Конспект НОД "Рисуем углем"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект НОД "Рисуем углем" (с применением ИКТ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

«Рисуем углем»

Конспект НОД в  старшей группе

(с использованием ИКТ)

                             

Составитель:

Воспитатель

Перевозчикова Евгения Владимировна

Тольятти 2012 г.

Аннотация:

       Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

       К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

      НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного  через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: 

  • картинка с изображением Художника,
  • презентация по теме (Приложение 2),
  • смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь,

                                            простые карандаши, салфетки бумажные,

                                            влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10

                                            для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель: 

- Ребята, здравствуйте!

  Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника.

  Он живет в сказке    о Незнайке.  И он вам предлагает стать его друзьями:

  Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.

  (дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют

   на одежду).

- Я теперь знаю, как к вам обращаться.

   А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть

   своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской

   нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

-  Тогда закрывайте глазки:

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мастерская встречай наших ребят!

 

Основная часть.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель: 

-  Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.

   Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,  

   и написанные картины.

   У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные

   для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,

   а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(
карандаш)

Дам подсказку - краска я ,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная...
(гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома ...
(акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я ...
(фломастер)

Воспитатель: 

-  Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети:

-  Они нужны для того, чтобы рисовать. 
Воспитатель: 

-  Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.

   Давайте посмотрим, что же это?
(Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям)
Воспитатель: 

-  Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Воспитатель: 

-  Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

   Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем

   можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки

   и наброски.

 

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Воспитатель: 

- Углем рисовали великие художники.

  Обратите внимание на картину известного художника

  Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».

   Ее автор Михаил Александрович Врубель. Эта картина не была закончена,

   художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:

-  А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.

    Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

-  Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

Воспитатель:

-  А это рисунки ребят, с которыми я работаю.

   Им очень нравится рисовать углем.

  А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

-  Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую

    гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами) 

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

Воспитатель:

-  Пальчики разогрели, можно приступать к работе.

   Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,

   чтоб   не испачкать свою работу.

   У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.

   На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.

   Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

   Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии

   получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет

   еле заметна.  Получился квадрат.

   Чтобы его закрасить нужно взять   салфетку, смять ее и растушевать

   или по-другому растирать получившиеся линии.

(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)

   

Воспитатель: 

-  Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный  

   лист   бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину,

   мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)

Воспитатель: 

-   Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки

 (приклеивание ранее приготовленных рамок)

 (работы детей представлены в Приложении 1)

Воспитатель:

-  Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.

    Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

    Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.

    Раз, два, три в садик деток всех верни!

Подведение итогов  НОД:

Воспитатель: 

-   Ребята, где мы сегодня были?

Дети:

-   В художественной мастерской.

Воспитатель:

-   Кто нас туда позвал?

Дети: 

-    Художник.

Воспитатель:

-   А чем мы там занимались?

Дети: 

-   Рисовали углем.

Воспитатель:

-  Вам понравилось, было трудно или легко?

    У вас на столах смайлики грустные и веселые.

    Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.

    (дети показывают смайлики)

Воспитатель: 

-    Мне очень понравилось с вами заниматься.

     Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Воспитатель:

-   Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.

     Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

     До свидания!

Список литературы:

  1. http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
  2.  А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Приложение 1

 

Работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знакомство с каменным углем и мелом"

Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.Задачи: Образовательные:×...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»

Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать...

Конспект интегрированного занятия «Изба красна не углами, а пирогами»

Беседа о жилище человека в старину, его устройстве, о мебели.Словарная работа: «бабий куть», «изба», «хоромы», «терем», «красный угол», «полати».Драматизация русской народной сказки «Теремок» на новый...

Конспект НОД "Рисование углем"

Прилагаается презентация...

Конспект занятия "Добыча угля в Амурской области" в старшей группе

помощь учителям - дефектологам, воспитателям...

Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, привива...