РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружку «Цвета радуги» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по кружку «Цвета радуги»

для детей дошкольного возраста

от 5  до 6  лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_2.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. М.Н.Заводского  с.Елховка

муниципального района Елховский Самарской области

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по кружку «Цвета радуги»

для детей дошкольного возраста

от 5  до 6  лет.

Срок  реализации  программы:  1  год.

 

       

                                                 Руководитель кружка:  Фахертдинова О.Н.

                                                    Старший воспитатель  ГБОУ СОШ с.Елховка

         

Елховка, 2015 г.

Пояснительная записка

  • Актуальность. Новизна. Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей.  В дошкольные годы у ребенка развиваются:  чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.  Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Программа кружка  «Цвета радуги»  разработана  основе учебного пособия.  Она наглядно знакомит детей дошкольного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приемами работы с ними; дает первые представления  о средствах художественной выразительности в различных материалах и техниках, помогает развивать эстетическое восприятие природы и показывает приемы ее отображения.
  • Основная цель обучения изобразительной деятельности направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,  удовлетворения потребности детей в самовыражении и  развитии творческих способностей.

Задачи:

1. Воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

2. Развивать умение  изображать  нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

3.  Развивать  способность  видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве).

4.  Овладеть  техническими  приемами работы с различными материалами.

5.  Привить  уважение  к труду и аккуратности в работе.

  • Срок  реализации  программы:  1  год.
  • Формы  работы:  беседы, занятия, фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные,  коллективные работы.
  • Ожидаемый  результат:

К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания.

У детей формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству  в  школе.

  • Итоги  реализации  данной программы подводятся в форме выставки детских работ.

                        Учебно-тематический план на 2015 -2016 учебный год

Название раздела

Темы

Теория

Практика

1

Знакомство с особенностями работы карандашом, красками, гуашью.

Беседа «Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования.

1

«Красивые цветы», рисование по представлению (цветные карандаши, краски).

1

«Яблоня в моем саду» (краски)

1

Пальцевая живопись.  Тема «Гроздь винограда» рисование с натуры (гуашь)

1

Знакомство с искусством.   Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».

1

Рисование – отпечатки листьев.  Тема «Золотой листопад» (гуашь)

1

«Овощи, фрукты» рисование с натуры (гуашь)

1

Рисование ватными палочками.  Тема «Идет дождь»  рисование по представлению (гуашь)

1

2

Выставка работ детей

Выставка детских работ

1

3

Декоративное рисование

Знакомство с искусством хохломских мастеров.

1

Декоративное рисование «Волшебные ягоды» (краски)

1

Рисование по представлению «Усатый полосатый» (карандаши)

1

4

Рисование на мокрой бумаге

Рисование на мокрой бумаге «Лес точно терем расписной» (краски)

1

Беседа «Зимушка-зима».

1

Рисование по замыслу «Пригласительная новогодняя открытка» (цветные карандаши, краски)

1

5

Рисование по представлению

Рисование по представлению «Дом в котором я живу» (цветные карандаши)

1

6

Техника рисования манной крупой

Рисование манной крупой «Зимний лес» (рисование карандашом, манной крупой, клеем)

1

Беседа «Зимние забавы»

1

Рисование по замыслу «Наша нарядная елка» (цветные карандаши, краски)

1

7

Рисование пальцем

Рисование пальцами «Снеговик» (простой карандаш, гуашь)

1

Рисунки с помощью  открыток «По замыслу» (цветные карандаши)

1

8

Народный промысел

Беседа о народном промысле «Гжель».

1

Роспись чайного сервиза «Пир на весь мир» (гуашь)

1

Рисование по замыслу «Русская народная сказка» (Цветные карандаши, краски)

1

9

Рисование свечой

Рисование свечой «Снежинка» (краски)

1

Беседа «Весна-красна»

1

Рисование «Солнышко нарядись» (краски)

1

Рисование по замыслу .   Коллективное рисование «Сказочные рыбки» (краски)

1

10

Техника рисования «Кляксография»

Кляксография «По замыслу» (гуашь)

1

11

Городецкая роспись

Знакомство с искусством – городецкая роспись. 

