Использование нетрадиционной технике рисования с детьми младшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по рисованию (младшая группа) на тему

Опыт работы воспитателя 

2 младшей группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя  

2 младшей группы

                                        Благиной  Е.В.

« Использование нетрадиционной технике рисования с детьми младшего  дошкольного возраста»

                                    Нижний Новгород

                                             2015

   

Рисование является одним из самых интересных и доступных видов деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский.

 В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;

- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Сложности некоторых техник нестандартного рисования:

  • Поэтапное объяснение и показ техники;

  • Проводить процесс работы индивидуально;

  • Следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами;

  • Не ограничивать желания ребенка дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;

Работа по развитию и формированию детей изобразительной деятельности через использование нетрадиционной техники рисования  обширна и многогранна. Она требует четкой организации, чтобы ни одна задача не была упущена. Качество работы зависят от многих условий, к которым относятся:

  • самообразование
  • создание развивающей среды в группе;
  • использование разнообразных форм работы с детьми;
  • интеграция с другими областями ;
  • организация взаимодействия с семьей детей.

В первую очередь мы оборудовали уголок художественного творчества . Здесь находятся все необходимое для индивидуальной и подгруппповой работы:

  • Пальчиковые краски
  • Гуашь
  • Акварель
  • Кисти разных диаметров
  • Кисти жесткие для тычка
  • Печатки из поролона
  • Штампы из пенопласта
  • Обводки
  • Трафареты
  • Восковые мелки
  • Свечи
  • Бумага разной фактуры
  • Ватные палочки
  • Цветные и простые карандаши
  • Природный материал

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Дети нашей группы посещают детский сад второй год, но не у всех детей есть навыки изодеятельности. Поэтому я начала свою работу с детьми с пальчиковой живописи. У детей этот вид нетрадиционной техники  вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Они пытаются определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывают недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.

Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.

На занятиях изобразительной деятельности мы использовали метод тычка. Детям очень понравился этот метод изображения. Этот метод не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Для раскрашивания необходимы  густая гуашь и жесткая  кисть.

                                Метод тычка позволяет :

- развивать  специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

- дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов. что важно для восприятия окружающего мира;

- формирует эмоционально –положительное отношение к самому процессу рисования;

- способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, познавательных способностей ( рисунки созданные способом  тычка, эстетичны и понятны ребенку.

  Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, я ознакомилась с этим методом . При рисовании этим способом гуашь должна быть густой. Кисточка жесткой, а самое главное – сухой, Для большего эффекта я подрезала кисточки на 2 – 3 см. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая « пушистая» точка.

  Заранее на листе я рисую простым карандашом контур предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета( изображение цветка, животного и т.д.), называя вслух его части ( например, голова, уши; стебелек,цветок).Затем дети делают тычки кисточкой по контуру слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхности внутри контура. Остальные необходимые детали дети рисуют концом тонкой кисти.

Материалы,используемые на занятиях : гуашь густая. Бумага любых цветов и размеров( тонирование делаем заранее акварельными красками широкой кистью).На занятии должно быть не менее двух кисточек.   Процесс рисования на занятиях я сопровождаю познавательными моментами ( загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и физкультурными минутками.

Основное в этой деятельности необходимо было привлечь родителей в образовательный процесс. Важным моментом информационно -просветительской работы с родителями по вопросу развития  художественного творчества является регулярное предоставление новой информации по данной теме. Мы испльзовали материал:

* Рубрика « Сегодня на занятии», которая отражает тему занятия.

* Выставки детских работ «  Необычные рисунки     ».

В индивидуальной работе с родителями используются папки — передвижки, где даны рекомендации, например:

  • Роль художественной литературы.
  • Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте.
  • Виды нетрадиционных техник  рисования.

Основным итогом проделанной работы   является развитие детского творчества. Наша система позволила сформировать навыки нетрадиционной техники рисования

. Малышей привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать, особенно детям 3-4 лет

 Каждая из  техник нетрадиционного рисования - это своего рода игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где им даётся возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом.

Результатами работы  с детьми в данном направлении стало:

*активность и самостоятельность детей в изодеятельности ( используют полученные навыки);

     *   умение передавать в работах свои чувства с помощью различных

        средств выразительности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Живые цветы" (использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста)

Презентация по описанию технологии нетрадиционного рисования (акварель и восковые мелки)...

Использование нетрадиционных техник рисования c детьми дошкольного возраста

Использование нетрадиционных техник рисования c детьми дошкольного возраста...

Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста»

Материал будет полезен воспиталям групп раннего возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возрас...

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста....