Парциальная программа Тропинками народного творчества
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Павлова Наталья Александровна

Программа составлена с учётом интереса детей и их родителей. Соответствует  индивидуальным и возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста, нормам СанПин и новым образовательным стандартам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlova_n.a._partsialnaya_programma.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на _______1______ квалификационную категорию

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила:

Павлова                              Наталья Александровна,

воспитатель МДОАУ №3 «Тополёк» г..Ясный

Руководитель:

Соловьёва Юлия

Владимировна,

к.п.н., доцент

Оренбург

2015


«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Ведуший специалист ОО

Зав. МДОАУ «Ясненский детский сад №3»

_______________________М.Я. Кузнецова

_________________________В.Н. Решетова

«_____» ______________________2015 г.

«_____» ______________________2015 г.

«ПРИНЯТО»

на Педагогическом совете

МДОАУ «Ясненский детский сад №3»

Протокол № _______________________

«_____» ______________________2015 г.

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ТРОПИНКАМИ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА» 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

АВТОНОМНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3 «ТОПОЛЁК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА.

Автор:

Павлова

Наталья Александровна,

воспитатель МДОАУ

«Ясненский детский сад №3» г. Ясный

Оренбург

2015


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

4-5

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

5

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

5

1.4

Возрастные характеристики развития детей

6-7

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

7

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

7

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

8

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

9-13

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

14-15

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

16

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

16

3.3

Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания)

17

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

18

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

18-19

IV.

Дополнительный раздел

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

20

V.

Литература

21

Приложение

Приложение 1 Карта наблюдения

Приложение 2

22-23

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Человеческая память коротка, но есть и другая память. Она называется культурой, которая, передаваясь из поколения в поколение, сохраняет правила, обычаи, традиции людей.

Знание истоков отечественной культуры своего народа помогает понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных слоёв, этнических групп, целых поколений и отдельных личностей. Ведь история - это не только сумма  фактов, дат, имён, линейная последовательность событий. Историю творят простые люди, которые обеспечивали победы, достижения, являли возможность образованному кругу соотечественников создавать мировые шедевры, делать научные открытия.

 Изучая, познавая традиционную культуру народа, необходимо не потерять нити, связывающие прошлое с настоящим и будущим, так как мы – современное поколение людей – являемся потомками и наследниками народной культуры, переданной нам нашими предками.

Актуальность парциальной образовательной программы.

После проведения анкетирования родителей и мониторинга детской деятельности была выявлена актуальность  данной программы, так как  нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления городецких предметов обихода.  У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного городецкого промысла, показать приёмы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного  орнамента городецкого промысла. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.      

 Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.

Программа реализуется в рамках образовательной области  «художественно-эстетическое развитие»

Программа обеспечивает учёт потребностей и интересов детей, а также  возможности педагогического коллектива. Соответствует требованиям нового образовательного стандарта.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: Формирование ценности культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста  посредством  декоративно-прикладной  деятельности  с  опорой  на народное искусство (на примере городецкой росписи).

Задачи:

-Формировать элементарные представления о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды и предметов быта. Закрепить  знания об узоре, ритме, силуэте.

-Формировать графические умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов городецкой росписи.

- Развивать воображение, творческий  потенциал ребенка;

-Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной      форме. Способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства

-Обогатить словарный запас детей.

- Расширять художественно-эстетический кругозор;

- Осваивать изобразительные приемы с использованием различных материалов и инструментов.

-Воспитывать уважение традиций культуры своего народа.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы:

Приобщение детей к  социокультурным традициям государства.

Формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности.

Возрастная адекватность дошкольного образования.

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Учёт этнокультурной ситуации.  

 

   Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали, системно-деятельностный подход так как обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.  Реализуется технология сотрудничества, демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

 Ребёнку предоставляется свобода выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

 Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости воспитанника, раскрытие его природного дара. Принятие ребёнка таким, какой он есть. Создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка. Необходимо исходить из интересов детей, перспектив их развития, признать за ними право на выбор.