1

Рисование бутонов и цветов по мотивам городецкой росписи.  «Закладка для цветов» (гуашь)

1

Рисование «Узорное яичко» (краски)

1

12

Точечный рисунок

Точечный рисунок «По замыслу» (густая краска)

1

Знакомство со скульптурой малых форм.

1

13

Рисование с натуры

Рисование с натуры.   «Пушистый медвежонок» (краски)

1

14

Рисование по представлению

Рисование по представлению  «Цветут сады» (краски)

1

Рисование по личному впечатлению   «Весеннее настроение» (цветные карандаши, краски)

1

15

Рисование по представлению

Рисование по представлению  «Цветут сады» (краски)

1

Рисование по личному впечатлению   «Весеннее настроение» (цветные карандаши, краски)

1

16

Выставка лучших работ

 Выставка лучших работ

1

Итого

9

31

Содержание программы кружка

Название раздела

                                       Темы

Сроки реализации

Знакомство с особенностями работы карандашом, красками, гуашью.

Беседа «Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования.

04.09.2015 г.

«Красивые цветы», рисование по представлению (цветные карандаши, краски).

11.09.2015 г.

«Яблоня в моем саду» (краски)

18.09.2015 г.

Пальцевая живопись.  Тема «Гроздь винограда» рисование с натуры (гуашь)

25.09.2015 г.

Знакомство с искусством.   Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».

03.10.2015 г.

Рисование – отпечатки листьев.  Тема «Золотой листопад» (гуашь)

09.10.2015 г.

«Овощи, фрукты» рисование с натуры (гуашь)

16.10.2015 г.

Рисование ватными палочками.  Тема «Идет дождь»  рисование по представлению (гуашь)

23.10.2015 г.

Выставка работ детей

Выставка детских работ

30.10.2015 г.

Декоративное рисование

Знакомство с искусством хохломских мастеров.

06.11.2015 г.

Декоративное рисование «Волшебные ягоды» (краски)

13.11.2015 г.

Рисование по представлению «Усатый полосатый» (карандаши)

20.11.2015.

Рисование на мокрой бумаге

Рисование на мокрой бумаге «Лес точно терем расписной» (краски)

27.11.2015 г.

Беседа «Зимушка-зима».

04.12.2015 г.

Рисование по замыслу «Пригласительная новогодняя открытка» (цветные карандаши, краски)

11.12.2015 г.

Рисование по представлению

Рисование по представлению «Дом в котором я живу» (цветные карандаши)

18.12.2015 г.

Техника рисования манной крупой

Рисование манной крупой «Зимний лес» (рисование карандашом, манной крупой, клеем)

25.12.2015 г.

Беседа «Зимние забавы»

08.01.2016 г.

Рисование по замыслу «Наша нарядная елка» (цветные карандаши, краски)

15.01.2016 г.

Рисование пальцем

Рисование пальцами «Снеговик» (простой карандаш, гуашь)

22.01.2016 г.

Рисунки с помощью  открыток «По замыслу» (цветные карандаши)

29.01.2016 г.

Народный промысел

Беседа о народном промысле «Гжель».

05.02.2016 г.

Роспись чайного сервиза «Пир на весь мир» (гуашь)

12.02.2016 г.

Рисование по замыслу «Русская народная сказка» (Цветные карандаши, краски)

19.02.2016 г.

Рисование свечой

Рисование свечой «Снежинка» (краски)

26.02.2016 г.

Беседа «Весна-красна»

04.03.2016 г.

Рисование «Солнышко нарядись» (краски)

11.03.2016 г.

Рисование по замыслу .   Коллективное рисование «Сказочные рыбки» (краски)

18.03.2016 г.

