Конспект занятий по экологической тематике
план-конспект по рисованию на тему

Ягунова Инна Юрьевна

План занятий на экологическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_uroki.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия для детей старшего дошкольного возраста (5 -6 лет)

                                ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Дворец для пернатых.

ТЕХНИКА: Живопись.

ЦЕЛЬ: Отражение в рисунке своих представлений о жилище для птиц. Ознакомление с изобразительными возможностями гуашевых красок.

ЗАДАЧИ: Развивать фантазию у детей. Воспитывать гуманное отношение к птицам.

МАТЕРИАЛ: Бумага, кисть, гуашь, простой карандаш, резинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:  

- Вот и весна. Хотя ещё холодно почти как зимой, но совсем скоро весна вступит в свои права. Птицы прилетят с юга. А пока  последние ягоды рябины съедены птицами, которые остались  зимовать. Голодно стало в лесу. Вот и прилетели птицы в город, ища помощи у людей.

Бумажная птичка:

-Чив-чив, чив-чив, где бы подкрепиться? Вот и в городе все деревья  опустели - ни одной ягодки не осталось. Целый день летала я и ничего не нашла. Ох, как есть хочется.

Воспитатель:

- Не печалься, дорогая птичка. Мы с ребятами позаботимся о тебе.

Ребята, некоторые люди так любят птиц, что строят для них не просто кормушки, а целые дворцы.

Воспитатель показывает иллюстрации необыкновенных кормушек и скворечников детям. Дети обсуждают увиденное.

- Давайте и мы с вами придумаем домики для птиц, в которых птичкам будет уютно и сытно.

Рисунок будущего домика называется  эскиз.

Дети рисуют.

В середине  занятия проводится пальчиковая гимнастика на тему: «Птицы и их домики»

В конце занятия  воспитатель предлагает детям забрать рисунки для воплощения эскиза в настоящий домик для птиц вместе с родителями.

Готовые кормушки и скворечники вывешиваются на территории садика.

                                ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: Берегите первоцветы.

ТЕХНИКА: Графика.

ЦЕЛЬ: Отображение в рисунке своего отношения к первоцветам. Передача в рисунке образа цветка.

ЗАДАЧИ: Воспитывать бережное отношение к первым весенним цветам.  Развивать художественные навыки детей

МАТЕРИАЛ: Бумага, фломастеры, цветные карандаши, иллюстрации с изображением первых цветов

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель во время беседы показывает иллюстрации первоцветов детям.

- Как радостно солнышко светит, журчат ручейки.

Вся природа оживает после зимней спячки. В лесу, на  лужайках, там, где снег растаял, сразу же высовывают свои головки любопытные подснежники. Не терпится им! Только лучик солнышка коснулся земли, сразу из земли росточек показался, а потом и бутончик. Радуют глаза, эти первые  нежные цветочки. Не все могут поехать в лес и полюбоваться на это чудо. Вот некоторые люди и везут целые охапки подснежников в город, чтоб продать это чудо. А цветов всё меньше и меньше становится в лесу. Могут и совсем исчезнуть, если мы будем покупать эти милые цветочки. Потому, что если мы покупаем, то продающие будут ещё рвать и продавать. Бедные маленькие подснежники!

Вот букет, он брошен вместе с сором

Умирают, сжавшись, лепестки.

Это мы срываем без разбора

Нежные, тугие стебельки,

Зачем мы рвали их - не знаю.

Быстро вянет первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне.

Вестников весны там больше нет.

Очень просто губить живое

Ведь не могут же подснежники сказать:

" Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать".

                                   Юдзевич Марина,  14 лет

Первоцветы служат единственным источником питания шмелей и пчел ранней весной. Их массовый сбор населением приводит к гибели и резкому снижению численности насекомых, опыляющих в период цветения многие растения, в том числе плодовые деревья.

Давайте, ребята, выпустим такие листовки, которые призывают людей беречь первоцветы, и развесим их по городу. Тогда мы поможем природе спасти от исчезновения эти замечательные хрупкие создания.

Воспитатель раздаёт детям картинки первых цветов.

Дети рассматривают, обсуждают.

Далее проходит работа детей с бумагой, фломастерами и цветные карандашами.

В конце занятия воспитатель предлагает детям  забрать листовки и вместе с родителями повесить на досках объявления по городу.

                                ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: Птичий календарь.

ТЕХНИКА: Поделка с прищепкой

ЦЕЛЬ: Рисование птиц с передачей характерных особенностей, вырезывание силуэтов с последующим приклеиванием на прищепку.

ЗАДАЧА: Информировать детей о птицах Кемеровской области. Развивать мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛ: Белый картон, фломастеры, ножницы, клей, прищепка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

-В Кемеровской области обитает множество разнообразных птиц. Вот к нам залетел  снегирь.

