" Секрет маленьких ладошек".
презентация к уроку по рисованию (младшая группа) на тему

 Ирина Петровна Гальцова

Использование нетрадиционных изобразительных технологий в развитии творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_galtsova_i.docx26.91 КБ
Файл kopiya_ira.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

                                                  «Истоки способностей и дарования детей –

                                                   на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,

                                                   идут тончайшие нити – ручейки, которые питают  

                                                  источник творческой мысли.

                                                  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,  

                                                  тем умнее ребёнок».

                                                                                                        В.А.Сухомлинский

    Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

   Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих над вопросами как по развитию различных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

    Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

     В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что данную  работу по рисованию в современных условиях педагогического процесса недостаточно проводить  только в рамках  непосредственно образовательной деятельности, а расширять в ходе  совместной и  самостоятельной деятельности детей.

    Познакомившись с многообразием программ по изодеятельности,  в своей работе я  предпочла использовать авторскую  программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И.А.Лыковой « Цветные ладошки», в которой  представлено  разнообразные виды  художественно- изобразительной деятельности.

          Использование нетрадиционных изобразительных технологий , на мой взгляд ,является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю нетрадиционным техникам рисования.

 Моя концепция посвящена теме: «Секрет маленьких ладошек»

Цель: развитие  художественно-творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  1.  Познакомить дошкольников с  многообразием  художественных техник.
  2. Научить создавать образы различных предметов через эффективное использование нетрадиционных приемов  рисования.
  3. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
  4. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

Принципы:

  • Принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип сохранения права каждого ребёнка на своё особое эстетическое видение, индивидуальный эстетический почерк.
  • Принцип развивающего характера художественного образования
  • Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
  • Принцип естественной радости – эстетическое  восприятие, эмоциональная открытость
  • Принцип обогащения сенсорно- чувственного опыта

Помимо традиционных методов  работы (игровые, словесные, практические, наглядные) использую специфические, характерные для нетрадиционного рисования.

Методы:

-вхождение в рисунок, образ;

 - «примеривания»;

- комментирующая речь взрослого;

-комментирующая речь ребёнка;

-анализ продуктов детского творчества;

- эмпатия, рефлексия и др.

Для развития художественного творчества  дошкольников  мной  созданы определённые условия:

- материально обогащенная среда для  художественной деятельности;

- обстановка, опережающая  развитие ребенка;

-  внедрение проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

- использование системы творческих заданий;

-комфортная психологическая обстановка;

- оформление  информации   в уголке для родителей.

Обучение детей нетрадиционной технике рисования  выстраиваю  поэтапно:

1этап - восприятие  ребёнком  образа и представлений, овладение  им  особым способом восприятия: видение  предмета в целом (единство содержания и формы), и раздельно (строение, цвет, положение в пространстве, композиция, ритм,  величина).

2этап-овладение дошкольником    нетрадиционными  средствами  воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

3этап-овладение техникой рисунка.

4этап-создание  творческого продукта  детской деятельности.

Тематический план

Свою работу с использованием нетрадиционной техники рисования начинаю с 1 младшей группы, с учётом принципа от простого к сложному.

  Основные нетрадиционные техники, используемые мной :

     В 1младшей группе:

  1. Рисование пальчиками, ладошками, кулачком (например: «Кленовые листочки», «В гостях у петушка», «Наш аквариум», «Ножки- сороконожки» и др.)
  2. Ватными палочками (например: «Первый снег», «Снеговик», «Дождик чаще, дождик пуще», «Вот какой одуванчик!» и др.)
  3. Цветовое пятно ( непреднамеренное изображение)

(например: «Вот какие у нас листочки! » «Ветерок подуй слегка», «Ёлочные шары», «Цветок для мамочки» и др.)

