквами. Часто наблюдается, как дети старательно выводят каждую букву и огорчаются из-за кривых буковок. А в школе дети опять будут лить слезы над «Прописями», выводя хитрые соединения, овладевать навыками красивого письма.

     Многие родители говорят, что почерк не важен, прошли времена, когда писцы «строчили» бумаги. Ведь те же компьютеры вытесняют рукотворный текст… В наш технический век так ли много значит плохой, корявый, неразборчивый почерк?

     Давайте зададимся вопросом, а что же такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще искусство, графика.    Обучение красивому письму можно считать частью эстетического воспитания детей, способом постижения прекрасного. Природа красиво «пишет» на листочках и цветах. А люди создают свою красоту – письмо.

    Очень важно – заронить в душу ребенка понятие красоты. И это не только красивые буквы, но и рисунки, поделки, все что делается руками детей. Такие качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процессе обучения письму.

    В педагогической работе я заметила, что при написании некоторых букв дети ведут себя необычно. Часто плачут, особенно нервничают, когда пишут буквы со сложными элементами (б, в, д, з, ж,. ц, щ). Причина – слабые мышцы пальцев, поэтому рука быстро устает и не слушается. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей – огорчение. На ребенка обрушиваются бесконечные напоминания: держи правильно ручку, следи за посадкой и так далее. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.

    Как же помочь и укрепить мышцы пальцев и подготовить руку ребенка к письму?

     Есть известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему-то научился, - обеспечь ему первый успех.

     Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, компьютером, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

     Необходимо всячески поощрять желание ребенка рисовать. Начинать надо с трех-четырех лет. Пусть не смущают вас детские каракули, не говорите, что ребенок  зря изводит бумагу. В рисунках ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивается двигательный навык руки.

    Тренировать мускульные возможности пальцев и кисти руки помогает не только «поэзия», но и «проза» жизни: шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, завязывание узлов. «Ловкость рук» снимает многие проблемы с письмом.

     Следующий этап для постановки руки – развитие графической моторики (5-6 лет). Особое место здесь занимает штриховка обведенных по трафарету геометрических фигур (треугольник, квадрат и др.), или предметов, обведенных тоже по трафарету (кошка, птичка и др.) надо запомнить правила: штриховать только в заданном направлении – снизу вверх, сверху вниз, слева на право, но не с права налево! Не заходить за контуры рисунков, соблюдать заданное расстояние. Дети принимают условие быстро и легко, как в игре. Сначала, незнакомые с этой работой, дети сильно нажимают на карандаш – рука напряжена. Если притронуться к детской руке через некоторый (сравнительно короткий) промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов.    Постепенно расходящиеся во все стороны и выходящие за переделы контура линии становятся на место.

    Используя трафареты геометрических фигур и лекала, можно составлять с ребенком целые смысловые композиции – для последующей штриховки. Например, «открыть» зоопарк, где живут разные диковинные звери. Или построить гоночный автомобиль и отправится на нем в путешествие.

Штриховать можно не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Когда дети познакомятся с буквами, в штриховку можно включать и элементы букв. Такая штриховка становится увлекательной игрой, где можно сколько угодно душе придумывать и фантазировать. И одновременно не навязчиво развивать мускульную память руки.

     Если ребенок устал, дайте ему передохнуть, пусть подвигается. Нужно набраться терпения, обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что удалось. Хвалите, даже если хорошо получилась только маленькая часть работы. Если ребенок почувствует успех, он будет стараться еще больше.

Мелкая моторика - это разновидность движений в которых участвуют мелкие мышцы, требующие специального развития. Развитие мелкой моторики ребенка-дошкольника является одной из основных задач, тем более, что с уровнем ее развития тесно связана речь. Говоря о степени подготовки ребенка к школе в первую очередь обращают внимание на развитие пальцев рук. Лепка, рисование, аппликация - это виды деятельности способствующие развитию мелкой моторики.

    Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.   Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

     Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускать скуки и переутомления.

- рисовать различными материалами (ручкой, карандашом,

мелом, гуашью, углем и. д.) раскрашивать.

 - резать ножницами.