Снегирь 

Как наряден мой дружок,
Красногрудый снегирек.
Сел он на дорожку,
Растопырил ножки.
Песен громких он не пел,
Но проворен был и смел.
Косит глазом – важный!
Сибиряк бесстрашный!

Снегирь (бумажная птичка на прищепке)

- Да, я  сибирский снегирь. Я живу здесь. Но видно меня лучше всего зимой. Моя красная грудка пылает на заснеженных деревьях. Я люблю рябину. Эти ягоды - основной рацион зимой. По красоте я занимаю первое место среди вьюрковых птиц России

Воспитатель «садит» снегиря на  заранее принесённые ветки.

Берёт следующую бумажную птичку.

Свиристели 

Снег упал тихонько с ели –
Встрепенулись свиристели,
Что-то нежное пропели
И, конечно, улетели…

- Я свиристель. Я необыкновенная птичка. У меня на голове пышный хохолок, а на кончике хвоста яркие, жёлтые пятна. Живу я в хвойных или смешанных лесах. Гнездо строю большое, из сухих веточек и лишайника.

Воспитатель «садит» свиристеля на ветку и берёт следующую бумажную птичку.

Дятел 

Дядя – дятел, стук да стук,
Мой лесной старинный друг.
Долбит дерево упорно,
«Санитар» лесной проворный

-Я  дятел. Живу в лесу. Особенно мне по душе сосновый лес. Летом питаюсь насекомыми, а зимой семенами сосны, ели, лиственницы, которые добываю из шишек, срывая их с ветвей и раздалбливая в своих "кузницах"- специальных лунках в деревьях. Весной, я не прочь попить сок берёзы и других деревьев. Зимой могу и из кормушки полакомиться.

Воспитатель «садит» дятла на ветку и берёт следующую бумажную птичку.

Кукушка 

О, как одиноко, тоскливо кукушке –
Она разбросала по свету детей,
И плачет, и плачет она на опушке:
«Ку-ку-ку, ку-ку-ку, вернитесь скорей!»

-Я - кукушка. Ем то, чем накормят хозяева гнезда, так как мама- кукушка кладёт cвоё яйцо в чужое  гнездо, и птенца кукушки выкармливают  другие птицы, думая что это их птенец. Взрослой кукушкой ем в основном насекомых, а так же ягоды. Могу похищать птенцов, иногда ловлю мелких мышат, так что я не только гнездовой паразит, но и хищник. Я - летняя птичка, поэтому прилетаю в Сибирь в мае.

Воспитатель «садит» кукушку на ветку и берёт следующую бумажную птичку.

Трясогузка 

Птичка хвостиком трясет:
«Берегись, лесной народ!
Вижу в небе ястребка –
Нападет исподтишка!»
Крик, а может всхлип
Радостный: «Цилипп - цилипп!»
Всех друзей предупредит,
И на речку полетит.

- Я трясогузка. Я птица характерного облика, с длинным покачивающимся хвостом, 18 см в длину. Я чёрно-белая птичка. Питаюсь насекомыми, поэтому прилетаю весной, когда много мошек.

Воспитатель «садит» трясогузку на ветку и берёт следующую бумажную птичку.

Городская ласточка 

Раскричалась ласточка,
Значит – жди дождя,
Быстро к дому, лапушка –
Дальше ждать нельзя.
Твой домишка глиняный,
Он прилип к стене.
Ах, летунья милая,
Ты вернись ко мне!
 

-Я - ласточка. Все ждут  моего прилёта весной. Прилетела ласточка, значит, наступила весна, можно приступать к полевым и огородным работам. Я очень полезная птичка. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей за сутки, достигает несколько десятков тысяч.

Воспитатель предлагает  детям сделать любую птичку на выбор, и

 устроить птичьи сборы.

                               ЗАНЯТИЕ № 4       

ТЕМА: Чистый город (Коллективная работа)

ТЕХНИКА: Коллаж

ЦЕЛЬ: Создание сюжетной композиции из бросового материала

ЗАДАЧА: Воспитывать у детей бережное отношение к городской среде. Развивать мелкую моторику рук. Учить работать в коллективе

МАТЕРИАЛ: Ватман, бросовый материал, клей, ножницы, цветная бумага.

ХОД РАБОТЫ:

Воспитатель рассказывает экологическую сказку.

Одним солнечным утром Миша встал с постели и понял, что опаздывает в школу. Он проспал. Быстро натянул форму, схватил портфель. Завтракать было уже поздно.

- А, позавтракаю на ходу.