Во 2  младшей группе расширяется знакомство:

  1. Рисование тычками из поролона (например: «Хавронья с поросятами», «Солнышко - колоколнышко», «Морские камушки», «На лесной полянке» и др.)
  2. Печатание листьями (например: «Волшебный лес», «Платье для осени», «Чудесная птица», «Красивая салфетка» и др.)
  3. Рисование песком, крупами, цикорием (например: «Картинки на песке», «Пусть всегда будет солнце», «Жучки», «Шарики летят» и др.)

В средней группе добавляю:

  1. Граттаж (например: «Морское царство», « Цветы в подарок», «Волшебный город», «Дети на празднике», «Зима   в лесу»
  2. Оттиск (пробка, поролон, пенопласт) (например: « Зоопарк», «Собачка», «Снегири», «Зайка», «Солнечный  денёк»

В старшей группе дополняю:

  1. Кляксография с трубочкой (например: «Фантастические животные»,  «Подводное царство», «Мир насекомых», «На что похоже»
  2. Монотопия (например: «Сказочный лес», «Праздничный салют»,  «Звездное небо»,  «Жители  другой планеты».
  3. Набрызг (например: « А снег идёт», «Росиночка-росинка», «Колечки для клоуна», «Праздничное панно»
  4. Восковые мелки+акварель (например: «Любимые  герои произведений русского народного творчества»,  «О чём печалится осень», «Я имею право на…», «Цирк, цирк, цирк»
  5. Оттиск смятой бумагой (например: «Морозные узоры», «речные просторы», «Подземное  царство», «Сокровища Медной горы».
  6.   Гравюра (например: «Рамочка для фотографии», «Замок Деда Мороза», «Старинный город», «Рыцарские доспехи»

 

В подготовительной группе добавляю:

  1. Тиснение (например: «Замысловатый узор», «Украшаем салфетку», «Расти, коса, до пояса»
  2. Тычок жесткой полусухой кистью (например: «Мои любимые домашние животные», «Животные  Африки», «В тундре».
  3. Рисование по сырому (например: « Утро», « Ёжик в тумане», «Что я вижу из окна», «Идёт летний дождь»).
  4. Черно-белый граттаж (например: «День –ночь», «Доброта и злость»,  «Радостные и грустные  гномы»)
  5. Кляксография с ниткой (например: «Улитка», «Волшебные клубочки», «Жемчужная раковина», «Кто в домике живёт?!»)
  6. Батик (например: «Подарок маме», «Мой город»)
  7. Рисование  солью (например: «У берега морского», «Сокровища  Морского Царя», «Радуга», «Цветная мозаика»)
  8. Расчёсывание краски (например: «Море волнуется», «Архитектурные постройки», «Узор на  платьях и  рубашках», «Линия с характером»)
  9. Двойное примакивание кисти (например: «Дружба  света с тенью», «Загадочные цветы», «Таинственные следы», «Мир бабочек»).

Диагностика

   С целью  выявление уровня сформированности технических навыков и умений, оценки развития детского творчества в рисунке  я использовала педагогическую диагностику  Т.С. Комаровой. В процессе диагностики я обращала внимание на  анализ продуктов деятельности и процесс деятельности.   Кроме того, детям было предложено   задание с дорисовыванием кругов.

  Первоначальная диагностика (сентябрь) показала, что большинство  дошкольников  не  смогли оформить все  круги в образы, у многих детей прослеживалось  частое повторение, оформление  кругов  в очень простые изображения, часто встречающихся в жизни предметов.

На  итоговой диагностике работы детей  были  оригинальны, преимущественно без повторений.

Анализируя полученные результаты диагностики  можно  отметить, что интерес детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования, они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Вывод

 Мною  замечено, что овладение  нетрадиционной  техникой изображения доставляет детям истинную радость.

Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора  образов, одним словом разнообразие нетрадиционного рисования, - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Следует помнить, что ребенок  - это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь…

 

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(Развивающая образовательная ситуация на игровой основе с детьми 1-й младшей группы) « Как на зайкины именины!» Выполнила: Гальцова И.П., воспитатель мкдоу «Црр-д/с №4», Аннинского района.