   Гуманитарный подход, так как, гуманизация процесса образования означает максимальное способствование тому, чтобы у ребёнка сложилась единая, интегральная, связная картина мира. Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям.

Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии и творческого потенциала ребенка. Назначения современного дошкольного образования четко обнаружилась новая тенденция: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению формирования детской личности и развитию, обучению и воспитанию культурологии как целостного и гармонического человеческого существа в единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок имеет  представления о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов; о назначении и особенностях этого искусства (яркость, нарядность, обобщенность, стилизация, декоративность, которая проявляется как в цветном декоре, так зачастую и в конструкции самого предмета), связи особенностей с назначением предмета, традиционности образов, узоров и орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой, традициями и обычаями.

Виды прикладного искусства, его объекты и средства выразительности становятся разнообразнее и сложнее. Это игрушки из глины, предметы быта из бересты, росписи и резьба Хохломы, Палеха; керамическая посуда, кружево, аппликация, Дети различают виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.

  Ребёнок умеет создавать узоры по мотивам знакомых ему росписей. Обладает навыками передачи цветовой гаммы народного искусства. Владеет навыками композиции, умеет подбирать цветовую гамму и характерные элементы того или иного вида искусства.  

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Ребенок умеет отличать городецкую роспись от других видов декоративно- прикладного искусства. 

Ребенок умеет создавать узоры по мотивам городецкой росписи, проводить анализ изделия и рисунка,  самостоятельно подбирать краски, беречь  и правильно хранить материалы и оборудование для изобразительной деятельности.

Ребенок умеет выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.

Ребёнок способен   выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.                                                                                                                                                  

Ребёнок способен   слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.


1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

В основной образовательной программе детского сада  недостаточное количество времени отводится на знакомство с русским декоративно-прикладным искусством.  Основная масса детей не обладает  достаточным опытом кистевой росписи. Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего  развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры  детей дошкольного возраста.

Программа разработана на основе  программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы,  М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой

1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы 

1. Наблюдение процесса художественно-творческой деятельности ребенка.

2. Изучение продуктов художественно-творческой деятельности ребенка.

3.Анкетирование для родителей

4.Выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные)


II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации в специально организованной взрослым деятельности

Способы реализации в нерегламентированной (свободной самостоятельной) деятельности

Модуль 1. История  возникновения  и  развития  городецкого  промысла.

1.1

Зарождение городецкого промысла.

Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на  основе мультимедийной презентации в город «Городец», игровое упражнение «Найди свой элемент»

 

Работа в детско-взрослых сообществах по сбору, классификации и  интерпретации информации;  коллективное составление информационных справок к иллюстративному материалу (фотографиям). Городец и его мастера.

 Чтение стихотворения И.Б. Кадухиной 

«Велика Россия наша

 И талантлив наш народ…»

 Рассматривание фотоальбома «Городецкий промысел».

 Дидактические игры:

«Составить узор».

«Найди свой элемент».

Традиционные  сюжеты  и  их  исторические основы.

Индивидуальная работа: рассматривание детьми аль-бома «Городецкая посуда»        

Коллективное взаимодействие по сбору фото-материалов о  традиционных сюжетах городецкой росписи, совместная деятельность по классификации фотоматериалов; анализ материалов и создание кол-лекции фотографий о современных городецких  сюжетах.

Групповая: беседа о традиционных сюжетах, сравнительный анализ городецкой и хохломской посуды.

 Работа в парах: «Сочини свой сюжет для росписи»

Продуктивная деятельность: Раскрашивание сюжетных картинок по теме программы

Сюжетно-ролевая игра « В историческом музее Городца»

Дидактические игра: «Узнай элементы узора".

1.3

  Известные  мастера  Городецкой  росписи. Просмотр  работ  мастеров.  

Групповая деятельность: Просмотр видеофильма «Город Городец».

Беседа по теме видеофильма.

Сюжетно-ролевая игра « Городецкая мастерская».

Рассматривание фотовыставки «Городец и его мастера ».

Модуль 2. Ленточный  городецкий  орнамент.

2.1

Розаны и купавки.

  Групповая музыкально-художественная деятельность:  слушание фрагмента русской  народной музыки (П. И. Чайковский «Камаринская»)  

Познавательно-исследовательская деятельность- создание нового цвета посредством добавления белил.  

Продуктивная деятельность-рисование  розана и купавки, травного орнамента.

Индивидуальная: Дидактическая. игра «Дорисуй»

( уметь находить не достающие элементы и дорисовывать их, правильно называя орнамент).

Чтение - Т. Котляр «Городецкие бутоны»

Рассматривание  фотоальбомов, иллюстраций с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства, методические таблицы.                    

Рассматривание коллекции книг о русских народных игрушках.

Проведения опытно-экспериментальной деятельности.

 Продуктивная деятельность: Раскрашивание сюжетных картинок по теме программы. Выполнение аппликаций с использованием городецких цветов. Рисование в изоуголке розанов и купавок.

 Дидактическая игра «Продолжи узор»

2.2

Травный орнамент

Групповая деятельность: Рассматривание альбома «Травные орнаменты и их стилизация».

 Продуктивная деятельность-рисование   травного орнамента.   

Групповая музыкально-художественная деятельность:  Стравинский  «Петрушка», Русская народная плясовая.

 

Коммуникативная деятельность: Ситуативный разговор «Какие травы вы знаете, чем травы отличаются от деревьев?» 

Познавательно-исследовательская деятельность- со-здание нового цвета посредством смешивания двух цветов.

 Рассматривание, иллюстраций с изображение  городецких травных элементов, методических таблиц с последовательностью выполнения элементов.

  Продуктивная деятельность: Рисование травного орнамента в уголке изодеятельности.

Дидактическая игра «Найди лишнее»

2.3

Стилизация животного мира.

Групповая деятельность: Слушание фрагменты «Голоса животных и птиц» (ржание лошадей). Рассматривание фотографий «Животный мир Городца», стилизация животных образов.

Продуктивная деятельность: рисование городецких птиц и коней.  

Трудовая деятельность: подготовка и уборка рабочего места.

Дидактическая игра «Повтори узор».

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц и лошадей

 

Продуктивная деятельность: Раскрашивание сюжетных картинок по теме «Птицы и кони». Рисование стилизованных животных с опорой на русское декоративно-прикладное искусство

 Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Модуль 3. Мы – народные умельцы.

3.1

Эскиз росписи кухонной доски.

Групповая музыкально-художественная деятельность:  слушание фрагмента русской  народной музыки (Калинка)

Групповая деятельность: Рассматривание альбома «Посуда Городца».

Продуктивная деятельность: роспись кухонной доски Трудовая деятельность: подготовка и уборка рабочего места. Коммуникативная деятельность: Беседа о ценности народного искусства.

Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства, методических таблиц,  книг с предметами быта декорированными в технике Городца.                    

 

Проведения опытно-экспериментальной деятельности (новые цвета, изменение цвета в зависимости от цвета фона)

Продуктивная деятельность: Раскрашивание сюжетных картинок по теме программы.

Роспись  дощечек разной формы.

 Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

3.2

Эскиз росписи туеска.

Групповая деятельность: Рассматривание  методической таблицы «Элементы городецкой росписи».

Продуктивная деятельность: роспись туеска.

 

Трудовая деятельность: подготовка и уборка рабочего места. Чтение художественной литературы: И. Б. Кадухина  «Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки...»

 Рассматривание фотоальбома «Посуда разных стран и эпох».

Продуктивная деятельность: Раскрашивание сюжетных картинок по теме: «Русская деревянная посуда», выполнение аппликаций с использованием городецких цветов, трав, животных. Лепка посуды из пластилина.

 ». Цель: уметь продолжать узор, соблюдая последо-вательность и ритмичность узора. Подбирать цветовое сочетание, колорит к определенному выбранному виду росписи.

