Сообщение «Художественно эстетическое развитие детей в образовательной деятельности»
консультация по рисованию на тему

Миннебаева Елена Борисовна

Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка разных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedsoveta.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

 «Художественно эстетическое развитие детей в образовательной деятельности»

Воспитатель : Миннебаева Е.Б.

Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка разных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, потому что удовлетворяет его желанию действовать, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Образовательная деятельность предполагает неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Немаловажно, что художественно-эстетическое развитие  также дисциплинирует детей, готовят руку ребенка к школе, развлекают, знакомят с окружающим миром.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Я остановлюсь  сегодня на рисовании.

Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование развивает у детей чувственно-двигательную координацию, развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучая дошкольников рисованию, особое внимание уделяю решению двух взаимосвязанных задач:

- пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

- сформировать у них изобразительные навыки и умения.

Работу по рисованию веду по программе М.А.Васильевой. Использую в своей работе разработки Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой и не так давно стала использовать методику И.А.Лыковой.

Изучив программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду, я выделила основные направления в своей образовательной работе:

1) отработка технических навыков;

2) воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства выразительности;

3) обучение умению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета;

Эти задачи решаются мною на протяжении всего дошкольного возраста и конкретизируются с учетом возрастных и психологических особенностей каждого периода.

Уже ни для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться с тем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал, приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта, я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группе мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легко представляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисования превращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы и изображать их.

Для детей старшего дошкольного возраста я использую способ поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления, какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка работы. Потом – сама работа детей. Последнюю часть занятия оставляю для самостоятельной доработки рисунка детьми.

 Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятия составляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразу несколько проблем. Во-первых, нацеливает детей на создание сюжетной работы. Во-вторых, организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее - получает возможность ещё поработать. В-третьих, проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы, видят успехи и недостатки своей работы и корректируют её.

Одно из ведущих направлений в моей работе – это обучение техническим навыкам. Так, например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей, так и у старших дошкольников. Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке, я провожу ряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихи отрывные, неотрывные, прямые и дуги.

Упражнения провожу как часть занятия, на котором в дальнейшем дети используют полученный навык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу), на крыльях и хвосте - длинные перья (длинные отрывные дуги), а на грудке - короткие (короткие дуги). Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от формы и фактуры предмета.

При закрашивании красками больших поверхностей использую такой прием. Говорю растягивая: «Ра - а - аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу линию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два - а - а»- рядом провожу другой длинный мазок. Это организует детей, учит уверенности, смело вести кисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.

Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет – эти задачи решаются на каждом занятии по рисованию, когда работаем с красками. Но особенно эффективны в этом направлении занятия по составлению композиций пейзажа: «Радуга», «Заход солнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алая разливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы учат смешивать краски на мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. На таких занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.

Для того чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и прочего можно передать своё отношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которых изображаем один и тот же объект, но различными цветами разного размера, разной техникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием перевоплощаются в изображаемый образ - своего рода психогимнастика: «Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка», «Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п.

Ещё один прием: ребенок пытается отгадать характер героя, изображенного его товарищем, этот приём учит детей оценивать, насколько его средства выразительности понятны для окружающих.

Если мы хотим развивать способности ребёнка, привить ему любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, необходимо искать новые формы работы с детьми. Именно поэтому в своей работе я использую нетрадиционные приёмы в обучении детей рисованию. Это и пальчиковая живопись, и кляксы, и даже рисование мыльными пузырями.

Мною были прочитаны книи по нетрадиционной технике рисования. Это книга Л. В. Куцаковой «Мама, я умею рисовать», разработки Н.В.Дубровской «Яркие ладошки». Они очень помогают мне в работе.

 А вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями. Главное, чтобы это доставляло ребёнку удовольствие.

Мною ведётся системная работа с родителями, так как семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В уголок для родителей помещаю консультации «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду», «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника» и т.д. Делаю памятки, рекомендации для родителей «Как подготовить рабочее место для рисования», «Порисуй со мной мама». Провожу анкетирование для родителей по теме. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – обогатить духовный мир ребёнка.

Итак, своим опытом работы я хочу обратить внимание на то, что только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы, взрослые, должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так, чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное, его духовное развитие.

Использовала различные формы организации детей:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.

2. Непосредственная образовательная деятельность: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.

3. Образовательная деятельность в режимных моментах: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования, игры в процессе на отбор привлекательных предметов.

4. Самостоятельная деятельность детей: создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».

5. Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, оформление группового помещения к праздникам, открытые мероприятия.

Наблюдая за детьми, пришла к выводу, что ребенку не всегда интересно рисовать на заданную тему. Поэтому предоставляю ему свободу выбора. Нетрадиционные техники рисования предоставляют ребенку возможность самому выбрать, чем рисовать, как рисовать и что нарисовать. В процессе такой деятельности получаются фантастические силуэты, которые ребенок с увлечением дополняет, заканчивает. Нетрадиционное рисование – это возможность выбора. У детей активно развиваются фантазия, мышления. Ребенок заинтересован данным видом деятельности. Поэтому пришла к выводу, что средствами нетрадиционного рисования активно развиваются творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)

Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала  воспитатель МБДОУ  "Лямбирский детский сад №3 комбини...

Рабочая программа Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Вид организованной образовательной деятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 лет

Рабочая программаОбразовательная область:Художественно – эстетическое развитиеВид организованной образовательнойдеятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 летСведения о ра...

«Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности».

Статья с рекомендациями для воспитателей ДОО по художественно-эстетическому развитию детей методжом проектной деятельности....