Слайд 2

Цели: Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. Продолжать учить детей различать и называть основные цвета. Формировать представление детей об обитателе леса- зайце, его внешнем виде, среде обитания, особенностях образа жизни. Закреплять правильное употребление в речи слов: «большой», «маленький», «один», «много», « длинный», «короткий». Упражняться в рисовании нетрадиционным способом (рисование пальчиками). Воспитывать отзывчивость и доброжелательность, любовь и интерес к животному миру.

Слайд 3

Оборудование: Фонограмма с записью плача зайчат. Мягкие игрушки (зайчата) по количеству детей, «мама зайчиха» . Цветные дорожки из ткани (красная и зеленая). Бутафорский торт, нож. Влажные салфетки. Палитра с пальчиковыми красками основных цветов. Угощение и сюрпризы для детей.

Слайд 4

Образовательная область « Коммуникация» -Дети, кто- то плачет! -Вы не плачете? А, кто- же это? Все вместе ищут, находят корзину с зайчатами.

Слайд 5

Образовательная область « Познание» -Вот, оказывается, кто плакал! -Детки, а кто это?

Слайд 6

Образовательная область « Познание» -Сколько зайчат? -Наверное, они остались одни, замерзли, поэтому плакали. -Давайте их согреем, приласкаем, обнимем, подышим на них, осторожно пожалеем их. -А сколько зайчат у каждого из вас? -Посмотрите, какая у зайчат шерстка, какие ушки, какие глазки? -А что еще есть у зайчат? -Правильно, у них есть хвостики, а какие они?

Слайд 7

Образовательные области: « Познание», «Физическая культура», «Музыка». -Ребята, а что у зайчат на ушках? -А какого цвета бантики? -А у нас на полянке есть дорожки- к расная и зеленая. Те, у кого зайки с красными бантиками – Прыгают по красной дорожке, а у кого с зелеными- по зеленой. -Ребята, наши зайчики уже устали, давайте их положим обратно в корзинку и дадим им отдохнуть.

Слайд 8

Образовательные области: « Познание», «Коммуникация» -Детки, а кто у наших зайчат мама? -А вот и она! (Появляется зайчиха. В руках у нее бутафорский торт.) « Спасибо вам, ребятки, что не обидели моих деток, обогрели, приласкали их. А ведь они сегодня именинники. Я испекла им большой торт и хотела украсить его ягодами, но не успела. Может вы мне поможете?»

Слайд 9

Образовательная область « Художественное творчество» -Поможем зайчихе? Нарисуем ягоды на торте? -Ребята, торт большой, он у нас один. -А сейчас мы разрежем его на кусочки.

Слайд 10

Образовательные области: « Познание», «Художественное творчество» -Сколько стало кусочков? -Ребята, а теперь каждый украсит свой кусочек торта ягодами. -Давайте вспомним, какого цвета малина, крыжовник, смородина и черника и т. д. -Нарисуйте те ягодки, которые вы больше всего любите.

Слайд 11

Образовательная область « Социализация» - Ребята, давайте покажем зайчихе , какой красивый торт у нас получился. -Зайчиха вас благодарит за помощь, дарит вам яркие воздушные шары и приглашает отметить вместе с ними день рождения ее зайчат. Сюжетно ролевая игра «День рождения»

Слайд 12

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты маленьких человечков (элемент ТРИЗ)

НОД для детей старшего возраста...

Презентация: "Большие секреты маленьких пальчиков"

Презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Презентация используется при реализации проекта «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей с...

Конспект познавательно-игровой НОД: «Большой секрет маленькой семечки»

данное занятие с элементами детского экспериментирования раскрывает значение подсоднечника для человека....

ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД «БОЛЬШИЕ СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКОГО МУРАВЬЯ»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ –ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА, КАК НОСИТЕЛЯ НОВОГО ТИПА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ....

Секреты маленьких человечков

Конспект занятия с элементами ТРИЗ по опытно - экспериментальной деятельности....

Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"

ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...