«Продолжи роспись».  т.д.)  «Фабрика посуды»

3.3

Эскиз росписи тарелки.

Групповая деятельность: Рассматривание альбома «Посуда Городца».

 Продуктивная деятельность: роспись тарелки. 

Трудовая деятельность: подготовка и уборка рабочего места.

Индивидуальная работа: «Придумай сказку о городецкой тарелочке»

 Дидактическая игра «Собери разрезную картинку»

Рассматривание фотоальбома «Древнегреческая посуда», фотоальбома  и  иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства, методические таблицы.                    

 

Продуктивная деятельность: Раскрашивание сюжетных картинок по теме программы.  Роспись силуэтных изображений посуды.

Дидактические игры: «Составить узор», «Продолжи узор». «Найди лишнее». «Составить узор». «Найди свой элемент». «Дорисуй». «Повтори узор

 Сюжетно-ролевая игра «городецкая мастерская»

Итоговое мероприятие по программе оформление альбома «Городецкая кухонная утварь» на основе работ детей.

Групповая, социально-коммуникативная деятельность: Проведение экскурсии по выставке « Городецкая кухонная утварь» для воспитанников других групп детского сада.

Индивидуальная работа «Роспись изделия любимыми элементами». Заучивание стихотворений о городецком промысле.


2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. История  возникновения  и  развития  городецкого  промысла. 

1.1        Зарождение городецкого промысла, формирование представлений о предметах  декоративно-прикладного искусства.  Определение  понятия о древней славянской  посуде  (ковш, бочонок, поставец). Знакомство с элементами росписи (бутон, розан, купавка, петушки, голубки, жар-птицы, коньки).

Формы, способы, методы

Организация коллективной (фронтально, в подгруппах, в парах) или индивидуальной деятельности детей

Методы: методы включения детей в содержание образовательной деятельности;

 На  занятиях  используются  различные  методы  обучения: объяснительно-иллюстративные (педагогический показ),

словесные (рассказ педагога о истории возникновения промысла, сравнительный анализ хохломской и городецкой посуды),  

продуктивные -  (роспись кухонной доски),

частично-поисковые (создание нового цвета),  творческие (самостоятельный выбор композиции),

 игровые (дидактическая игры «Сложи узор», «Продолжи узор». «Найди лишнее» и т.д.)  

методы поддержки инициативы; методы и приемы мотивации; методы и приёмы обучения целеполаганию.

Средства образования и развития

Вид средства, например

Для специально организованной взрослым деятельности

Для нерегламентированной деятельности ребенка

Музыкальные произведения

фрагменты русской  народной музыки (П. И. Чайковский «Камаринская»  из сборника «Детский альбом», русская народная песня «Калинка»,  Стравинский  «Петрушка», Русская народная плясовая.  «Барыня», фрагменты «Голоса животных и птиц» (ржание лошадей).

Произведения живописи

  Иллюстрации с изображением городецких и хохломских изделий декоративно-прикладного искусства

 Фотоальбомы, иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно-прикладного искусства, методические таблицы.                    

Лирика

Стихи о городецком промысле, русских деревянных игрушках.

В книжном уголке подобрана коллекция книг о русских народных игрушках.

Оборудование для проведения эксперимента

Краски,  кисти, баночки для воды, салфетки, палитра, бумага разных цветов и фактур.

 В уголке Изодеятельности есть  все необходимое оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Взаимодействие участников образовательных отношений

Педагоги организуют предметно-пространственную среду (альбомы, фотовыставки, методические таблицы и т.д.) 

 Родители совместно с детьми   собирают коллекцию фотографий, по возможности выпиливают доски и тарелки для дельнейшей росписи.

Ребёнку предоставляется возможность проявить инициативу, самостоятельность в выборе композиции, технике выполнения росписи, выборе предмета для выполнения росписи.