Он быстро взял приготовленный мамой бутерброд, запихал его в бумажный пакет, захватил с собой коробочку сока с трубочкой и побежал. Выходя из подъезда, он развернул бутерброд и бросил бумагу. Она полетела, шелестя, подхваченная лёгким ветерком. Миша торопился, он бежал и жевал. Понимая, что времени совсем мало, бросил недоеденный кусок в близлежащую лужу. Хлеб быстро начал набухать и расползаться под воздействием грязной воды. Вот и остановка. Как раз вовремя подкатил двурогий троллейбус. Миша заскочил довольный на площадку троллейбуса и достал сок. "Сок апельсиновый, мой любимый"- подумал мальчик и втянул через трубочку сладкий нектар.

-Куда бы деть эту  пустую коробочку? А, вот открытое окошко.

И коробка полетела в окно троллейбуса. Она брякнулась о дорогу и отлетела в сторону. Миша почесал в затылке, достал жвачку - обёртка полетела вслед за коробочкой. Троллейбус остановился. Миша выходя, посмотрел на часы. Было без двух минут восемь. Он помчался к школе, выплюнув жвачку на  бегу.

-Ах, ты, сменную обувь забыл, ну, может, не заметят дежурные.  А ботинки - то грязные. Ладно, не впервой.

Воспитатель во время рассказа показывает иллюстрации, приготовленные заранее.

 По окончании  воспитатель задаёт вопросы детям.

 -Что Миша делал неправильно?

 -Что будет с городом, если все дети будут вести себя как Миша?

 -Что нужно делать, чтобы сохранить город чистым?

Воспитатель предлагает детям выпустить плакат-коллаж, призывающий людей сохранять город в чистоте.

Выдаётся ватман, на котором  заранее нарисовано графически два одинаковых города.  Ватман разделён пополам линией. Детям предлагается одну часть города превратить в замусоренный с помощью бросового материала (коробочки, крышечки, мятые бумажки, грязная вата,  пакетики и.т.д.), а другую часть города превратить в зеленеющий цветущий город с помощью аппликации (готовые вырезанные фрагменты цветов, трав, листьев)

По окончании дети дают оценку обоим городам. Воспитатель пишет на загрязнённой части ватмана: "Нет грязному городу!"

Дети несут плакат в группу.

ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: Лес в огне.

ТЕХНИКА: Монотипия

ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с новой техникой - монотипии.

ЗАДАЧИ: Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать творческие способности детей.

МАТЕРИАЛ: Орг. стекло, гуашь, кисть, бумага.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель демонстрирует технику монотипии, одновременно рассказывая экологическую сказку.

Воспитатель сидит за столом, перед ним орг. стекло и краски. Воспитатель рисует лес. После воспитатель берёт красную краску и ведёт речь от лица красной краски.

- Я - красная, самая сильная. Я могу нарисовать огонь. Огонь- это большая сила. Ничто не может устоять  против огня. Если в вашем лесу кто-нибудь разведёт огонь. (воспитатель рисует костёр), то я уж постараюсь...

Воспитатель говорит детям, что в лесу много сухих веточек, листиков, хвойных иголочек, которые легко воспламеняются, и если человек не будет бдителен, может начаться лесной пожар, этот пожар очень трудно потушить. Воспитатель рисует распространяющийся огонь.

- Никто не может остановить эту стихию, пока лес не погибнет. Тогда беда - гибнут деревья, насекомые и звери. Воспитатель берёт чёрную краску и закрашивает лес чёрным.

-Лес превращается в обугленные головёшки. Нет жизни.

И ещё много лет нужно будет для того, чтоб лес вырос на этом месте.  

Воспитатель берёт зелёную краску и  рисует росточки. Берегите лес! Не оставляйте без присмотра костёр в лесу. И тогда беды не произойдёт.  Воспитатель, сбрызнув стекло из распылителя водой, отпечатывает рисунок обгоревшего леса на бумагу.

Воспитатель предлагает детям сделать монотипию. Чтобы лес вновь зацвёл. Дети каждый на своём  орг. стекле рисуют бабочек, цветы, деревья, птичек, на выбор. Отпечатывают на бумаге. После высыхания работы дополняют деталями, используя фломастеры, карандаши. Вырезают и приклеивают на рисунок обгоревшего леса.

Лес спасён.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий на железнодорожную тематику

Материал о железной дороге и о желнзнодорожных профессиях....

Конспект занятия на экологическую тематику "Путешествие в весенний лес"

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание оказывать ей помощь....

Конспекты занятий на экологическую тематику

Конспекты занятий на экологическую тематику для дошкольников (ознакомление с птицами)...

Конспекты занятий на экологическую тематику

Конспекты занятий "Ознакомление с птицами: зимующие птицы"...

Конспект занятия по маи\тематике в подготовительной группе. Тема: Путешествие по сказке.

Занятие закрепляет навыки порядкового счета  в пределах 10 (прямой и обратный счет); учит составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; упражняет в решении примеров на увеличение и ...

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....