 - застегивать пуговицы, крючки, молнии.

 - играть с конструктором, мозаикой, кубиками.

 - нанизывать пуговицы, бусы на нитку.

- завязывать узлы на толстой веревке.

- разминать пальцами пластилин, глину.

- игры с вкладышами закручивать шурупы, гайки; игры с песком, водой.

   

    Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Задание можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву образец и знакомит с ней ребенка. Затем ребенок копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова. Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, счетные палочки, толстые нитки.

Буквы из мозаики нравятся и заиньке,                      

И ежу, и мишке – вот они детишки.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=282808354-51-72&n=21

 Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Надо заинтересовать ребенка, показать все чудеса пластилинового мира, и детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Во время игры с пластилином можно читать сказку. А ребенок будет творить наиболее понравившихся ему персонажей. Не сдерживайте фантазию ребенка - среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира.

Кусочки пластилина катает наша Нина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

             http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=313259966-51-72&n=21

   

     Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоровительное  действие.

Покатаю я в руках бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.

Игры с бумагой

         

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=232003489-48-72&n=21

     Этот комплекс игр помогает ребенку узнать как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот готовые мячики для игры: их можно кидать в коробку или нарисованную мишень.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.

Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.

Не кирпичный дом, бумажный, он отличный на вид.

 

Игры на кухне

   И на кухне найдется дело для ловких пальчиков. Попросите ребенка помочь вам приготовить блюдо и з теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.          http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=256958955-17-72&n=21

Мама пироги печет, Машенька не отстает,

Пальчики стараются, плюшки получаются.

                                                                                     

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развивать внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце из многоугольника и т. п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.

В руке палочки держу, с ними я сейчас дружу.

Если есть в руках сноровка, то получится коровка.

    Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра в деревне, на дачном участке, малыш может помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, в уборке мелких камешков и палочек. Под присмотром взрослых, играя, ребенок не только развивает пальчики, но и приобретает весьма полезные навыки.

Зайка мало отдыхает, грядки полет, поливает.

Огород его хорош, сорняков в нем не найдешь.

 

 Являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.  Игры эти очень эмоциональные. Их можно проводить и в детском саду, и дома.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира, предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых активизируют моторику рук.

    Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях влево, вправо, вверх, вниз и т. д.

Игра – «Дружба»

Дружат в нашей группе - девочки и мальчики,

(пальцы сжимают и разжимают)

С вами мы подружимся маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

(соединяют пальцы поочередно)

Начинай считать опять!

Игра «Компот»

Будем мы варить компот, фруктов нужно много – вот.

(левую ладошку держат ковшиком, правой мешают)

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.

Варим, варим мы компот

(варим и мешаем)

Угостим честной народ.

Игра «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку.

(указательным и средним пальцами обеих рук «шагают по столу)

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку,

напугал большую кошку

(загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

(трясут ладонями, будто отряхивая воду)

Дождик кончился. Устал.

(кладут ладони на стол)

   

        Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев.

Сейчас уже подходя к школе, дети должны уметь читать и писать печатными буквами.   Часто наблюдаю, как дети старательно выводят каждую букву и огорчаются из-за кривых буковок. А в школе дети опят...

Конспект логопедического занятия по развитию и формированию мелкой моторики рук, укреплению мышц пальцев и кистей рук в старшей группе

Цель:  Развивать  мелкую  моторику,  согласовывать  движения  пальцев  рук,  тренировать  силу мышечных усилий; продолжать укреплять и охранять здоровье де...

Консультация для родителей. Как развить у детей мелкую моторику пальцев рук.

Консультация для родителей.Как развить у детей мелкую моторику пальцев рукВыполнила: Лочинова Алина АлександровнаСегодня каждый родитель понимает важность развития мелкой моторики рук для полноценного...

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук        Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-псих...

Программа развития мелкой моторики дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «Пальцы помогают развивать речь»

Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи с  и  расширение  кругозора детей....

Консультация для воспитателей Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

    Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.У детей при ряде ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук"

Уровень развития речи детей находится в прямой зави­симости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответ­ствует возрасту, то и речевое развит...