Техника рисования «Кляксография»

Кляксография «По замыслу» (гуашь)

25.03.2016 г.

Городецкая роспись

Знакомство с искусством – городецкая роспись. 

01.04.2016 г.

Рисование бутонов и цветов по мотивам городецкой росписи.  «Закладка для цветов» (гуашь)

08.04.2016 г.

Рисование «Узорное яичко» (краски)

15.04.2016 г.

Точечный рисунок

Точечный рисунок «По замыслу» (густая краска)

22.04.2016 г.

Знакомство со скульптурой малых форм.

29.04.2016 г.

Рисование с натуры

Рисование с натуры.   «Пушистый медвежонок» (краски)

06.05.2016 г.

Рисование по представлению

Рисование по представлению  «Цветут сады» (краски)

13.05.2016 г.

Рисование по личному впечатлению   «Весеннее настроение» (цветные карандаши, краски)

20.05.2016 г.

Выставка лучших работ

 Выставка лучших работ

27.05.2016 г.

 

Перечень методических разработoк.

ВИДЫ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

       1. Рисование не только кистью, карандашом, но и необычными  предметами и материалами.

       2.Использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские емкости ставится вода Правило -каждый палец набирает одну определенную краску Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой  Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки в младших группах это украшение платьев, следы зверей и т.д.  В старших группах получаются красивые пейзажи. В настоящее время пальцевой живописью занимается художник из Германии Гюнтер Юнкер.

3.        Использование «монотипии» - отпечатка. Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается по полам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.

  1. «Волшебный рисунок» - изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится тушь, цветные чернила.
  1. Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а по том кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
  1. Набрызги рисование зубной щёткой.  Можно изобразить дождь  набрызгом, всем ворсом щетки - волны, бахрому, густую траву.
  1. Коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
  1. Рисование краской прямо из тюбика. Но необходимо научить ребёнка выжимать краску нужного объёма сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону Получается выпуклый рисунок. Если размыть краски, выпуклость уменьшится и появятся разные
    оттенки цвета.

         9. «Объемная аппликация» Аппликация наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, сжатую в комок бумагу, кусочки древесной коры. Целесообразнее такие коллажи делать на картоне или фанере.

10.        Кляксография.

Вариант1.Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.

Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение

  1. «Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка
  1. Рисунок на мятой бумаге. Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.
  1. «Пушистый рисунок» Наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской.
  1. Рисунок через копировальную бумагу. Используется копировальная бумага разных цветов. Изображение наносится пальцем,  палочкой.
  1. Размытый рисунок. Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок  получается расплывчатый  (в тумане.  ,Дождливый день).
  1. «Рисунок клеем». На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура.
  1. «Цветные ниточки». Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь), кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить.
  1. «Граттаж» (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и ту шью наносят фон в определенном цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

        9. Трафарет.

Используемая литература:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т. С.,  Васильева М. А.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования  М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ  2010


2. Комарова Т.С, Обучение детей техники рисования. М: Просвещение, 1996.

3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду, М.: Карапуз, 2008

4. Трофимова М.В., Тарабанина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ

Данная рабочая программа по музыкальному воспитанию дошкльников  является модифицированной и составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От ро...

Рабочая программа по развитию музыкально-эстетических способностей детей дошкольного возраста «Музыкальный калейдоскоп» (планирование)

Планирование составлено на основе следующих источников:1.     Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика». С.-Петербург, 2000. 2....

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

рабочая программа танцевального кружка "Звонкий Каблучок" для детей старшего возраста

laquo;Звонкий каблучок» (возраст 5-7лет) дополнительная образовательная программа танцевального кружка для одарённых детей художественно-эстетической направленности.Цель программы: Развитие арт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича

Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича  - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...

Рабочая программа творческого кружка "Разноцветные пальчики" для детей раннего возраста

Развитие цветовосприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством рисования нетрадиционным способом - рисование пальчиками....