Взаимодействие детей с другими детьми: Ребёнку предоставляется возможность выбирать себе партнёра по дидактической игре, соавтора для придумывания эскиза росписи, выступать в роли экскурсовода в сюжетно-ролевой игре, научного сотрудника в опытно-экспериментальной деятельности

Продукт: Кухонная утварь по мотивам городецкой росписи, ленточные узоры.


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение - воспитатели группы.

 Для реализации программы воспитатели группы проводят поиск, анализ, систематизацию имеющейся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработку планирования по изобразительной и продуктивной деятельности, конспектов образовательной деятельности. Организуют предметно-развивающую среду, проводят консультации для родителей.

Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации программы я использую интерактивную доску,

 мультимедийный проектор,

мультимедийные презентации по теме программы,

фотоальбомы «Городецкий промысел».

 Дидактические игры:

 «Составить узор». Цель: уметь ритмично составлять и располагать узор из элементов растительного орнамента. Умение соотносить цветовые сочетания. Развить ориентировку на листе, творческий подход, воображение.

«Найди свой элемент». Цель: уметь находить и соотносить свой элемент и правильно его назвать, определять вид орнамента. Развить внимание, память.

«Дорисуй». Цель: уметь находить не достающие элементы и дорисовывать их, правильно называя орнамент. Развить внимание, мелкую моторику рук.

«Повтори узор». Цель: уметь продолжать узор, соблюдая последовательность и ритмичность узора. Подбирать цветовое сочетание, колорит к определенному выбранному виду росписи.

«Продолжи роспись». Цель: уметь продолжать узор, соблюдая ритмичность узора. Выполнять раживку разных росписей, развить внимание, эстетический и художественный вкус, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, гордость за выполнения продуктивной деятельности своими руками

Серию рабочих тетрадей «Искусство —детям»: «Филимоновские игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымков игрушка», «Волшебный пластилин», «Простые узоры и орнаменты «Узоры Северной Двины», «Сказочная гжель», М.: Мозаика-Синтез, 2014.

 Кисти, гуашевые краски, баночки для воды, салфетки, бумагу разной фактуры и цвета.

Научно-методическое обеспечение Программы 

  Азаров Ю.Ю. Мастерство воспитателя. – М.: Просвещение, 1998.

 Алиев Ю.Б., Дмитриева А.А., Старобинский С.Л. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1997.

 Алфѐров Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». – Ростов н/Д: Феникс, 2001

Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приѐмы. Изделия:Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников,—М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика- Синтез, 2009.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.— М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура детям. Интегрированные занятия с детьми 5—7 лет. — М., 2005.

Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе, —М., Просвещение, 2005.

Комарова Т.С., Ратанова Т.А., Быховец Г.В. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 2005.

Лихачѐв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989.

Махмутова Х.И. Роспись по дереву. – М.: Просвещение, 1996.

Народные традиции в художественной обработке дерева. Методические разработки для учащихся младшего и школьного возраста по эстетическому воспитанию средствами народной культуры. Под ред. д.п.н., профессора МГОУ Ломова С.П. – М.: Изд-во МГОУ, 2006.

Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 8 кл. (Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова). – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой,— М.: Мозаика-Синтез, 2014

Чуянов С. Городецкие праздники. Н.Н.: Арника, 1995.

 Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1990.Якиманская И.С, Личностно ориентированное обучение в современной школе М.: Сентябрь, 2000.

Время и сроки реализации Программы.

Программа реализуется  в течение 1 учебного года.        Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня в  виде кружковых занятий, длительностью 25-30 минут, с периодичностью 1 раз в неделю.        

Организация развивающей предметно-пространственной среды

   Предметно - развивающая среда

В группе детского сада есть уголок изобразительной деятельности.  Цель создания данного уголка - воспитание человека нового мышления, находящегося в гармонии с окружающим миром, высокообразованного, умеющего творчески воспринимать информацию в любой области будущей деятельности, обладающего умениями и навыками прошлого и настоящего, способного поставить цели и прогнозировать последствия, способного к самореализации и саморазвитию.

Оформление пространства для детей

Содержание

Способы использования среды

Посещение выставки Городецких мастеров в методическом кабинете.

Создание мини-музея по Городцу в уголке  Изодеятельности.

Оформление выставки детских работ «Городецкие мастера»

Библиотека

Театр

Дидактические игры

Образцы мастеров, фотографии с изображением мастеров в процессе творчества, продукты детского творчества по мотивам городецкого промысла.

 

Образцы мастеров. Бумага различного цвета и фактуры, кисти, краски, палитры, баночки для воды, методические таблицы с последовательным изображением мотивов росписей, контурные изображения домашней утвари.

Детские работы.

Подборка книг по декоративно-прикладному искусству, жизнью и бытом жителей России и Оренбургской области

Атрибуты «ряжения »

Проведение экскурсии.

Проведение мастер-класса.

Каждый ребёнок имеет возможность закрепить свою работу самостоятельно на стене «Наше творчество»

Самостоятельная деятельность детей.

Сюжетно - ролевые игры.

Развитие творческого мышления, развитие детского опыта в данной сфере изобразительной деятельности.


IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны  - неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Программа  имеет  познавательно-развивающий  характер.  Обучение  в  рамках  программы  ориентировано  на раскрытие внутреннего потенциала ребенка, обретение уверенности в своих силах,  пробуждение  творческого  начала  в  практической  деятельности  и  в общении.  Народное  искусство  требует  необходимости  в  творческо-деятельном  постижении,  когда  осуществляется  единство  восприятия  и созидания.  Оно  способствует  духовно-нравственному  формированию личности,  преодолению  барьера  нерешительности  и  робости  перед  новыми видами деятельности, формирует у детей «ситуацию успеха», нравственные и морально-этические позиции и дает возможность ребенку попробовать себя, найти  именно  свою  сферу  применения  сил.  У  детей  воспитывается готовность  к  проявлению  творчества  в  любом  виде  труда,  что   помогает социальной адаптации ребенка в современных условиях в проявлении своей индивидуальности среди сверстников. Программа составлена с учётом интереса детей и их родителей. Соответствует  индивидуальным и возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста, нормам СанПин и новым образовательным стандартам.

Родители принимают участие в организации выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, помогают в оформлении фото ширмы, мини-музея; пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе, получают консультативную помощь по вопросам, предусмотренными программой.


6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика - Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,

Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005

Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

«От рождения до школы».Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика- Синтез, 2014г.

Приложение 1

Карта индивидуального развития дошкольника

№ пп

Целевые

ориентиры

Показатели развития ребенка

Качество проявляется

В процессе деятельности

В результате деятельности (продукте, личностном приращении)

1

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

Владеет основными культурными способами де-ятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах. 

2

Ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности;

3

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда.

Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда.

4

Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Договаривается интересы и чувства других

5

Ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Обладает развитым воображением.

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

6

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

Владеет устной речью,  выражает свои мысли и желания

7

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои движения и управлять ими.

Обладает развитой крупной и мелкой моторикой.

Контролирует свои движения и управляет ими.

8

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, может соблюдать правила безопасного поведения.

Способен к волевым усилиям, следует социальным нормам поведения и правилам, соблюдает правила безопасного поведения.

9

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

Любознателен, задает вопросы взрослым и сверстникам, устанавливает причинно-следственные связи, наблюдает, экспериментирует.

10

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Тропинка"

Приобщению к истокам русской народной культуры для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Парциальная программа "Тропинка в экономику"

В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребенка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические. Демонстрируют уровень нравственного развития ребенка ...

Фотоотчет По тропинкам народного творчества

Велика Россия наша И талантлив наш народО Руси родной умельцахНа весь мир молва идет! Народное творчество проникает во все уголки нашей жизни. Изобразительное народное искусство, сильно...

Развлечение «По тропинкам народного творчества» в группе раннего возраста

Развлечение  «По тропинкам народного творчества» в группе раннего возраста...

Парциальная программа "Русские народные подвижные игры"

Парциальная программа "Русские народные подвижные игры" в первой младшей группе...